Зоны плавания. Определение индивидуальных зон интенсивности тренировок. Зоны тренировочных нагрузок в плавании

Выражаю благодарность заслуженному тренеру Республики Беларусь Польскому Евгению Васильевичу за помощь.

В первую очередь необходимо понятие того, что является понятием нагрузки в плавании. В том же тренажёрном зале для нас понятием нагрузки в первую очередь являются вес отягощения, количество повторений, время подхода и время отдыха между подходами. Как известно тяжёлоатлеты в основных тренировках выполняют в подходах 2-3 повторения с паузами в несколько минут. Бодибилдеры, если речь идёт о развитии гликолитических мышечных волокон выполняют упражнения на 8-12 повторений с 70-80% весом от максимума, а время отдыха уже составляет около минуты. Причём аналогия с тренировочным весом проста и понятна всем, но почему то перенести по сути то же на воду вызывает проблемы.

Для плавания основным параметром основным нагруженности пловца является его пульс. Принято мерять по количеству ударов за 10 сек, приложив руку к артерии на шее. Стоит отметить, что данная методика измерения имеет и достоинства, потому что практически в каждом бассейне есть часы с секундомером, но и имеет недостатки, т.к. даёт очень большую погрешность: людям свойственно завышать свои возможности и как результат там где реально пульс 25 уд. измеряется 20-22. Если Вы относитесь к таким, то имеет смысл купить пульсометр. Стоимость составляет от 3400 рублей, что согласитесь совсем недорого, но в то же время фактически исключается самообман.

Теперь о пульсовых зонах плавания:
до 20 уд. это зона в которой проходит восстановление организма и используется она в тренировке в первую очередь для закупывания после серий и разминки, т.к. происходит выведение лактата и отдых. Закупывание в этой области позволяет отдохнуть быстрее, чем просто стояние около бортика.
20-22/23 уд. зона поддержания выносливости и развития техники плавания – характеризуется незначительным выделением лактата, отсутствием усталости, сравнительно невысокой (около 60 % от абсолютной скорости). Наилучшая пульсовая зона для выполнения упражнений для развития техники плавания, чувства воды и гребка. Основной принцип – для того, чтобы плавать быстро нужно уметь плавать медленно. Но нужно помнить, что для каждого человека существует минимальная скорость плавания, ниже которой происходит полная раскоординация и по сути «сваливание». Это полный аналог наименьшей скорости сваливания у самолётов. Как пример, попробуйте проплыть 1,5 километра в этой зоне, а после ускориться– с очень большой вероятностью Вы проплывёте по собственному рекорду.

22/23-26/27 уд. зона развития выносливости – наилучшая зона для тренировочных серий, потому что нагрузку в этой пульсовой зоне мы можем держать несколько минут, правда стоит отметить время тут зависит как от степени готовности спортсмена (состояния здоровья), так и от его буферных возможностей и не в последнюю очередь возраста. С учётом того, что данный материал не направлен для спортсменов-профессионалов, то можно сказать, что пловец-любитель способен выдержать работу в данной области 5-10 минут с 70-80% от абсолютной скорости. В данной области мы обладаем широким набором тренировочных приёмов: игра скоростей, интервальное плавание, серии с улучшением итд. После проплывания серии в этом пульсовом режиме необходим или кратковременный отдых или закупывание, даже если применалось интервальное плавание. Плюсы этой области очевидны: мы плаваем уже со значительной скоростью, не происходит нарушение техники плавания (если к примеру вы делаете 12-13 гребков на бассейн 25м на технику, то тут будет порядка 14).

27-30 уд. зона развития мощности – зона развития мощности пловца, характеризуется околомаксимальными скоростями плавания. Для плавания в этой области необходимо быть здоровым и подготовленным спортсменом. Много плавать в этой области нельзя, т.к. нарушается техника плавания и вместо 12-13 мы имеем уже 17-18 гребков. Во время проплывания серии в таком режиме выделяется много лактата, поэтому между сериями обязательно закупывание (причём желательная смена стиля плавания, к примеру с кроля на спину, чтобы дать кролевым мышцам отдых). Слишком частое использование плавания в этой области даёт увеличение мощности, но критически портит технику. Можно выделить отдельный день в неделе, где будет несколько серий для проплывания нескольких серий в данной зоне, но ступенчато. Вообще неплохо сходить в баню или сауну после такой тренировки, чтобы «выгнать» лактат.
Выше 30 уд.– либо Вы генетически одарённый «Рэмбо» (Сальников, Попов и пр. не меньше), либо что более вероятно Вы просто сами себя обманываете. Кратковременное повышение пульса более 30 возможно, но плыть серии в такой пульсовой зоне нереально.

При планировании тренировок надо понимать, что пловца любого уровня без хорошей аэробной основы нет и быть не может. Поэтому использование дистанционного и медленного интервального плавания на невысоких пульсах до 26 уд. позволит Вам быть стройными и здоровыми. Надо помнить, что восстановление с возрастом, при отсутствии гормональных фармакологических вмешательств (а плаваем мы исключительно для здоровья), происходит медленнее, но это не значит, что невозможен прогресс.
Итак о расчёте тренировочных нагрузок.

Первое действие: измеряем абсолютную скорость (скорость 50м из воды, со своего старта). Для себя необходимо должен знать кто он больше по природе спринтер, стайер или человек лучше плывущий средние дистанции.
В сериях применять скорости выше 85-90% не стоит.
Когда Вы плывете серии, отрезками по 50м, то 60, 70, 80 и 90% от абсолютной скорости получаются вышеописанные пульсовые зоны, со всеми из них вытекающими тренировочными эффектами.

50м как тренировочный отрезок для плавания очень короткий, но, к примеру, в ситуации когда Вы пришли в бассейн и чувствуете, что воду сегодня «перегрели», то 20 по 50м с отдыхом около 10 секунд – прекрасная серия (70% скорости) для развития аэробной выносливости.

Для расчёта серии 100м необходимо абс. скорость х2 и добавит около 5 секунд если Вы хорошо плывете быстрые и средние дистанции. Если Вы скорее спринтер или Ваша форма далеко от тренировочной около 8 секунд,. Это будет предполагаемое наилучшее время на дистанции 100м. Далее умножая эту дистанцию на проценты, получаем тренировочное время, которое будет соответствовать описанным зонам пульса.

Для 200м необходимо 100м х2 и добавить 8-12 секунд и далее умножить на проценты.
Правильное применение данных режимов позволяет прогрессировать даже при тренировках в сравнительно «взрослом» возрасте. Повторюсь ещё раз: не стоит обманывать себя и каждую тренировку делать проходки до максимума – это не даст ничего кроме перетренированности и стабилизации спортивного результата.

Под плаванием судна в особых условиях понимается плавание:

В районе со стесненными условиями;

При входе в порт и выходе из него;

С лоцманом;

В зоне действия системы УДС;

При ограниченной видимости;

В системе разделения движения судов;

В штормовых условиях;

Во льдах.

При прохождении узкости в условиях ограниченной видимости и в других, общими требованиями являются:

Личное присутствие капитана на мостике и руководство им всеми действиями вахтенной службы (а случае необходимости капитан может оставить за себя старшего помощника);

Четкая расстановка вахты и членов экипажа, вызванных для ее усиления, распределение конкретных обязанностей между судоводителями с целью своевременного обнаружения и исправления допущенных ошибок;

В зависимости от конкретной обстановки уменьшение хода, вплоть до остановки судна или отдачи якоря, в случае возникновения сомнения в правильности определения места;

Заблаговременный переход на маневренный режим СЭУ;

Заблаговременное снижение скорости или даже полная остановка, если действия другого судна непонятны.

Плавание в районе со стесненными условиями

При плавании в районах со стесненными условиями усиливается наблюдение, в том числе и с помощью судовой РЛС, независимо от условий видимости. Наряду с обсервациями используются методы, позволяющие практически непрерывно контролировать место судна (траверзные дистанции, ограждающие изолинии и т.д.), учитываются колебания уровня моря и необходимый запас воды под килем судна, контролируются глубины и тенденции их изменения.

Вблизи берегов возможно появление малых судов (прогулочных, рыболовных, яхт, быстроходных катеров), следующих курсами, отличающимися от рекомендованных. В таких районах возможна установка нештатных буев и вех, имеющих специальное назначение и не упомянутых в навигационных источниках.

Возможно экранирование высокими мысами других судов, следующих за поворотом фарватера.

Плавание при подходе к порту и выходе из него

Подходы к порту и портовые акватории помимо того, что являются районами со стесненными условиями плавания, имеют еще и специфические особенности. Обычно в этих районах действуют системы УДС. Как правило, на подходах к портам в местах схождения морских путей организуются системы разделения движения судов.

Плавание в портовых водах регламентируют отличные от МППСС--72 местные правила, которые следует заблаговременно изучить. При расхождении с небольшими судами необходимо учитывать возможность несоблюдения ими международных правил.

На подходах к порту возможны скопления стоящих на якоре, дрейфующих и перемещающихся с различной скоростью судов. В ночное время следует учитывать помехи наблюдению от береговых огней, маскирующих объекты на воде.

При подходе к месту приема-сдачи лоцмана следует предусматривать действия на случай его задержки или невозможности высадки.

Плавание с лоцманом

Присутствие лоцмана на мостике не освобождает ни капитана, ни вахтенного помощника капитана от их прав и обязанностей по обеспечению безопасности плавания.

До начала лоцманской проводки капитан и лоцман должны обменяться информацией относительно навигационной обстановки в районе плавания, характеристик судна и согласовать действия и связь с сопровождающими буксирами и другими плавсредствами при проводке и на швартовых операциях.

При малейших сомнениях в действиях лоцмана капитан вахтенный помощник должен, если позволяет время, выяснить у лоцмана его намерения.

На каждом участке плавания следует для себя уяснить, какая из команд лоцмана? поворот в сторону опасности, увеличение скорости сверх безопасной и т. д.- должна быть немедленно отменена, так как чаще всего лоцманские операции происходят в стесненных водах, когда на выяснение намерений лоцмана может не быть времени.

Плавание в зоне действия системы УДС

Заблаговременно, до подхода к зоне действия системы УДС, следует изучить правила плавания в зоне, которые помещены в обязательных постановлениях по порту, Извещениях мореплавателям, в лоциях или на справочно-навигационных картах.

При необходимости и возможности используют две УКВ радиостанции: одну -- для связи на дежурном 16-м канале, вторую -- для связи на рабочем канале оператора системы УДС.

Плавание в зонах действия СУДС осуществляется в соответствии с МППСС?72, если местные правила не требуют иного. В случае нарушения правил движения следует немедленно информировать о факте и причинах нарушения оператора СУДС.

Вход в зону разрешается оператором СУДС, который вправе давать указания судну о порядке и очередности движения, якорной стоянке я действиях для предотвращения непосредственной опасности. В свою очередь, капитан судна обязан репетовать указания поста, направленные непосредственно его судну, а в случае невозможности их выполнения -- сообщать причины и дальнейшие намерения.

Следует помнить, что точность глазомерного определения бокового смещения судна с оси канала или фарватера с помощью береговой РЛС составляет 10?20 м, что обычно бывает достаточно для обеспечения безопасной проводки.

Опасность представляют малые суда, следующие без связи с оператором СУДС и зачастую остающиеся вне его контроля

Плавание при ограниченной видимости

Под ограниченной видимостью, в дополнение к определению, данному в МППСС?72, понимают условия, когда фактическая видимость объекта меньше геометрической.

Безопасность плавания в условиях ограниченной видимости обеспечивается соблюдением безопасной скорости, тщательным счислением пути судна с учетом влияния внешних факторов и маневренных характеристик, определения места, строгим выполнением МППСС?72 и местных правил плавания, непрерывным ведением РЛ наблюдения и прокладки, своевременным обнаружением опасности чрезмерного сближения и выполнением оптимального маневра, а также другими мерами предосторожности.

В зависимости от условий и возможностей визуального и слухового наблюдений при ограниченной видимости могут быть выставлены дополнительные наблюдатели. В таких условиях чаще используют дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии сложения.

Плавание в системе разделения движения судов

При плавании в системах разделения движения судов следует постоянно принимать информацию береговой контрольной станции.

В таких районах обычно используют две УКВ радиостанции.

Если при плавании в системе разделения движения другое судно, по вашему мнению, следует не по своей стороне, необходимо перепроверить место своего судна и, даже если оно подтвердится, следовать дальше с повышенной осторожностью.

В случае нарушения правил немедленно информировать контрольную станцию о факте и причинах этого.

Плавание в штормовых условиях

При получении штормового предупреждения или обнаружении признаков приближения шторма судно должно быть подготовлено к плаванию в штормовых условиях.

Плавание в штормовую погоду осложняется тем, что судно не всегда может следовать по ранее выбранному маршруту, а вынуждено удерживаться на курсах, при которых влияние штормовых условий сказывается в меньшей степени.

Если судно следует в открытое море через район, недостаточно защищенный от волнения, и есть сомнение в благополучном преодолении штормовой зоны, капитан должен определить, продолжать рейс или переждать шторм под защитой берегов. Судам с избыточной остойчивостью необходимо избегать штормования. До плавания в штормовых условиях, если это целесообразно, устраняются свободные поверхности в танках

При плавании судна в штормовых условиях возникают явления, ухудшающие мореходность судна и затрудняющие управление им. К таким явлениям относятся резонансная бортовая качка, слеминг, заливаемость главной палубы, снижение остойчивости и потеря управляемости на попутной волне, разгон гребного винта.

Наибольших размахов бортовая качка достигает в резонансной зоне, т.е. при таком сочетании курса и скорости, когда отношение периодов свободных и вынужденных колебаний судна составляет 0.7--1,3 (основной резонанс). Отмечены случаи параметрического резонанса бортовой качки, когда указанное отношение достигает 1,9--2,1. Наиболее сильная качка в этом режиме наблюдается на волнах мертвой зыби. Выходить из такого положения предпочтительнее путем изменения скорости судна.

Выбор безопасного сочетания курса и скорости рекомендуется производить с использованием универсальной диаграммой качки Ю.В.Ремеза. Диаграмма, показанная на, построена для больших глубин моря и рекомендуется к использованию при условии, когда глубина больше четверти длины волны. При меньших глубинах рекомендуется пользоваться более сложной диаграммой (РД 31.00.57.1--88) для предельных глубин. Следует иметь в виду, что обе эти диаграммы построены применительно к основному резонансу и справедливы при сравнительно регулярном волнении.

Во время сильного и продолжительного шторма в океане образуются ветровые волны и зыбь различных направлений. При штормовании в таких условиях рекомендуется снизить скорость и следовать курсом против генерального направления волнения или групп наиболее крупных волн.

При плавании судна под острым курсовым углом к волнению в условиях интенсивной килевой качки возникают такие неблагоприятные для безопасности плавания судна и сохранности груза явления, как ударные гидродинамические нагрузки на днище корпуса судна -- "днищевой слеминг", в развал носа -- "бортовой слеминг", заливание палубы, оголение и разгон гребного винта. Интенсивность этих явлений существенно зависит от высоты волн, скорости судна и его посадки (осадок носом и кормой и дифферента). Наихудшие условия наблюдаются в области резонанса продольной (т.е. совместной килевой и вертикальной) качки, который имеет место при равенстве величин периода свободных килевых колебаний судна и среднего кажущегося периода волнения. На практике при плавании транспортных судов на волнении эти условия возникают, когда величина средней длины волн близка к длине судна. ОЛОЛО (брочинг и випинг)

Чтобы на встречном волнении избежать слеминга или заливания палубы, нужно снизить скорость судна. Изменение курса в данном случае малоэффективно. Для оценки степени снижения скорости в зависимости от высоты волн, курсового угла волнения и условий посадки рекомендуется пользоваться специальными штормовыми диаграммами, которые разрабатываются для судов каждой конкретной серии.

В тех случаях, когда продолжение рейса в штормовых условиях становится опасным для людей и судна, применяется способ штормования. Наиболее распространенным является штормование на острых носовых курсовых углах, поскольку судно в этом случае лучше управляется, более устойчиво на курсе, сохраняет остойчивость, имеет меньший размах бортовой качки. Вместе с тем, если скорость не будет снижена, удары волн о корпус и заливание палубы могут достичь максимальной силы.

При штормовании против волны наиболее безопасной является минимальная скорость, при которой судно еще слушается руля. Если при этом судно испытывает значительные днище и корпус, рекомендуется изменить курс судна. Крупнотоннажным судам, у которых в силу неравномерной загрузки изгибающие моменты, действующие на корпус, близки к предельно допустимым, рекомендуется штормование на курсовых углах волнения более 35--45°

Штормовать на кормовых курсовых углах могут суда с достаточной остойчивостью, удовлетворяющей диаграммам безопасных скоростей и курсовых углов к волнению при штормовом плавании на попутном волнении, предусмотренным в дополнении к информации об остойчивости и прочности грузовых судов. При этом периоды качки несколько увеличиваются, судно не испытывает ударов волн, его скорость может приближаться к эксплуатационной, на палубу попадает меньше воды. Однако на попутном волнении снижается устойчивость судна на курсе, оно хуже слушается руля, возрастает рыскливость, попытки удержать судно точно на курсе обычно бывают бесполезными и только приводят к усиленной работе рулевой машины. В этом случае ручное управление рулем предпочтительнее автоматического.

Опасно штормовать на попутном волнении судам с малым надводным бортом или имеющим большие свободные поверхности жидких грузов, а также при возможности смещения груза. Недопустимо выходить на курс по волне судам, у которых началось смещение груза, появился статический крен или дифферент на нос.

Во время поворота в условиях шторма качка судна может стать особенно резкой. При выполнении поворота наиболее опасным является положение судна лагом к волне, когда кренящий момент от давления ветра достигает максимума, а режим качки близок к резонансному.

Поворот в условиях шторма рекомендуется выполнять после определения направления ветра и волнения, реакции судна на ветер, характера волнения (средний период и длина волн, периодичность более крупных волн), диапазонов курсов и скоростей, при которых наблюдается усиленная качка.

Изменение курса с попутного или на попутный к волне следует выполнять таким образом, чтобы в интервале курсовых углов волнения 180°--45° поворот осуществлялся плавно с небольшим динамическим креном. При этом скорость судна должна быть такой, чтобы после поворота оно не оказалось в положении статической постановки на волну или в условиях основного или параметрического резонансов бортовой качки. При двухмерном регулярном волнении поворот рассчитывают так, чтобы судно прошло резонансную зону бортовой качки при курсовом угле волнения 90° на относительно спокойном волнении с максимальной скоростью поворота. При сильном нерегулярном волнении поворот выполняют с таким расчетом, чтобы судно проходило лагом к волне в период, когда волны меньше.

При плавании против волны и совпадении направления бега волн с направлением ветра поворот совершают как влево, так и вправо, предварительно позволив судну несколько увалиться под ветер и уменьшив ход до минимально возможного. Если направление ветра не совпадает с направлением бега волн, до начала выполнения поворота нужно привестись к ветру. В обоих случаях поворот следует начинать, переложив руль на борт и дав полный ход, в момент, когда корма окажется на обратном склоне последней из серии наиболее крупных волн.

При плавании в штормовых условиях периодически производится контрольная откачка льял.

Плавание во льдах

При плавании в ледовых условиях (самостоятельно или в составе каравана под проводкой ледоколов) следует иметь в виду, что, несмотря на совершенствование судов, опасность получения ими ледовых повреждений нисколько не уменьшилась. Выбор и поддержание оптимальной скорости движения судна в ледовых условиях являются основной задачей судоводителей, управляющих судном.

Сведения о характере возможного обледенения судов в отдельных районах Мирового океана приводятся в Атласах обледенения судов и в Извещениях мореплавателям ГУНиО МО.

Вахта на мостике при ледовом плавании обычно осуществляется двумя судоводителями, один из которых -- капитан или старпом -- управляет судном, а другой выполняет штурманские обязанности, а также наблюдает за ледовой обстановкой, обеспечивает связь с ведщим ледоколом и судами в караване, выполняет распоряжения капитана.

При плавании в районах с низкими температурами вахтенная служба ведет наблюдение за забрызгиванием судна и началом отложения льда; определяет направления ветра, при которых происходит обледенение; организует подготовку к действию средств борьбы с обледенением; выбирает под руководством капитана курсы и скорости судна по отношению к ветру и волнам, при которых забрызгивание и заливание будут наименьшими; ведет наблюдение за остойчивостью судна и принимает безотлагательные меры к ее восстановлению.

При обледенении в первую очередь ото льда освобождаются ходовые огни, навигационные, сигнальные и спасательные средства, проходы для членов экипажа.

В общем случае в каждом море могут быть выделены отдельные зоны с характерными для них навигационно-гидрографическими особенностями и условиями плавания. Такими зонами являются:

Зона открытого моря;

Прибрежная зона;

Зона стесненного плавания.

Так, навигационно-гидрографические особенности плавания в этих зонах предъявляют свои специфические требования к средствам навигационно-гидрографического оборудования (в дальнейшем СНО).

Зона открытого моря - все водное пространство океанов и морей, лежащее за пределами зрительной и радиолокационной наблюдаемости береговых СНО. Большие глубины, незначительное количество или отсутствие навигационных опасностей дают возможность широкого выбора пути следования судна. Плавание в зоне открытого моря свободное или по объявленным рекомендованным путям. Как правило, рекомендованные пути определяют общее направление потока двухстороннего движения судов, без определенных границ или с границей с одной стороны.

В ряде случаев, особенно в районах интенсивного судоходства, часть рекомендованных путей используется для разделения движения встречных потоков. Такие пути определяют направление движения и могут иметь ограничения по ширине.

Основным способом получения места судна в этой зоне является счисление пути с периодическим определением места по СНО или светилам.

Прибрежная зона - часть моря, лежащая вдоль материкового берега, берегов, архипелагов и отдаленных островов, в которой возможно зрительное и радиолокационное наблюдение береговых СНО.

Ширина прибрежной зоны принимается 30-50 миль. Близость берега, сравнительно небольшие глубины, надводные и подводные навигационные опасности усложняют плавание и ограничивают выбор пути следования судна в прибрежной зоне. Плавание в зоне осуществляется в основном по рекомендованным путям или фарватерам ограниченной ширины и только в отдельных районах допускается свободное плавание.

Условия плавания в прибрежной зоне требуют повышения точности и быстроты определения места судна по сравнению с зоной открытого моря.

Зона стесненного плавания включает в себя каналы, узкости, шхеры, акватории портов, устьевые участки судоходных рек. Плавание в зоне осуществляется, как правило, по строго определенным направлениям, обеспечивающим безопасный путь следования. Условия плавания в зоне требует контроля местоположения судна с еще большей по сравнению с другими зонами точностью и частотой определения. На особо сложных участках, из-за отсутствия времени на инструментальные определения, используется лоцманский метод управления судном.

В районах интенсивного судоходства независимо от зоны, в которой проходят пути следования судов, в целях повышения навигационной безопасности плавания и уменьшения опасности столкновений применяется система разделения встречных потоков движения, установления глубоководных путей для судов с большой осадкой и зон прибрежного плавания.

Одной из мер, предусматриваемых системой разделения движения, является введение на морских путях зон или линий, разделяющих движение судов, следующих в противоположных направлениях. По обе стороны от зоны или линии разделения движения отводится полоса одностороннего движения. В местах схождения нескольких рекомендованных путей вводят районы кругового движения, плавание в которых осуществляется в установленном порядке вокруг определенной зоны или точки до выхода в соответствующую полосу движения.

Общие принципы установления и использования путей и систем разделения движения судов, а также описания путей и систем разделения движения судов приводятся в "Рекомендациях для плавания в районах разделения движения судов" издания ГУНиО, в "Руководствах для плавания" или в "Режиме плавания в ________ море".

Пути и системы движения в международных водах устанавливаются с одобрения ИМКО, в территориальных водах Украины - компетентными органами Украины.

Полные данные о системах разделения движения и рекомендованных путях публикуются в "Извещениях мореплавателям". Установленные системы разделения движения показываются на морских навигационных картах.

Основными факторами, от которых зависит требуемая точность определения места судна, обеспечивающая навигационную безопасность в зоне плавания, являются расстояние до ближайших к пути следования навигационных опасностей, ширина канала, фарватера или безопасного прохода узкости. Кроме того, требуемая точность зависит от задач, решаемых судами в данном районе, интенсивности движения, скорости хода судна, его маневренных элементов и размеров. Увеличение скорости хода и водоизмещения судна не только повышают требования к точности, но и вызывают необходимость значительно сократить время обработки измеренных навигационных параметров при определениях.

Точность определения оценивается средней квадратической погрешностью (СКП) М, представляющей собой радиус круга, в пределах которого может находиться судно. Вероятность Р нахождения действительного места судна в круге радиусом М зависит от соотношения осей эллипса погрешностей и колеблется в пределах Р = 0,683 при b: a = 0,1 и Р = 0,632 при b: a = 1.

При известных элементах эллипса вероятность СКП принимается Р = 0,632. Предельную М^ в зависимости от заданной ее вероятности рассчитывают по формуле

М^ = К р М

где К р = коэффициент, который выбирается из таблицы № 1 по заданной вероятности Р и соотношению полуосей эллипса погрешностей

Т а б л и ц а № 1

При неизвестных элементах эллипса погрешностей коэффициент К р выбирается для соотношения b: a = 1.

Международная ассоциация маячных служб (МАМС) рекомендует следующие точности определения места судна в различных зонах плавания при обеспечении следующей вероятности нахождения судна в пределах:

Канала, шириною 100 м - 0,997;

Фарватера, шириною 250 м - 0,993;

Фарватера 2 - 20 кбт - 0,950;

Полосы движения 10 - 20 кбт - 0,950.

Т а б л и ц а 2

Приведенные в таблице значения соответствуют Резолюции Международной морской организации (ИМО) А529 (ХІІІ) от 17 ноября 1983 г.

Теперь мы знаем, что средства навигационно-гидрографического оборудования должны обеспечить заданную точность определения места судна для безопасного плавания.

Стили спортивного плавания Кроль (англ. crawl - ползание) - вид плавания на животе, в котором левая и правая часть тела совершают гребки попеременно. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, во время чего ноги, в свою очередь, тоже попеременно поднимаются и опускаются. Лицо плывущего находится в воде, и лишь периодически во время гребка голова поворачивается, чтобы сделать вдох. Кроль считается наиболее быстрым способом плавания. На соревнованиях по плаванию вольным стилем большинство спортсменов отдают предпочтение именно кролю, поэтому «вольный стиль» и «кроль» стали практически синонимами.

Брасс (фр. brasse от фр. brasser - месить, перемешивать) - стиль спортивного плавания на груди, при котором руки и ноги выполняют симметричные движения в плоскости, параллельной поверхности воды. Самый медленный способ плавания, т. к. возвратные движения руками выполняются преимущественно под водой, а движения ногами выполняются с прерыванием. При этом является самым сложным с технической точки зрения. Брасс имеет большое прикладное значение: возможность проплыть наибольшее расстояние с наименьшими энергозатратами; бесшумное плавание; плавание под водой.

Плавание на спине, кроль на спине - стиль плавания, который визуально похож на кроль (руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное непрерывное поднятие/опускание), но имеет следующие отличия: человек плывет на спине, а не на животе, и пронос над водой выполняется прямой рукой, а не согнутой, как в кроле. Третий по скорости плавания стиль на дистанциях до 200 метров. Особенностью этого способа является то, что человеку не надо выдыхать в воду, так как лицо находится на поверхности. Ещё одна особенность стиля - это то, что старт совершается из воды, а не с тумбочки, как во всех остальных стилях.

Баттерфляй (дельфин) (англ. butterfly) - один из наиболее технически сложных и утомительных стилей плавания. Это стиль плавания на животе, в котором левая и правая части тела одновременно совершают симметричные движения: руки совершают широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, ноги и таз совершают волнообразные движения. Баттерфляй - один из самых сложных способов плавания и считается вторым по скорости после кроля. Кроль на спине на дистанциях от 200 метров уже практически не уступает баттерфляю в скорости, что частично объясняется низким стартом первого.

Тренировочные нагрузки в плавании в зависимости от интенсивности и продолжительности делятся на 6 зон интенсивности (по Е. А. Ширковцу): 1 зона. Нагрузки имеют чисто аэробную направленность, преобладающее значение в энергетике имеет липидный обмен. Работа в этой зоне может выполняться длительное время, так как интенсивность ее не велика. Содержание лактата не превышает 2. 0 - 2. 5 м. Моль/л (уровень аэробного порога), показатель р. Н остается в пределах нормы, потребление кислорода может возрастать до 50% от максимума, ЧСС находится в пределах 110 -130 уд/мин. Нагрузки этой зоны применяются на начальных этапах тренировки с целью создания базы выносливости, в остальное время - в качестве компенсаторного, восстановительного средства тренировки (компенсаторное плавание). 2 зона. Нагрузки второй зоны носят также аэробную направленность, но выполняются на уровне анаэробного порога. Концентрация лактата в крови может достигать 3. 5 - 4. 0 м. Моль/л и сопровождаться сдвигом р. Н в кислую сторону до отметки 7. 35. Это приводит к угнетению липидного обмена и активации окисления углеводов, потребление кислорода возрастает до 5080% от максимума. Средняя продолжительность однократной непрерывной работы составляет 10 -30 минут при ЧСС 130 -150 уд/мин. В этих условиях в наибольшей мере совершенствуются эффективность и емкость аэробных процессов, способствуя развитию выносливости.

3 зона. Нагрузки имеют смешанный аэробно-анаэробный характер энергообеспечения. Потребление кислорода приближается к максимуму или достигает его, вместе с тем существенно возрастает роль анаэробных процессов, поскольку интенсивность работы превышает уровень анаэробного порога. Продолжительность однократно выполняемых упражнений составляет 5 -15 минут. В практических целях в данной зоне выделяют 2 подзоны А и В с уровнем лактата в крови 4. 0 - 6. 0 и 6. 0 - 9. 0 соответственно. Работа в данной зоне используется для развития мощности аэробных процессов (за счет прироста кардиореспираторной производительности). 4 зона. Нагрузки имеют анаэробную гликолитическую направленность и применяются для развития специальной выносливости (анаэробно-лактатный режим). Основной источник энергообеспечения - окисление углеводов, приводящее к значительному повышению уровня лактата в крови. Здесь принято выделять три подзоны А, В, С с уровнем лактата соответственно 9 - 12; 12 - 15; 15 м. Моль/л и выше. 5 зона. Нагрузки включают упражнения спринтерской направленности. Основным источником энергообеспечения служат фосфогены (АТФ и Кр. Ф). Интенсивность упражнений максимальная, продолжительность однократной работы не превышает 15 -20 секунд (анаэробно-алактатный режим). 6 зона. Нагрузки имеют анаболическую направленность - усиливают синтез сократительных белков в мышцах и АТФ-азную активность миозина в мышечных нитях. Сюда относят в основном упражнения пловца с около предельными и большими отягощениями, направленные на увеличение максимальной силы мышц.

Один из вариантов планирования в спортивном плавании аэробной подтоговки в различных группах (УТ,СС и ВСМ)

Тренер – преподаватель по плаванию Писарев Валентин Николаевич. Назначение работы: Данный материал предназначен для спортсменов-пловцов, которые зачислены в группы, начиная от УТ (учебно-тренировочная), СС (спортивного совершенствования) и заканчивая группами ВСМ (высшее спортивное мастерство). Материал будет полезен для тренеров по плаванию и родителей спортсменов.
Введение.
Из планируемого объема плавания аэробные тренировки составляют 80-85 %. Умение тренера правильно решать вопросы подготовки своих учеников в аэробных зонах энергообеспечения – залог успешных выступлений на соревнованиях. Весь спектр аэробных тренировок необходим пловцам от самого начала спортивной карьеры до ее завершения. Раньше, при работе над выносливостью, огромное внимание уделялось развитию МПК (максимальное потребление кислорода), но как показала практика ориентация тренеров на этот показатель при развитии выносливости у пловцов, как правило, приводит в тупик. Это связано с тем, что, возможность увеличения мощности функционирования системы митохондрий в работающих мышцах значительно превышает перспективу роста МПК. Так, в случае возрастания выносливости в 5 раз, количество митохондрий и связанная с ним оксидативная способность мышц увеличиваться примерно в 2 раза, а МПК на 10 – 14 %. Вот уже много лет у ведущих специалистов, работающих в циклических видах спорта, критерием планирования нагрузок является наработка энергетики мышечного сокращения. Понимание того, как работают мышечные волокна «быстрые», «медленные» и «промежуточные», как в зависимости от применяемой тренировочной нагрузки они взаимодействуют от видоизменения, какие биохимические процессы происходят в них, дает тренеру возможность правильно планировать и применять на практике все многообразие аэробной подготовки пловцов.

Итак, рассмотрим все зоны энергообеспечения и их планирование в структуре макроцикла. Все известно, что очень трудно идеально спланировать тренировочные программы в макроцикле, так как есть не зависящие от тренера обстоятельства и главное здесь несовпадение городских, школьных, областных и других стартов с распланированным макроциклом, который завершается главным стартом. Идеально макроцикл должен состоять из мезоциклов следующей направленности:
1. Втягивающий мезоцикл (2-4 недели);
2. Аэробный мезоцикл (2-3 недели);
3. Компенсаторно-тестовый микроцикл (4-7 недель);
4. Аэробно-силовой мезоцикл (2-3 недели);
5. Компенсаторно-тестовый микроцикл (4-7 недель);
6. Мезоцикл концентрации нагрузки (подготовка основной дистанции) 2-3 дня;
7. Соревновательный мезоцикл (3 недели и более);
Главные старты не ранее, чем через 14 дней после мезоцикла концентрации нагрузки. Вернемся к зонам энергообеспечения. Как правило нагрузка планируется по зонам интенсивности. Напряженность проплывания дистанций определяется следующими параметрами: а) время проплывания; б) измерение частоты сердечных сокращений после нагрузки; в) измерение лактата по необходимости и возможности; г) фиксирование темпа плавания в минуту или подсчет циклов за длину бассейна.
Первая зона – компенсаторная или восстановительная. 1.Разминка – как правило аэробная нагрузка, различные отрезки и дистанции комплексной направленности по способам плавания в сочетании с короткими спринтерскими отрезками. По объему плавания от1/4 до 1/3 объема плавания за тренировку. 2. Восстановительное плавание, особенно важно после соревновательной нагрузки. Оно должно быть достаточного объема, чтобы привести уровень лактата к минимальным значениям. Объем плавания в компенсаторной зоне, как правило, колеблется от 1/ до 1/3 от планируемого за макроцикл. Это очень много, но это необходимо. Самое главное здесь, сохранить структуру техники способа плавания такой, как она и на соревновательной деятельности. Это возможно тогда, когда пловец имеет идеальные гидродинамические характеристики, наделен великолепным чувством воды, пластичен и ловок в своих движениях на воде, технически «причесан».
Вторая зона - аэробные тренировки А1 – А2 – «ПАНО» - МПК. В течение всего макроцикла должны планироваться отдельные аэробные тренировки – А1. В недельном микроцикле из 10 тренировок их должно быть не менее трех, так как разминок, восстановительного плавания после «тяжелых» серий недостаточно. ЧСС в этих тренировках 120 – 130 уд/мин. Все аэробные тренировки надо планировать в «режимах плавания»
Тренировки очень разнообразны:
1. Комплексное плавание в различном сочетании способов;
2. Плавание по элементам ноги-руки;
3. Технико-координационные упражнения;
4. Немного спринта на нестандартных отрезках (ноги – руки - стиль);
5. Попеременное плавание по циклам на различных дистанциях.
Тренировки А1 не носят развивающий характер аэробных возможностей пловцов, но в сочетании с развивающими аэробными тренировками А2 – «ПАНО» - МПК дают положительный эффект в наработке аэробных возможностей. Тест: проплывание основной дистанции на минимальной скорости с очень хорошей техникой плавания. При планировании тренировок аэробной направленности в макроцикле, начиная с аэробного мезоцикла, надо а микроцикле совмещать все аэробные тренировки. А1 – восстановительная аэробная тренировка – 3 тренировки. А2 – развивающая аэробная тренировка – 3 тренировки. «ПАНО» - развивающая аэробная тренировка – 3 тренировки. МПК – контрольная тренировка – 1 тренировка. Пловцы, добивающиеся выдающихся результатов на дистанциях 800 и 1500 метров, огромное значение придают специальной подготовке на дистанциях 200 и 400 метров соответственно, опять же используя весь арсенал аэробных нагрузок определяющих высокий результат на этих дистанциях. На тренерском сленге их называют «силовыми стайерами», т.е. обладающими высокой скоростью спринтерских дистанциях. Характеристика тренировок А2, развивающих «аэробный порог». Комплексная разминка большого объема плавания для того, чтобы до начала основного задания прошло не менее 50 минут. Очень упрощенно, с точки зрения биохимии спорта, «жиры горят в пламени углеводов». Это позволяет выполнить основную развивающую нагрузку с подключением неокисленных жирных кислот. Развивающие тренировки А2 обязательно должны заканчиваться «спринтом» ноги-руки или стиль. В развивающих аэробных тренировках А2 спринтерская часть не должна носить характера спринтерской тренировки. Развивающие спринтерские тренировки – это спринт 25-50-75 метров достаточно большого объема с дозированным объемом плавания А1 – А2 – «ПАНО» в различном сочетании. Как правило, это отрезки 25 метров. В различном сочетании объема «спринта» варьируется от 300 до 400 м (16х25), 4 (4х25 м с 1 мин + 1 мин) и так далее. Чем больше мышечных групп вовлечены в работу, тем лучше для наработки общей выносливости. Основная задача этих нагрузок – увеличение капиляризации мышц. Развивающие нагрузки на уровне аэробного порога обязательно должны сочетаться со спринтерским плаванием. Нарабатывающийся при этом креатин - фосфатный механизм энергообеспечения, помимо источника энергии служит и транспортным средством для доставки кислорода к работающим мышечным волокнам. Тесты: 3 – 2 км. Длинная дистанция в/ст, основным способом или дистанция комбинированная(в/ст + комплекс + основной способ).
Третья зона – тренировки анаэробного порога ПАНО. Большая разминка А1 около 3200 метров «сжигаются углеводы». Ни в коем случае не разминаться на скорости характерной для тренировки А2. «Золотое правило» - не использовать в тренировках развивающих нагрузок соседствующих зон энергообеспечения. Нельзя использовать А2 +ПАНО или ПАНО + МПК. Лучше планировать нагрузку через зону энергообеспечения. Скорость на уровне ПАНО не может все время улучшаться при использовании большого объема этой нагрузки в течении макроцикла и годового цикла. Нужно стремиться подготовить пловца так, чтобы на соревнованиях он плыл не менее 0,5; дистанции с соревновательной скоростью без кислородного долга. Для этого ему надо показать в тесте «интервальное ПАНО» скорость 80 -85 % и лучше от планируемой соревновательной скорости на основной дистанции при ЧСС до 170 уд/мин. Тестовая серия: отрезок – двойная дистанция или основная дистанция основным способом. ПАНО нарабатывается основным способом. Корректно считается минимальный отрезок серии равен ½ соревновательной дистанции, максимальный отрезок – двух кратной основной дистанции.
В макроцикле можно только 2 раза целенаправленно выполнять тренировки на уровне ПАНО в развивающем режиме. А)тестирование +3 – 2 недели аэробный мезоцикл. 3-4 тренировки за микроцикл. Б) Тестирование +3 – 2 недели – аэробно-силовой мезоцикл. 3-4 тренировки за микроцикл. Тестировать перед соревновательным мезоциклом. Работать постоянно над повышением скорости на уровне ПАНО в течении макроцикла не приносит успеха. Для того, чтобы выйти на новый уровень скорости ПАНО надо обязательно пройти через период концентрации нагрузки по подготовке основной дистанции, соревновательный цикл и период втягивания в новом макроцикле. Перед аэробным мезоциклом любым выбранным способом определяется время на уровне ПАНО. Проводиться тренировка ПАНО. Преред аэробно-силовым мезоциклом тестируется ПАНО. Определение скорости ПАНО для составления тренировочных серий и тестирование ПАНО – вещи разные. До сих пор есть два направления, которые создают много путаницы. Тестирование ПАНО, используя длинную дистанцию, да еще как правило в/ст – это ни что иное, как определение уровня аэробного порога. Уровень аэробной производительности на ПАНО обязательно надо тестировать в интервальном режиме и основным способом плавания, т.к. должны определяться сокращения мышечных групп присуще тому или иному способу плавания.
Четвертая зона – тренировка в зоне МПК – вершина аэробной тренировки. Это смешанная зона аэробных и анаэробных нагрузок, когда после проплывания отрезка частично образуется кислородный долг. Принцип планирования тренировочных программ в этой зоне всем хорошо известен, но этими тренировками нужно пользоваться очень осторожно. Перебор объема плавания в этой зоне, как правило ведет к плачевному результату на соревнованиях. Тренировки в зоне МПК с возрастающей скоростью плавания от начала серии к концу серии бесперспективны, хотя на последнем отрезке пловцы показывают результаты близкие к своим рекордным. Тренировку МПК надо использовать, как тестовую. Например один раз в неделю. И по показателям этой тренировки можно педагогическим путем определить динамику МПК.
Вывод:
без постоянного совершенствования методических аспектов подготовки пловца, невозможно добиться прогрессирующих результатов у своих подопечных.