Фрирайдовые лыжи. Лучшие лыжи для фрирайда в шерегеше. Уровень владения техникой фрирайда

Любителям скорости и свободной езды подойдут лыжи для фрирайда. С помощью специальной конструкции можно почувствовать себя серфингистом. Чтобы отправиться в «свободное плавание», следует выбрать модель, учитывая несколько параметров.

В первую очередь следует понять, что это такое — фрирайд. Слово является транскрипцией английского слова «freeride» и буквально переводится как «свободная езда». Для фрирайда не нужны специально подготовленные трассы, достаточно найти склон с нетронутым снегом. Спуск напоминает езду на сноуборде.

Для имеют следующие характеристики:

  • увеличенная ширина;
  • широкий нос (шире талии);
  • технология «рокер»;
  • небольшая длина.

Рокер — ранний подъем передней, задней или передней и задней части, начинающийся с середины лыжи. Благодаря этой технологии, «подсмотренной» у воднолыжников, райдер легко скользит и держится на поверхности, не зарываясь в снег.

Виды фрирайд-катания

Облегченный фрирайд

Другое название — «фрирайд-лайт». Самый простой и бюджетный вид фрирайда. Лыжник поднимается на фуникулере и съезжает по склону с рыхлым, неподготовленным снегом.

Бэккантри (backcountry)

Требует некоторой физической подготовки: подъем осуществляется пешком на снегоступах или со специальным оборудованием для скитуров. После поднятия наверх райдеры скатываются по склону.

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Райдеры поднимаются на вертолете, а затем скатываются. Это более опасный вид фрирайда, т.к. предполагает более крутые склоны и продолжительный спуск по горной местности.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Лыжников поднимают на гору специальные гусеничные вездеходы с пассажирской кабиной — ратраки (сноукэты). Ратраки проходят по любой местности, поэтому райдеры могут покорить разнообразные склоны — лесные, бугристые, крутые.

Фристайл-бэккантри

Вид для экстремально настроенных лыжников, решивших выйти из парков в природную среду. Предполагает не только подъем и скат по необорудованным склонам, но и выполнение различных трюков в естественных условиях — со скал, бугров, бревен и т.д.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Модели, предназначенные для фристайла- , относятся к категории фрирайда. Однако некоторые производители выносят лыжи для фристайла в отдельную категорию.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри и классическими лыжами для фрирайда

В сравнении с классикой фрирайда, модели для фристайла-бэккантри имеют несколько особенностей:

  • конструкция позволяет переворачиваться в воздухе;
  • крепления находятся ближе к носку (у фрирайдных — ближе к пятке);
  • повышенная маневренность;
  • неравномерная жесткость — мягкая пятка и более жесткий носок;
  • больший боковой радиус;
  • полный (двойной) рокер.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Фристайл-бэккантри хорошо подойдут начинающим и опытным райдерам. Они более маневренные, легкие, лучше справляются с рельефными склонами и не требуют от лыжника сложных техник. Начинать учиться скатываться по горным склонам можно именно на этой модели. Необязательно использовать только для трюков, подойдут и для обычных спусков.

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда

Техника фрирайда на горных лыжах предполагает маневренность на большой скорости, и обычные тонкие модели с такой задачей не справятся. Поэтому разработаны модели для горнолыжного спорта:

  • универсальные;
  • карвинговые (трассовые);
  • фрирайдные.

Трассовые подходят для спуска по укатанным, оборудованным склонам. Они более жесткие и заужены в талии. На трассовых лыжах катаются не по прямой траектории, а дугами. От радиуса дуги зависит скорость райдера, а радиус зависит от технических возможностей лыжника и бокового выреза. В соответствии с радиусом выреза выделяют коротко-, средне- и длиннорадиусные трассовые лыжи.

Для фрирайда на горных лыжах подойдут универсальные и собственно фрирайдные модели.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Специально разработанные для фрирайда лыжи:

  • фрирайд (классика) — с рокером;
  • паудер — самые широкие;
  • park&pipe — для выполнения трюков и прыжков;
  • скитур — для восхождения на гору.

Park&pipe предназначены для выполнения трюков в лыжных парках с трамплинами, перилами и т.д. Скитур специально разработан для бэккантри. Модель отличается небольшим весом и позволяет подниматься в гору, отрывая пятку. При спуске она фиксируется креплением. Лыжи неудобны для экстремального спуска.

Паудер (powder)

Предназначены для езды по глубокому (от 20 см), мягкому, жесткому снегу. Хорошая пара для преодоления бугров и неровностей склона. Отлично себя чувствуют в лесистых и овражистых местностях с метровой глубиной снега. Основные характеристики:

  • ширина — до 150 мм в носке и до 140 мм в талии;
  • радиус поворота — 24-35 м;
  • передний рокер.

Паудеры не подходят для укатанных склонов.

Универсалы (all-mountain)

Подходят для по различной местности с мягким, липким, глубоким (от 30 см) снегом. На универсалах можно преодолевать мягкие бугры. Однако на укатанных склонах они значительно уступают трассовым моделям по скорости и маневренности.

Характеристики:

  • ширина — 140 мм в носке и 100-105 мм в талии;
  • поворот — 16-24 м;
  • низкий передний рокер.

Универсалы подходят для обучения фрирайду.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Усовершенствованный вариант универсалов. Лыжи для фрирайда на высоких склонах могут проехать буквально везде. Хорошо преодолевают чрезвычайно жесткие склоны, глубокий, подтаявший снег. Зачастую укрепляются углепластиком в один лист.

Основные характеристики:

  • ширина — 108-120 мм;
  • низкий передний, задний, редко полный рокер;
  • радиус поворота — 21-35 м.

Пара сложна в управлении и подойдет исключительно опытным лыжникам.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Подобрать лучшие лыжи для фрирайда довольно сложно. Следует учитывать несколько параметров и понимать, для чего необходимы лыжи — езды на укатанных склонах или преодоления естественных препятствий.

Радиус выреза

Этот параметр показывает, каким будет радиус поворота. Лыжи с небольшим показателем способны разворачиваться быстро и часто. Большой радиус (от 17 м) помогает поворачиваться плавно. Начинающему катальщику важно обращать на это внимание, чтобы намного облегчит маневренность.

Для пересечения леса лучше выбрать пару с радиусом до 15 м. Для свободного спуска достаточно 20 м.

Жесткость и весовой прогиб

Жесткость не измеряется количеством, и ее можно проверить только своими руками. Мягкими лыжами легче управлять. Они подходят для глубокого мягкого снега. Для спуска по плотному, подтаявшему покрытию лучше приобрести жесткую пару.

Весовой прогиб распределяет давление лыжи на склон и зависит от жесткости. Во фрирайдных моделях весовой прогиб сочетается с рокером. Чем он длиннее, тем выше маневренность. Короткий рокер помогает при резких поворотах и езде по плотному снегу.

Чем больше вес райдера и короче лыжи, тем больше должна быть жесткость.

Длина и ширина

Длинные лыжи менее маневренны, чем короткие. Поэтому начинающим лыжникам рекомендуется выбирать модели точно по росту. Это намного облегчит управление.

Ростовка, указанная на лыжах, является средним параметром и может не соответствовать действительности. Обычно вертикально поставленная лыжа выше или ниже лыжника на 5-10 см.

Широкие модели с легкостью преодолевают глубокий мягкий снег и подходят для неподготовленных склонов. Узкие лыжи лучше маневрируют на жесткой поверхности и способны быстрее менять направление. Средними показателями обладают универсалы с талией в 100 мм.

Обычно указанная ширина соответствует талии. Носки шире талии на 2-5 см.

Категории горных лыж

  • по опыту — для начинающих, любителей, профессионалов;
  • по гендерному признаку — мужские, женские;
  • по возрасту — детские, подростковые, взрослые.

Каждая категория различается размерами, массой, креплением, маневренностью. Новичкам рекомендуется покупать универсальные модели с двойным рокером. На них можно кататься по склонам с разной плотностью снега и совершать быстрые повороты.

Важно! Ребенок может приобретать навыки езды уже с 5 лет. Зарубежные школы принимают малышей в возрасте 2-3 лет. Однако фрирайд лучше осваивать с 8-10 лет.

Производители и цены

Топ-10 производителей горных лыж.

Полное погружение в любимую тему — правильно подобранные лыжи позволяют получить неописуемое удовольствие от фрирайда.

Если вы новенький во фрирайде, то найдете массу полезной информации, которая обязательно поможет с выбором очередной пары.

  • Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда
  • Одна или две пары
  • Если производитель уже знаком
    • Где катаешься
    • Предпочтения
    • длина
    • ширина
    • рокер/кембер
    • жесткость/мягкость
    • радиус
  • Стоимость
  • Модели прошлых лет
  • Горные лыжи для фрирайда бу

Чтобы выбрать горные лыжи для фрирайда с минимумом неожиданностей, необходимо кататься вне трасс несколько лет на разных моделях.

Тогда будет возможность пользоваться опытом наката прошлых лет.

Без этого выбор будет похож на тыкание пальцем в небо или лотерею, будьте к этому готовы.

Для начала пройдем по теоретической части, потом возьмем лыжи на тесты, а затем примем решение о покупке.

Что такое горные лыжи для фрирайда

Для ответа на вопрос, что такое фрирайд, я написал , почитайте ее, если только начинаете.

Теперь поделим класс горных лыж для фрирайда на две большие части, в которых есть подкатегории:

  • Исключительно для паудера (глубокого снега)
  • Универсальные

Горные лыжи для паудера обеспечивают максимальное удовольствие от серфинга в снегу и совершенно не подходят для катания по трассам.

Фрирайд в глубоком паудере

Это лыжи с шириной талии от 110-115 мм и минимальным кембером (если положить лыжу на пол, то под креплением просвета не будет).

Горные лыжи для фрирайда с талией 95-105 мм, как правило, компромиссные варианты. Они обладают характеристиками, которые позволяют получать удовольствие в том числе от катания по трассам.

Я катаюсь по 70-90 дней в сезон в Красной Поляне, где выпадает много пушистого снега. И все же предпочитаю талию 106 мм — паудер если и выпадает, то его ближайшие запасы быстро раскатываются, а на дальние походы не всегда есть время.

Поэтому лыжи с талией более 115 мм подходят лишь тем, кто может себе позволить постоянно кататься в глубоком снегу (хели-ски), или же они могут стать второй парой (которая дополнительным грузом ляжет в багаж).

Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда

Я слышал это раньше и подтверждаю сегодня — лучший способ выбрать лыжи для фрирайда (и не только) — тестировать перед покупкой.

На больших курортах с этим нет проблем совсем — приличные прокаты, типа Riders Test & Rent на курорте Роза Хутор или Райдер в Шерегеше, с большим удовольствием дадут протестировать разные модели в течение одного дня без дополнительной оплаты.

Я делал так не раз в этих прокатах, уверен, что и другие на это идут. Помимо настройки креплений, я получал полезные рекомендации, какая модель для данного типа снега больше всего подойдет сейчас.

Тоже самое проделывал на курортах Европы и США, например, Aspen.

Так что если не жужжит в одном месте поскорее потратить время, то тестируйте. После катания на четырех моделях по шерегешским лесам, я понял, что только одна (из опробованных) больше всего подходила к той местности — в тот день это была K2 Hell Bent.

Одна или две пары

Иметь несколько пар горных лыж для фрирайда круто, но не практично. Если едешь кататься на авто, то в багажник на крышу можно накидать несколько моделей.

Тогда с утра, выйдя на улицу, будет королевская привилегия вытянуть из персональной стойки наиболее подходящую лыжу и отжечь без компромиссов.

Однако, я обламывался от необходимости постоянно съезжать вниз на переобувку — это была трата времени.

Сегодня у меня две модели для фрирайда — одна 106 мм, другая 115 мм. Катаюсь больше на первой, на второй выхожу, когда горы по-настоящему засыпает снегом.

Если производитель уже знаком

Одно время я катался на моделях Seth Morrison бренда K2. Я просто покупал одну и ту же модель, только свежего года, и не сильно волновался о небольших изменениях, которые вносились в конструкцию.

В общем, лыжи были предсказуемы.

Выбор горных лыж на основе популярности/отзывов

Каждый год проводится огромное количество тестов горных лыж на нашей планете. В том числе и для фрирайда:

  • Тесты журнала Powder
  • Тесты журнала Freeskier

Проводят магазины и издания, бренды и отдельные люди. Можно обобщить результаты и увидеть, что та или иная модель понравилась тем, кто тестировал, больше других.

Но понравится ли Вам — большой вопрос. Поэтому что ощущения тех, кто тестируют, сильно зависят от их опыта катания. А на тесты отбирают, хоть и не всегда, людей, которые действительно смогут понять, что у них пристегнуто к ногам, и что-то внятное о них сказать.

Возьмем к примеру этот отзыв. Талия в 114 и так говорит, что они для глубокого снега, разбитом снегу можно катать, но лучше выбрать вариант с более узкой талией.

«Не идеальные условия», видимо, значит, что лыжи катят… на разбитой целине или разбитой трассе? Тут не очень понятно.

Хорошая плавность хода и плавучесть — могу только догадываться, но уверенности нет.

Модель заняла 5-ое место в тестах, а вот эта — первое:

Видно, что относительные показатели разнятся в коротких дугах и мощности, в остальном — схожи. Я могу сделать предположение, что победительница лучше управляется на небольших скоростях, а вот про мощность опять задумался.

Тесты, скорее, оповещение рынка о том, что появились новые модели, поэтому отзывы это формальность, а не помощь в выборе.

Как не очень правильно выбирать лыжи для фрирайда

Если тесты недоступны, то выбирать горные лыжи для фрирайда будем дистанционно, принимая во внимание несколько факторов.

Уровень владения техникой фрирайда

Если у Вас нет большого опыта катания вне трасс, то выбирать широкие лыжи более 110 мм не стоит. Шансы таковы, что первые годы вы будете проводить на небольшом расстоянии от трасс, где свежевыпавший снег довольно быстро раскатывается.

Тут вам больше подойдут универсалы, например, Salomon QST 106, с талией 106 мм.

Как выбрать горные лыжи для фрирайда — Salomon QST 106

Где катаешься

В этом разделе честно отвечаем на вопрос: в каких условиях катаешься большую часть времени.

Например, выезжаю в Кировск (Хибины) раз в год. В Кировске почти не бывает глубокого снега из-за сильных ветров. Выпадает много, но быстро сдувает. Поэтому везти в эти горы широкие лыжи бессмысленно.

Тоже самое можно сказать про подмосковные или питерские горки.


В Кировских Хибинах снег всегда плотный и неглубокий

Просто вспомните рельеф, на котором вы катались последние пару лет (если они у Вас есть), и сделайте вывод.

Предпочтения

Если катаешься (а не думаешь, что катаешься) агрессивно, то лыжи для фрирайда надо выбирать в категории Большие горы или big mountains.

В таких лыжах талия может быть 100-110, обязательно наличие кембера и жесткость выше средней (жаль, что вы не можете пользоваться моей шкалой жесткости, она у каждого своя).

Правда, если вы катаетесь действительно экстремально, т.е. не первый год, то сами знаете, какие характеристики должны быть зашиты в вашей следующей модели.

Подбор лыж для фрирайда по техническим характеристикам

У лыж есть характеристики и параметры, и от них зависит их поведение. То есть в дополнение к тому, как вы стоите на лыжах, в каких условиях катаетесь, они будут влиять на уровень удовольствия вождениях этих шутк.

Раньше, когда технологий — кемберов, композитов, рокеров — было меньше, значения, к которым мы переходим, имели ярко выраженное влияние на поведение лыж.

Сегодня при выборе горных лыж для фрирайда надо учитывать нововведения.

Длина

Если идем кататься на открытых участках, где можно набрать скорость, беру лыжи больше своего роста (184 см). Чем больше ростовка, тем лыжи стабильнее при таком катании.

Если едем в лес, то нужна управляемость на небольших и средних скоростях, поэтому лыжи беру в рост или меньше.

Ширина

Если кататься по глубокому снегу быстро, то ширина становится не так важна — на скорости лыжи плывут ближе к поверхности, а не тонут.

Если снег глубокий и хочется попрыгать на кочках в медленном темпе — чем больше талия (и площадь лыж), тем лучше.

Если видимость плохая, а снега много — талия широкая, лыжа меньше или в рост. В таких условиях разогнаться будет негде, поэтому снова берем широкие лыжи.

Пример лыжи для фристайла в глубоком снегу — Movement Fly 125:

Рокер / кембер

Рокер помогает лыжам всплывать (а в разбитом снегу, даже на трассах, не дает закапываться носом и бережет от падений).

Рокер может начинаться от центра лыжи или ближе к концу. Если рокер ближе к концам лыж, то по центру есть кембер.

Если положить лыжи на пол, то просвет между полом и лыжей по центру говорит о наличии кембера.

Чем больше кембер, тем стабильнее лыжа на большой скорости и тем тяжелее ей управлять при медленном катании, например, в лесу.

Чем больше рокер (максимальный начинается от центра лыжи, в этом случае кембера нет), тем легче даются повороты вне трасс. Такие лыжи, при большой ширине и относительной для каждого райдера ростовке, использую для внетрассового фристайла — прыжков и трюков целине.

Как выбрать горные лыжи для фрирайда — rocker

Жесткость / мягкость

Жесткость плюс кембер делают горные лыжи для фрирайда еще более стабильными на большой скорости и усложняют повороты на малых скоростях.

Если неагрессивно серфить в глубоком пушистом мягком снегу в лесу, то лучше выбирать мягкие лыжи с большим рокером.

Жесткость (не продольная) для каждого разная, и познается она в сравнении. С опытом, прогнув лыжу по центру руками, можно понять, насколько она жесткая для конкретного райдера, а не для всех катающихся на горе.

Радиус

В этом случае применяют обычные правила: маленький радиус (например, 15 метров) — легче делать короткие повороты; большой радиус (25 метров) — дуги будут широкими, может не хватить ширины трассы для одного полноценного поворота.

Если катание будет проходить исключительно вне трасс, но на кант лыжи поставить не удастся (повороты выполняются сбросом лыж), значит радиус не так важен.

Горные лыжи для фрирайда и скитура

Катание вне трасс можно совместить со скитуром. Тогда Вы сможете добираться до вершин, не снимая лыж. И не потонете в глубоком снегу.

Крепления на лыжах для скитура позволяют, при движении вверх, отрывать пятку ботинка, как на беговых лыжах. В этом случае, ходьбы становится более естественной, а подъем быстрее.

Выбираем горные лыжи для фрирайда — лыжи для скитура

Это зарождающийся класс лыж, которые а) должны быть легкими, чтобы не тащить лишний вес при движении вверх, б) достаточно жесткими, чтобы уверенно управлять лыжами на спуске.

Классические лыжи для скитура не предназначены для спусков (лишь бы спуститься), потому что главная задача — быстрее взойти к вершине.

У фрирайдеров другой приоритет — спуски в глубоком снегу. Но вопрос, как добраться до заветных вершин, оставался открытым, пока они не увидели скитуровцев.

С этого момента началась эволюция горных лыж, на которых можно было бы и забираться повыше, и уверенно спускаться.

В лыжах для скитура были две основные проблемы: ширина и «сопливость». Если первая просто наращивалась, то попытки сделать лыжу пригодной для уверенных спусков (добавить жестокости) приводили к увеличению веса.

Но эти вопросы решаются за счет легких синтетических материалов, и сегодня на рынке есть отличные лыжи, которые и легкие, и жесткие.

Пример таких лыж: DPS Wailer 106 Tour 1.

Примеры горных лыж для фрирайда

Горные лыжи для фрирайда — Head Core 117

Liberty Origin 116

Горные лыжи для фрирайда — Liberty Origin 116

Rossignol Super 7 HD

Горные лыжи для фрирайда — Rossignol Super 7 HD

Стоимость

Стоимость горных лыж для фрирайда зависит от многих факторов.

Новые модели последнего сезона стоят 40 000 — 60 000 руб, иногда больше, но это скорее исключение. Если взять новую такую же модель, но прошлых лет (которая может отличаться только графикой), то цена упадет на 20-40 процентов.

В примере ниже одна из самых популярных моделей для фрирайда Atomic Bent Chetler со скидой 40 процентов. Так как модель удалась, то производитель не играет с огнем и серьезных изменений в конструкцию не вносит.

Это значит, что, покупая эти лыжи, вы получаете модель нового сезона, только со старой графикой. Конечно, это не правило, приходит время, и модель устаревает, но этим лыжам такое пока не грозит.

Горные лыжи для фрирайда со скидкой

Если спокойно относитесь к лыжам бу, то на Авито можно подыскать за полцены и ниже.

В последнем случае обязательно встанет вопрос состояния модели и совместимости креплений и ваших ботинок, а также достаточности диапазона DIN для вашего веса.

Всплываем

Какое же это удовольствие выбирать горнолыжное снаряжение! И, конечно же, горные лыжи для фрирайда не исключение. Это как заказывать новое блюдо в любимом ресторане, где все вкусно.

Напоследок. Я бы сначала почитал в интернете о новинках лыж в этом классе, потом пошел в горнолыжные магазины с широким ассортиментом (в разных магазинах могут быть разные бренды), поговорил с консультантами, но не покупал, как бы руки не горели запалить денег.

Вместо этого — тесты приглянувшихся моделей в горах. После этого подводим итог: совпадают ли ожидания после просмотра лыж с результатами после тестового катания.

Если да, то берем, если нет, то получаем опыт — не все, что блестит, золото.

А теперь уходим на поверхность — очередное погружение батискафа Паудер подошло к концу.

Если одного похода было мало, то вот еще по теме фрирайда:

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

В процессе проведения нашей фрирайд-школы мы постоянно получаем вопросы от участников. Часто вопросы возникают в процессе катания, когда обдумывать их нет времени. Поэтому решено написать ответы на наиболее частые и характерные из них в конце школы, когда вопросы накопились и появилось время на обдуманный ответ. Алекс будет отдуваться за сноубордическую часть, а я - за горнолыжную. Для удобства подачи информации я сгруппировал их по блокам.
Важно: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Я уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требует времени и внимания.

1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс?

Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max,ростовка(по сравнению с ростом райдера) min/maх,жесткость)
Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит, как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания?
Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?

Выбор оптимальной лыжи для фрирайда занятие глубоко личное, почти интимное)) Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.
Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробоватьBlackDiamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.

Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

Беговые и спортцех))

С каким рокером лучше брать лыжи?

Не парьтесь, честно.

Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?

Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.

Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)

Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?

Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. С ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться)

Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

Палки должны нравиться) Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания.Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))) В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.

Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме

Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда))

2. Особенности в технике катания вне трасс.

Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания?Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня? Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать? Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах? Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)?На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

Долго я парился над этим разделом, все лето)) И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно))

Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься . Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься))

Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему то широко распространено мнение, что во фрирайде главное - «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» - уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.

Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании) Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.

Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия -

При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

Мне лично проще, да.

Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.
По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?»)))

3. Вопросы общего характера:

Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?

Вы можете кататься как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)) Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность.
Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне.Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» - ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?

Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

Где и как я могу узнать больше о фрирайде?Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда?Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд - это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

уфф, я одолел это, Алекс, теперь твоя очередь))

Шерегеш - традиционное место для открытия горнолыжного сезона у большинства райдеров из России и ближнего зарубежья. Курорт знаменит своим рассыпчатым снегом и внетрассовым катанием. Но представления об идеальных лыжах для фрирайда в Шерегеше неоднозначны и напрямую зависят от предпочтений райдера. Кто-то стремится раскатывать исключительно нетронутые поля свежего снега, а кто-то - осваивать всё пространство курорта независимо от состояния склонов на трассах и за их пределами. Мы опросили несколько опытных горнолыжников, чтобы они рассказали на каких лыжах катаются в Шерегеше сами и дали советы по выбору идеальной фрирайдной модели для этого курорта. В чём-то их мнения совпали, но в чём-то предсказуемо разошлись.

Ростислав Акава

О райдере: Инструктор в школе SnowPro, лыжный инструктор категории B в НЛИ (Национальной Лиге Инструкторов), спортсмен - финалист российских соревнований по фрирайду в 2012, 2013 и 2014 году.

Ростислав Акава

Сейчас в моём арсенале две пары лыж - Black Crows Corvus 2011 года и Rossignol Super 7 2015-го года. Первые - это жёсткий снаряд для фрирайда по крутым склонам в больших горах. Лыжи требовательные, и чтобы привыкнуть и подружиться с ними понадобился целый сезон. Но после этого они показали себя отличным универсалом и заслуженно стали любимой «рабочей лошадкой» - на Corvus я катаюсь практически повсюду. Вдобавок, они помогают в моей инструкторской практике. Так как эти лыжи требовательны к технике, на них всё нужно делать максимально правильно, а это очень наглядно и полезно для обучающихся внетрассовому катанию райдеров.

Rossignol Super 7 - достаточно мягкие, но в то же время стабильные лыжи, которые здорово едут не только в целине. Мне они приглянулись ещё и из-за сравнительно небольшого веса, так как я каждый год скитурю в Лужбе и Казыре.

Говоря об идеальных лыжах для внетрассового катания в Шерегеше, стоит понимать, что снег здесь бывает очень разным. «Тот самый» пухляк, о котором обычно все говорят, выпадает в период «Большого снега» на рубеже ноября-декабря. В этот момент он действительно мягкий, очень рассыпчатый, снегопады идут часто и снежный покров постоянно обновляется. Для фанового катания по такому паудеру будут действительно актуальны широкие лыжи с талией от 115-120 мм и глубоким рокером на носке. Классикой здесь являются широкие Fischer Watea/Big Stix, Atomic Bent Chetler, Line Eric Pollard, старая Armada JJ.


Слава Акава. Катание в районе «Верблюдов» Шерегеша © Юлия Гребенёва

Но период «Большого снега» длится недолго. В «высокий» сезон снегопадов может не быть по несколько недель, а свежий пухляк раскатывается ещё в первой половине дня. Так что необходимо быть готовым в том числе к катанию по разбитым склонам. На мой взгляд, для этого подойдут манёвренные фрирайд-универсалы с талией до 115 мм. Обязательно нужен прогиб Camber под ногами - для должного контроля над лыжами на участках с закатанным, задутым или обледеневшим снегом - таких в Шерегеше хватает, особенно когда подолгу нет снегопадов. К таким лыжам можно отнести Rossignol Super 7 и Soul 7, современные Fischer Ranger. Самому интересно было бы попробовать на шерегешских склонах Movement Fly Swatter, а исключительно для прыжков в пухляке и фана - Volkl Two.

Андрей Маков

О райдере: Ветеран Шерегеша, который раскатывал его склоны задолго до того, как курорт приобрёл свою нынешнюю популярность. Опытный инструктор по горным лыжам («С» ВАГИ) с многолетним стажем. Предпочтения: внетрассовое катание, бугры. Не равнодушен к скитуру. Зимует в Красной Поляне.

Стаж катания: Впервые встал на горные лыжи весной 1996 года в Шерегеше!

Я учился кататься ещё на «классике», незадолго до «карвинговой революции», открывшей эру смелых экспериментов с геометрией лыж. Вместе с лыжной индустрией, если так можно выразиться, эволюционировал как лыжник и я. Катался на самых разнообразных лыжах: широкие, длинные, «рокер-шмокер» и пр. После экспериментов с крайностями, типа Hell Bent от К2 или Armada ARG, пришёл к умеренности и здравому консерватизму. Самые тёплые воспоминания остались от Scott Pure и Scott Mission. Последние, без преувеличения, можно назвать легендарными лыжами для Шерегеша начала 2000-ых.


К слову, о Шерегеше 1990-х и начала 2000-х гг. В то время это был региональный курорт выходного дня. Снег, выпавший на неделе, спокойно лежал до выходных и «ждал» своих снегорайдеров. Мы катались либо в целине по пояс, либо по буграм той же высоты. Скупая слеза… :)

Сейчас моими основными лыжами являются Black Crows Corvus - они достаточно строги и требовательны к технике райдера и больше подходят для big-mountain фрирайда, нежели для простого рельефа Шерегеша с его мягким снегом. Но я к ним привык и могу кататься на них в любых условиях, по совершенно разным кондициям снега на трассе и за её пределами.

Если рекомендовать некие идеальные лыжи для Шерегеша, то я бы остановился на фрирайд-универсалах с талией в пределах 105-108 мм, с классическим прогибом Camber и небольшим рокером на носке. Ростовка, без фанатизма, рост +10-15 см. Благо сегодня подобных моделей достаточно много. Почему остановиться на них?

    Это будет действительно универсальный снаряд, на котором вы сможете в своё удовольствие кататься вне трасс на самых разных курортах - от Красной Поляны до Шерегеша. В Геше, вопреки расхожему мнению, снег не сыпет постоянно, а свежий «паудер» раскатывается с подъёмников очень быстро - буквально за 2-3 часа. Поэтому выделить одну пару лыж специально для рассыпчатого пухляка можно только в случае, если вы можете себе позволить оплатить не только их, но и фрирайд-программы. Чаще всего в дни обильного паудера выгоднее и проще взять широкие лыжи в прокате. В середине дня в Шерегеше вы обычно уже катаете по настоящему «расколбасу». На нём широкие лыжи с талией от 115 мм бьют по ногам и по-настоящему фанового катания не получается.

Начинающим фрирайдерам, при выборе лыж напомню: «Едут не лыжи, а ноги». Нужно совершенствовать свои навыки катания, поддерживать физическую форму. В противном случае, никакой «рокер» и геометрия не вывезут вас из глубокого снега или с крутого склона. Катайте бугры, катайтесь с друзьями! :)

Сергей «Камикадзе» Туриков

О райдере: Соучредитель и гид в компании «Горный Патруль», которая организует фрирайд-программы в Шерегеше и на Алтае. Спортсмен, старший тренер Новосибирской Федерации Горнолыжного Фристайла.

Стаж катания: Стаж катания на горных лыжах более 20 лет. В Шерегеше катаюсь с 2002 года. С приходом сезона, тренировки из зала переходят в ежедневное катание на Горе. С учётом специфики работы, имею возможность регулярно кататься в, отдалённых от курорта, районах Горной Шории.


Фрирайд в Шерегеше © Екатерина Климова, Instagram @egklimova

За весь стаж катания перепробовал множество моделей горных лыж. Если рассматривать специализированные на фрирайде варианты, которые мне довелось протестировать и обкатать, то, включая кучу раритетных «дров», это будут:

    Rossignol Bandit (XXl, B-Squad, Scratch BC); Fischer Watea, Big Stix, Ranger; Armada ARV, TST, Norwalk, ARG; Line Eric Pollard, Sir Francis Bacon; Scott Mission, Dozer, Punisher, Scrapper, SageBrush, Rock Air, Cascade 110; Icelantic Shaman, Nomad; Movement Buzz; Atomic Pimp, Bent Chetler, Automatic 107; Salomon Czar и серию Rocker.

Может быть что ещё было, но сейчас уже не вспомню:) Каждый раз старался пробовать что-нибудь новенькое, чтобы найти свой заветный идеал. В итоге, когда я «устаканился» и понял что для меня действительно важно, пришёл к выводу, что нужно иметь в арсенале три пары:) Но для катания в Шерегеше у меня есть два любимых снаряда - Fischer Ranger 122 и Scott Scrapper 115 .

Из всего, что довелось попробовать, мне одно время дико нравились Armada TST. Классная, лёгкая, вёрткая лыжа. Но нехватка ширины заставила меня попробовать её старшего брата - Norwalk. Остался доволен. Но всё-таки агрессивный стиль катания и желание большей уверенности в снаряде склонили попробовать Fischer Big Stix 122. На них собственно и катаюсь до сих пор:) А если быть точнее, то на Fischer Ranger 122 (они же Big Stix 122 в прошлом). За много лет модель претерпела значительные изменения и превратился в отличный универсальный снаряд для разных кондиций снега за счёт своей геометрии и ряда конструктивных особенностей. Именно на этой лыже люблю «лосить» по разбитому мягкому снегу и на трассе. Умеючи, их можно использовать практически в любых условиях. Но, в наступающем сезоне 2017-2018 мы не увидим их в линейке Ranger.

На смену Ranger 122 пришла новая модель со 115-й талией, меньшим весом и максимальной ростовкой 196 см. 196 см, Карл! Видимо, производитель посчитал, что 192 см мало и решил запилить для настоящих мужиков двухметровые «шпалы». Эти лыжи пока не тестировал, попробую их в этом сезоне и будет ясно, что они из себя представляют.

Scott Scrapper 115 люблю брать, когда едем на нераскатанные снежные поля на сноукэте. Мне они нравятся за ощутимо меньший вес в сравнении с Ranger 122. Я люблю прыжки и вращения, что на них делать заметно комфортнее. Scrapper 115 немного мягче и легче, но по уровню манёвренности не уступают «Рейнджерам». Scrapper, выражаясь доступным языком, более утончённый что ли… :) Fischer Ranger 122 для меня - это «паровоз», которому всё равно куда, всё равно по какой кондиции снега и всё равно как ехать. Он проедет везде. А вот Scrapper не сильно любят «расколбас», а на жёстком задутом снегу с ними надо быть начеку. Вообще, хотелось бы взять геометрию Scrapper 115 и запихать в неё «начинку» Ranger 122 , а затем попробовать эту гремучую смесь на вкус:)

А если серьёзно, то хочу в этом сезоне опробовать Fischer Ranger 115 в ростовке 196 см. Мне кажется это прямо дурная лыжа, которая должна ездить прямо и быстро!

Дмитрий Богданов

О райдере: Инструктор по горным лыжам с 2009 года. Преподаёт в школах фрирайда и на курсах по совершенствованию техники катания Snowpro. Вёл верхние группы в Красной Поляне, Шерегеше, Тинь (Франция), Монте Розе, Курмайоре (Италия), Гульмарге (Индия).

Стаж катания: Стаж катания на горных лыжах более 20 лет. В Шерегеше катаюсь с 2001 года.

Мои основные лыжи для Шерегеша и не только - Line Influence 105 , талия 105 мм, минимальный рокер на носке, достаточно жёсткая пятка и дополнительно усилены титаналовой пластиной. Благодаря такой конструкции и геометрии они очень универсальны - адекватно ведут себя на трассе и вполне сносно всплывают в мягком глубоком снегу, если только это не супер-пушистый паудер. Поэтому 95 % времени катаюсь именно на них.