Как располагаются шахматные фигуры. Шахматная доска и расстановка шахматных фигур на ней. Когда были изобретены шахматы

Теперь, когда мы ознакомились с "полем боя", давайте рассмотрим шахматные фигуры и их расположение на шахматной доске.

В начале шахматной игры у каждого игрока по 16 фигур , название которые следующее: , (королева), две , два , два и восемь . Прежде ем вступить в бой, соперники решают. кто играет белыми, а кто черными.

Правильно расположив доску, оба игрока начинают расставлять на ней шахматные фигуры (один - белые, другой черные), в два соседние ряда: в первый и второй - белые, и в седьмой и восьмой - черные, как показано на картинке .

Перед началом партии фигуры первой горизонтали (игрока, который играет белыми), расставляют в следующем порядке (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Второй ряд занимают только пешки. Соответственно у игрока, который будет играть черными, фигуры восьмого ряда располагаются так: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Седьмой ряд занимают пешки.


Ладья, конь и слон, стоящие рядом с ферзем, называются "ладьей, конем и слоном ферзя", а т.е., которые стоят рядом с королем - "ладья, конь и слон короля". Перед началом игры ферзь всегда находится на клетке своего цвета (белый ферзь - на белой клетке в центре, черный на - на черной). И, напротив, король всегда стоит на клетке противоположенного цвета (черный король - на центральной белой клетке, а белый - на центральной черной). После расстановки шахматных фигур можно приступать к игре, не забывая, что первый ход всегда делают белые (согласно международным правилам). Чтобы выбрать, кто будет играть фигурами какого цвета, обычно проводится жеребьевка. Игрок, которому досталось играть белыми фигурами, имеет небольшое преимущество.

Шахматы - игра для интеллектуалов. Это поле боя, на котором сходятся две армии - черная и белая.

Перед сражением, как это принято по всем законам военной тактики, генералы должны выбрать боевое построение. Только вот расстановка шахмат нормирована, поэтому перед "боем" фигуры всегда стоят на одних и тех же закреплённых за ними позициях.

Но как начинающему шахматисту запомнить, что и где должно стоять?

Числа и буквы

Практически на всех шахматных досках есть числовые и буквенные значения, которые позволяют фиксировать тот или иной ход. Например, "e2-e4" значит, что пешка на клетке e2 двинулась вперёд, заняв позицию e4. Цифры и буквы будут служить вам подсказкой, ведь расстановка шахмат на доске - это усановка фигур на закреплённые за ними клетки.

Так, белый король в начале партии всегда будет стоять на e1, а чёрный ферзь обязан быть на d8.

Как правило, расстановка шахмат зеркальна. Так, каждая белая фигура имеет напротив чёрного оппонента. Белая ладья на a1 зеркальна чёрной ладье на a8, ряд светлых пешек на второй линии всегда стоит напротив ряда чёрных на седьмой.

Цветовое соглашение

Самое сложное - это когда на доске нет ни чисел, ни букв. Такое часто встречается в парках, на городских аллеях, где шахматные доски просто-напросто нарисованы на столах.

В этой ситуации даже опытные игроки могут смутиться и задуматься, где стоит король, а где ферзь.

В таком случае правильная расстановка шахмат зависит от цвета клеток. Всего на доске 64 клетки - 32 чёрных и 32 белых.

Слонов, коней по два в каждой "армии", а вот король всегда один. Потому легче всего запомнить цвет той клетки, на которой стоит Его Величество.

С давних времён, когда шахматы ещё только зарождались, было заключено цветовое соглашение, по которому белый король в начале партии всегда обязан стоять на чёрной клетке, а его противник - на белой.

Кроме того, есть ещё одна уникальная фигура - ферзь. Одна из самых сильных боевых единиц в игре, она придерживается цвета "своей" армии: белая перед боем всегда на светлой клетке, а чёрная - на темной.Так и появилось небезызвестное выражение: "Ферзь знает свой цвет".

Но вот мы поставили короля и ферзя на свои места, а что делать с другими фигурами?

Закреплённые позиции

Есть очень простой способ зафиксировать в памяти позиции тех или иных фигур. В первую очередь нужно помнить, что линия непосредственно перед королём занята восемью пешками. Далее расстановка шахмат начинается с углов доски - на крайних клетках горизонтали стоят ладьи, следом за ними ставятся кони и только потом слоны. Можно начать расставлять фигуры от обратного. То есть, водрузив короля и ферзя на их законные места, нужно помнить, что справа и слева от них в качестве охраны выступают слоны, затем кони и только на внешних границах шахматной доски стоят ладьи.
Как правило, расстановка шахмат со временем становится делом настолько обыденным, что вопросов относительно позиций фигур перед боем и не возникает. С практикой приходит опыт. Многие игроки могут мысленно воссоздать картинку с шахматной доской, расставить на ней фигуры и вести партию с противником с закрытыми глазами.

Здравствуйте друзья. В вами дядя Валера Параничев.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Шахматы – с шахматной доски. Изначальная расстановка шахматных фигур на доске должна быть правильной, иначе вся ваша игра пойдет на наперекосяк и не по правилам.

Вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

Если вам хочется поскорее приступить к игре, не спешите. Вы же шахматист, а шахматы начинаются с азов.

Начальная расстановка фигур

В классических шахматах фигуры перед началом партии располагаются на доске строго определенным образом: все фигуры расположены на четырех горизонталях. Белые на 1 и 2, черные на 7 и 8. Ладьи по краям, затем кони и слоны.


В центре, на вертикалях d и е расположены король и ферзь. Именно во взаимном расположении короля и ферзя чаще всего возникает путаница. Для простоты запоминания правило такое: Ферзь располагается на поле своего цвета. Соответственно король – на поле противоположного цвета.

Пешки расположены в ряд по второй и седьмой горизонталях. Их по 8 у каждой стороны.

Рекомендую с первых шагов называть ходы в соответствии с названиями полей. Обычно при анализе партии шахматисты говорят так: «Конь эф три». Эта фраза означает ход коня на поде f3. Или: Ферзь бьет дэ пять» — ферзь побил фигуру противника, расположенную на поле d5.

Фигуры и ходы

По шахматным фигурам у нас есть отдельные статьи. Поэтому ограничимся коротким обзором. Всего у каждой из сторон по 16 фигур. В распоряжении каждого игрока, ферзь, две ладьи, два коня, два слона, по 8 пешек и конечно же король.

Король – может делать ходы на одну клетку
Ферзь — на любое расстояние
Ладья – движется по вертикали и горизонтали
Слон — по диагонали
Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок. Подробнее в этой статье
Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения. Подробнее о ходах пешки в этой статье.
Король, ферзь, ладья, конь и слон могут ходить в любых направлениях. Пешка — только вперед.

Как расставлять фигуры на доску

Рекомендую расставлять фигуры на доску, начиная с короля и ферзя. Затем легкие фигуры, ладьи, и потом пешки. Пока вы еще начинающий шахматист, такая последовательность будет способствовать запоминанию ценности шахматных фигур.

Это не строго обязательно, разумеется. Просто совет бывалого шахматиста.

Как играть новичку

Ход е2-е4 открывает дорогу сразу двум фигурам: ферзю и слону. Кроме того, белые уже первым ходом начинают борьбу за контроль центра доски.

Соответственно черными в ответ на е2-е4 резонно ответить е7-е5. Аргументы аналогичны вышеизложенным.

Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

Понятно, что это очень общие принципы, изложенные кратко. Для описания различных шахматных стратегий написаны десятки монографий. Если вы начинающий – всему своё время.

Еще раз подчеркнем: Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шахматах строго определена. В других видах шахмат, например в шахматах Фишера расстановка произвольна. Но это совсем другая история.

Краткое содержание шахматных уроков для детей первого года обучения.


УРОК № 1.

Тема: Шахматная доска, шахматные фигуры

История шахмат
Краткая историческая справка о том, где и как появились шахматы.
Шатрандж. Табии. Рокировка. Ход ферзя. Ход слона. Ход пешки.

Слово «шахматы» обозначает содержание и цель шахматного творчества (шах и мат). Оба слова восточного происхождения: шах - царь (угроза), мат - с арабского «умер».


Шахматные фигуры

Король . Главная фигура. В каждом королевстве по одному королю.

Ферзь . Тяжёлая фигура. Относительная ценность ферзя - 9 очков.
У каждого игрока по одному ферзю. Это самая сильная фигура.
Сначала думали, что это искажённое слово «визирь» - первый министр шаха, но потом выяснилось, что оно является переделкой арабского слова «ал-фирзан», что значит «учёный», «мудрец». Немцы и французы называли эту фигуру «дамой», англичане - королевой.
Активный ферзь 10-12 боевых единиц.

Ладья. Тяжёлая фигура. Относительная ценность ладьи - 4,5 очка.
Древнерусское слово. У каждого партнёра по две ладьи.
В Испании, Франции, Германии эту фигуру называли «башня».

В дореволюционной России - «тура».
Активная ладья 6-8 боевых единиц.

Слон. Лёгкая фигура. Относительная ценность слона - 3 очка.
Арабы называли эту фигуру «слон», англичане - «епископ», французы - «шут», немцы - «скороход». В дореволюционной России - «офицер». Каждый игрок имеет по 2 слона.
Активный слон - 4 боевые единицы.

Конь . Лёгкая фигура. Относительная ценность коня - 3 очка.
Общеславянский, специфически русский термин. Это древняя фигура, прыгающая по доске как кузнечик.
Арабы называли эту фигуру «всадник», французы, англичане - «рыцарь», немцы - «скакун». У каждого по 2 коня.
Активный конь - 4 боевые единицы.

Пешка. Относительная ценность пешки - 1 очко.
Русское наименование. У каждого игрока по 8 пешек.
Пешка - пехотинец, рядовой воин, солдат. Любая пешка в течение партии, если ей повезёт, может стать ферзём.
Пешка на 7-й (2-й) горизонтали - до 7 боевых единиц.

Начальное положение фигур
Расположение шахматной доски. Левый нижний угол должен быть чёрным.

ПРАВИЛО : ФЕРЗЬ «ЛЮБИТ» СВОЙ ЦВЕТ.

Порядок игры
Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. Ходы делаются по очереди.

Повторение изучаемой темы
Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме до 2 мин.

Перерыв

10 мин

Практика.

Тренировочные партии. ПРАВИЛО: «ВЗЯЛСЯ - ХОДИ» .

УРОК № 2.

Тема: Шахматная доска

64 поля (клетки) - 32 белых и 32 чёрных. Линии шахматной доски: вертикаль, горизонталь, диагональ. Вертикаль и горизонталь по 8 полей. Диагональ - от 2 до 8 полей.
Упражнения.


Демаркационная линия (граница). Центр состоит из 4-х полей. Расширенный центр.
Фланги: ферзевый и королевский.
Упражнения.

Расположение шахматной доски.

ПРАВИЛО: ЛЕВЫЙ НИЖНИЙ УГОЛ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁРНЫМ.


История с покупкой шахматного стола.

Обозначение шахматных полей
Каждая горизонталь обозначается цифрой. Каждая вертикаль буквой.
Вертикали: a b c d e f g h.
Горизонтали: 1 2 3 4 5 6 7 8.
Диагонали: a3-f8; h1-a8; e1-h4.

Диаграмма - печатное изображение доски (с фигурами и без фигур).
Упражнения.

История со Стейницем

В 1890—1891 годах между чемпионом России Чигориным и Стейницем, проживавшим в то время в Америке, состоялся по телеграфу матч из двух партий. Стейниц, пользовавшийся при передаче шахматных ходов специальным шифром, был однажды арестован нью-йоркской полицией как русский шпион, передававший секретные сведения... Но вскоре он доказал свою невиновность. «...При обыске у известного шахматиста Хотимирского (мастера Ф.И. Дуз-Хотимирского — Сергей Гродзенский) арестовано пятьсот корреспонденций, относящихся к шахматному турниру, принятых полицией за шифрованные письма нелегального характера». (Из-за метки «Преступный шифр», «Утренняя почта», 1906 г., 28 октября). Ему было предложено покинуть Киев в течение 48 часов.


Повторение изучаемой темы
Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме.
1. Какого цвета поле b4?
2. Какая вертикаль проходит через поле d3?
3. Какая горизонталь проходит через поле f5?
4. Какие диагонали проходят через поле e4?
5. Назвать поля, на которых стоят в начальном положении белый ферзь, чёрный король.
6. Назвать центральные поля (е4, е5, d4, d5).
7. Какие линии шахматной доски одного цвета?

Домашнее задание по изучаемой теме.

Нарисовать шахматную доску в тетради и заштриховать поля карандашом.

Тренироваться быстро и правильно находить названные шахматные поля, как со стороны белых, так и со стороны чёрных.

УРОК № 3.

Тема: Мат королю .

Повторение. Проверка домашнего задания.

2. Линии на шахматной доске.
3. Центр, фланги.

Разминка
Игра ладьи против 5 пешек. Белые: Лh1. Чёрные: пп. а7, в7, с7, d7, e7.


Правила:
1. Ладью надо ставить на ту горизонталь, где находятся пешки.
2. Ладья должна нападать на проходные пешки с тыла.

Задание с ладьёй
1. Обойти ладьёй 64 поля шахматной доски, побывав на каждом поле только один раз.
2. Придумать позиции на двойной удар, когда ладья атакует сразу две неприятельские фигуры.
3. Сколько ходов надо сделать ладьёй, чтобы с поля а1 попасть на g2?


1. Что такое шах?
2. Какие фигуры могут дать шах королю?
3. Какие есть защиты от шаха?
4. Чем отличается шах от мата?

Шахматные задания на мат королю в 1 ход. Примеры.

Во всех позициях белые дают мат в 1 ход

Повторение. Домашнее задание по изучаемой теме. Тренировочные партии.

УРОК № 4.

Тема: Шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Повторение. Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Линии на шахматной доске.
3. Центр, фланги.
4. Расположение шахматной доски.
5. Начальное положение фигур на доске, положение Ферзя.
6. Чем отличается мат от шаха?

Разминка
1. Сколько ходов необходимо пешке для того, чтобы из начального положения превратиться в ферзя?

2. Сколько ходов необходимо Ладье, Слону, Ферзю, Королю, Коню, чтобы добраться из начального положения до последней горизонтали (задание даётся на шахматной доске без фигур).
3. Белый Конь стоит на а1. Сколько ходов кратчайшим путём надо сделать конём, чтобы попасть на: b2, затем на c3 и далее на: d4, e5, f6, g7, h8.
3. От нападения какой фигуры король не может защититься?

Сокращённая запись шахматных фигур.
Кр - король, Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь. Пешка обозначается буквой п или пп (если их много) при записи позиции.

Упражнения на мат королю в 1 ход. Самостоятельная работа на составление задач на мат в 1 ход.

Ход белых Ход чёрных

Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Т ренировочные партии.

УРОК № 5 .
Тема: Мат королю.

Повторение . Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Показать диагональ на шахматной доске, например а3-f8.
3. Показать ферзевый фланг.
4. Как узнать правильное расположение шахматной доски?
5. О какой фигуре говорят, что она «любит свой цвет». Почему?
6. Какие есть защиты от шаха?

Разминка
1. Назвать чёрные поля на пятой горизонтали.
2. Поставить позицию на шахматной доске, чтобы белая пешка d2 имела выбор из четырёх разных ходов.
3. Может ли ладейная пешка «а» оказаться на вертикали «е»? Объяснить.
4. Может ли получиться такое положение в партии, чтобы белые пешки стояли на g2, h2, h3? Объяснить.

Решение задач на мат в 1 ход. «Скрытые батареи ».

Ход чёрных Ход белых Ход белых

Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Тренировочные партии.

УРОК № 6.

Тема: Ничья в шахматной партии.

Повторение . Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Как обозначается мат?
3. Как обозначается шах? Двойной шах?
4. Краткая запись шахматных фигур.

Разминка
1. Когда партия заканчивается вничью? Что будет, если чёрный слон пойдёт на с3, на g3?

Ход чёрных

Пат - такое положение, когда у одной из сторон нет ни одного хода, но король не атакован (не находится под шахом).

«Когда никакою шашкою тронуться нельзя и король также не может сойти с места, тогда игра пат» А.Д. Петров («Шахматная игра, приведённая в систематический порядок», 1824).
В случае пата партия считается законченной вничью.

Самостоятельная работа : придумать позиции на «пат» с разными фигурами.

Упражнения

Ход чёрных Ход чёрных 1…Л:g7 . Какой результат? Ход чёрных - ничья

Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Практика .

УРОК № 7.

Тема: Ничья.

Повторение. Проверка домашнего задания.

1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Придумать позицию на мат королю.
3. Придумать позицию на пат королю.

Упражнения . «Бешеная» фигура .


Во всех позициях ход белых

Упражнения. Вечный шах

Ход чёрных Ход чёрных Белые поторопились 1. b8Ф? (1. Фе3+)

МИРОНОВ А. - КРЮКО В МИТЯ

1988 год (1 год обучения)

Ход чёрных. Ничья

Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Практика.

УРОК № 8.

Самостоятельная работу по теме «Пат».


УРОК № 9.

Тема: Самостоятельная работа по изученным темам .

Повторение. Проверка домашнего задания

Черепянский Савва

Упражнения для самостоятельной работы

1. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и ферзь, у чёрных - король.
2. Придумать патовую позицию и записать: у белых король и ладья, у чёрных - король.
3. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных - король.

4. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных - король.
5. Вечный шах.


Ход белых.

По каким полям белый конь нападает на чёрного короля? Записать решение.

Домашнее задание. Практика.

УРОК № 10.

Тема: Рокировка.

Повторение. Проверка домашнего задания.

Историческая справка . Для чего нужна рокировка. Короткая (на королевском фланге) и длинная (на ферзевом фланге) рокировки.

Правом рокировки каждая сторона может пользоваться в течение партии лишь один раз.

Короткая рокировка - 0-0. Длинная рокировка - 0-0-0.

Если рокировка сделана с нарушением правил, то короля и ладью ставят на прежнее место и делается ход королём или рокировка в другую сторону. Если ход короля или рокировка в другую сторону невозможны, то ошибка остаётся без последствий.

ПРИМЕРЫ, КОГДА РОКИРОВКА ВОЗМОЖНА

Пример 1

Если король или ладья ещё не двигались.
В данной позиции, если одна ладья уже ходила, а другая нет, то рокировка за белых возможна лишь на королевском фланге (0-0).

Самостоятельная работа на составление шахматных позиций, когда рокировка невозможн а.

Домашнее задание

Практика.

УРОК № 11.

Тема: Рокировка , Упражнения.

Повторение. Проверка домашнего задания.

№ 1


№ 2

№ 3

Практика.

УРОК № 12.

Тема: Пешка. Превращение пешки. Проведение пешки


Повторение
1. Когда рокировка невозможна.
2. Нахождение полей на шахматной доске.
3. Повторение дебютных правил.

Проверка домашнего задания.

Разминка
1. Какое наименьшее число белых пешек нужно, чтобы поставить мат чёрному королю в центре доски?
2. Как быстро пешка е2 дойдёт до 8 горизонтали?
3. Как белая пешка может напасть на двух чёрных коней?
4. Белая пешка а2, чёрная пешка h7. Какая пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали?
5. Сколько можно в шахматной партии иметь Ферзей? Ладей? Слонов? Коней? Королей?


Упражнения
Во всех позиция белые начинают и выигрывают благодаря правильному превращению пешки.

Практика.

Урок № 13.
Тема: Взятие пешки «на проходе».

Повторение. Проверка домашнего задания.

Правило о взятии пешки «на проходе» ведено в практику в конце 15 века.

Какие ходы чёрными пешками можно сделать в ответ на ход белых 1.d2-d4?

Пешка сделала двойной ход, прошла через поле d3, на которое нацелились чёрные пешки. Перебежка под огнём для пешки не всегда безопасна. При желании чёрные могут побить эту пешку, как говорится «на проходе»: снять её с доски, а свою пешку переместить на поле d3, как будто пешка d2 пошла на одно поле.

Как записать ход полной и краткой нотацией?

На проходе может бить только пешка пешку и притом немедленно. Решать надо сразу. Сейчас или никогда! Пешка как бы пробежала поле, которое было на мушке вашего стрелка. Выходит, что обдумывая, брать или не брать «на проходе», шахматист решает особо ответственную задачу.

Упражнения

Пример на взятие пешки «на проходе» из партий детей, занимающихся в «Шахматной школе».

Шахматные позиции на тему «Взятие пешки «на проходе», составленные детьми.

Князев Тимофей (3 разряд) Заяц Андрей (3 разряд) Скорюкин Александр (3 разряд)
1998 год 1998 год 1998 год
Чёрные сыграли 1... d5+ Чёрные сыграли 1... с5+ Чёрные сыграли 1... b5+
Кожаринов Филипп (2 разряд) Савинков Илья (3 разряд)
1998 год 1998 год
Чёрные сыграли 1... g5+ Белые начинают и выигрывают

Практика.

Урок № 14.
Тема: Как правильно провести пешку в ферзи
.

Повторение. Проверка домашнего задания.

Суждения о пешках и пешечных структурах:
Центральная пешка часто бывает весьма эксцентричной.
Отсталая пешка требует самых дорогих лекарств.
Проходная пешка большей частью не имеет права на проход.
Изолированная пешка распространяет уныние на всю доску (защита Тарраша).
Сдвоенная пешка подобная кающемуся грешнику (Испанская партия).
Строенная пешка не верит ни во что доброе на свете.
Пешка, становящаяся ферзём, мстительна, кровожадна и дика.
Гибнущая пешка уверена в победе.
Крайняя пешка подобна провинциалке.
Пешка, напавшая на две фигуры, считает себя самым важным творением природы.
Пешка, оказывавшаяся в гуще борьбы, обычно дрожит всем телом.

Правило : начинать надо с той пешки, напротив которой нет неприятельской, то есть с пешки-кандидата.
1. c5-c6!

Начинают игру белые. 1. g6! (нападение на две пешки) fg 2. h6!

Правило при выборе хода : делать надо тот ход, в котором больше угроз.

Позиция для разыгрывания.

Начинают игры белые. Выигрывает тот, чья пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали.

Суждения о пешках.
Пешка, по Филидору - «душа шахматной партии»
По Морфи - главный инструмент победы
По Стейницу - основная причина поражения
По Нимцовичу - тактический козырь в каждой шахматной (партии) баталии.


Высокая награда ожидает пешку, если ей посчастливится добежать до последней горизонтали: скромная пешка превращается в фигуру.

ЧИГОРИН - БЛЕКБЕРН

1898 год


У Чигорина лишние ферзь и ладья. Последовало 45. Фf-d4??

И Чигорин сдался после 45... Ф:a5+ ввиду неизбежного мата:
46. Ла2 Фе1+!

ЛАСКЕР - ЛЮБИТЕЛЬ

Сеанс одновременной игры, 1920 год

1. Лс8+ Л:с8 2.Фа7+! Кр:а7 теперь белые могут взять ладью и превратить свою пешку в любую фигуру. Но в какую?

«Пешка, стремящаяся к продвижению, - это опасный преступник, который недостаточно оставить под наблюдением, а необходимо взять под стражу - блокировать» . А. Нимцович

Конь не может остановить пешку, напавшую на него на 7-й (2-й) горизонтали.
Чемпион мира нашёл комбинацию, главная роль в которой отведена превращению пешки.

Ход белых

К. ШЛЕХТЕР - Ю. ПЕРЛИС

Позиция после 6... С:b1 . В партии чёрные разгадали комбинацию и ответили 7. K:с6 . Упорная защита чёрных привела их к ладейному окончанию, которое закончилось победой Шлехтера.

Вариант из партии, который мог быть после хода чёрных 7... Се4??

Последовало бы 8. Л:а7! Л:а7 9. с7.

Самое красивое окончание из шахматной партии

ОРТУЭТА - САНЦ, 1934 год


Практика.

Наша пошаговая инструкция поможет вам легко освоить игру в шахматы.

Никогда не поздно научиться играть в шахматы - самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:

Шаг 1. Как установить доску

Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле.

Шаг 2. Как ходят фигуры

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

Как ходить королём в шахматах

Король - самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется "шах".

Как ходить ферзём в шахматах

Ферзь - самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении - вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

Как ходить ладьёй в шахматах

Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Как ходить слоном в шахматах

Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (белым или черным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.

Как ходить конём в шахматах

Кони ходят иначе, чем другие фигуры - на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой "Г". Конь - единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Как ходить пешкой в шахматах

Пешка - необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать - лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сделать ход вперёд и не может взять эту фигуру.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность - если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется "превращением пешки").

Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как выполнить взятие на проходе

Последнее правило, касающееся пешек, называется " ". Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.

Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии. Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило.

Как выполнять рокировку

Ещё одно особое правило шахмат называется . Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется "короткой рокировкой". Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется "длинной рокировкой". Как при короткой, так и при длинной рокировке, король передвигается только на два поля.

Шаг 4. Кто ходит первым

Шахматист, играющий белыми, всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, шахматисты обычно подкидывают монету или один из них угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом ход делают белые, далее чёрные, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым - небольшое преимущество, которое даёт белым возможность немедленно начать атаку.

Шаг 5. Напомним как выиграть партию в шахматы

Шахматная партия может завершиться несколькими способами: матом, вничью, сдачей, поражением по времени...

Как поставить мат в шахматах

Цель игры - поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти. Защититься от шаха можно тремя способами:

  • отступить на другое поле (не рокировкой!),
  • закрыться от шаха другой фигурой
  • или взять фигуру, напавшую на короля.

Если король не может избежать мата - партия завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, партия просто объявляется законченной.

Когда партия заканчивается вничью

Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

  • На доске возникает " ", если у игрока, который должен ходить, нет ни одного возможного хода, а его король не находится под шахом

При ходе ферзем на с7 черные не находятся под шахом, но и не могут сделать ход. На доске пат, и партия заканчивается вничью.

  • Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру.
  • На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля).
  • Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  • Последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения пешек и без взятий.

Шаг 6. Изучите основные стратегические приемы

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если вашему королю первому объявят мат!

Не отдавайте фигуры

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка - базовая единица - 1 очко
  • Конь стоит 3 очка
  • Слон стоит 3 очка
  • Ладья стоит 5 очков
  • Ферзь стоит 9 очков
  • Король бесценен

На результат игры эти очки никак не влияют - это лишь система, которую вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сделать другой ход.

Контролируйте центр шахматной доски

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, у вас будет больше места для маневров своих фигур, а вашему противнику будет сложнее найти хорошие поля для своих. В приведённом выше примере белые, стремясь контролировать поля в центре, делают сильные ходы, а черные - слабые.

Используйте все Ваши фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они стоят на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на вражеского короля. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше

Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или онлайн, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти противников в сети!

Как играть в варианты шахмат

Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.

  • Шахматы-960 : в шахматах-960 (шахматах Фишера) начальная расстановка фигур выбирается случайным образом. Пешки расположены как и в обычных шахматах, а остальные фигуры за ними расставляются случайно.
  • Царь горы : в этом варианте шахмат можно добиться победы, заняв своим королем одно из полей в центре шахматной доски, так называемую "вершину горы".
  • Шведские шахматы : в эту игру играют парами. Когда один из игроков берет фигуру соперника, ее может использовать его напарник. Например, если я играю белыми, и мой напарник, играя черными, берет белого коня у своего соперника, то любым своим будущим ходом я могу выставить его на любое свободное поле доски.
  • Крейзихаус : очень интересная игра, где вы можете использовать фигуры, взятые у соперника. Например, если я играю белыми и беру черную пешку, она превращается в белую пешку, которую я могу выставить на доску как свою фигуру любым своим будущим ходом.
  • До трех шахов : в этой игре побеждает тот, кто первым даст три шаха королю соперника.

Наслаждайтесь этими удивительными вариантами шахмат.

Как играть в шахматы-960

Как играть по правилам шахматных турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые играют дома или по сети, но вам, возможно, всё равно захочется их использовать.

  • Тронул - ходи - Если шахматист касается своей фигуры, он обязан сделать ход этой фигурой, если он возможен. Если шахматист касается фигуры соперника, он обязан её взять. Шахматист, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав "поправляю".
  • Шахматные часы - В большинстве турниров используются шахматные часы, позволяющие задать время на партию, а не на ход. Оба противника получает одинаковое время на всю партию и самостоятельно решают, как его расходовать. Сделав ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, запускающий часы соперника. Если у игрока закончилось время, и соперник заявляет об этом, допустивший просрочку проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, иначе присуждается ничья).

Часто Задаваемые Вопросы о шахматах (ЧаВо)

Такое количество информации может вас несколько озадачить. Именно поэтому мы даем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, с которыми обычно сталкиваются люди, которые только начинают свое путешествие в мир шахмат. Мы надеемся, что они вам пригодятся!


Как мне совершенствоваться в шахматах?

Знание правил и основ стратегии - это только начало: шахматы так сложны, что целой жизни не хватит, чтобы освоить все! Чтобы совершенствоваться, необходимо делать три вещи:

  1. Играйте много - просто продолжайте играть! Играйте как можно чаще. Извлекайте уроки из каждой партии, выигранной или проигранной.
  2. Учите уроки шахмат - если вы действительно хотите быстро достичь прогресса, вам следует пройти несколько уроков онлайн. Здесь можно найти .
  3. Наслаждайтесь - Не унывайте, если у вас не получается выигрывать все партии подряд. Все проигрывают - даже чемпионы мира. Если вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, Вы будете любить шахматы всегда!

Какой первый ход в шахматах - сильнейший?

Хотя в шахматах и нет общепризнанно сильнейшего хода, важно с самого начала бороться за центр доски. По этой причине большинство шахматистов делают первый ход одной из центральных пешек (от короля или от ферзя) на две клетки вперёд: 1. d4 или 1. e4. Другие предпочитают 1. c4 или 1. Кf3. Большинство других ходов не столь хороши. Бобби Фишер считал лучшим ход королевской пешкой 1. e4.

Какой цвет ходит первым?

Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.

Может ли пешка ходить назад?

Пешка не может ходить назад. Достигнув противоположного края доски, она может превратиться в другую фигуру (например, в ферзя). Та фигура, в которую вы превратили пешку, конечно, может ходить назад.

Можно ли ходить больше чем одной фигурой за раз?

Во время своего хода вы можете сходить лишь одной фигурой, но есть одно исключение! Когда вы делаете рокировку, за один ход вы перемещаете короля и ладью.

Какая фигура в шахматах самая важная?

Король - самая важная шахматная фигура. Если проиграете короля, проиграете партию. Однако самая сильная шахматная фигура - это ферзь.

Когда были изобретены шахматы?

Происхождение шахмат до конца неизвестно. По наиболее распространённой версии шахматы возникли в Индии почти две тысячи лет назад из других похожих игр. Современные шахматы известны с 15-го века, когда игра стала популярна в Европе.

Какая партия была самой длинной в истории шахмат?

Самая длинная турнирная партия (по количеству ходов) в истории шахмат была сыграна Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде, Сербия, в 1989 году.

Что такое шахматная нотация?

Нотацию изобрели, чтобы можно было анализировать сыгранные шахматные партии. Благодаря ей у нас есть возможность записать все ходы партии и воспроизводить ее столько раз, сколько заблагорассудится. Необходимо только правильно записывать собственные ходы и ходы соперника.

Шахматная нотация позволит вам хранить все свои партии...

У каждого поля есть координаты, и каждая фигура обозначается заглавной буквой (К - конь С - слон, Ф - ферзь, Л - ладья и Kр - король).

Какова цель шахмат?

Шахматы - это игра между двумя соперниками на противоположных сторонах доски, расчерченной на 64 клетки светлого и тёмного цвета. У каждого игрока есть по 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек.

Доска, два шахматиста и 32 фигуры - все, что нужно, чтобы начать партию.

Цель игры - поставить мат королю соперника. Мат - это ситуация, когда королю угрожает фигура соперника (король находится под шахом), и он не может избежать этой угрозы.