Эрмитажный мостик. Эрмитажный мост или мостик лизы. Где смотреть развод мостов

Через Зимнюю канавку. Эрмитажный мост через Зимнюю канавку. Санкт Петербург. Эрмитажный мост (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой Невы в 1763 66 на месте существовавшего здесь с 1718 20 подъёмного деревянного моста,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. Зимний мост № 1 … Википедия

Координаты: 59°56′29.25″ с. ш. 30°19′07.12″ в. д. / 59.941458° с. ш. 30.318644° в. д … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. «Зимний мост № 2» … Википедия

Координаты: 59°56′27.38″ с. ш. 30°19′10.21″ в. д. / 59.940939° с. ш. 30.319503° в. д … Википедия

ЗИМНЕДВОРЦОВЫЙ мост - ныне ЭРМИТАЖНЫЙ мост … Почему так названы?

В 2005 году … Википедия

Запрос «Эрмитаж» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Национальная галерея. Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д … Википедия

Книги

  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж , Домбровский Алексей Викторович. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием "Центр Империи" . Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы. В этих…
  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу , Домбровский А.. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием&171;Центр Империи&187;. Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы.…

Эрмитажный мост, построенный через Зимнюю канавку, близ Эрмитажа, как и Прачешный мост был возведен одновременно с постройкой гранитных набережных реки Невы в 1763-1766 годах, и является одним из старейших мостовых сооружений Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что возведенный мост удачно вписался в окружающий его пейзаж благодаря своим закругленным продольным тягам, удачно завершающим подпорные стенки набережных и изящные выступы парапетов в сторону воды, которые, огибая контур моста, сливаются с аналогичными тягами набережных Невы.

Ранее, в 1718 – 1720 годах, на месте современного Эрмитажного моста, существовал деревянный подъемный мост, построенный вместе с возведением деревянных береговых стенок, и именовавшийся Зимнедворцовым. На протяжении почти полувека это деревянное сооружение периодически перестраивалось. В 1763-1766 годах ему пришлось уступить свое место новому, каменному мосту, красиво облицованному гранитными плитами правильной разрезки. Такое оформление моста, явилось большим художественным событием, так как в то время в Петербурге только начали появляться подобные каменные сооружения, которые имели абсолютно новые формы и очень гармонично сочетались с такими же, каменными набережными, отличавшимися простым профилем и строгостью очертаний.

Более полутора столетий Эрмитажный мост прослужил в таком своем гармоничном виде. За это время изменениям подверглась лишь его проезжая часть, когда булыжный покров ее был заменен деревянными торцами, а позже им на смену пришел асфальт.

В 1933 году было проведено обследование технического состояния этого сооружения, которое показало возникновение деформации в различных его частях, произошедшее под воздействием влаги. В частности, было обнаружено, что основания устоев моста размылись и от того обнажились «головы» передних рядов деревянных свай, кладка свода разрушилась, швы между камнями в некоторых местах разошлись, а некоторые из них и вовсе – исчезли. Стало ясно, что дальнейшая эксплуатация Эрмитажного моста может привести к его полному обрушению, вследствие чего требовалась срочная реконструкция этого старейшего строения.

В 1934 году, сотрудниками Ленмосттреста, инженером А. Д. Саперштейном и архи-тектором К. М. Дмитриевым, был разработан проект переустройства Эрмитажного моста, который предусматривал замену каменного свода железобетонным, с увеличением его ширины в сторону Невы на 1,44 метра. Кроме того, планировалось уменьшить строительную высоту пролетного строения на 0,5 метра, что должно было позволить смягчить продольные уклоны спуска к Зимнему дворцу с 8 до 4,5 и до 2,5%, от чего мост становился чуть менее «горбатым». Утверждая представленный проект переустройства моста, Архитектурный комитет Петербурга порекомендовал удалить подставки для фонарей, установленные в 19 веке. В остальном же, было предложено полностью сохранить прежний силуэт моста: его кривизну, выпуклость парапетов, уклоны въездов. Таким образом, после капитального ремонта, изменилась только конструкция свода Эрмитажного моста, а его исторические, архитектурные формы остались сохраненными в абсолютной чистоте, и, как раньше, продолжают «звучать в унисон» с архитектурным ансамблем двух других каменных «горбатых» мостов, с набережными Невы и с окружающими его зданиями Государственного Эрмитажа. При этом, длина моста составила 22,1 метра, ширина – 15,2 метра, в том числе ширина тротуаров – 2,1 и 2,08 метра, которые сопряжены ступенями: по пять в верховой стороне и по две - с низовой.

Говоря об Эрмитажном мосте, нельзя не упомянуть об одном художественном качестве его окружения, возникшее уже в первые десятилетия существования этого строения. Ведь здесь сформировался уникальный, яркий архитектурный фон, созданный в результате постепенного изменения внешнего облика комплекса зданий, ныне занимаемых Эрмитажем. Очевидно, что в этой среде, Эрмитажный мост играет далеко не последнюю роль. Когда здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра были соединены через Зимнюю канавку переходом-галереей, имеющим форму арки, произошло то, чего, может быть, не ожидали даже сами авторы, создавшие его. Дело в том, что если взглянуть с Первого Зимнего моста вдоль канавки, то можно увидеть открывающуюся взору изумительную перспективу, замыкаемую, как раз, Эрмитажным мостом. Овальные арки моста и перехода настолько гармонично сочетаются друг с другом, что создают неповторимую поэтическую игру линий.

Отражаясь в водах канавки, они своим гранитом и решетками, образуют с прибрежными зданиями высокохудожественный ансамбль, который оставляет по истине неизгладимые впечатления. Думается, что подобную архитектурную композицию, полную очарования и живописной обаятельности, не найти в других городах мира. Этот красивейший уголок Петербурга удивительным образом сочетает в себе классическую строгость и прелесть русской архитектурной красоты. Бесспорно, что этот замечательный ансамбль олицетворяет собой культурное беспримерное наследие нашей страны, из которого художники, поэты и декораторы всего мира, черпают темы и сюжеты для своего творчества. Архитекторы стремятся сюда, чтобы изучить высокие образцы классического наследия. Художники отображают на своих полотнах отдельные фрагменты этой красоты. Декораторы переносят на сцены театров уникальные архитектурные элементы. Фотографы делают неповторимые снимки, которые впоследствии находят место на страницах книг и альбомов. И, наконец, сюда приходят просто ценители красоты, чтобы воочию увидеть все великолепие и окунуться в магию этого места, бережно охраняющегося государством.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

В этом живописнейшем уголке Санкт-Петербурга органично переплелись строгость классики, царское величие и утонченная прелесть русского зодчества. В нем не перестают черпать свое вдохновение люди высокого искусства: фотографы рождают уникальные снимки, художники отображают беспримерную красоту на своих полотнах, архитекторы пытаются исследовать высочайшие образцы наследия своих предшественников, а декораторы частенько переносят здешний антураж на творческие площадки. В конце концов, сюда стекаются тысячи обычных людей, ценящих прекрасное и желающих окунуться в волшебный мир питерских набережных, дворцов, арочных переходов, речных панорам и, конечно же, мостов. А вот и он – наш герой, раскинувшийся между Эрмитажным театром и Большим Эрмитажем. Знакомьтесь, Эрмитажный мост.

Он менял имена, оставаясь при этом символом Петербурга…

Дабы Петр Великий мог сесть в лодку чуть ли не у порога своего дома – Зимнего дворца, умельцы создали рукотворный канал, соединяющий Неву и Мойку. Канал так и назовут – Зимней канавкой, и буквально сразу после обустройства через него перекинут два подъемных моста, известных сегодня как Эрмитажный и 1-й Зимний. Набережные Невы в то время облачались в гранит, на них возводили необходимые для переправ парапеты и выступы, и Эрмитажный мост удачно вписался в общую картину парадности и изящества.

Но вернемся, пожалуй, в 1718-й год… Тогда еще и в помине не было этого сооружения в том виде, в каком мы привыкли его видеть. А был деревянный подъемный мост, сооруженный Германом ван Болесом. Два крыла переправы разводились с помощью зубчатых колес и рычагов. Спустя 20 лет мост нарекли Верхненабережным. В периодических перестройках и ремонтах он просуществовал чуть меньше, чем полвека. В 1763-66 гг. деревянную переправу сменила каменная, украшенная облицовкой из гранита. Сей однопролетный арочный мост с парапетами из камня, созданный по проекту архитектора Юрия Фельтена, стал первым подобным в Петербурге и до сих пор считается в городе «старейшиной». Его особенностью стало то, что, возвышаясь над Зимней канавкой, он изгибается дугой, становясь похожим на горб.

Вообще, Верхненабережный мост (позже люди станут именовать его Зимнедворцовым) имел довольно непростое строение – свод, сложенный из кирпича и известняка. Все сооружение проложили гранитными рядами и фасадными арками. В гранит также облекли береговые опоры. 1828-й год ознаменовался тем, что мост обрел сегодняшнее название – Эрмитажный.

1934-й, резолюция: «Горб» не трогать!»

Прошло чуть больше века… Специалисты, проверившие техническое состояние Эрмитажного моста в 1933 году, констатировали: сооружение находится в состоянии, близком к катастрофическому. Вода размыла основания моста до того, что обнажила первоначальные деревянные сваи, свод потихоньку разрушался, одни швы между камнями начали расходиться, другие и вовсе «рассосались». К немедленной реконструкции была привлечена группа во главе с архитектором Дмитриевым, инженером Саперштейном и консультантом Передерием. Согласно их проекту, кирпичный свод переделали на железобетонный бесшарнирный монолит. Ремонтники увеличили ширину моста почти на 1,5 м. Замахнулись, было, и на то, дабы уменьшить «горб», но тут свое «против» высказали члены архитектурного комитета. В результате было решено «принести в жертву» лишь фонарные подставки. Так что, получив из нового один только свод, Эрмитажный мост сохранил свою «фирменную» кривизну, уклоны при въезде, выпуклые парапеты.

Спустя некоторое время – в самом начале 50-х – восстановлен также будет декор пандусов. Итого, на выходе сегодня имеем: ширина Эрмитажного – 15,2 м., длина – 22,1 м.

С него – в воду, под ним – в пробки

О том, как наш герой менял имена, мы уже рассказали. Да вот только не упомянули еще одно название, «прилипшее» к Эрмитажному мосту. После того как во время премьеры в Петербурге «Пиковой дамы» Чайковского одна из героинь оперы Лиза бросилась с него в смертельные объятия водной глади Зимней канавки, к мосту прочно приклеилось имя «Мостик Лизы».

Эрмитажный мост известен не только, как первый каменный мост в Петербурге и один из наиболее частых персонажей туристических фото: Зимняя канавка знаменита, среди прочего, и… речными пробками. Словно бусинки, нанизанные на нить, тянутся друг за другом суда и суденышки, пытаясь втиснуться в узенькое горлышко, образованное здешними берегами.

Увы, сегодня мы вряд ли узнаем, была ли уникальная гармония, образованная всеми сооружениями в районе Зимней канавки, заранее предусмотрена их творцами. Прибывшим в этот уголок Санкт-Петербурга остается лишь восхищаться человеческим талантом: говорят, если взойти на 1-й Зимний мост и обратить свой взор вдоль канавки, то ему предстанет неповторимая перспектива. В нее войдут и величие Старого Эрмитажа, и неземная красота Эрмитажного театра. А завершает всю эту чудную картину он – Эрмитажный мост.

Мост через Зимнюю канавку в Санкт-Петербурге. Впервые деревянный подъемный мост был построен на этом месте в 1718-1720 годах. Позже, в 1763-1766 годах на его месте построили однопролетный гранитный арочный мост с каменными парапетами по проекту Ю. М. Фельтена, который в 1934 году укрепили дополнительным железобетонным сводом взамен кирпичного, сохранив внешнее оформление моста.

Первое название моста, данное ему в 1738 году — Верхненабережный, в честь Верхней набережной, как тогда называлась Дворцовая набережная. Однако, к середине XVIII века мост чаще называли Зимнедворцовым, в честь находящегося поблизости Зимнего дворца. Наконец, в конце XVIII века появилось название Дворцовый мост, но и оно не стало окончательным. И только в 1828 году мост получил свое нынешнее имя по названию построенного рядом с ним Эрмитажного театра.

После того, как в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» появилось действие, когда Лиза бросается с Эрмитажного моста в воды Зимней канавки, у моста появилось обиходное название «Мостик Лизы».

С появлением в 1763-1766 годах у Эрмитажного моста гранитной конструкции, он стал первым каменным мостом в Санкт-Петербурге.

Вид Эрмитажного моста вместе с арочной галереей поверх него со стороны Миллионной улицы считается одним из символов Санкт-Петербурга, его часто фотографируют и изображают на туристических открытках.

Длина моста — 22,1 м, ширина — 15,2 м.

Туристу на заметку:

Посещение Эрмитажного моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Эрмита́жный мост (ранее Зимнедворцо́вый, Верхнена́бережный) - мост через Зимнюю канавку, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга.

Расположение

Расположен по линии Дворцовой набережной между зданиями Эрмитажного театра (дом № 32) и Большого (Старого) Эрмитажа (дом № 34). Ближайшие станции метрополитена - «Адмиралтейская» (1,0 км), «Невский проспект» (1,2 км), «Гостиный двор» (1,2 км).

Первый деревянный подъёмный мост на этом месте был перекинут в 1718-1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I. Проект моста составил Харман ван Болес. Мост был балочным трехпролетным на свайных опорах. Средний разводной пролет состоящий из двух полотен, раскрывался в разные стороны вокруг горизонтальных осей. На протяжении почти полувека мост периодически перестраивался. Постоянный каменный мост был построен в 1763-1766 гг., одновременно с возведением гранитных набережных Невы, став первым каменным мостом в городе. Мост имел однопролётное строение в виде свода из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Береговые опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой, ограждение - сплошные гранитные парапеты. В 1934 году кирпично-плиточный свод моста был заменён на железобетонный (монолитный бесшарнирный) с выносными пятами и внутренним очертанием по эллипсу. При этом внешний облик моста был сохранён. Проект переустройства Эрмитажного моста был составлен сотрудниками Ленмосттреста инженером А. Д. Саперштейн и архитектором К. М. Дмитриевым. Около 1950 года в ходе реконструкции был восстановлен архитектурный декор пандусов.

Конструкция

Мост однопролетный арочный со сплошным железобетонным бесшарнирным сводом. Опоры на свайном основании, облицованы гранитными плитами. Толщина железобетонного свода в замке - 25 см, у пят - 45 см; размеры свода эллиптической формы в свету составляют 9,73 м, при стреле подъема его внутреннего очертания 3 м. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты. Тротуары моста и набережных сопряжены ступенями.

Примечания

Литература

Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1986. - 280 с. Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. - Л.: Искусство, 1958. - 60 с. Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с. Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л.: Лениздат, 1971. - 192 с. Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1972. - 498 с. Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л.: Лениздат, 1991. - 320 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 446. - 511 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении…