Специальные беговые упражнения на уроке физкультуры. Обучение технике семенящего бега. м., мировой рекорд
1. Бег с высоким поднимание бедра. Упражнение выполняется на пе-редней части стопы, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой
и с минимальным продвижением вперёд.
2. Бег с захлёстом голени. Упражнение выполняется на передней части стопы, ноги сгибаются в коленных суставах, пятки касаются ягодиц. Колено направлено вертикально вниз, бедро не работает, туловище слегка
наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как пр и беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой и с минимальным продвижением вперёд.
3.Выпрыгивания. Упражнение выполняется перекатом с пятки на носок, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая но-га прямая. Туловище прямо, руки выполняют одновременное подныри-вающее движение снизу вверх. Упражнение выполняется с минимальным продвижением вперёд. Движение направлено вверх-вперёд.
4. Прыжки с ноги на ногу. Упражнение выполняется на передней части стопы, либо на всей стопе. Бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая нога прямая. Туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге, но с большей амплитудой. Движение направлено вперёд-вверх.
5. Скрестный бег. Упражнение выполняется правым и левым боком, на передней части стопы. При выполнении правым боком, правая нога де-лает приставной шаг вправо, а левая нога выполняет движения по дуге впереди и позади неё. Туловище прямо, руки точно в стороны, взгляд на-правлен перед собой. Упражнение выполняется за счёт активного скручи-вая тазом.
6.Ускорение. Выполняется с высокого старта на передней части сто-пы, либо на всей стопе. За счёт активной работы рук и ног. С постепенным выпрямлением туловища (примерно на седьмом шаге). Необходимо сле-дить за плавным, без рывков, набором скорости и за свободным бегом по дистанции.
систем; и т. д.).
Инвентарь:
Часть | Организационно- | |||||||
Содержание | Дозировка | методические указания | ||||||
урока | ||||||||
(ОМУ) | ||||||||
1. | Построение. | 1 минута | Построение в одну шеренгу | |||||
2. | Сообщение задач урока | |||||||
3. | Разминочный бег. | 1 минута | Бежать в медленном темпе | |||||
400 м | ||||||||
(ОРУ) | ||||||||
(15–20 упражнений) | ||||||||
минут | Порядок описания ОРУ: | |||||||
1. | ||||||||
чинается движение. | ||||||||
2. | ||||||||
-15 | ||||||||
присед и т. д.). | ||||||||
3. | ||||||||
урока | ||||||||
и т. д.). | ||||||||
4. | Конечное положение. | |||||||
часть | Пример | |||||||
6–8 раз | Наклоны ниже, ноги не | |||||||
Подготовительная | ||||||||
1. | – наклон к правой ноге | сгибать, упражнение | ||||||
2. | – наклон вперед-вниз | выполнять в среднем | ||||||
3. | – наклон к левой ноге | темпе, почувствовать | ||||||
4. | – наклон назад | натяжение мышц задней | ||||||
поверхности бедра. | ||||||||
(СБУ) | ||||||||
Пример | ||||||||
Выпрыгивания. Упражнение выполня- | 2 х 40 | Упражнение выполняется | ||||||
метров | с минимальным продви- | |||||||
жением вперёд. | ||||||||
Движение направлено | ||||||||
вверх-вперёд. | ||||||||
вверх. |
Приложение 4 Проводящий: Ф.И.О.
План-конспект подготовительной части урока по легкой атлетике
Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)
2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых качеств)
3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.
систем; и т. д.).
Дата проведения: 09.09.2009 г. (Указать дату занятия, к которому составлен план-конспект) Место проведения:
Инвентарь:
Часть | Организационно- | |||||||
Содержание | Дозировка | методические указания | ||||||
урока | ||||||||
(ОМУ) | ||||||||
1. | Построение. | 1 минута | Построение в одну шеренгу | |||||
2. | Сообщение задач урока | |||||||
3. | Разминочный бег. | 1 минута | Бежать в медленном темпе | |||||
400 м | ||||||||
Комплекс общеразвивающих упражнений | ||||||||
(ОРУ) | ||||||||
(15–20 упражнений) | ||||||||
минут | Порядок описания ОРУ: | |||||||
1. | Исходное положение, из которого на- | |||||||
чинается движение. | ||||||||
2. | Название движения (наклон, поворот, | |||||||
-15 | ||||||||
присед и т. д.). | ||||||||
3. | Направление движения (вправо, назад | |||||||
урока | ||||||||
и т. д.). | ||||||||
4. | Конечное положение. | |||||||
часть | Пример | |||||||
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. | 6–8 раз | Наклоны ниже, ноги не | ||||||
Подготовительная | ||||||||
1. | – наклон к правой ноге | сгибать, упражнение | ||||||
2. | – наклон вперед-вниз | выполнять в среднем | ||||||
3. | – наклон к левой ноге | темпе, почувствовать | ||||||
4. | – наклон назад | натяжение мышц задней | ||||||
поверхности бедра. | ||||||||
Специальные беговые упражнения | ||||||||
(СБУ) | ||||||||
Пример | ||||||||
Выпрыгивания. Упражнение выполня- | 2 х 40 | Упражнение выполняется | ||||||
ется перекатом с пятки на носок, бедро | метров | с минимальным продви- | ||||||
маховой ноги поднимается до угла 90 | жением вперёд. | |||||||
градусов, толчковая нога прямая. Туло- | Движение направлено | |||||||
вище прямо, руки выполняют одновре- | вверх-вперёд. | |||||||
менное подныривающее движение снизу | ||||||||
вверх. |
Приложение 5
Проводящий: Ф.И.О.
систем; и т. д.).
Место проведения: Инвентарь :
Часть | Организационно- | |||||
Содержание | Дозировка | методические | ||||
урока | ||||||
указания | ||||||
(ОМУ) | ||||||
Подготовительная | часть | 12-15 мин. | См. выше приложение 2. | |||
Основная часть | 20–25 мин. | Либо | Методические указа- | |||
Обучить элементу техники | кол-во | ния, наиболее часто | ||||
повторений, | встречающиеся | |||||
либо кол-во | ошибки, способы их | |||||
времени. | исправления. | |||||
часть | Заминочный бег | 400 м | Восстановить дыха- | |||
ние, привести орга- | ||||||
Заключительная | 3–5 мин. | Подведение итогов занятия. | 1мин | низм к до рабочему | ||
уровню. | ||||||
Домашнее задание. | 1мин | Построение в одну | ||||
шеренгу. | ||||||
Задание на дом | ||||||
(практическое или | ||||||
теоретическое) | ||||||
Приложение 5
Проводящий: Ф.И.О.
План-конспект урока по легкой атлетике Тема:……………………………………………………………………………….
Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)
2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых ка-честв)
3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.
систем; и т. д.).
Дата проведения: 09. 09. 2009 г. (Указать дату занятия,к которому состав-лен план-конспект)
Место проведения: Инвентарь :
Часть | Организационно- | |||||
Содержание | Дозировка | методические | ||||
урока | ||||||
указания | ||||||
(ОМУ) | ||||||
Подготовительная | часть | 12-15 мин. | См. выше приложение 2. | |||
Основная часть | 20–25 мин. | Либо | Методические указа- | |||
Обучить элементу техники | кол-во | ния, наиболее часто | ||||
повторений, | встречающиеся | |||||
какого-либо вида легкой атлетики | ||||||
либо кол-во | ошибки, способы их | |||||
времени. | исправления. | |||||
часть | Заминочный бег | 400 м | Восстановить дыха- | |||
ние, привести орга- | ||||||
Заключительная | 3–5 мин. | Подведение итогов занятия. | 1мин | низм к до рабочему | ||
уровню. | ||||||
Домашнее задание. | 1мин | Построение в одну | ||||
шеренгу. | ||||||
Задание на дом | ||||||
(практическое или | ||||||
теоретическое) | ||||||
Приложение 6 | |||
МУЖЧИНЫ | |||
Дисциплина | Рекорд | Спортсмен | Страна |
100 м | 9,58 с | Усэйн Болт | Ямайка |
200 м | 19,19 с | Усэйн Болт | Ямайка |
400 м | 43,18 с | Майкл Джонсон | США |
800 м | 1:41,01 | Давид Рудиша | Кения |
1 000 м | 2:11,96 | Ноа Нгени | Кения |
1 500 м | 3:26,00 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
1 миля (1609 м) | 3:43,13 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
2 000 м | 4:44,79 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
3 000 м | 7:20,67 | Даниель Комен | Кения |
5 000 м | 12:37,35 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 000 м | 26:17,53 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 км (шоссе) | 26:44 | Леонард Комон | Кения |
15 км (шоссе) | 41:29 | Феликс Лимо | Кения |
20 000 м | 56:26,0 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
20 км (шоссе) | 55:21 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Полумарафон | 58:23 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Часовой бег | 21,285 км | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
25 000 м | 1:13:55,8 | Тосихико Сэко | Япония |
25 км (шоссе) | 1:11:37 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
30 000 м | 1:29:18.8 | Тосихико Сэко | Япония |
30 км (шоссе) | 1:27:49 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
Марафон | 2:03:59 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
100 км (шоссе) | 6:13:33 | Такахиро Сунада | Япония |
3000 м с препятствиями | 7:53,63 | Саиф Саед Шахин | Катар |
110 м с барьерами | 12,87 с | Дайрон Роблес | Куба |
400 м с барьерами | 46,78 с | Кевин Янг | США |
Прыжок в высоту | 2,45 м | Хавьер Сотомайор | Куба |
Прыжок с шестом | 6,14 м | Сергей Бубка | Украина |
Прыжок в длину | 8,95 м | Майк Пауэлл | США |
Тройной прыжок | 18,29 м | Джонатан Эдвардс | Великобритания |
Толкание ядра | 23,12 м | Рэнди Барнс | США |
Метание диска | 74,08 м | Юрген Шульт | ГДР |
Метание молота | 86,74 м | Юрий Седых | СССР |
Метание копья | 98,48 м | Ян Железный | Чехия |
(по старым правилам) | 104,80 м | Уве Хон | ГДР |
Десятиборье | 9026 очков | Роман Шебрле | Чехия |
Ходьба на 20 км (шоссе) | 1:16:43 | Сергей Морозов | Россия |
Ходьба на 50 км (шоссе) | 3:34:14 | Денис Нижегородов | Россия |
Эстафета 4 х 100 м | 37,10 | Ямайка | |
Эстафета 4 х 400 м | 2:54,29 | США | |
Приложение 6 | |||
Рекорды мира в лёгкой атлетике у мужчин на 1.01.2011 | |||
МУЖЧИНЫ | |||
Дисциплина | Рекорд | Спортсмен | Страна |
100 м | 9,58 с | Усэйн Болт | Ямайка |
200 м | 19,19 с | Усэйн Болт | Ямайка |
400 м | 43,18 с | Майкл Джонсон | США |
800 м | 1:41,01 | Давид Рудиша | Кения |
1 000 м | 2:11,96 | Ноа Нгени | Кения |
1 500 м | 3:26,00 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
1 миля (1609 м) | 3:43,13 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
2 000 м | 4:44,79 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
3 000 м | 7:20,67 | Даниель Комен | Кения |
5 000 м | 12:37,35 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 000 м | 26:17,53 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 км (шоссе) | 26:44 | Леонард Комон | Кения |
15 км (шоссе) | 41:29 | Феликс Лимо | Кения |
20 000 м | 56:26,0 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
20 км (шоссе) | 55:21 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Полумарафон | 58:23 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Часовой бег | 21,285 км | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
25 000 м | 1:13:55,8 | Тосихико Сэко | Япония |
25 км (шоссе) | 1:11:37 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
30 000 м | 1:29:18.8 | Тосихико Сэко | Япония |
30 км (шоссе) | 1:27:49 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
Марафон | 2:03:59 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
100 км (шоссе) | 6:13:33 | Такахиро Сунада | Япония |
3000 м с препятствиями | 7:53,63 | Саиф Саед Шахин | Катар |
110 м с барьерами | 12,87 с | Дайрон Роблес | Куба |
400 м с барьерами | 46,78 с | Кевин Янг | США |
Прыжок в высоту | 2,45 м | Хавьер Сотомайор | Куба |
Прыжок с шестом | 6,14 м | Сергей Бубка | Украина |
Прыжок в длину | 8,95 м | Майк Пауэлл | США |
Тройной прыжок | 18,29 м | Джонатан Эдвардс | Великобритания |
Толкание ядра | 23,12 м | Рэнди Барнс | США |
Метание диска | 74,08 м | Юрген Шульт | ГДР |
Метание молота | 86,74 м | Юрий Седых | СССР |
Метание копья | 98,48 м | Ян Железный | Чехия |
(по старым правилам) | 104,80 м | Уве Хон | ГДР |
Десятиборье | 9026 очков | Роман Шебрле | Чехия |
10,64 с (100 м), 8,11 м (прыжок в длину), 15,33 м (толкание ядра), 2,12 м (прыжок в высоту), 47,79 с (400 м), 13,92 с (110 м с барьерами), 47,92 м (метание диска), 4,80 м (прыжок с шестом), 70,16 м (метание копья), 4:21,98 (1500 м)
Ходьба на 20 км (шоссе) | 1:16:43 | Сергей Морозов | Россия |
Ходьба на 50 км (шоссе) | 3:34:14 | Денис Нижегородов | Россия |
Эстафета 4 х 100 м | 37,10 | Ямайка | |
Эстафета 4 х 400 м | 2:54,29 | США | |
Приложение 7 | |||||
Рекорды мира в лёгкой атлетике у женщин на 1.01.2011 | |||||
ЖЕНЩИНЫ | |||||
Дисциплина | Рекорд | Спортсмен | Страна | ||
100 м | 10,49 с | Флоренс Гриффит-Джойнер | США | ||
200 м | 21,34 с | Флоренс Гриффит-Джойнер | США | ||
400 м | 47,60 с | Марита Кох | ГДР | ||
800 м | 1:53,28 | Ярмила Кратохвилова | Чехословакия | ||
1 000 м | 2:28,98 | Светлана Мастеркова | Россия | ||
1 500 м | 3:50,46 | Цюй Юнься | Китай | ||
1 миля (1609 м) | 4:12,56 | Светлана Мастеркова | Россия | ||
2 000 м | 5:25,36 | Соня О’Салливан | Ирландия | ||
3 000 м | 8:06,11 | Ван Цзюнься | Китай | ||
5 000 м | 14:11,15 | Тирунеш Дибаба | Эфиопия | ||
10 000 м | 29:31,78 | Ван Цзюнься | Китай | ||
10 км (шоссе) | 30:21 | Пола Рэдклиф | Великобритания | ||
15 км (шоссе) | 46:29 | Тирунеш Дибаба | Эфиопия | ||
20 000 м | 1:05:26,6 | Тегла Лорупе | Кения | ||
20 км (шоссе) | 1:02:57 | Лорна Киплагат | Нидерланды | ||
Полумарафон | 1:06:25 | Лорна Киплагат | Нидерланды | ||
Часовой бег | 18,517 км | Дирарту Туне | Эфиопия | ||
25 000 м | 1:27:05,9 | Тегла Лорупе | Кения | ||
25 км (шоссе) | 1:22:13 | Мидзуки Ногути | Япония | ||
30 000 м | 1:45:50,0 | Тегла Лорупе | Кения | ||
30 км (шоссе) | 1:38:49 | Мидзуки Ногути | Япония | ||
Марафон | 2:15:25 | Пола Рэдклиф | Великобритания | ||
100 км (шоссе) | 6:33:11 | Томое Абе | Япония | ||
3000 м с препятствиями | 8:58,81 | Гульнара Самитова- | Россия | ||
Галкина | |||||
110 м с барьерами | 12,21 с | Йорданка Донкова | Болгария | ||
400 м с барьерами | 52,34 с | Юлия Печёнкина | Россия | ||
Прыжок в высоту | 2,09 м | Стефка Костадинова | Болгария | ||
Прыжок с шестом | 5,06 м | Елена Исинбаева | Россия | ||
Прыжок в длину | 7,52 м | Галина Чистякова | СССР | ||
Тройной прыжок | 15,50 м | Инесса Кравец | Украина | ||
Толкание ядра | 22,63 м | Наталья Лисовская | СССР | ||
Метание диска | 76,80 | Габриеле Райнш | ГДР | ||
Метание молота | 78,30 м | Анита Влодарчик | Польша | ||
Метание копья | 72,28 м | Барбора Шпотакова | Чехия | ||
(по старым правилам) | 80,00 м | Петра Фельке | ГДР | ||
Семиборье | 7291 очко | Джекки Джойнер-Керси | США | ||
12,69 с (100 м с барьерами), 1,86 м (прыжок в высоту), 15,80 м (толкание ядра), | |||||
22,56 с (200 м), 7,27 м (прыжок в длину), 45,66 м (метание копья), 2:08,51 (800 м) | |||||
Ходьба на 20 км | 1:25:41 | Олимпиада Иванова | Россия | ||
(шоссе) | |||||
Эстафета 4 х 100 м | 41,37 | ГДР | |||
Эстафета 4 х 400 м | 3:15,17 | СССР | |||
Специальные беговые упражнения,
используемые на уроках физкультуры
в 5-11 классах
5-7 классы
1 четверть
Семенящий бег на месте с упором руками о стену и без опоры. То же, но с продвижением вперед, руки опущены и расслаблены.
Бег с захлестыванием голени назад.
Бег с высоким подниманием бедер.
Бег с прыжками в широком шаге.
Многоскоки или бег толчками, руки, согнуты в локтях, помогают выполнению упражнения.
Быстрая смена ног в положении широкого выпада, опираясь руками о пол.
Прыжки в длину с места.
Бег под уклон 5-7 градусов.
Ускорение до 30м с высокого старта (стартовый разгон).
2 четверть
Имитация быстрого бега в висе на высокой перекладине.
Имитация быстрого бега в упоре на брусьях.
Быстрые вертикальные прыжки со сменой ног, стоя лицом к гимнастической стенке и держась обеими руками за рейку на уровне плеч, опорная нога располагается на второй рейке.
3 четверть
Броски мяча вверх с последующим поворотом на 360 градусов и ловлей мяча.
Броски мяча вверх. После броска присесть, выпрямиться и поймать мяч.
В парах, стоя лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Броски мяча вперед – вверх. После броска поменяться местами и поймать мяч
Стоя ноги врозь. 1-7 медленно присесть, 8 – резко встать.
Быстрое ведение баскетбольного мяча.
4 четверть
Стоя на месте, движение согнутыми локтях руками – как при беге
Бег на месте в сочетании с работой рук. Выполнять движение широко, не напрягаясь.
Переменный бег в колонне по одному. По сигналу учителя учащиеся меняют направление движения, выполняют повороты, делают ускорения до 30 м.
Челночный бег 4 х 10м.
8- 9 классы
четверть
Беговые упражнения с последующим ускорением.
Быстрая смена ног в положении широкого выпада, руки согнуты.
Бег боком вправо. 1- шаг правой в сторону, 2- шаг сзади правой, 3-шаг правой, 4-шаг левой спереди правой и т. д. То же влево. Упражнение напоминает популярный танец «лезгинка».
Попеременные скачки на одной ноге до 20 метров.
Прыжки в длину с места.
Старт с преследованием партнера, который стартует в 3 м впереди.
Ускорение с высокого и низкого старта до 40 м (стартовый разгон).
2 четверть
Выпрыгивания из приседа с продвижением вперед.
Быстрые выпрыгивания из полуприседа на одной, затем на другой ноге, держась рукой за опору.
В положении стойки на лопатках быстрые движения ногами вверх – вниз.
Имитация быстрого бега в положении лежа на спине, руки вдоль тела, голова касается мата, пятки скользят по гимнастическому мату.
3 четверть
Броски мяча вверх с последующим выполнением упора лежа и упора присев. Поднимаясь поймать мяч.
Броски мяча вверх с последующим выполнением двух приседов. Встать и поймать мяч.
Бег из различных стартовых положений: сидя, сидя со скрещенными ногами, сидя спиной к направлению бега, из упора лежа, стоя на коленях.
Бег спиной вперед из стартового положения.
Во время бега броски мяча вперед на расстоянии в 3-4 метра с последующим ускорением, позволяющим поймать мяч до второго отскока.
4 четверть
Бег с продвижением вперед, преодолевая сопротивления партнера. В качестве сопротивления можно использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо бегущего.
Бег на пятках.
Прыжки через учебные барьеры толчком обеих ног подтягивая колени к груди. Высота барьеров зависит от физической подготовки учащихся.
Переменный бег с ускорением до 30 м.
Ускорение с низкого старта до 30 м.
Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.
10-11 классы
1 полугодие
Беговые упражнения, чередующие прыжковый бег с семенящим. Прыжки с толчком обеих ног, подтягивая колени к груди, через учебные барьеры с последующим ускорением. Бег по малому кругу, наклоняя туловище внутрь его. Постепенно уменьшать диаметр круга. Можно применять также бег за напарником.
Выпрыгиваем из глубокого выпада на правой (левой) ноге с продвижением вперед, подтягивания колени к груди и меняя положение ног.
То же, но ногу, стоящую сзади, удерживает партнер, затрудняя движение вперед.
Тройные и пятерные прыжки с приземлением на мягкий грунт.
Бег под уклон 7-10 градусов.
В основной стойке перенести ОЦМ тела на носки, не отрывая пяток от грунта, и, падая вперед, перейти на быстрый бег, сохраняя поученный таким образом уклон туловища.
Ускорение с низкого старта до 70м.
Быстрый бег с переноской предметов и партнера (только юноши).
полугодие
Выпрыгивание с гирей 16 кг в руках из глубокого приседа, ноги на параллельно стоящих гимнастических скамейках, гиря в обеих руках между 2-мя скамейками. Темп средний и быстрый. Выполняют только юноши.
Поднимание гири 16 кг ногой, удерживая её носком и держась руками за опору (только юноши).
Ускорение до 15 метров из упора присев и после быстрого кувырка вперёд.
Во время бега броски мяча вперед на расстояние 3-4 метра с последующим ускорением, позволяющим поймать мяч до второго отскока.
Игра в баскетбол на две корзины.
Прыжки с продвижением вперед на правой (левой) ноге подтягивая колено толчковой к груди.
Бег с продвижением вперед, преодолевая сопротивление партнера. В качестве сопротивления можно использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо бегущего (лежит на груди).
Бег на пятках.
Прыжки через учебные барьеры толчком обеих ног, подтягивая колени к груди. Высота барьеров зависит от физической подготовленности учащихся.
Переменный бег с ускорением до 30м.
Ускорения низкого старта до 50 м.
Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.
Составил: Заволока Виктор Григорьевич, тренер-преподаватель отделения лёгкой атлетики МБУДО ДЮСШ
Самой естественной формой физических упражнений является бег. Бег — основа многих видов спорта. Невозможно представить баскетболиста, волейболиста, теннисиста, футболиста и представителей многих других видов спорта, не умеющих бегать.
Правильный и рациональный бег необходим для повышения своего профессионализма представителям многих видов спорта.
Исправить неточности в технике бега с помощью самого бега трудно, а порой и невозможно. Чтобы выделить отдельные фазы бега и исправить ошибки в отдельных движениях бегового шага используют специальные беговые упражнения.
Под специальными легкоатлетическими беговыми упражнениями (СБУ) следует понимать такие упражнения, которые по своему характеру, двигательной структуре и динамике наиболее близко стоят к бегу или же воспроизводят его
Некоторые упражнения, наиболее близко стоящих к бегу (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег, скачки и др.) способствуют не только становлению техники бега, но и развитию необходимых качеств бегуну.
Эти упражнения являются основным средством подготовки опорно-двигательного аппарата занимающихся к нагрузкам в основной части занятия. И хотя часть этих упражнений беговых, а часть прыжковых, их называют для краткости «специальные беговые упражнения легкоатлета» (СБУ).
Начинающие тренеры-преподаватели и учителя физической культуры показывают ряд проблем в проведении ими занятий по легкой атлетике. Среди них — слабое владение терминологией и техникой специальных беговых упражнений в легкой атлетике, использование однообразных средств для подготовки к уроку или учебно-тренировочному занятию, что приводит к потере интереса занимающихся к данному виду спорта.
В подготовительной части занятия спортсмены-легкоатлеты чаще всего используют широкий арсенал специальных беговых упражнений легкоатлета и выполняют от 4 до 20 упражнений. Количество метров при выполнении упражнения составляет от 30 до 100. Интенсивность упражнений в комплексе возрастает постепенно и составляет от 50 до 90 %.
Самые часто используемые упражнения у спортсменов:
— прыжки перекатом с пятки на носок, прыжки приставными шагами правым (левым) боком;
— бег скрестными шагами правым (левым) боком;
— прыжки «в шаге» через шаг (через 2, 3 шага);
— бег с захлёстыванием голени с выведением бедра вперед, бег с захлестыванием голени через 2 шага;
— бег с высоким подниманием бедра в медленном и быстром темпе, бег с высоким подниманием бедра с выведением голени вперед, бег с высоким подниманием бедра с переходом в бег с ускорением;
— бег на прямых ногах, бег с прямыми ногами вперед с максимальной частотой движений, бег с прямыми ногами вперед с максимально широким шагом,;
— скачки, прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед;
— бег с захлестыванием голени, в нарастающем темпе с переходом в бег с ускорением.
Следует отметить, что количество упражнений в комплексе у каждого спортсмена зависит от погодных условий, самочувствия, конкретного вида соревнований и рекомендаций тренера.
Большинство спортсменов выполняют специальные беговые упражнения в чередовании с ходьбой и только иногда с бегом.
Для начинающих специалистов по физической культуре и спорту представим некоторые рекомендации к составлению комплексов специальных беговых упражнений.
В подготовительной части тренировочного занятия или урока по легкой атлетике очень важным является момент последовательности выполнения упражнений: в первую очередь необходимо выполнить медленный бег, затем общеразвивающие упражнения и только после этого приступают к специальным беговым упражнениям легкоатлета. Это связано с тем, что специальные беговые упражнения требуют от опорно-двигательного аппарата активной работы и больших мышечных напряжений и поэтому выполняются только после тщательных предварительных растяжений.
Молодые специалисты очень часто допускают серьезную ошибку — несоблюдение последовательности упражнений в подготовительной части занятия. Порядок выполнения упражнений – это очень важный момент, который необходимо соблюдать для эффективной подготовки к основной части занятия и предотвращения травм у занимающихся.
Критерием отбора упражнений для комплексов должно быть соответствие главных параметров выполняемых специальных упражнений (кинематической, динамической и ритмической структур) основному упражнению, к выполнению которого приступают в начале основной части занятия.
Если после разминки приступают к изучению прыжков, большее внимание уделяется прыжковым упражнениям. Если готовятся к бегу — беговым упражнениям и т. д..
Специальные беговые упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале выполняются упражнения меньшей интенсивности, затем постепенно, в зависимости от готовности мышц, можно включать упражнения большей интенсивности. Или сначала мы можем выполнять упражнения в половину силы, затем постепенно повышать их интенсивность.
Подбор упражнений должен обеспечить постепенное повышение нагрузки от минимальной до значительной.
Вначале можно выполнить такие упражнения как:
— бег скрестными шагами, семенящий бег;
— прыжки приставными шагами боком, бег с захлестыванием голени;
— прыжки перекатом с пятки на носок;
— бег прямые ноги вперед.
Затем более интенсивные:
— бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу толкаясь вперед, прыжки в шаге через шаг, скачки и т. д..
После интенсивных упражнений целесообразно выполнить упражнения на растягивания и расслабление мышц. Ходьба и бег в медленном темпе так же способствуют быстрейшему восстановлению мышц после упражнений.
Примеры некоторых комплексов.
Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части учебно-тренировочного занятия легкоатлетов по теме: бег на короткие дистанции (на этапе предварительной подготовки):
Бег с захлестыванием голени в среднем темпе 2 х 20 м.
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх с продвижением на 1 стопу 1 х 20 м.
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх с продвижением на 2 стопы 1 х 20 м.
Бег с высоким подниманием бедра в медленном темпе 1 х 20 м.
Прыжки перекатом с пятки на носок (интенсивность 80 %) 1 х 20 м.
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед 1 х 20 м.
учебно-тренировочного занятия бегунов на короткие дистанции
Прыжки перекатом с пятки на носок в пол силы 1 х 20 м.
Семенящий бег в медленном темпе 1 х 20 м.
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх с продвижением 1-1,5 стопы 1 х 20 м.
Бег с высоким подниманием бедра в среднем темпе 1 х 20 м.
Прыжки с ноги на ногу 1 х 30 м.
Семенящий бег с переходом в бег 1 х (10 м + 20 м).
Семенящий бег с переходом в бег с ускорением 1 х (10 м + 40 м).
Бег с захлестыванием голени с выведением бедра вперед в постепенно нарастающем темпе с переходом в бег с ускорением 1 х (20 м + 30 м).
Бег прыжками, толкаясь вперед, с переходом в бег с ускорен. 1 х (20 м + 30 м).
Бег с высоким подниманием бедра с выведением голени вперед с постепенно нарастающим темпом 1 х 30 м.
Бег с высоким подниманием бедра с постепенно нарастающим темпом, доводя темп до максимального 1 х (30 м + 30 м).
При этом нет необходимости использовать очень много разных упражнений в подготовительной части одного занятия при обучении новым специальным беговым упражнениям. При не правильном выполнении упражнения необходимо с помощью показа и методических рекомендаций скорректировать ошибки, повторно выполнить упражнение.
Перед выполнением упражнения, необходимо предупреждать занимающихся о возможных ошибках.
Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части занятия с детьми 7-8 лет по теме: «Бег на короткие дистанции»:
Бег с захлестыванием голени 3 х 25 м.
Бег прямые ноги вперед 3 х 25 м.
Бег с высоким подниманием бедра 3 х 25 м.
Для занятий при небольшой площади зала можно выполнять беговые упражнения в количестве 10 -12 (10 — 15 м). На улице можно увеличить количество метров (до 30 м), но при этом необходимо сократить количество упражнений.
Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части занятия с обучающимися 9-10 лет по теме: «Бег на короткие дистанции»
(проводящегося в спортивном зале):
Прыжки приставными шагами правым (левым) боком 2 х 10 м.
Два прыжка приставными шагами правым боком, два прыжка приставными шагами левым боком 1 х 10 м.
Прыжки перекатом с пятки на носок с вращением рук назад 2 х 10 м.
Бег с захлестыванием голени 1 х 10 м.
Бег с высоким подниманием бедра 2 х 10 м.
Количество специальных беговых упражнений в одном занятии зависит от вида предстоящей спортивной деятельности, погоды, условий, возраста, функционального и психологического состояния занимающихся.
Беговые упражнения могут использоваться в разных частях урока. Это зависит от поставленных перед занятием задач.
Используются разные комплексы специальных беговых упражнений при подготовке к занятиям с разными темами и содержанием.
Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части
учебно-тренировочного занятия прыгунов в длину
(на этапе узконаправленной специализации):
Прыжки перекатом с пятки на носок в пол силы 1 х 30 м.
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх, (интенсивность 70 %) 1 х 30 м.
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх толчковой ногой через 2 шага, (интенсивность 80 %) 1 х 30 м.
Бег с высоким подниманием бедра 1 х 20 м.
Бег с захлестыванием голени с выведением бедра и голени вперед с переходом в бег с ускорением 1 х (25 м + 25 м).
Бег с высоким подниманием бедра на месте, с переходом в бег с ускорением 1 х (15 м + 30 м).
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед — вверх 1 х 25 м.
Прыжки «в шаге» через шаг, толкаясь правой (левой) вперед-вверх 2 х 25 м.
Прыжки «в шаге» через 3 шага, толкаясь толчковой ногой 1 х 40 м.
Прыжок «в шаге» с пробеганием по инерции, толкаясь толчковой ногой 1 х 40 м.
После специальных беговых упражнений в подготовительной части занятия выполняется бег с ускорением. Количество ускорений и интенсивность зависят от поставленных в уроке задач.
Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части учебно-тренировочного занятия бегунов на короткие дистанции (
на этапе узконаправленной специализации):
Прыжки перекатом с пятки на носок в пол силы 1 х 25 м.
Бег с захлестыванием голени с выведением бедра вперед 1 х 30 м.
Бег с высоким подниманием бедра через 2 беговых шага 1 х 30 м.
Прыжки «в шаге» через шаг, толкаясь правой (левой) 2 х 40 м.
Бег с захлестыванием голени через 2 шага в быстром темпе 1 х 40 м.
Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед 1 х 30 м.
Бег с высоким подниманием бедра в высоком темпе 1 х 20 м.
Бег с ускорением 5 х 120 м.
Специальные беговые упражнения легкоатлета используют представители многих видов спорта. Предназначены они для постановки техники бега, развития физических качеств, а так же их используют в подготовительной части занятия.
Педагогам по физической культуре и спорту важно обладать широким арсеналом упражнений, владеть их терминологией, техникой и умениями составлять комплексы для различных занятий.
Методически грамотное составление комплексов поможет предупредить возможные травмы, а широкий арсенал упражнений разнообразит тренировочный процесс, что поможет занимающимся получить больше положительных эмоций от занятий.
Требования к выполнению специальных беговых упражнений.
Специальные беговые упражнения (СБУ) применяются на тренировочных занятиях или уроках физической культуры в подготовительной части урока после выполнения общеразвивающих упражнений для специальной разминки, а так же в основной части в качестве подготовительных упражнений.
Длина отрезка для выполнения СБУ зависит от цели упражнения и подготовленности учащихся: для специальной разминки от 20м до 40м, для тренировки от 40м до 60м.
Количество повторений от 1 до 6 раз. Отрезок условно делится на 3 части: в первой трети упражнение выполняется в спокойном темпе с полной амплитудой, во второй частота постепенно возрастает до максимальной, а в последней 2-3 шага делаются ускоренно, и заканчивается свободным, упругим бегом по инерции.
Исходное положение для всех СБУ одинаковое: стопы параллельно, на ширине плеч, пятки не касаются опоры, ноги немного согнуты в коленях, осанка прямая, руки опущены или согнуты.
Руки работают как в беге (за исключением семенящего бега): согнутые в локтях примерно под углом 90°, разноимённо, вдоль туловища. Одна выносится вперёд: кисть до уровня подбородка, посередине туловища; другая – отводится, назад не разгибаясь. Пальцы полусогнуты, кисть расслаблена.
Упражнения | Методические указания по выполнению |
1) Семенящий бег с продвижением вперед. |
Туловище слегка наклонено вперед, опора на прямую ногу, пятка не должна касаться грунта, мышцы рук и туловища расслаблены. Активней движения стопой. |
2) Бег с захлестыванием голени: а) руки на ягодицах; б) руки движутся в переднезаднем направлении, согнуты в локтевых суставах. |
Бедро маховой ноги не выносить (строго в вертикальной плоскости). Ногу ставить на переднюю часть стопы, затем захлёст голени, пяткой коснуться ягодиц. |
3) Бег с высоким подниманием бедра: а) руки, локти прижаты к туловищу, ладони вниз; б) руки движутся как при беге; |
Туловище ближе к вертикали, не отклоняясь назад. Предельно сгибать маховую ногу в коленном суставе, она движется вперед – вниз – назад. Колени высоко поднимать. При опускании маховой ноги следить за загребающей постановкой голени под себя на переднюю часть стопы. Высоко держаться на стопе. Добиваться высокой частоты движений. В варианте “а” коленом коснуться ладони. |
4) Бег с высоким поднимаем бедра, изменяя темп движений. |
Максимально сгибать маховую ногу в коленном суставе с повышением темпа, туловища больше наклонять вперед. |
5) Бег с высоким поднимаем бедра, постепенно переходя на обычный бег. |
Переход за счет увеличения длины беговых шагов. |
6) Прыжки приставным шагам, правым/левым боком, руки на пояс. |
Держаться на носках, спина прямая. |
7) . Прыжки перекатом с пятки на носок с отталкивание вверх. 7а) Прыжки перекатом с пятки на носок с отталкивание вперёд. |
Нога, выполняющая отталкивание, прямая в коленном суставе. Отталкивание направленно вперед, до толкнуться носком ноги. Нога, выполняющая отталкивание, прямая в коленном суставе. Отталкивание направленно вверх, дотолкнуться носком ноги. |
8) Бег с взмахом прямых ног вперед. |
|
9) Бег с отведением прямых ног назад. |
Туловище стараться держать вертикально. |
10) Бег правым/левым боком вперед. |
Активный взмах бедром вверх, движения руками перед грудью. |
11) Бег скрестным шагом правым/левым боком, руки согнутые в локтевых суставах в стороны. |
Большее закручивание в тазобедренном, плечевых суставах |
12) Прыжки на двух ногах. |
После отскока быстро выполнить замах руками. |
13) Пружинка |
Отталкиваться двумя ногами одновременно, верхний плечевой пояс расслаблен. |
14) Прыжки с ноги на ногу. |
Внимание на упругую постановку маховой ноги на место отталкивания, загребающим движением с акцентом на быстрый переход стопы с пятки на переднюю часть. Мах выполнять от бедра, мах руками от плеч. |
15) Прыжки с ноги на ногу с выбрасыванием прямых ног вперед. |
Туловище слегка отклонить назад, маховую ногу вытянуть. Ноги в коленях не сгибать. |
16) Прыжки с ноги на ногу с активным продвижением вперед. |
Темп постепенно увеличивать, опорную ногу ставить на грунт активным загребающим движением. |
17) Прыжки с ноги на ногу в сторону |
Продвижение максимально в стороны, минимально вперёд. |
18) Прыжки на одной ноге, другая вытянута горизонтально вперед. |
Туловище напряжено, пятка опорной ноги не касается грунта. |
19) Прыжки на одной ноге, другая отведена назад. |
Туловище слегка наклонено вперед. |
20) Прыжки на стопе с продвижение вперед. |
Смена толчковой ноги после 4 – 6 отталкиваний. Большая амплитуда движений в голеностопном суставе. |
21) Прыжки на правой/левой ноге. |
Меньше сгибать опорную ногу в коленном суставе, туловище держать прямо, ногу на опору ставить упруго с передней части стопы. |
22) Бег спиной вперед. |
Туловище прямое. Вперед смотреть через левое плечо. |
23) Бег прыжками |
Ногу ставить с передней части стопы. |
24) И.п. – о.с.: Падая вперед, стартовый разгон с последующим бегом. |
Не поднимать голову при стартовом разгоне. Следить за активным движением маховой ноги при постановке её на грунт. |
25) Бег с постепенным повышением скорости. |
Постановка ноги на опору загребающим движением. Следить за свободой движений. В конце упражнения скорость максимальная. |
26) Бег с ускорением. | Бежать свободно, не напрягаясь. Выполнить стартовый разгон, поддержать скорость и бежать по инерции. |
Список литературы:
- Зайцев. Н. А. Бег на 400 метров. — М.: Физкультура и спорт, 1955. — С. 50
- Ильина И. А. Специальные упражнения легкоатлета: учеб.-метод, пособие. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 92 с.
Многие помнят, что на занятиях по физической культуре часто давались упражнения под названием – или сокращенно СБУ. Почему эти упражнения так важны для развития техники бега и физической формы и какие основные упражнения используются для этих целей, мы узнаем в этой статье.
Общие и специальные упражнения
В классификации физических нагрузок и физических упражнений есть два термина: общие и специальные упражнения или нагрузка.
Первый термин означает, что упражнение или нагрузка даются для развития общей физической формы, то есть не связанной с определенным видом спорта. Специальные упражнения или нагрузка напротив воздействуют на те группы мышц, функциональные системы или же формируют двигательные умения и навыки, которые определяют успех в том виде спорта, которым мы занимаемся.
Исходя из этого положения можно предположить, что «Специальные беговые упражнения» будут способствовать росту специальной физической и технической подготовки, необходимой в беге, и это действительно так.
Мы уже рассказывали об анатомии бега, и говорили, что в беге участвуют множество мышц, выполняющих разные функции. Для увеличения силы или выносливости этих мышц можно использовать различные упражнения с тяжестями в тренажерном зале, но, в этом случае наши мышцы работают в условиях отличных от бега.
Для того, чтобы мышцы не только получали физическую нагрузку, но и формировалась правильная структура движений, были разработаны «Специальные беговые упражнения». Каждое из таких упражнений – это отдельный элемент бега, будь то поднимание бедра или проталкивание стопой, но с акцентом на усиленное его выполнение. Таким образом, в специальных беговых упражнениях, мы все также продвигаемся вперед как и при беге, но в каждом упражнении мы делаем акцент на различные технические элементы бега.
Режимы выполнения специальных беговых упражнений
Специальные беговые упражнения могут использоваться в нескольких целях:
1. Во первых , как часть разминки, для активации и разогрева целевых групп мышц. В таком случае суммарный объем и интенсивность специальных упражнений будет небольшим.
2. Во втором случае , как средства исправления техники бега. Дозировка специальных упражнений в этом случае будет зависеть от того, на какой аспект техники идет воздействие. Если это исправление физических недостатков, то объем будет увеличен, а если же идет исправление структуры движений, то объем и интенсивность будут меньше, так как необходимо, чтобы занимающийся был достаточно свеж для формирования правильной техники.
3. В третьих , специальные беговые упражнения можно использовать как средства специальной физической подготовки бегуна. В данном случае дозировка и интенсивность также будет отличаться в зависимости от того, на какое физическое качество идет развитие. Если мы, например, развиваем силовые качества с помощью упражнения «Многоскоки», то можем ограничится выполнением 10 прыжков с максимальной интенсивностью. А если же хотим развить силовую выносливость с помощью этого же упражнения, то соответственно снижаем интенсивность и увеличиваем количество прыжков, например, до 30-40 за один подход.
10 специальных беговых упражнений
Итак, после того как мы разобрались с тем, что, когда и где применяется, можно перейти к разбору самих упражнений. Для этого случая мы подготовили для вас 10 специальных беговых упражнений, которые вы можете использовать в своей тренировке. И вновь мы благодарим школу RunLife за помощь в видеосъемке к этой статье.
1. Бег с высоким подниманием бедра.
Главная цель упражнения — воздействие на мышцы передней поверхности бедра, стоп, мышцы-сгибатели бедра, улучшение межмышечной координации.
Бег с высоким подниманием бедра будет также полезен бегунам , которые недостаточно поднимают бедро во время бега или же имеют слишком большой захлест голени.
Техника выполнения:
Стоя высоко на стопе мы поочередно начинаем сгибать ноги в тазобедренном и коленном суставах, продвигаясь при этом немного вперед.
Бедро в данном упражнении поднимается параллельно поверхности, а при приземлении нога упруго ставится на опору. Акцент в упражнении должен быть направлен на снятие ноги с опоры, а не на ее постановку.
Туловище в данном упражнении занимает вертикальное положение, а руки работают так же как и при беге.
Возможные ошибки:
1. Бедро не параллельно земле.
2. Нарушение осанки и работы рук;
3. Отсутствие упругости или проваливание в стопе;
4. Акцент в постановке ноги на опору, вместо акцента на поднимании бедра.
2. Бег с захлёстыванием голени.
Данное упражнение в основном направлено на разминку коленного сустава и мышц задней поверхности бедра. Упражнение также особенно будет полезно бегунам со слабой задней поверхностью бедра
Техника выполнения:
В этом упражнении мы выполняем своеобразный упругий бег, попеременно сгибая ноги в коленном суставе, забрасывая голень назад к ягодице.
Туловище немного наклонено вперёд, руки работают также, как и в беге. Не забывайте, что ваш плечевой пояс должен быть расслаблен, так как излишнее закрепощение потом плохо отразится на эффективности бега.
При выполнении упражнения обратите внимание на мягкое и бесшумное снятие ноги с опоры.
Возможные ошибки:
1. Отсутствие упругости при постановки стопы;
2. Излишний наклон туловища;
3. Вынос бедра вперёд за вертикаль при складывании ноги;
4. Неполное складывание ноги;
5. Закрепощён плечевой пояс, неправильная работа рук.
3. Перекаты с пятки на носок
Главная задача в этом упражнении – почувствовать мышцы участвующие в проталкивании.
Техника выполнения:
Как следует из названия, в этом упражнении мы выполняем перекаты с пятки на носок. Начиная от пятки, мы производим усилие через большой палец стопы с последующим проталкиванием вперед, после чего вновь приземляемся на толчковую ногу и выполняем новое проталкивание уже другой ногой.
Туловище во время упражнения занимает вертикальное положение. Движение рук можно выполнить двумя способами: выполнять движения руками как и в беге или же разогнуть и расслабить руки и сохранять равновесие только за счет небольших вращений в плечах.
При выполнении упражнения также не забывайте про мягкое приземление.
4. Многоскоки
Упражнение, по своей сути , представляет собой прыжки с ноги на ногу и как следствие хорошо развивает мышцы задней поверхности бедра и икроножные мышцы. Многоскоки часто используются в прыжковой подготовке спортсменов и служат хорошим средством развития силовой выносливости.
Техника выполнения:
При отталкивании мы полностью выпрямляем толчковую ногу, в то время как маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед. Постановка ноги при приземлении происходит активным загребающим движением на всю стопу. Руки работают разноименно, тем самым помогая удерживать равновесие. Туловище также находится в вертикальном положение, возможно с небольшим наклоном вперед.
Возможные ошибки:
1. Постановка ноги на пятку
3. Втыкание ноги под себя.
5. Многоскоки (Многоскоки через беговой шаг)
Упражнение похоже на обычные многоскоки , но имеет несколько отличий и является также одними из часто используемых упражнений в подготовке прыгунов.
Техника выполнения:
Как и в многоскоках, мы выполняем активное отталкивание и вынос бедра вперед вверх, однако, после приземления, мы не выполняем прыжок на другую ногу, а делаем обычный беговой шаг.
Это уже более сложное в плане координации упражнении и придется потратить немного времени, чтобы правильно его выполнить. Благодаря чередованию шага и прыжка мы учимся чередовать расслабление и напряжение мышц, поэтому старайтесь следить за активным включением в отталкивание после шага.
Возможные ошибки:
1. Постановка ноги на пятку
2. Слабое проталкивание вперед
3. Втыкание ноги под себя.
4. Нарушение структуры шага
6. Подскоки с постановкой шага
В данном упражнении основной акцент уделяется мышцам сгибателям стопы и голени, производящим отталкивание.
Техника выполнения:
Упражнение чем-то напоминает перекаты с пятки на носок, однако, в этом упражнении отталкивание происходит начиная с передней части с топы, а не с пятки. Оттолкнувшись мы немного сгибаем бедро в тазобедренном и коленном суставе и немного поднимаем его вверх.
Приземление происходит практически на две ноги одновременно: сначала на толчковую ногу, а затем активно на маховую ногу, после чего мы вновь выполняем активное отталкивание.
Возможные ошибки:
1. Выполнение переката вместо отталкивания
2. Слабая амортизация при приземлении
7. Бег на прямых ногах.
Бег на прямых ногах хорошо воздействует на икроножные мышцы, а также на мышцы, отвечающие за сведение-разведение бёдер. Данное упражнение также используется для исправления слабого отталкивания в беге.
Техника выполнения:
При выполнении этого упражнения мы выполняем активную «загребающую» постановку прямой ноги на опору и быстрый вынос маховой ноги, примерно под углом 45°. Наша стопа должна активно встречать опору, чтобы протолкнуть тело вперед.
Туловище находится в практически вертикальном положение, руки выполняют активную работу, как и в беге.
Должно сложится ощущение, что мы продвигаемся вперёд небольшими упругими прыжками.
Возможные ошибки:
1. Вялое, неупругое отталкивание;
2. Отклонение туловища назад;
3. Неправильная работа рук.
4. Согнутые ноги;
8. Бег спиной вперед
Кроме того , что это упражнение прекрасно улучшает координацию движения, тренирует наше периферийное зрение и слух, оно также укрепляет наши ягодицы, заднюю поверхность бедра, а также мышцы пресса и спины.
Техника выполнения:
Для выполнения этого упражнения примите стойку спиной вперед к направлению движения. Согните одну ногу в колене и сделайте шаг назад. Приземление начинается с носка, а затем происходит перекат назад. Не дожидаясь полного переката, выполните шаг назад другой ногой.
Держите туловище в вертикальном положении. Слишком сильное отклонение туловища назад может привести к падению. Не забывайте также иногда поворачивать голову, чтобы оценить обстановку.
Руки все также согнуты в локтях. Движения такие же как и при беге, но по несколько меньшей амплитуде
9. Бег скрестным шагом
Бег скрестным шагом может стать хорошим упражнением для развития подвижности в тазобедренном суставе, укрепления мышц стопы и групп мышцы приводящих и отводящих бедро. Если у бегуна наблюдается низкая подвижность в тазобедренном суставе, то такое упражнение хорошо подойдет для коррекции этого недостатка.
Техника выполнения:
Данное упражнение необходимо выполнять как правым, так и левым боком. Не забывайте выполнить упражнение в каждую сторону, так как в таком случае вы добьетесь более гармоничного и симметричного развития.
В качестве примера разберем скрестный шаг правым боком
Упражнение выполняется на высокой стопе. Выполните шаг правой в правую сторону, а затем шаг левой назад за правую ногу. После этого снова сделайте шаг правой в правую сторону, а затем шаг левой но уже вперед правой ноги и т.д.
Выполняя данное упражнение необходимо соблюдать равновесие, что достигается попеременным скручиванием туловища. В тоже время не отклоняйте туловище от вертикального положения.
Руки при скрестном шаге подняты в стороны до уровня плеч. Можно выполнять упражнение как с прямыми руками, так и с попеременным сгибанием правой и левой рук для поддержания равновесия.
Возможные ошибки:
1. Низкое положение рук.
2. Опускание на пятку.
10. «Колесо» или «Велосипед»
Это упражнение часто используетс я для обучения технике бега, а также для укрепления мышц стопы, задней поверхности бедра и мышцы-сгибателей бедра.
Данное упражнение уже достаточно сложное и требует большего физического напряжения.
Техника выполнения:
Само упражнение многим напоминает бег. Нога сгибается в коленном суставе, бедро поднимается параллельно земле. Дальше голень выносится вперёд и нога загребающим движением начинает опускаться вниз на опору под центр тяжести. После проталкивания толчковая нога захлёстывается назад и движение повторяется, но уже с другой ноги.
Задача № 1. Создать правильное представление о технике семенящего бега (СБ). Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.
Средства:
1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется специально-беговое упражнение СБ.
2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.
3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.
4. Опробование.
Методические указания:
а) СБ – это СБУ, которое используется для становления Рис. 2
техники бега, формирования беговой осанки и исправления ошибок. Без правильного овладения техникой СБ не рекомендуется приступать к обучению остальным СБУ;
б) СБ способствует формированию свободного, лёгкого и раскрепощённого
в) СБ учит правильной постановке стопы при отталкивании, умению «включаться» и расслабляться во время бега, а также способствует укреплению мышц стопы и ног (рис. 2);
г) после опробования дать общую оценку выполнения упражнения. Выделить 1–3 главные ошибки и обратить внимание на причины их возникновения.
Основные ошибки и приёмы их исправления:
– во время выполнения упражнения колени «остаются сзади», а не «выскакивают» перед собой, значит, учащийся не владеет свободной и расслабленной постановкой ноги на грунт и не умеет быстро отскочить за счёт активной работы стопы;
– «вялая» стопа, следовательно, постановка стопы на грунт будет неактивная и бег получится на «полусогнутых» ногах или наоборот; «жёсткая» постановка стопы на грунт из-за неумения мягкой работы стопы, как пружинка или мячик.
Двигательные установки к выполнению:
а) выполняется на высокой «упругой» стопе;
б) стопы ставятся по одной прямой, прямо «под себя»;
в) туловище слегка наклонено вперёд, до 85 градусов;
г) голова держится прямо так, чтобы она была продолжением линии туловища;
д) подбородок слегка приподнят, мышцы лица и шеи не напряжены;
е) плечевой пояс расслаблен, руки опущены вниз;
ж) в момент приземления толчковая нога полностью выпрямлена во всех суставах, бедро маховой свободно поднимается вверх, но не до горизонтали;
з) отталкивание активное, энергичное. Старайтесь выполнять упражнение так, словно дорожка под вами «раскалена»;
и) учитесь выполнять СБ свободно и непринуждённо, с мягкой и быстрой постановкой стоп.
Задача № 2. Учить правильной осанке и работе стоп.
Средства:
1. Исходное положение (И. п.) – основная стойка (о. с.) (туловище прямое, ноги вместе, руки опущены вниз).
Перенести тяжесть тела вперёд. Момент, когда вы начнёте терять равновесие и вынуждены будете сделать шаг вперёд, и будет и. п., необходимым для бега и обучения СБ (рис. 1).
2. И.п. – стоя боком у опоры (гимнастическая стенка) на передней части стопы, руки на уровне пояса или груди.
Выполнить быстрые покачивания на носках с широкой амплитудой только за счёт работы стопы.
3. То же на «прочувствование» расслабленного плечевого пояса с подниманием и опусканием плеч.
При подъёме на стопе – плечи вверх; при опускании – плечи вниз.
4. То же с разноимённой работой стоп (попеременно правой и левой).
Методическое указание:
Все упражнения выполнять с учётом двигательных установок задачи № 1. Рис. 3
Задача № 3. Учить правильной работе ног.
Средства:
1. И.п. – стоя левым боком у опоры, левая рука на уровне пояса, правая согнутая нога слегка приподнята (рис. 3).
Выполнить «сбегание» с левой за счёт быстрого отскока от грунта.
2. То же правым боком.
3. В ходьбе с незначительным продвижением (на 0,5 стопы) вперёд 10–15 метров за счёт активной работы стоп («пантомимный шаг»).
При опускании на пятку нога выпрямляется в коленном суставе, при подъёме на носок свободно сгибается. Выполнять в среднем темпе.
4. То же в медленном беге с акцентом на правильные движения ног и активный подъём на стопе.
5. «Сбегание» с лестничного пролёта для «прочувствования» работы ног, когда колени «выскакивают» перед собой. Обратно подниматься быстрыми подскоками вверх.
Методические указания:
а) при выполнении следить за тем, чтобы положение туловища и головы соответствовало правильной беговой осанке;
б) в упражнении № 1 обратить внимание на то, как нога свободно «падает» вниз и за счёт быстрого отскока поднимается вверх, но не до горизонтали. Опорная нога находится на передней части стопы и выпрямлена в коленном суставе;
в) при «сбегании» вниз с лестничного пролёта стопа почти «выключена», нога расслабленно «падает» вниз. Подъём вверх осуществляется за счёт активной работы стопы, когда бедро маховой ноги выводится вперёд-вверх.
Задача № 4. Учить технике СБ в полной координации.
Средства:
1. СБ с незначительным продвижением вперёд и с переходом в свободный бег до 20–30 метров.
2. То же с увеличением темпа выполнения упражнения и с переходом в ускорение и свободный бег.
3. То же с увеличением частоты шагов (ритма движения) и с переходом в ускорение и свободный бег.
Задача № 5. Закрепить и совершенствовать технику СБ.
Средства:
1. СБ с выполнением 2–3 переходов к свободному бегу.
2. СБ с изменением темпа и ритма выполнения упражнения, чередуя 5–10 движений быстро, 5–10 движений медленно и в последующем с переходом в свободный бег.
3. СБ с максимально быстрой работой ног с переходом в ускорение и в свободный бег.
Методические указания к задачам № 4 и 5:
а) напоминать основные требования к беговой осанке;
б) при выполнении всех упражнений заострять внимание на правильной «посадке», т.е. на положении туловища во время бега;
в) обращать внимание на умение расслаблять неработающие мышцы, когда нога «падает» вниз, и быстро включать их при постановке ноги на грунт;
г) при переходе на бег необходимо сохранять темп и ритм выполнения упражнения;
д) переход на бег осуществляется за счёт увеличения амплитуды движения бёдер и выпуска голени «загребающим» движением «под себя»;
е) следить за параллельной постановкой стоп на грунт без разворота носков в стороны;
ж) избегать боковых и вертикальных раскачиваний туловища и плеч;
з) дать установку на «тяжёлые» плечи, учиться «опускать» их, не раскачивать и оставлять расслабленными руки.
Задача № 6. Оценить технику СБ. Развивать специальные физические качества.
Средства и методические указания:
1. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств и быстроты. Применяются в любой части урока. Можно организовать их выполнение в соревновательной и игровой формах.
2. Упражнения координационной направленности. Более приемлемы в конце подготовительной или в начале основной части урока, когда организм уже подготовлен к работе, но ещё не наступило утомление.
3. Упражнения для укрепления мышц стопы и ног. Могут быть использованы во второй половине основной части урока с увеличением нагрузки.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №2: