Специальные беговые упражнения на уроке физкультуры. Обучение технике семенящего бега. м., мировой рекорд

1. Бег с высоким поднимание бедра. Упражнение выполняется на пе-редней части стопы, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой

и с минимальным продвижением вперёд.

2. Бег с захлёстом голени. Упражнение выполняется на передней части стопы, ноги сгибаются в коленных суставах, пятки касаются ягодиц. Колено направлено вертикально вниз, бедро не работает, туловище слегка

наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как пр и беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой и с минимальным продвижением вперёд.

3.Выпрыгивания. Упражнение выполняется перекатом с пятки на носок, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая но-га прямая. Туловище прямо, руки выполняют одновременное подныри-вающее движение снизу вверх. Упражнение выполняется с минимальным продвижением вперёд. Движение направлено вверх-вперёд.

4. Прыжки с ноги на ногу. Упражнение выполняется на передней части стопы, либо на всей стопе. Бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая нога прямая. Туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге, но с большей амплитудой. Движение направлено вперёд-вверх.

5. Скрестный бег. Упражнение выполняется правым и левым боком, на передней части стопы. При выполнении правым боком, правая нога де-лает приставной шаг вправо, а левая нога выполняет движения по дуге впереди и позади неё. Туловище прямо, руки точно в стороны, взгляд на-правлен перед собой. Упражнение выполняется за счёт активного скручи-вая тазом.

6.Ускорение. Выполняется с высокого старта на передней части сто-пы, либо на всей стопе. За счёт активной работы рук и ног. С постепенным выпрямлением туловища (примерно на седьмом шаге). Необходимо сле-дить за плавным, без рывков, набором скорости и за свободным бегом по дистанции.

систем; и т. д.).

Инвентарь:

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические указания
урока
(ОМУ)
1. Построение. 1 минута Построение в одну шеренгу
2. Сообщение задач урока
3. Разминочный бег. 1 минута Бежать в медленном темпе
400 м
(ОРУ)
(15–20 упражнений)
минут Порядок описания ОРУ:
1.
чинается движение.
2.
-15
присед и т. д.).
3.
урока
и т. д.).
4. Конечное положение.
часть Пример
6–8 раз Наклоны ниже, ноги не
Подготовительная
1. – наклон к правой ноге сгибать, упражнение
2. – наклон вперед-вниз выполнять в среднем
3. – наклон к левой ноге темпе, почувствовать
4. – наклон назад натяжение мышц задней
поверхности бедра.
(СБУ)
Пример
Выпрыгивания. Упражнение выполня- 2 х 40 Упражнение выполняется
метров с минимальным продви-
жением вперёд.
Движение направлено
вверх-вперёд.
вверх.

Приложение 4 Проводящий: Ф.И.О.

План-конспект подготовительной части урока по легкой атлетике

Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)

2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых качеств)

3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.

систем; и т. д.).

Дата проведения: 09.09.2009 г. (Указать дату занятия, к которому составлен план-конспект) Место проведения:

Инвентарь:

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические указания
урока
(ОМУ)
1. Построение. 1 минута Построение в одну шеренгу
2. Сообщение задач урока
3. Разминочный бег. 1 минута Бежать в медленном темпе
400 м
Комплекс общеразвивающих упражнений
(ОРУ)
(15–20 упражнений)
минут Порядок описания ОРУ:
1. Исходное положение, из которого на-
чинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот,
-15
присед и т. д.).
3. Направление движения (вправо, назад
урока
и т. д.).
4. Конечное положение.
часть Пример
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 6–8 раз Наклоны ниже, ноги не
Подготовительная
1. – наклон к правой ноге сгибать, упражнение
2. – наклон вперед-вниз выполнять в среднем
3. – наклон к левой ноге темпе, почувствовать
4. – наклон назад натяжение мышц задней
поверхности бедра.
Специальные беговые упражнения
(СБУ)
Пример
Выпрыгивания. Упражнение выполня- 2 х 40 Упражнение выполняется
ется перекатом с пятки на носок, бедро метров с минимальным продви-
маховой ноги поднимается до угла 90 жением вперёд.
градусов, толчковая нога прямая. Туло- Движение направлено
вище прямо, руки выполняют одновре- вверх-вперёд.
менное подныривающее движение снизу
вверх.

Приложение 5

Проводящий: Ф.И.О.

систем; и т. д.).

Место проведения: Инвентарь :

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические
урока
указания
(ОМУ)
Подготовительная часть 12-15 мин. См. выше приложение 2.
Основная часть 20–25 мин. Либо Методические указа-
Обучить элементу техники кол-во ния, наиболее часто
повторений, встречающиеся
либо кол-во ошибки, способы их
времени. исправления.
часть Заминочный бег 400 м Восстановить дыха-
ние, привести орга-
Заключительная 3–5 мин. Подведение итогов занятия. 1мин низм к до рабочему
уровню.
Домашнее задание. 1мин Построение в одну
шеренгу.
Задание на дом
(практическое или
теоретическое)

Приложение 5

Проводящий: Ф.И.О.

План-конспект урока по легкой атлетике Тема:……………………………………………………………………………….

Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)

2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых ка-честв)

3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.

систем; и т. д.).

Дата проведения: 09. 09. 2009 г. (Указать дату занятия,к которому состав-лен план-конспект)

Место проведения: Инвентарь :

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические
урока
указания
(ОМУ)
Подготовительная часть 12-15 мин. См. выше приложение 2.
Основная часть 20–25 мин. Либо Методические указа-
Обучить элементу техники кол-во ния, наиболее часто
повторений, встречающиеся
какого-либо вида легкой атлетики
либо кол-во ошибки, способы их
времени. исправления.
часть Заминочный бег 400 м Восстановить дыха-
ние, привести орга-
Заключительная 3–5 мин. Подведение итогов занятия. 1мин низм к до рабочему
уровню.
Домашнее задание. 1мин Построение в одну
шеренгу.
Задание на дом
(практическое или
теоретическое)
Приложение 6
МУЖЧИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 9,58 с Усэйн Болт Ямайка
200 м 19,19 с Усэйн Болт Ямайка
400 м 43,18 с Майкл Джонсон США
800 м 1:41,01 Давид Рудиша Кения
1 000 м 2:11,96 Ноа Нгени Кения
1 500 м 3:26,00 Хишам Эль-Герруж Марокко
1 миля (1609 м) 3:43,13 Хишам Эль-Герруж Марокко
2 000 м 4:44,79 Хишам Эль-Герруж Марокко
3 000 м 7:20,67 Даниель Комен Кения
5 000 м 12:37,35 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 000 м 26:17,53 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 км (шоссе) 26:44 Леонард Комон Кения
15 км (шоссе) 41:29 Феликс Лимо Кения
20 000 м 56:26,0 Хайле Гебреселассие Эфиопия
20 км (шоссе) 55:21 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Полумарафон 58:23 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Часовой бег 21,285 км Хайле Гебреселассие Эфиопия
25 000 м 1:13:55,8 Тосихико Сэко Япония
25 км (шоссе) 1:11:37 Хайле Гебреселассие Эфиопия
30 000 м 1:29:18.8 Тосихико Сэко Япония
30 км (шоссе) 1:27:49 Хайле Гебреселассие Эфиопия
Марафон 2:03:59 Хайле Гебреселассие Эфиопия
100 км (шоссе) 6:13:33 Такахиро Сунада Япония
3000 м с препятствиями 7:53,63 Саиф Саед Шахин Катар
110 м с барьерами 12,87 с Дайрон Роблес Куба
400 м с барьерами 46,78 с Кевин Янг США
Прыжок в высоту 2,45 м Хавьер Сотомайор Куба
Прыжок с шестом 6,14 м Сергей Бубка Украина
Прыжок в длину 8,95 м Майк Пауэлл США
Тройной прыжок 18,29 м Джонатан Эдвардс Великобритания
Толкание ядра 23,12 м Рэнди Барнс США
Метание диска 74,08 м Юрген Шульт ГДР
Метание молота 86,74 м Юрий Седых СССР
Метание копья 98,48 м Ян Железный Чехия
(по старым правилам) 104,80 м Уве Хон ГДР
Десятиборье 9026 очков Роман Шебрле Чехия
Ходьба на 20 км (шоссе) 1:16:43 Сергей Морозов Россия
Ходьба на 50 км (шоссе) 3:34:14 Денис Нижегородов Россия
Эстафета 4 х 100 м 37,10 Ямайка
Эстафета 4 х 400 м 2:54,29 США
Приложение 6
Рекорды мира в лёгкой атлетике у мужчин на 1.01.2011
МУЖЧИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 9,58 с Усэйн Болт Ямайка
200 м 19,19 с Усэйн Болт Ямайка
400 м 43,18 с Майкл Джонсон США
800 м 1:41,01 Давид Рудиша Кения
1 000 м 2:11,96 Ноа Нгени Кения
1 500 м 3:26,00 Хишам Эль-Герруж Марокко
1 миля (1609 м) 3:43,13 Хишам Эль-Герруж Марокко
2 000 м 4:44,79 Хишам Эль-Герруж Марокко
3 000 м 7:20,67 Даниель Комен Кения
5 000 м 12:37,35 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 000 м 26:17,53 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 км (шоссе) 26:44 Леонард Комон Кения
15 км (шоссе) 41:29 Феликс Лимо Кения
20 000 м 56:26,0 Хайле Гебреселассие Эфиопия
20 км (шоссе) 55:21 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Полумарафон 58:23 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Часовой бег 21,285 км Хайле Гебреселассие Эфиопия
25 000 м 1:13:55,8 Тосихико Сэко Япония
25 км (шоссе) 1:11:37 Хайле Гебреселассие Эфиопия
30 000 м 1:29:18.8 Тосихико Сэко Япония
30 км (шоссе) 1:27:49 Хайле Гебреселассие Эфиопия
Марафон 2:03:59 Хайле Гебреселассие Эфиопия
100 км (шоссе) 6:13:33 Такахиро Сунада Япония
3000 м с препятствиями 7:53,63 Саиф Саед Шахин Катар
110 м с барьерами 12,87 с Дайрон Роблес Куба
400 м с барьерами 46,78 с Кевин Янг США
Прыжок в высоту 2,45 м Хавьер Сотомайор Куба
Прыжок с шестом 6,14 м Сергей Бубка Украина
Прыжок в длину 8,95 м Майк Пауэлл США
Тройной прыжок 18,29 м Джонатан Эдвардс Великобритания
Толкание ядра 23,12 м Рэнди Барнс США
Метание диска 74,08 м Юрген Шульт ГДР
Метание молота 86,74 м Юрий Седых СССР
Метание копья 98,48 м Ян Железный Чехия
(по старым правилам) 104,80 м Уве Хон ГДР
Десятиборье 9026 очков Роман Шебрле Чехия

10,64 с (100 м), 8,11 м (прыжок в длину), 15,33 м (толкание ядра), 2,12 м (прыжок в высоту), 47,79 с (400 м), 13,92 с (110 м с барьерами), 47,92 м (метание диска), 4,80 м (прыжок с шестом), 70,16 м (метание копья), 4:21,98 (1500 м)

Ходьба на 20 км (шоссе) 1:16:43 Сергей Морозов Россия
Ходьба на 50 км (шоссе) 3:34:14 Денис Нижегородов Россия
Эстафета 4 х 100 м 37,10 Ямайка
Эстафета 4 х 400 м 2:54,29 США
Приложение 7
Рекорды мира в лёгкой атлетике у женщин на 1.01.2011
ЖЕНЩИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 10,49 с Флоренс Гриффит-Джойнер США
200 м 21,34 с Флоренс Гриффит-Джойнер США
400 м 47,60 с Марита Кох ГДР
800 м 1:53,28 Ярмила Кратохвилова Чехословакия
1 000 м 2:28,98 Светлана Мастеркова Россия
1 500 м 3:50,46 Цюй Юнься Китай
1 миля (1609 м) 4:12,56 Светлана Мастеркова Россия
2 000 м 5:25,36 Соня О’Салливан Ирландия
3 000 м 8:06,11 Ван Цзюнься Китай
5 000 м 14:11,15 Тирунеш Дибаба Эфиопия
10 000 м 29:31,78 Ван Цзюнься Китай
10 км (шоссе) 30:21 Пола Рэдклиф Великобритания
15 км (шоссе) 46:29 Тирунеш Дибаба Эфиопия
20 000 м 1:05:26,6 Тегла Лорупе Кения
20 км (шоссе) 1:02:57 Лорна Киплагат Нидерланды
Полумарафон 1:06:25 Лорна Киплагат Нидерланды
Часовой бег 18,517 км Дирарту Туне Эфиопия
25 000 м 1:27:05,9 Тегла Лорупе Кения
25 км (шоссе) 1:22:13 Мидзуки Ногути Япония
30 000 м 1:45:50,0 Тегла Лорупе Кения
30 км (шоссе) 1:38:49 Мидзуки Ногути Япония
Марафон 2:15:25 Пола Рэдклиф Великобритания
100 км (шоссе) 6:33:11 Томое Абе Япония
3000 м с препятствиями 8:58,81 Гульнара Самитова- Россия
Галкина
110 м с барьерами 12,21 с Йорданка Донкова Болгария
400 м с барьерами 52,34 с Юлия Печёнкина Россия
Прыжок в высоту 2,09 м Стефка Костадинова Болгария
Прыжок с шестом 5,06 м Елена Исинбаева Россия
Прыжок в длину 7,52 м Галина Чистякова СССР
Тройной прыжок 15,50 м Инесса Кравец Украина
Толкание ядра 22,63 м Наталья Лисовская СССР
Метание диска 76,80 Габриеле Райнш ГДР
Метание молота 78,30 м Анита Влодарчик Польша
Метание копья 72,28 м Барбора Шпотакова Чехия
(по старым правилам) 80,00 м Петра Фельке ГДР
Семиборье 7291 очко Джекки Джойнер-Керси США
12,69 с (100 м с барьерами), 1,86 м (прыжок в высоту), 15,80 м (толкание ядра),
22,56 с (200 м), 7,27 м (прыжок в длину), 45,66 м (метание копья), 2:08,51 (800 м)
Ходьба на 20 км 1:25:41 Олимпиада Иванова Россия
(шоссе)
Эстафета 4 х 100 м 41,37 ГДР
Эстафета 4 х 400 м 3:15,17 СССР

Специальные беговые упражнения,

используемые на уроках физкультуры

в 5-11 классах

5-7 классы

1 четверть

    Семенящий бег на месте с упором руками о стену и без опоры. То же, но с продвижением вперед, руки опущены и расслаблены.

    Бег с захлестыванием голени назад.

    Бег с высоким подниманием бедер.

    Бег с прыжками в широком шаге.

    Многоскоки или бег толчками, руки, согнуты в локтях, помогают выполнению упражнения.

    Быстрая смена ног в положении широкого выпада, опираясь руками о пол.

    Прыжки в длину с места.

    Бег под уклон 5-7 градусов.

    Ускорение до 30м с высокого старта (стартовый разгон).

2 четверть

    Имитация быстрого бега в висе на высокой перекладине.

    Имитация быстрого бега в упоре на брусьях.

    Быстрые вертикальные прыжки со сменой ног, стоя лицом к гимнастической стенке и держась обеими руками за рейку на уровне плеч, опорная нога располагается на второй рейке.

3 четверть

    Броски мяча вверх с последующим поворотом на 360 градусов и ловлей мяча.

    Броски мяча вверх. После броска присесть, выпрямиться и поймать мяч.

    В парах, стоя лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Броски мяча вперед – вверх. После броска поменяться местами и поймать мяч

    Стоя ноги врозь. 1-7 медленно присесть, 8 – резко встать.

    Быстрое ведение баскетбольного мяча.

4 четверть

    Стоя на месте, движение согнутыми локтях руками – как при беге

    Бег на месте в сочетании с работой рук. Выполнять движение широко, не напрягаясь.

    Переменный бег в колонне по одному. По сигналу учителя учащиеся меняют направление движения, выполняют повороты, делают ускорения до 30 м.

    Челночный бег 4 х 10м.

8- 9 классы

    четверть

    Беговые упражнения с последующим ускорением.

    Быстрая смена ног в положении широкого выпада, руки согнуты.

    Бег боком вправо. 1- шаг правой в сторону, 2- шаг сзади правой, 3-шаг правой, 4-шаг левой спереди правой и т. д. То же влево. Упражнение напоминает популярный танец «лезгинка».

    Попеременные скачки на одной ноге до 20 метров.

    Прыжки в длину с места.

    Старт с преследованием партнера, который стартует в 3 м впереди.

    Ускорение с высокого и низкого старта до 40 м (стартовый разгон).

2 четверть

    Выпрыгивания из приседа с продвижением вперед.

    Быстрые выпрыгивания из полуприседа на одной, затем на другой ноге, держась рукой за опору.

    В положении стойки на лопатках быстрые движения ногами вверх – вниз.

    Имитация быстрого бега в положении лежа на спине, руки вдоль тела, голова касается мата, пятки скользят по гимнастическому мату.

3 четверть

    Броски мяча вверх с последующим выполнением упора лежа и упора присев. Поднимаясь поймать мяч.

    Броски мяча вверх с последующим выполнением двух приседов. Встать и поймать мяч.

    Бег из различных стартовых положений: сидя, сидя со скрещенными ногами, сидя спиной к направлению бега, из упора лежа, стоя на коленях.

    Бег спиной вперед из стартового положения.

    Во время бега броски мяча вперед на расстоянии в 3-4 метра с последующим ускорением, позволяющим поймать мяч до второго отскока.

4 четверть

    Бег с продвижением вперед, преодолевая сопротивления партнера. В качестве сопротивления можно использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо бегущего.

    Бег на пятках.

    Прыжки через учебные барьеры толчком обеих ног подтягивая колени к груди. Высота барьеров зависит от физической подготовки учащихся.

    Переменный бег с ускорением до 30 м.

    Ускорение с низкого старта до 30 м.

    Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.

10-11 классы

1 полугодие

    Беговые упражнения, чередующие прыжковый бег с семенящим. Прыжки с толчком обеих ног, подтягивая колени к груди, через учебные барьеры с последующим ускорением. Бег по малому кругу, наклоняя туловище внутрь его. Постепенно уменьшать диаметр круга. Можно применять также бег за напарником.

    Выпрыгиваем из глубокого выпада на правой (левой) ноге с продвижением вперед, подтягивания колени к груди и меняя положение ног.

    То же, но ногу, стоящую сзади, удерживает партнер, затрудняя движение вперед.

    Тройные и пятерные прыжки с приземлением на мягкий грунт.

    Бег под уклон 7-10 градусов.

    В основной стойке перенести ОЦМ тела на носки, не отрывая пяток от грунта, и, падая вперед, перейти на быстрый бег, сохраняя поученный таким образом уклон туловища.

    Ускорение с низкого старта до 70м.

    Быстрый бег с переноской предметов и партнера (только юноши).

    полугодие

    Выпрыгивание с гирей 16 кг в руках из глубокого приседа, ноги на параллельно стоящих гимнастических скамейках, гиря в обеих руках между 2-мя скамейками. Темп средний и быстрый. Выполняют только юноши.

    Поднимание гири 16 кг ногой, удерживая её носком и держась руками за опору (только юноши).

    Ускорение до 15 метров из упора присев и после быстрого кувырка вперёд.

    Во время бега броски мяча вперед на расстояние 3-4 метра с последующим ускорением, позволяющим поймать мяч до второго отскока.

    Игра в баскетбол на две корзины.

    Прыжки с продвижением вперед на правой (левой) ноге подтягивая колено толчковой к груди.

    Бег с продвижением вперед, преодолевая сопротивление партнера. В качестве сопротивления можно использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо бегущего (лежит на груди).

    Бег на пятках.

    Прыжки через учебные барьеры толчком обеих ног, подтягивая колени к груди. Высота барьеров зависит от физической подготовленности учащихся.

    Переменный бег с ускорением до 30м.

    Ускорения низкого старта до 50 м.

    Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.

Составил: Заволока Виктор Григорьевич, тренер-преподаватель отделения лёгкой атлетики МБУДО ДЮСШ

Самой естественной формой физических упражнений является бег. Бег — основа многих видов спорта. Невозможно представить баскетболиста, волейболиста, теннисиста, футболиста и представителей многих других видов спорта, не умеющих бегать.

Правильный и рациональный бег необходим для повышения своего профессионализма представителям многих видов спорта.

Исправить неточности в технике бега с помощью самого бега трудно, а порой и невозможно. Чтобы выделить отдельные фазы бега и исправить ошибки в отдельных движениях бегового шага используют специальные беговые упражнения.

Под специальными легкоатлетическими беговыми упражнениями (СБУ) следует понимать такие упражнения, которые по своему характеру, двигательной структуре и динамике наиболее близко стоят к бегу или же воспроизводят его

Некоторые упражнения, наиболее близко стоящих к бегу (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег, скачки и др.) способствуют не только становлению техники бега, но и развитию необходимых качеств бегуну.

Эти упражнения являются основным средством подготовки опорно-двигательного аппарата занимающихся к нагрузкам в основной части занятия. И хотя часть этих упражнений беговых, а часть прыжковых, их называют для краткости «специальные беговые упражнения легкоатлета» (СБУ).

Начинающие тренеры-преподаватели и учителя физической культуры показывают ряд проблем в проведении ими занятий по легкой атлетике. Среди них — слабое владение терминологией и техникой специальных беговых упражнений в легкой атлетике, использование однообразных средств для подготовки к уроку или учебно-тренировочному занятию, что приводит к потере интереса занимающихся к данному виду спорта.

В подготовительной части занятия спортсмены-легкоатлеты чаще всего используют широкий арсенал специальных беговых упражнений легкоатлета и выполняют от 4 до 20 упражнений. Количество метров при выполнении упражнения составляет от 30 до 100. Интенсивность упражнений в комплексе возрастает постепенно и составляет от 50 до 90 %.

Самые часто используемые упражнения у спортсменов:

— прыжки перекатом с пятки на носок, прыжки приставными шагами правым (левым) боком;

— бег скрестными шагами правым (левым) боком;

— прыжки «в шаге» через шаг (через 2, 3 шага);

— бег с захлёстыванием голени с выведением бедра вперед, бег с захлестыванием голени через 2 шага;

— бег с высоким подниманием бедра в медленном и быстром темпе, бег с высоким подниманием бедра с выведением голени вперед, бег с высоким подниманием бедра с переходом в бег с ускорением;

— бег на прямых ногах, бег с прямыми ногами вперед с максимальной частотой движений, бег с прямыми ногами вперед с максимально широким шагом,;

— скачки, прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед;

— бег с захлестыванием голени, в нарастающем темпе с переходом в бег с ускорением.

Следует отметить, что количество упражнений в комплексе у каждого спортсмена зависит от погодных условий, самочувствия, конкретного вида соревнований и рекомендаций тренера.

Большинство спортсменов выполняют специальные беговые упражнения в чередовании с ходьбой и только иногда с бегом.

Для начинающих специалистов по физической культуре и спорту представим некоторые рекомендации к составлению комплексов специальных беговых упражнений.

В подготовительной части тренировочного занятия или урока по легкой атлетике очень важным является момент последовательности выполнения упражнений: в первую очередь необходимо выполнить медленный бег, затем общеразвивающие упражнения и только после этого приступают к специальным беговым упражнениям легкоатлета. Это связано с тем, что специальные беговые упражнения требуют от опорно-двигательного аппарата активной работы и больших мышечных напряжений и поэтому выполняются только после тщательных предварительных растяжений.

Молодые специалисты очень часто допускают серьезную ошибку — несоблюдение последовательности упражнений в подготовительной части занятия. Порядок выполнения упражнений – это очень важный момент, который необходимо соблюдать для эффективной подготовки к основной части занятия и предотвращения травм у занимающихся.

Критерием отбора упражнений для комплексов должно быть соответствие главных параметров выполняемых специальных упражнений (кинематической, динамической и ритмической структур) основному упражнению, к выполнению которого приступают в начале основной части занятия.

Если после разминки приступают к изучению прыжков, большее внимание уделяется прыжковым упражнениям. Если готовятся к бегу — беговым упражнениям и т. д..

Специальные беговые упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале выполняются упражнения меньшей интенсивности, затем постепенно, в зависимости от готовности мышц, можно включать упражнения большей интенсивности. Или сначала мы можем выполнять упражнения в половину силы, затем постепенно повышать их интенсивность.

Подбор упражнений должен обеспечить постепенное повышение нагрузки от минимальной до значительной.

Вначале можно выполнить такие упражнения как:

— бег скрестными шагами, семенящий бег;

— прыжки приставными шагами боком, бег с захлестыванием голени;

— прыжки перекатом с пятки на носок;

— бег прямые ноги вперед.

Затем более интенсивные:

— бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу толкаясь вперед, прыжки в шаге через шаг, скачки и т. д..

После интенсивных упражнений целесообразно выполнить упражнения на растягивания и расслабление мышц. Ходьба и бег в медленном темпе так же способствуют быстрейшему восстановлению мышц после упражнений.

Примеры некоторых комплексов.

Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части учебно-тренировочного занятия легкоатлетов по теме: бег на короткие дистанции (на этапе предварительной подготовки):

Бег с захлестыванием голени в среднем темпе 2 х 20 м.

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх с продвижением на 1 стопу 1 х 20 м.

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх с продвижением на 2 стопы 1 х 20 м.

Бег с высоким подниманием бедра в медленном темпе 1 х 20 м.

Прыжки перекатом с пятки на носок (интенсивность 80 %) 1 х 20 м.

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед 1 х 20 м.

учебно-тренировочного занятия бегунов на короткие дистанции

Прыжки перекатом с пятки на носок в пол силы 1 х 20 м.

Семенящий бег в медленном темпе 1 х 20 м.

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх с продвижением 1-1,5 стопы 1 х 20 м.

Бег с высоким подниманием бедра в среднем темпе 1 х 20 м.

Прыжки с ноги на ногу 1 х 30 м.

Семенящий бег с переходом в бег 1 х (10 м + 20 м).

Семенящий бег с переходом в бег с ускорением 1 х (10 м + 40 м).

Бег с захлестыванием голени с выведением бедра вперед в постепенно нарастающем темпе с переходом в бег с ускорением 1 х (20 м + 30 м).

Бег прыжками, толкаясь вперед, с переходом в бег с ускорен. 1 х (20 м + 30 м).

Бег с высоким подниманием бедра с выведением голени вперед с постепенно нарастающим темпом 1 х 30 м.

Бег с высоким подниманием бедра с постепенно нарастающим темпом, доводя темп до максимального 1 х (30 м + 30 м).

При этом нет необходимости использовать очень много разных упражнений в подготовительной части одного занятия при обучении новым специальным беговым упражнениям. При не правильном выполнении упражнения необходимо с помощью показа и методических рекомендаций скорректировать ошибки, повторно выполнить упражнение.

Перед выполнением упражнения, необходимо предупреждать занимающихся о возможных ошибках.

Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части занятия с детьми 7-8 лет по теме: «Бег на короткие дистанции»:

Бег с захлестыванием голени 3 х 25 м.

Бег прямые ноги вперед 3 х 25 м.

Бег с высоким подниманием бедра 3 х 25 м.

Для занятий при небольшой площади зала можно выполнять беговые упражнения в количестве 10 -12 (10 — 15 м). На улице можно увеличить количество метров (до 30 м), но при этом необходимо сократить количество упражнений.

Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части занятия с обучающимися 9-10 лет по теме: «Бег на короткие дистанции»

(проводящегося в спортивном зале):

Прыжки приставными шагами правым (левым) боком 2 х 10 м.

Два прыжка приставными шагами правым боком, два прыжка приставными шагами левым боком 1 х 10 м.

Прыжки перекатом с пятки на носок с вращением рук назад 2 х 10 м.

Бег с захлестыванием голени 1 х 10 м.

Бег с высоким подниманием бедра 2 х 10 м.

Количество специальных беговых упражнений в одном занятии зависит от вида предстоящей спортивной деятельности, погоды, условий, возраста, функционального и психологического состояния занимающихся.

Беговые упражнения могут использоваться в разных частях урока. Это зависит от поставленных перед занятием задач.

Используются разные комплексы специальных беговых упражнений при подготовке к занятиям с разными темами и содержанием.

Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части

учебно-тренировочного занятия прыгунов в длину

(на этапе узконаправленной специализации):

Прыжки перекатом с пятки на носок в пол силы 1 х 30 м.

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх, (интенсивность 70 %) 1 х 30 м.

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вверх толчковой ногой через 2 шага, (интенсивность 80 %) 1 х 30 м.

Бег с высоким подниманием бедра 1 х 20 м.

Бег с захлестыванием голени с выведением бедра и голени вперед с переходом в бег с ускорением 1 х (25 м + 25 м).

Бег с высоким подниманием бедра на месте, с переходом в бег с ускорением 1 х (15 м + 30 м).

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед — вверх 1 х 25 м.

Прыжки «в шаге» через шаг, толкаясь правой (левой) вперед-вверх 2 х 25 м.

Прыжки «в шаге» через 3 шага, толкаясь толчковой ногой 1 х 40 м.

Прыжок «в шаге» с пробеганием по инерции, толкаясь толчковой ногой 1 х 40 м.

После специальных беговых упражнений в подготовительной части занятия выполняется бег с ускорением. Количество ускорений и интенсивность зависят от поставленных в уроке задач.

Комплекс специальных беговых упражнений для подготовительной части учебно-тренировочного занятия бегунов на короткие дистанции (

на этапе узконаправленной специализации):

Прыжки перекатом с пятки на носок в пол силы 1 х 25 м.

Бег с захлестыванием голени с выведением бедра вперед 1 х 30 м.

Бег с высоким подниманием бедра через 2 беговых шага 1 х 30 м.

Прыжки «в шаге» через шаг, толкаясь правой (левой) 2 х 40 м.

Бег с захлестыванием голени через 2 шага в быстром темпе 1 х 40 м.

Прыжки с ноги на ногу, толкаясь вперед 1 х 30 м.

Бег с высоким подниманием бедра в высоком темпе 1 х 20 м.

Бег с ускорением 5 х 120 м.

Специальные беговые упражнения легкоатлета используют представители многих видов спорта. Предназначены они для постановки техники бега, развития физических качеств, а так же их используют в подготовительной части занятия.

Педагогам по физической культуре и спорту важно обладать широким арсеналом упражнений, владеть их терминологией, техникой и умениями составлять комплексы для различных занятий.

Методически грамотное составление комплексов поможет предупредить возможные травмы, а широкий арсенал упражнений разнообразит тренировочный процесс, что поможет занимающимся получить больше положительных эмоций от занятий.

Требования к выполнению специальных беговых упражнений.

Специальные беговые упражнения (СБУ) применяются на тренировочных занятиях или уроках физической культуры в подготовительной части урока после выполнения общеразвивающих упражнений для специальной разминки, а так же в основной части в качестве подготовительных упражнений.

Длина отрезка для выполнения СБУ зависит от цели упражнения и подготовленности учащихся: для специальной разминки от 20м до 40м, для тренировки от 40м до 60м.

Количество повторений от 1 до 6 раз. Отрезок условно делится на 3 части: в первой трети упражнение выполняется в спокойном темпе с полной амплитудой, во второй частота постепенно возрастает до максимальной, а в последней 2-3 шага делаются ускоренно, и заканчивается свободным, упругим бегом по инерции.

Исходное положение для всех СБУ одинаковое: стопы параллельно, на ширине плеч, пятки не касаются опоры, ноги немного согнуты в коленях, осанка прямая, руки опущены или согнуты.

Руки работают как в беге (за исключением семенящего бега): согнутые в локтях примерно под углом 90°, разноимённо, вдоль туловища. Одна выносится вперёд: кисть до уровня подбородка, посередине туловища; другая – отводится, назад не разгибаясь. Пальцы полусогнуты, кисть расслаблена.

Упражнения Методические указания по выполнению

1) Семенящий бег с продвижением вперед.

Туловище слегка наклонено вперед, опора на прямую ногу, пятка не должна касаться грунта, мышцы рук и туловища расслаблены. Активней движения стопой.

2) Бег с захлестыванием голени: а) руки на ягодицах;

б) руки движутся в переднезаднем направлении, согнуты в локтевых суставах.

Бедро маховой ноги не выносить (строго в вертикальной плоскости). Ногу ставить на переднюю часть стопы, затем захлёст голени, пяткой коснуться ягодиц.

3) Бег с высоким подниманием бедра:

а) руки, локти прижаты к туловищу, ладони вниз;

б) руки движутся как при беге;

Туловище ближе к вертикали, не отклоняясь назад. Предельно сгибать маховую ногу в коленном суставе, она движется вперед – вниз – назад. Колени высоко поднимать. При опускании маховой ноги следить за загребающей постановкой голени под себя на переднюю часть стопы. Высоко держаться на стопе. Добиваться высокой частоты движений. В варианте “а” коленом коснуться ладони.

4) Бег с высоким поднимаем бедра, изменяя темп движений.

Максимально сгибать маховую ногу в коленном суставе с повышением темпа, туловища больше наклонять вперед.

5) Бег с высоким поднимаем бедра, постепенно переходя на обычный бег.

Переход за счет увеличения длины беговых шагов.

6) Прыжки приставным шагам, правым/левым боком, руки на пояс.

Держаться на носках, спина прямая.

7) . Прыжки перекатом с пятки на носок с отталкивание вверх.

7а) Прыжки перекатом с пятки на носок с отталкивание вперёд.

Нога, выполняющая отталкивание, прямая в коленном суставе. Отталкивание направленно вперед, до толкнуться носком ноги. Нога, выполняющая отталкивание, прямая в коленном суставе. Отталкивание направленно вверх, дотолкнуться носком ноги.

8) Бег с взмахом прямых ног вперед.

9) Бег с отведением прямых ног назад.

Туловище стараться держать вертикально.

10) Бег правым/левым боком вперед.

Активный взмах бедром вверх, движения руками перед грудью.

11) Бег скрестным шагом правым/левым боком, руки согнутые в локтевых суставах в стороны.

Большее закручивание в тазобедренном, плечевых суставах

12) Прыжки на двух ногах.

После отскока быстро выполнить замах руками.

13) Пружинка

Отталкиваться двумя ногами одновременно, верхний плечевой пояс расслаблен.

14) Прыжки с ноги на ногу.

Внимание на упругую постановку маховой ноги на место отталкивания, загребающим движением с акцентом на быстрый переход стопы с пятки на переднюю часть. Мах выполнять от бедра, мах руками от плеч.
15) Прыжки с ноги на ногу с выбрасыванием прямых ног вперед.

Туловище слегка отклонить назад, маховую ногу вытянуть. Ноги в коленях не сгибать.

16) Прыжки с ноги на ногу с активным продвижением вперед.

Темп постепенно увеличивать, опорную ногу ставить на грунт активным загребающим движением.

17) Прыжки с ноги на ногу в сторону

Продвижение максимально в стороны, минимально вперёд.

18) Прыжки на одной ноге, другая вытянута горизонтально вперед.

Туловище напряжено, пятка опорной ноги не касается грунта.

19) Прыжки на одной ноге, другая отведена назад.

Туловище слегка наклонено вперед.

20) Прыжки на стопе с продвижение вперед.

Смена толчковой ноги после 4 – 6 отталкиваний. Большая амплитуда движений в голеностопном суставе.

21) Прыжки на правой/левой ноге.

Меньше сгибать опорную ногу в коленном суставе, туловище держать прямо, ногу на опору ставить упруго с передней части стопы.

22) Бег спиной вперед.

Туловище прямое. Вперед смотреть через левое плечо.

23) Бег прыжками

Ногу ставить с передней части стопы.

24) И.п. – о.с.: Падая вперед, стартовый разгон с последующим бегом.

Не поднимать голову при стартовом разгоне. Следить за активным движением маховой ноги при постановке её на грунт.

25) Бег с постепенным повышением скорости.

Постановка ноги на опору загребающим движением. Следить за свободой движений. В конце упражнения скорость максимальная.

26) Бег с ускорением. Бежать свободно, не напрягаясь. Выполнить стартовый разгон, поддержать скорость и бежать по инерции.

Список литературы:

  1. Зайцев. Н. А. Бег на 400 метров. — М.: Физкультура и спорт, 1955. — С. 50
  2. Ильина И. А. Специальные упражнения легкоатлета: учеб.-метод, пособие. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 92 с.

Многие помнят, что на занятиях по физической культуре часто давались упражнения под названием – или сокращенно СБУ. Почему эти упражнения так важны для развития техники бега и физической формы и какие основные упражнения используются для этих целей, мы узнаем в этой статье.

Общие и специальные упражнения

В классификации физических нагрузок и физических упражнений есть два термина: общие и специальные упражнения или нагрузка.

Первый термин означает, что упражнение или нагрузка даются для развития общей физической формы, то есть не связанной с определенным видом спорта. Специальные упражнения или нагрузка напротив воздействуют на те группы мышц, функциональные системы или же формируют двигательные умения и навыки, которые определяют успех в том виде спорта, которым мы занимаемся.

Исходя из этого положения можно предположить, что «Специальные беговые упражнения» будут способствовать росту специальной физической и технической подготовки, необходимой в беге, и это действительно так.

Мы уже рассказывали об анатомии бега, и говорили, что в беге участвуют множество мышц, выполняющих разные функции. Для увеличения силы или выносливости этих мышц можно использовать различные упражнения с тяжестями в тренажерном зале, но, в этом случае наши мышцы работают в условиях отличных от бега.

Для того, чтобы мышцы не только получали физическую нагрузку, но и формировалась правильная структура движений, были разработаны «Специальные беговые упражнения». Каждое из таких упражнений – это отдельный элемент бега, будь то поднимание бедра или проталкивание стопой, но с акцентом на усиленное его выполнение. Таким образом, в специальных беговых упражнениях, мы все также продвигаемся вперед как и при беге, но в каждом упражнении мы делаем акцент на различные технические элементы бега.

Режимы выполнения специальных беговых упражнений

Специальные беговые упражнения могут использоваться в нескольких целях:

1. Во первых , как часть разминки, для активации и разогрева целевых групп мышц. В таком случае суммарный объем и интенсивность специальных упражнений будет небольшим.

2. Во втором случае , как средства исправления техники бега. Дозировка специальных упражнений в этом случае будет зависеть от того, на какой аспект техники идет воздействие. Если это исправление физических недостатков, то объем будет увеличен, а если же идет исправление структуры движений, то объем и интенсивность будут меньше, так как необходимо, чтобы занимающийся был достаточно свеж для формирования правильной техники.

3. В третьих , специальные беговые упражнения можно использовать как средства специальной физической подготовки бегуна. В данном случае дозировка и интенсивность также будет отличаться в зависимости от того, на какое физическое качество идет развитие. Если мы, например, развиваем силовые качества с помощью упражнения «Многоскоки», то можем ограничится выполнением 10 прыжков с максимальной интенсивностью. А если же хотим развить силовую выносливость с помощью этого же упражнения, то соответственно снижаем интенсивность и увеличиваем количество прыжков, например, до 30-40 за один подход.

10 специальных беговых упражнений

Итак, после того как мы разобрались с тем, что, когда и где применяется, можно перейти к разбору самих упражнений. Для этого случая мы подготовили для вас 10 специальных беговых упражнений, которые вы можете использовать в своей тренировке. И вновь мы благодарим школу RunLife за помощь в видеосъемке к этой статье.

1. Бег с высоким подниманием бедра.

Главная цель упражнения — воздействие на мышцы передней поверхности бедра, стоп, мышцы-сгибатели бедра, улучшение межмышечной координации.

Бег с высоким подниманием бедра будет также полезен бегунам , которые недостаточно поднимают бедро во время бега или же имеют слишком большой захлест голени.

Техника выполнения:

Стоя высоко на стопе мы поочередно начинаем сгибать ноги в тазобедренном и коленном суставах, продвигаясь при этом немного вперед.

Бедро в данном упражнении поднимается параллельно поверхности, а при приземлении нога упруго ставится на опору. Акцент в упражнении должен быть направлен на снятие ноги с опоры, а не на ее постановку.

Туловище в данном упражнении занимает вертикальное положение, а руки работают так же как и при беге.

Возможные ошибки:

1. Бедро не параллельно земле.
2. Нарушение осанки и работы рук;
3. Отсутствие упругости или проваливание в стопе;
4. Акцент в постановке ноги на опору, вместо акцента на поднимании бедра.

2. Бег с захлёстыванием голени.

Данное упражнение в основном направлено на разминку коленного сустава и мышц задней поверхности бедра. Упражнение также особенно будет полезно бегунам со слабой задней поверхностью бедра

Техника выполнения:

В этом упражнении мы выполняем своеобразный упругий бег, попеременно сгибая ноги в коленном суставе, забрасывая голень назад к ягодице.

Туловище немного наклонено вперёд, руки работают также, как и в беге. Не забывайте, что ваш плечевой пояс должен быть расслаблен, так как излишнее закрепощение потом плохо отразится на эффективности бега.

При выполнении упражнения обратите внимание на мягкое и бесшумное снятие ноги с опоры.

Возможные ошибки:

1. Отсутствие упругости при постановки стопы;
2. Излишний наклон туловища;
3. Вынос бедра вперёд за вертикаль при складывании ноги;
4. Неполное складывание ноги;
5. Закрепощён плечевой пояс, неправильная работа рук.

3. Перекаты с пятки на носок

Главная задача в этом упражнении – почувствовать мышцы участвующие в проталкивании.

Техника выполнения:

Как следует из названия, в этом упражнении мы выполняем перекаты с пятки на носок. Начиная от пятки, мы производим усилие через большой палец стопы с последующим проталкиванием вперед, после чего вновь приземляемся на толчковую ногу и выполняем новое проталкивание уже другой ногой.

Туловище во время упражнения занимает вертикальное положение. Движение рук можно выполнить двумя способами: выполнять движения руками как и в беге или же разогнуть и расслабить руки и сохранять равновесие только за счет небольших вращений в плечах.

При выполнении упражнения также не забывайте про мягкое приземление.

4. Многоскоки

Упражнение, по своей сути , представляет собой прыжки с ноги на ногу и как следствие хорошо развивает мышцы задней поверхности бедра и икроножные мышцы. Многоскоки часто используются в прыжковой подготовке спортсменов и служат хорошим средством развития силовой выносливости.

Техника выполнения:

При отталкивании мы полностью выпрямляем толчковую ногу, в то время как маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед. Постановка ноги при приземлении происходит активным загребающим движением на всю стопу. Руки работают разноименно, тем самым помогая удерживать равновесие. Туловище также находится в вертикальном положение, возможно с небольшим наклоном вперед.

Возможные ошибки:

1. Постановка ноги на пятку

3. Втыкание ноги под себя.

5. Многоскоки (Многоскоки через беговой шаг)

Упражнение похоже на обычные многоскоки , но имеет несколько отличий и является также одними из часто используемых упражнений в подготовке прыгунов.

Техника выполнения:

Как и в многоскоках, мы выполняем активное отталкивание и вынос бедра вперед вверх, однако, после приземления, мы не выполняем прыжок на другую ногу, а делаем обычный беговой шаг.

Это уже более сложное в плане координации упражнении и придется потратить немного времени, чтобы правильно его выполнить. Благодаря чередованию шага и прыжка мы учимся чередовать расслабление и напряжение мышц, поэтому старайтесь следить за активным включением в отталкивание после шага.

Возможные ошибки:

1. Постановка ноги на пятку
2. Слабое проталкивание вперед
3. Втыкание ноги под себя.
4. Нарушение структуры шага

6. Подскоки с постановкой шага

В данном упражнении основной акцент уделяется мышцам сгибателям стопы и голени, производящим отталкивание.

Техника выполнения:

Упражнение чем-то напоминает перекаты с пятки на носок, однако, в этом упражнении отталкивание происходит начиная с передней части с топы, а не с пятки. Оттолкнувшись мы немного сгибаем бедро в тазобедренном и коленном суставе и немного поднимаем его вверх.

Приземление происходит практически на две ноги одновременно: сначала на толчковую ногу, а затем активно на маховую ногу, после чего мы вновь выполняем активное отталкивание.

Возможные ошибки:

1. Выполнение переката вместо отталкивания

2. Слабая амортизация при приземлении

7. Бег на прямых ногах.

Бег на прямых ногах хорошо воздействует на икроножные мышцы, а также на мышцы, отвечающие за сведение-разведение бёдер. Данное упражнение также используется для исправления слабого отталкивания в беге.

Техника выполнения:

При выполнении этого упражнения мы выполняем активную «загребающую» постановку прямой ноги на опору и быстрый вынос маховой ноги, примерно под углом 45°. Наша стопа должна активно встречать опору, чтобы протолкнуть тело вперед.

Туловище находится в практически вертикальном положение, руки выполняют активную работу, как и в беге.

Должно сложится ощущение, что мы продвигаемся вперёд небольшими упругими прыжками.

Возможные ошибки:

1. Вялое, неупругое отталкивание;
2. Отклонение туловища назад;
3. Неправильная работа рук.
4. Согнутые ноги;

8. Бег спиной вперед

Кроме того , что это упражнение прекрасно улучшает координацию движения, тренирует наше периферийное зрение и слух, оно также укрепляет наши ягодицы, заднюю поверхность бедра, а также мышцы пресса и спины.

Техника выполнения:

Для выполнения этого упражнения примите стойку спиной вперед к направлению движения. Согните одну ногу в колене и сделайте шаг назад. Приземление начинается с носка, а затем происходит перекат назад. Не дожидаясь полного переката, выполните шаг назад другой ногой.

Держите туловище в вертикальном положении. Слишком сильное отклонение туловища назад может привести к падению. Не забывайте также иногда поворачивать голову, чтобы оценить обстановку.

Руки все также согнуты в локтях. Движения такие же как и при беге, но по несколько меньшей амплитуде

9. Бег скрестным шагом

Бег скрестным шагом может стать хорошим упражнением для развития подвижности в тазобедренном суставе, укрепления мышц стопы и групп мышцы приводящих и отводящих бедро. Если у бегуна наблюдается низкая подвижность в тазобедренном суставе, то такое упражнение хорошо подойдет для коррекции этого недостатка.

Техника выполнения:

Данное упражнение необходимо выполнять как правым, так и левым боком. Не забывайте выполнить упражнение в каждую сторону, так как в таком случае вы добьетесь более гармоничного и симметричного развития.

В качестве примера разберем скрестный шаг правым боком

Упражнение выполняется на высокой стопе. Выполните шаг правой в правую сторону, а затем шаг левой назад за правую ногу. После этого снова сделайте шаг правой в правую сторону, а затем шаг левой но уже вперед правой ноги и т.д.

Выполняя данное упражнение необходимо соблюдать равновесие, что достигается попеременным скручиванием туловища. В тоже время не отклоняйте туловище от вертикального положения.

Руки при скрестном шаге подняты в стороны до уровня плеч. Можно выполнять упражнение как с прямыми руками, так и с попеременным сгибанием правой и левой рук для поддержания равновесия.

Возможные ошибки:

1. Низкое положение рук.
2. Опускание на пятку.

10. «Колесо» или «Велосипед»

Это упражнение часто используетс я для обучения технике бега, а также для укрепления мышц стопы, задней поверхности бедра и мышцы-сгибателей бедра.

Данное упражнение уже достаточно сложное и требует большего физического напряжения.

Техника выполнения:

Само упражнение многим напоминает бег. Нога сгибается в коленном суставе, бедро поднимается параллельно земле. Дальше голень выносится вперёд и нога загребающим движением начинает опускаться вниз на опору под центр тяжести. После проталкивания толчковая нога захлёстывается назад и движение повторяется, но уже с другой ноги.

Задача № 1. Создать правильное представление о технике семенящего бега (СБ). Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.

Средства:

1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется специально-беговое упражнение СБ.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания:

а) СБ – это СБУ, которое используется для становления Рис. 2

техники бега, формирования беговой осанки и исправления ошибок. Без правильного овладения техникой СБ не рекомендуется приступать к обучению остальным СБУ;

б) СБ способствует формированию свободного, лёгкого и раскрепощённого

в) СБ учит правильной постановке стопы при отталкивании, умению «включаться» и расслабляться во время бега, а также способствует укреплению мышц стопы и ног (рис. 2);

г) после опробования дать общую оценку выполнения упражнения. Выделить 1–3 главные ошибки и обратить внимание на причины их возникновения.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– во время выполнения упражнения колени «остаются сзади», а не «выскакивают» перед собой, значит, учащийся не владеет свободной и расслабленной постановкой ноги на грунт и не умеет быстро отскочить за счёт активной работы стопы;

– «вялая» стопа, следовательно, постановка стопы на грунт будет неактивная и бег получится на «полусогнутых» ногах или наоборот; «жёсткая» постановка стопы на грунт из-за неумения мягкой работы стопы, как пружинка или мячик.

Двигательные установки к выполнению:

а) выполняется на высокой «упругой» стопе;

б) стопы ставятся по одной прямой, прямо «под себя»;

в) туловище слегка наклонено вперёд, до 85 градусов;

г) голова держится прямо так, чтобы она была продолжением линии туловища;

д) подбородок слегка приподнят, мышцы лица и шеи не напряжены;

е) плечевой пояс расслаблен, руки опущены вниз;

ж) в момент приземления толчковая нога полностью выпрямлена во всех суставах, бедро маховой свободно поднимается вверх, но не до горизонтали;

з) отталкивание активное, энергичное. Старайтесь выполнять упражнение так, словно дорожка под вами «раскалена»;

и) учитесь выполнять СБ свободно и непринуждённо, с мягкой и быстрой постановкой стоп.

Задача № 2. Учить правильной осанке и работе стоп.

Средства:

1. Исходное положение (И. п.) – основная стойка (о. с.) (туловище прямое, ноги вместе, руки опущены вниз).

Перенести тяжесть тела вперёд. Момент, когда вы начнёте терять равновесие и вынуждены будете сделать шаг вперёд, и будет и. п., необходимым для бега и обучения СБ (рис. 1).

2. И.п. – стоя боком у опоры (гимнастическая стенка) на передней части стопы, руки на уровне пояса или груди.

Выполнить быстрые покачивания на носках с широкой амплитудой только за счёт работы стопы.

3. То же на «прочувствование» расслабленного плечевого пояса с подниманием и опусканием плеч.

При подъёме на стопе – плечи вверх; при опускании – плечи вниз.

4. То же с разноимённой работой стоп (попеременно правой и левой).

Методическое указание:

Все упражнения выполнять с учётом двигательных установок задачи № 1. Рис. 3

Задача № 3. Учить правильной работе ног.

Средства:

1. И.п. – стоя левым боком у опоры, левая рука на уровне пояса, правая согнутая нога слегка приподнята (рис. 3).

Выполнить «сбегание» с левой за счёт быстрого отскока от грунта.

2. То же правым боком.

3. В ходьбе с незначительным продвижением (на 0,5 стопы) вперёд 10–15 метров за счёт активной работы стоп («пантомимный шаг»).

При опускании на пятку нога выпрямляется в коленном суставе, при подъёме на носок свободно сгибается. Выполнять в среднем темпе.

4. То же в медленном беге с акцентом на правильные движения ног и активный подъём на стопе.

5. «Сбегание» с лестничного пролёта для «прочувствования» работы ног, когда колени «выскакивают» перед собой. Обратно подниматься быстрыми подскоками вверх.

Методические указания:

а) при выполнении следить за тем, чтобы положение туловища и головы соответствовало правильной беговой осанке;

б) в упражнении № 1 обратить внимание на то, как нога свободно «падает» вниз и за счёт быстрого отскока поднимается вверх, но не до горизонтали. Опорная нога находится на передней части стопы и выпрямлена в коленном суставе;

в) при «сбегании» вниз с лестничного пролёта стопа почти «выключена», нога расслабленно «падает» вниз. Подъём вверх осуществляется за счёт активной работы стопы, когда бедро маховой ноги выводится вперёд-вверх.

Задача № 4. Учить технике СБ в полной координации.

Средства:

1. СБ с незначительным продвижением вперёд и с переходом в свободный бег до 20–30 метров.

2. То же с увеличением темпа выполнения упражнения и с переходом в ускорение и свободный бег.

3. То же с увеличением частоты шагов (ритма движения) и с переходом в ускорение и свободный бег.

Задача № 5. Закрепить и совершенствовать технику СБ.

Средства:

1. СБ с выполнением 2–3 переходов к свободному бегу.

2. СБ с изменением темпа и ритма выполнения упражнения, чередуя 5–10 движений быстро, 5–10 движений медленно и в последующем с переходом в свободный бег.

3. СБ с максимально быстрой работой ног с переходом в ускорение и в свободный бег.

Методические указания к задачам № 4 и 5:

а) напоминать основные требования к беговой осанке;

б) при выполнении всех упражнений заострять внимание на правильной «посадке», т.е. на положении туловища во время бега;

в) обращать внимание на умение расслаблять неработающие мышцы, когда нога «падает» вниз, и быстро включать их при постановке ноги на грунт;

г) при переходе на бег необходимо сохранять темп и ритм выполнения упражнения;

д) переход на бег осуществляется за счёт увеличения амплитуды движения бёдер и выпуска голени «загребающим» движением «под себя»;

е) следить за параллельной постановкой стоп на грунт без разворота носков в стороны;

ж) избегать боковых и вертикальных раскачиваний туловища и плеч;

з) дать установку на «тяжёлые» плечи, учиться «опускать» их, не раскачивать и оставлять расслабленными руки.

Задача № 6. Оценить технику СБ. Развивать специальные физические качества.

Средства и методические указания:

1. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств и быстроты. Применяются в любой части урока. Можно организовать их выполнение в соревновательной и игровой формах.

2. Упражнения координационной направленности. Более приемлемы в конце подготовительной или в начале основной части урока, когда организм уже подготовлен к работе, но ещё не наступило утомление.

3. Упражнения для укрепления мышц стопы и ног. Могут быть использованы во второй половине основной части урока с увеличением нагрузки.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №2: