Упражнение веревочка. Изометрические упражнения. Упражнение «Перетягивание газеты»

"Веревочный курс" - это систематизированный активный тренинг командообразования и личностного роста. Программа тренига представляет собой комплекс упражнений, которые развивают в участниках "командный дух", чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения состоят из интересных задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг командообразования "Веревочный курс"

«Веревочный курс» - это систематизированный активный тренинг командообразования и личностного роста. Программа тренинга представляет собой комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения состоят из интересных задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника. Победа приходит только в том случае, если упражнение выполнено каждым участником на 100 %.

«Веревочный курс» стимулирует участников тренинга к командной работе и командному взаимодействию, вырабатывает чувство уверенности в собственных силах, повышает самооценку.

«Веревочный курс» может проводиться одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий.

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.

Задачи:

  1. Создание атмосферы доверия, взаимовыручки, поддержки.
  2. Адаптация учащихся и быстрое вхождение в коллектив группы.
  3. Создание взаимодействия, сотрудничества, коммуникации между участниками команды.
  4. Налаживание эффективных межличностных взаимоотношений между участниками.

Участники: Подростки и взрослые, количество участников – 12 человек. Участники одеты в спортивную форму.

Продолжительность: 1-1,5 часа

Место проведения: большая территория включающая участки леса, спортивную площадку.

Используемые материалы: веревки, туристские коврики, одеяло, палка длиной 1,5 метра, бревно, скамейка или поребрик (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров), цветная лента, яйцо (по одному на команду), ножницы, карандаши, тарелочка, вода.

Обязательное требование «Веревочного курса» («ВК»): обеспечение для его участников безопасности.

Функции ведущего:

  • в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: "Разрешено все, что не запрещено", но участники должны сами догадаться об этом;
  • во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;
  • во время прохождения группой "ВК" поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.

Обсуждение упражнений (памятка для ведущего):

  • упражнения для участников должны проговариваться точно и четко, так, как они изложены в правилах;
  • ведущий должен говорить медленно, ясно и спокойно, при необходимости повторяя для участников условия выполнения;
  • ведущий должен быть доброжелателен и нейтрален по отношению к участникам;
  • если участники задают вопросы, ведущий не должен давать подсказок, оптимальный вариант – еще раз проговорить текст упражнения;
  • ведущий должен следить за тем, чтобы в группе не было зрителей – посторонних участников, либо тех, кто отказался от выполнения упражнения (либо работаем, либо уходим);
  • ведущий должен варьировать сложность упражнения в зависимости от уровня группы – таким образом, чтобы группа не сомневалась в своей успешности;
  • если группа принимает решение отказаться от выполнения упражнения, она вправе это сделать – при условии единогласного решения отказа;
  • выполнение заданий необходимо фиксировать, проводя после каждого упражнения групповой анализ.

Ведущему при проведении группового анализа необходимо обратить внимание группы на командность работы, смену настроений, изменения в степени участия, распределение ролей, принятие решений, индивидуальные реакции (преобладающие эмоции, реакция на неудачи, реакция на сложность упражнения и пр.). Важно при этом не настаивать на своей точке зрения, оставляя группе свободу для анализа.

Примерные вопросы для анализа упражнения:

Что Вы чувствовали, когда…?

Что изменилось, когда…?

Почему вы выбрали это решение?

Каким образом получилась ситуация, что…?

  • организаторами "ВК" должны быть взрослые, прошедшие "ВК" в качестве участников;
  • для осознания членами группы процесса ее развития следует организовать самоанализ действий группы.

Обращение к участникам перед началом "ВК"

«Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется "Веревочный курс". Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.

Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.

В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. Но по условиям "веревочного курса" я имею право только повторно зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.

Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию.

Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно.

Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы - справитесь, если будете одной командой.

Удачи!»

Упражнения для "ВК"

  1. Представление.

Придумать название команды, девиз. Представить свою команду.

  1. Упражнение «Дракон ловит свой хвост»

Исходные условия: Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок - голова дракона, последний его хвост.

Цель головы – поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении и послушно следует за го-лозой. Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когда голова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом - игрок, бывший предпоследним.

  1. Упражнение "Паутина"- вертикальная

Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. Верхняя веревка - на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя - на высоте 0,3 метра. Ячейки "паутины" такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на два - три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от "паутины". На «нити паутины» можно повесить колокольчики – если звенят, то это нарушение правил.

Задание: пролезть всей группе сквозь "паутину".

Ограничения:

Сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;

Над "паутиной" и под ней могут пролезть два участника;

Обходить "паутину" нельзя ни в ту, ни в другую сторону;

Нельзя касаться "паутины" (веревки);

При касании любым участником "паутины" (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала.

Примечание для ведущего:

Использовать ячейки "Паутины" вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.

3.1.Упражнение «Паутина» – горизонтальная

Между несколькими деревьями (две скамейки) , которые стоят в 2-3 метрах друг от друга натягивается веревка и плетется паутина. Дырки в ней должны быть сделаны таким образом, чтобы можно было в нее наступить ногой и не задеть. Жта паутина натягивается от землм 20-30 см. - примернго на уровне колен. Задача отряда взяться за руки и пройти через всю паутину не зацепив ее.

При ошибке задание начинается сначала.

  1. Упражнение "Колодец" ("Треугольник")

Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями - 2 метра. Внутри "треугольника" лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри "треугольника" ("колодца").

Задание: всей группе выбраться из "колодца" через "верх" над веревками.

Ограничения:

Нельзя касаться веревки и пролезать под ней;

При касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.

  1. "Бревно" ("Обрыв")

Исходные условия: вся группа встает в шеренгу на бревно, скамейку или поребрик (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров).

Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стал первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д.

Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.

  1. Упражнение «Крокодил»

Исходные условия: участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в "хвост" группы.

Задание: переправить таким образом всех участников.

Ограничения:

Переправляющим участникам нельзя вставать;

Переправляемый участник не должен касаться земли (пола);

При падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала.

7. Упражнение «Откос»

Исходные условия: участники встают в колонну вплотную друг за другом. Ведущий с помощью одной веревки затягивает петли на правой ноге каждого участника (на уровне щиколотки). Длина веревки 10 метров.

Задание: не разрывая петель, пройти 100 метров.

8. Упражнение «Квадрат»

Исходные условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр.

Задание: уместиться всей группой внутри квадрата.

Ограничения:

Не заступать за его стороны;

Продержаться в таком положении не менее 10 секунд.

9. Упражнение «Гусеница»

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.

10. Упражнение «Электроцель»

Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки.

Задание: всем участникам одновременно (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней.

Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

11. Упражнение «Сидячий круг»

Исходные условия: Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.

Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

12. Упражнение: «Лабиринт»

Исходные условия: На местности очерчен криволинейный путь (например цветной лентой), ширина его варьируется от 0,5 до 2 м – это лабиринт. В лабиринте есть не более двух препятствий – натянутые на пути веревки, так чтобы через одну можно было перешагнуть, а под ругой пройти нагнувшись. В конце лабиринта подвешено яйцо, на полу лежат ножницы.

Задание: выбрать одного человека, который вслепую пройдет по лабиринту, не задев ограждения и препятствий, срежет яйцо и разобьет его.

Команда, распределившись вдоль лабиринта, могут подсказывать слепому, куда идти, только по одному слову каждый в заранее выбранном порядке (один после другого, когда все сказали по слову, снова начинает первый и т.д.)

Реквизит: веревка 40 - 50 м, яйцо (по одному на команду), ножницы.

13. Упражнение «Покрывало»

Исходные условия: Всем встать на покрывало и перевернуть покрывало на другую сторону, при этом (переворачивании) никто из команды с покрывала не сходит.

14. Упражнение «Доверительное падение»

Исходные условия: Один человек становится спиной к команде и должен упасть, а его должны поймать. Вся команда выстраивается сзади в две шеренги и вытягивает вперед руки.

15. Упражнение «Муравьи»

Исходные условия: Группа становится цепочкой друг за другом, каждый пытается удержать карандаш (или любой другой мелкий предмет, предлагаемый ведущим), вставленный между ним и стоящим впереди.

Задание: Нужно чтобы человек, замыкающий цепочку, переступил линию финиша. Если же кто-то роняет карандаш, все пятятся обратно на старт.

16. Упражнение «Тарелочка»

Команда садится в круг на корточки. Задача команды: предать по кругу тарелочку с водой. Нельзя: касаться руками земли, проливать воду, вставать.

Литература :

  1. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А. “Веревочный курс” (разработан американской фирмой Barron Adventures), г. Владивосток.
  2. Гревцов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе/Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 52с.
  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1986.
  4. Савинов Д.В., Фоменко Т.С., Иванов С.В., Щур К.Ю., Кривенко А.В., Стеценко А.А. Веревочный курс: от простого к сложному. Эффективные инструменты работы с персоналом 2008 г.
  5. Методика проведения веревочного курса. - http://lider2 1veka.ru/

Концы веревок, которые

крепятся к опоре (дерево, столб и т.д.)

Подготовка к веревочке с прыжком исполняется по всем правилам подготовки к веревочке, изученной ранее, но на затакт следует plie и прыжок с двух ног, во время которого правая нога исполняет подготовку к веревочке. На «1» необходимо приземлиться одновременно на обе ноги. Корпус во время plie и прыжка - прямой, носок рабочей ноги не отрыва­ется от опорной, левая нога во время прыжка вертикальна.

Главное - одновременность в работе обеих ног при толчке и призем­лении.

При исполнении упражнения для бедра в один темп движение начи­нается из выворотного положения и заканчивается в выворотное. (В пер­вом классе при исполнении упражнения для бедра осуществляется переход из выворотного положения в невыворотное, а затем отдельно из не­выворотного в выворотное).

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: III поз.

Затакт - правая нога, завернув стопу внутрь, сгибая колено, поднимается на 90° носком до левого колена,

после чего разворачивает колено наружу (выворотно), носок остается на месте

«1» - правая нога носком по ноге опускается в III поз.

Движение может исполняться и в обратном направлении, т.е. в выво­ротном положении правая нога поднимается носком до колена, заворачи­вает колено, опускается вниз в завернутом положении и внизу развора­чивается в III поз. Движение исполняется и с подъемом на полупальцы опорной ноги.

Необходимо следить за абсолютной выворотностью и невыворотно- егью, за разворотом и заворотом ноги в высшей точке. Носок работаю­щей ноги не должен отходить от опорной ноги. Корпус сохраняет поло­жение en face, голова сопровождает движение ноги. При подъеме на по­лупальцы необходима одновременность в работе обеих ног.

Веревочка является элементом многих танцев (венгерского, русского, украинского и др.). Наибольшую пользу приносит проучнвание веревоч­ки в характере венгерского академического танца, так как оно ближе дру­гих подходит к классическим требованиям (нога поднимается выше, ис­полнение выворотно, подъем и пальцы вытянуты). В дальнейшем движе­ние выносится на середину.

Музыкальный размер: 2/4.

Исходное положение: III поз.

Затакт - правая нога, резко сгибая колено, скользит вытянутыми пальца­ми по левой ноге до колена; левая нога

чуть согнутая в колене, проскальзывает вперед на низких полупальцах

«1» - правая нога переводится назад, не отрывая носка, и опускается в III поз. сзади с легким ударом

полупальцами в пол, колени слегка присогнуты «и-2» - повторение движения с другой ноги.

Корпус не должен реагировать на движение ног. Обязательно про­скальзывание на опорной ноге. Нога должна переноситься назад в выс­шей точке. Все три движения комбинируются между собой, со всеми ви­дами подготовки к веревочке, ритмически, с pas tortille, с опусканием на подъем.

Выстукивания

а) Чередование ударов полупальцами и каблуками

Музыкальный размер: 2/4, 3/4

Исходное положение VI поз. Затакт - колени резко сгибаются, пятки отделяются от пола.

«1» - правая нога ударяет полупальцами в пол, левая стопа в сокращен­ном положении отделяется от пола.

«и» - левая нога ударяет каблуком в пол, носок сильно поднят вверх; удар производится у середины правой

стопы; левая нога после удара сразу отделяется от пола.

«2-и» - движение повторяется с другой ноги.

Р1ie неглубокое, ноги не закрепощены, колени рядом, корпус сильно подтянут, з"дар каблука острый, колющий. В быстром темпе при испол­нении на середине во время перемены ног полагается легкий перескок и характер движения напоминает легкий бег.

Изометрические упражнения являются очень интересным и невероятно результативным методом тренировки силы. Суть тренировки состоит в том, что мышцы напрягаются, но остаются при этом неподвижными, т. е. не растягиваются. Вместо того, чтобы поднимать тяжести, приходится преодолевать сопротивление, которое преодолеть, в принципе, невозможно.

Изометрические тренировки хороши тем, что они не требуют больших затрат времени - 5-10 минут тренировки вполне достаточно для получения хорошего результата. Положительные изменения, прежде всего рост силы, достигнутый в результате выполнения изометрических упражнений, сохраняются дольше, чем при длительных тренировках динамического характера.

Изометрические и статические упражнения с древних времен использовались в практике боевых искусств. Они великолепно тренируют не только тело, но и волю. Сегодня они стали популярны благодаря достижениям Александра Засса и Брюса Ли. Невероятная сила, которую развил у себя Александр Засс благодаря изометрическим упражнениям, была проверена в более чем экстремальных условиях – во время 1-ой мировой войны он изможденным попал в плен к австрийцам, был жестко избит, заключен в подвал крепости и прикован цепями к стене. В первую же ночь он разорвал цепи, выломал решетку и сбежал.

На фото памятник Александру Зассу в Оренбурге

Принципы выполнения изометрических упражнений

1. Выполняйте каждое упражнение с максимальным напряжением. Усилие делайте на выдохе, и не задерживайте дыхание во время выполнения упражнения. Дышите ритмично - 6 секунд вдох, 6 секунд выдох, без пауз и задержек дыхания.

2. Во время выполнения изометрических упражнений мы не двигаемся, т. е. наши суставы остаются неподвижными и соответственно мышцы не меняют своей длины, но при этом сокращаются и тянут за собой сухожилия. Так мы укрепляем их и делаем более эластичными.

3. Между усилиями делайте паузу примерно 10-30 секунд. Старайтесь напрягать мышцы и наращивать мощь плавно. Сбрасывайте нагрузку тоже плавно. Сопротивление вашим усилиям должно быть столь большим, чтобы оно заведомо исключало возможность любого движения.

4. Статические упражнения эффективнее всего делать не более пяти раз в неделю, оставив два дня для отдыха. Каждое упражнение оптимальнее всего делать в 3-5 подходах по 5-8 повторений. То есть, за один подход делается 5-8 шестисекундных усилий с паузами по 10-30 секунд между ними. Потом следует небольшой 30-ти секундный отдых и после отдыха идет второй подход из 5-8 усилий и так далее...

5. Новичкам в первый месяц достаточно делать всего два статических упражнения. Затем, каждый месяц, можно прибавлять по одному упражнению и постепенно довести их число до шести.

"Крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот - признаком хорошего пищеварения. Вся сила заключается в сухожилиях". Александр Засс

Комплекс изометрических упражнений с веревкой

Этот комплекс направлен на тренировку сухожилий и увеличение вашей силы. Для выполнения комплекса не потребуется много времени и специального оборудования. Перед тем как приступить к выполнению данного комплекса необходимо размяться и сделать как минимум суставную разминку. Не меняйте последовательность упражнений. Фиксируйте максимальное напряжение в каждом упражнении в зависимости от вашей тренированности - примерно 6-12 секунд. Приняв правильное положение перед напряжением, необходимо сделать вдох животом, а затем, в момент напряжения, выполнить медленный силовой выдох. Ваше внимание должно быть сосредоточено на проявлении усилия.

Упражнение 1

Ноги на ширине плеч. Веревка расположена на уровне груди. Усилие проявляем вперед обеими руками. Руки не должны быть полностью выпрямленными или согнутыми слишком сильно. Чтобы вы имели возможность проявить усилие держите их слегка согнутыми. Делаем вдох животом и выдыхаем с напряжением.

Упражнение 2

Делаем тоже самое, что и в первом упражнении, только сначала одной рукой, а затем другой. Вторая рука прижимается к телу и держит веревку.

Упражнение 3

Разводим руки. Усилие проявляем строго в стороны. Не забываем про правильное дыхание и согнутые локти.

Упражнение 4

Оборачиваем веревку вокруг тела. Одна нога впереди, другая сзади. Локоть согнут и находится на одном уровне с кулаком. Усилие проявляем на выпрямление руки. Следите за положением веревки. Выполнять на обе руки.

Упражнение 5

Ноги на ширине плеч. Фиксируем веревку одной рукой. Веревка проходит сзади по спине и опирается на плечо. проявляем усилие кулаком вниз. Выполнять на обе руки.

Упражнение 6

Руки перед собой чуть шире плеч. Проявляем усилие разводя руки в стороны.

Упражнение 7

Ноги на ширине плеч. Веревка под ступнями. Руки перед собой. Угол сгиба локтей чуть больше 90 градусов. Проявляем усилие сгибая руки в локтях.

Упражнение 8

Ноги вместе. Веревка под ступнями. Разворачиваем руки в сторону из предыдущего положения. Проявляем усилие поднимая руки вверх.

Упражнение 9

Держим руки перед собой. Ноги вместе. Веревка под ступнями. Проявляем усилие поднимая руки вверх.

Упражнение 10

Ноги вместе, согнуты в коленях. Веревка под ступнями. Важно держать спину прямо. Усилие производится разгибанием ног.

Подобные упражнения учат ЦНС подключать больше мышечных волокон к выполняемому действию. Поэтому, при выполнении подобного действия в динамике, вы сможете использовать больше мышечных волокон, что придаст вам больше силы.

Веревочный курс (обычно употребляется без кавычек) это весьма популярный среди психологов тренинг командообразования. Командообразование (сплочение коллектива, формирование эффективной команды, пробуждение лидерских качеств) это основной, но не единственный эффект веревочного курса. Другие эффекты:

– освоение групповых стратегий и тактик,

– пробуждение интереса к инициативе, творческому решению проблем,

– самовыражение,

– самопознание и познание других участников,

– уверенность в себе, своих силах,

– просто опыт решения конкретных проблем,

– преодоление страха, собственных комплексов,

– обучение приемам эффективной коммуникации.

Веревочный курс называется так, потому что в его основу положена идея, что члены команды должны быть словно связаны одной веревкой. Кроме того, веревка является важным аксессуаром для многих упражнений веревочного курса, поэтому ведущему (ведущим) надо запастись ею заранее.

Веревочный курс весь состоит из физически активных упражнений. Но это не простая физкультура. Здесь активно участвует не только организм, но и психика участников. Поэтому упражнения веревочного курса часто называют психофизическими.

От ведущих веревочного курса требуется некоторая подготовка, слаженность действий. Очень желательно, чтобы они сами имели опыт участия в веревочном курсе в качестве простого участника.

На протяжении всего веревочного курса ведущие создают и поддерживают атмосферу творческого поиска, всячески подталкивают участников к проработке и принятию нестандартных решений, призывают к взаимопомощи и взаимной поддержки в коллективе.

Участники веревочного курса учатся преодолевать барьеры в общении, узнают ближе друг друга, благодаря этому и происходит сплочение группы. Но ведущие должны внимательно следить за тем, чтобы отдельные участники не форсировали этот процесс, уважали друг друга, имели терпение.

После каждого упражнения устраивается обсуждение. Во время его участникам дается возможность понять, как было принято решение, кто занял активную позицию, как некоторые обстоятельства повлияли на результат. Обсуждается и то, как можно было бы поступить иначе, что для этого надо было бы сделать. Ведущие во время таких обсуждений стараются повысить уровень объективности суждений участников, высказывают собственные мнения.

Время от времени желательно вводить в обсуждение ключевые понятия: «качество» и «эффективность». Участники должны понять, а где-то и «на собственной шкуре» осознать, что качество не всегда означает эффективность, а эффективность не обязательно подразумевает качество. И всегда желательно находить разумный баланс между качеством и эффективностью.

Если вдруг у кого-то из участников появится интересная, поучительная история из жизни, которую он готов поведать, то можно его выслушать.

Огромное значение для веревочного курса имеет безопасность участников. Практически ни один веревочный курс не обходится без мелких ушибов. Важно, чтобы не было серьезных ушибов и вообще травм. Ведущие сами, как уже говорилось, должны иметь хороший опыт участия в веревочных курсах, чтобы представлять возможные опасности «изнутри». Важно заранее подготовить площадку, на которой будут проводиться упражнения. Если веревочный курс проводится на природе, надо очень внимательно осмотреть территорию, убрать опасные палки, камни, осколки и т.д. Если упражнения проводятся в спортзале, надо тоже внимательно все осмотреть: не скользкий ли пол, нет ли опасного мусора, безопасные ли маты и т.д.

Очень желательно, чтобы на участниках, равно как и на ведущих, не были надеты серёжки, кольца, браслеты, часы и т.п. Многие упражнения проводятся в тесном контакте участников, из-за посторонних предметов они могут травмировать друг друга.

Ведущие как правило сами не принимают участия в упражнениях. Их основная задача – следить за безопасностью.

Форма одежды участников и ведущих: спортивная.

Количество участников должно быть в диапазоне 6-12 человек. Меньше – будет не так интересно. Больше – будут определенные сложности при выполнении отдельных упражнений, сложнее следить за безопасностью.

Типовое упражнение состоит из четырех этапов:

– инструкция со стороны ведущих,

– целеполагание (группа выбирает способ решения проблемы, распределяет обязанности, готовится),

– выполнение,

– обсуждение (рефлексия).

Для всех этапов время не ограничивается.

Задание считается выполненным, если каждый участник безошибочно справился с поставленной задачей. Если же хоть один участник допустил ошибку, группа возвращается на исходную позицию. Это важное требование.

Веревочный курс можно проводить как с детьми, так и со взрослыми. При общении с детьми можно немного задействовать их фантазию: «мы преодолеваем волшебный ручей», «наш корабль подбили пираты, мы все должны уместиться на маленьком плоту», «нам нужно преодолеть стену из ядовитых зубов дракона» и т.п.

Для успешного веревочного курса нужна доброжелательная атмосфера, некоторый базовый уровень доверия. Нежелательно проводить этот тренинг с совсем незнакомыми друг другу участниками. Если перед ведущими-психологами ставится именно задача познакомить участников, а потом сплотить, то разумным будет провести сначала с участниками «классический сидячий» тренинг, состоящий из упражнений на знакомство (например «Снежный ком»), упражнений разминки, коммуникативных упражнений.

Желательно, чтобы совсем незнакомые участники рассказали друг другу хотя бы немного о себе: где учились, где работают, семейное положение, увлечения и т.п.

Веревочный курс можно разбить на несколько дней. Продолжительность каждого дня ориентировочно должна составлять от двух до четырех часов. В конце каждого дня можно устроить небольшое подведение итогов, в котором каждый (в том числе и ведущие) делятся самыми своими яркими впечатлениями от прошедшего дня.

Порядок упражнений не важен. Ведущие сами подбирают и выстраивают в очередь эти упражнения, ориентируясь на объективные возможности и физические кондиции участников. Лучше выстраивать упражнения от простых к более сложным.

Участники, взявшись за руки, переправляются через веревку. Участники по очереди бросают мяч в корзину, с каждым разом отходя от нее все дальше. Группа перестраивается на узком бревне. Участники встают в круг и не дают воздушным шарам коснуться земли. Участники встают в круг и играют в волейбол. Один участник становится в центр круга, закрывает глаза, выпрямляется, его качают из стороны в сторону. Вся группа пытается уместиться на маленьком плоту. Участники перебираются через высокую отвесную стену. Участники оперируют бревном-кистью. Участники своими телами образуют одного большого монстра, должны преодолеть 10 метров. Участники вышагивают по горизонтальной натянутой паутине. Участники сложным образом образую цепочку, садятся и встают. Участники выстраиваются в круг и поджимают как можно больше ног. Участники переправляются на через площадку с помощью трех длинных жердей. Участники по очереди проходят по качающемуся бревну. Участники размещаются на маленьком квадрате и стараются удержаться в нем определенное время. Участники выбираются из колодца, сделанного с помощью веревок. Участники пересекают вымышленное болота, передвигаясь с «кочки» на «кочку». Участники друг друга передают по рукам. Участники двигаются цепочкой с завязанными глазами по импровизированному лабиринту. Люди чередуются с шариками, следует пройти некоторую дистанцию. Задача участников – пройти всем дружно участок, не касаясь имитированных мин. Четверки участников должны продержаться в воздухе, касаясь земли только своими руками. Участники должны общими усилиями соорудить палатку. Переправа с помощью двух параллельно закрепленных тросов. Участники в парах придумывают себе слова-призывы, по которым они потом найдут друг друга. Участники пролезают через искусственную паутину. Участникам надо 15 раз подряд удачно пробить пенальти. Участники переправляются с одного берега на другой с помощью висящего каната. На всю команду участники должны подтянуться 100 раз. Участники встают на расстеленное покрывало, потом его переворачивают, при этом не касаясь голой земли. Группа участнико прогуливается с закрытыми глазами. Участники переправляются с помощью разных предметов. Участники с помощью шеста перепрыгивают через яму. Участники с закрытыми глазами делают из веревки равносторонний треугольник.