Классическая горнолыжная техника. Основы техники катания на горных лыжах. Карвинг, но не только

Эта страничка предлагается для инструкторов и для тех кто собирается им стать. Но любой другой любитель горнолыжного спорта найдет для себя много полезного для понимания элементов горнолыжной техники. Ведь что из себя представляет катание на горных лыжах? Это есть процесс перемещения лыж по снегу с прикрепленным сверху лыжником. Написал и сам ужаснулся тому что написал. Боже какая проза по сравнению с тем феерическим миром эмоций которые ты испытываешь катаясь на лыжах или наблюдая за хорошо катающимся лыжником. Ну да ладно. Из песни слово не выкинешь.

Каким образом лыжи перемещаются вниз по склону?

Они могут скользить, соскальзывать, проскальзывать и резать. Что все это значит?

Скольжение — движение лыж в направлении их носков или в направлении продольной оси. Это может быть прямой спуск или траверс.

Соскальзывание – это движение лыж вниз по склону в направлении поперечной оси или боком.

Проскальзывание – движение лыж в повороте, при котором пятки описывают большую дугу, нежели носки. Это комбинация скольжения и соскальзывания, происходит в большинстве поворотов.

Карвинг – резаный поворот – движение лыж в повороте, при котором пятки и носки лыж пишут одинаковые дуги. Элемент проскальзывания отсутствует.


Скольжение Соскальзывание Проскальзывание Карвинг

Продолжаю.Итак, лыжи едут вниз по склону, и возникает необходимость изменить направление движения – повернуть Что нужно сделать для того чтобы прикрепленная к вашим ногам лыжа повернула? Ответ очень прост. Надо лыжу сместить в сторону от Вашего центра тяжести или Ваш центр тяжести в сторону от лыжи. О том как это сделать и пойдет речь на этой страничке.

У лыжника стоящего на снегу или летящего вниз по склону возможны четыре типа движений.

  • Движенияпо поддержанию равновесия или баланс
  • Движения для закантовки лыж
  • Вращательные движения
  • Движения по распределению давления

Движения по поддержанию равновесия — это движения поддерживающие Ваш баланс в процессе скольжения

Движения по закантовке — изменяют угол наклона лыжи к поверхности склона (снегу)

Вращательные движения — поворачивают и ведут лыжи

Движения по распределению давления — поддерживают и изменяют давление между лыжами и снегом

Итак давайте рассмотрим равновесные движения или баланс.

Баланс

Он бывает двух видов статический — когда лыжник стоит на месте и динамическим — когда лыжник скользит вниз по склону. В дальнейшем когда мы говорим баланс мы имеем ввиду именно динамический баланс — равновесную стойку в движении вниз по склону.

Что может влиять на баланс?

  • Ширина постановки ног
  • Сгибание и разгибание голеностопов, коленей, бедер и поясницы
  • Перемещение Вашего центра тяжести вперед и назад
  • Наклон корпуса в сторону горы
  • Движения Ваших рук и головы
  • Растяжение и сжатие мышц

Узкая стойка Средняя стойка Широкая стойка

Передняя стойка (носок)Средняя стойка (середина стопы)Задняя стойка (пятка)

Динамическая равновесная стойка — это ключ к успеху в освоении горнолыжной техники. Все остальные навыки лыжника будут зависеть от стойки. Всегда помните об этом при обучении и совершенствовании любых технических элементов

Закантовка

Закантовка лыж или иными словами постановка лыжи на кант позволяет лыжнику:

  • Изменять направление движения
  • Контролировать скорость
  • Менять форму и размер поворота
  • Скользить, соскальзывать и резать (дугу поворота)

Различные углы закантовки для создания и ведения поворота

Закантовка происходит от перемещения центра тяжести и достигается двумя путями

  • Заклоном тела в сторону центра будущего поворота
  • Ангуляцией — образованием углов между лыжами и разными частями тела

Заклон всего корпусаАнгуляция (угловое положение)

Для того чтобы лучше понять что такое наклон корпуса представьте себе велосипедиста на треке или мотоциклиста делающих поворот на высокой скорости при этом держащего плечи параллельно земле Угол заклона зависит от скорости и радиуса поворота. Закантовка создается путем наклона различных частей тела:

  • голеностопов
  • коленей
  • бедер
  • нижней части позвоночника
  • всего тела

Основная мысль: чем выше точка заклона тем больше угол закантовки.

Ангуляция (угловое положение) — образует углы между лыжами и разными частями тела. Говоря о лыжах ангуляция подразумевает сгибание — разгибание в продольном и боковом направлениях и позволяет:

  • изменять величину закантовки без изменения наклона корпуса
  • сохранять равновесную стойку
  • контролировать давление по всей длине лыжи
  • переносить вес с лыжи на лыжу
  • менять ритм и скорость движений
  • менять форму и радиус поворота
  • адаптироваться к изменениям рельефа и состоянию снега

В горных лыжах мы говорим об ангуляции бедер, коленей и голеностопов. Ангуляция бедер (слом в бедре, заклон) играет основную роль в изменении угла закантовки в то время как голеностопы и колени выполняют более тонкую работу.

Вращательные движения

Вращательными движениями мы называем поворачивание различных частей тела по отношению друг к другу или по отношению к лыжам. Они могут производиться за счет перемещений различных групп мышц (внутреннее) или укол палкой (внешнее). В горных лыжах присутствуют несколько типов вращательных движений которые позволяют менять направление движения лыж, а в сочетании с другими движениями позволяет это делать более эффектно, легко и непринужденно. Начинающие лыжники обычно делают вращательные движения вовлекающие все тело в начале поворота, в то время как опытный лыжник делает тонкие вращательные движения коленями и голеностопами на протяжении всего поворота. Основными вращательными движениями считаются:

  • вращение корпуса (туловища)
  • вращение корпуса (туловища) и ног в противоположных направлениях
  • вращение ног

Вращение корпусом (плечами, грудью и верхней частью спины) — движение очень мощное но очень медленное для поворота лыж, т.к. за движением корпуса следуют бедра, колени и потом голеностопы с лыжами. Кроме этого движение корпуса весьма инерционно. Поворот вращением корпуса обучали много лет назад. В современной технике не применяется и ему не учат.

Вращение корпуса (туловища) и ног в противоположных направлениях (контр — вращение) легко описывается 3 законом Ньютона » на каждое действие существует равное ему противодействие» В данном случае мы говорим что если корпус вращается вправо то ноги и лыжи вращаются влево и наоборот.

Вращение ног — повороты ног заставляющие лыжи поворачивать. В данном случае мы говорим о голеностопах коленях и бедрах. При их относительно малой массе по отношению к корпусу ноги являются самым мощным источником поворота. Не надо забывать и о преподготовке поворота (по английски это называется anticipation но я бы сказал что это раздельное движение верхней и нижней части туловища когда ноги и лыжи двигаются по дуге завершая поворот а корпус руки и плечи уже развернуты вниз в направлении центра следующего поворота.

Предподготовка

В сочетании с закантовкой и движениями по распределению давления вращательные движения являются мощным инструментом современной горнолыжной техники.


Вращение туловища Контр-вращение Вращение ног

Движения по распределению давления

Управление, контроль и манипуляция давлением на лыжи является важнейшим качеством в современном горнолыжном спорте. Эффективный контроль давления предполагает постоянную мышечную работу для осуществления специфических воздействий на лыжи как то: перенос веса с лыжи на лыжу, распределение веса по всей длине лыжи, и контроль давления между лыжами и снегом. Величина давления прикладываемого к лыжам контролируется центром тяжести лыжника или изменением радиуса поворота, скорости, величиной сгибания суставов, изменением угла закантовки или перераспределением веса.

Движения вперед и назад контролируют давление по поверхности стопы и по длине лыжи. Перемещение давления с пятки на середину и вперед позволяет использовать конструкцию лыжи для поворотов и закантовки. Центр тяжести можно переносить двумя путями: наклон всего корпуса или перемещение ног под центром тяжести.


Радиус поворота определяет величину поворота. В горных лыжах обычно говорят о трех типах поворота — короткий, средний и длинный (слалом, слалом — гигант и супер — гигант).

При коротких поворотах требуется большее давление чем при длинных.

Скорость также влияет на давление, чем выше скорость тем больше давление.

Сгибание — разгибание также оказывают влияние на давление. Скорость сгибания — разгибания определяет продолжительность загрузки Ваших лыж. Если Вы резко согнетесь вниз из высокой стойки то давление на лыжи уменьшится. Как только сгибание прекратиться давление увеличится. При резком разгибании давление сначала увеличивается, а как только разгибание заканчивается давление уменьшается. Если вы двигаетесь с постоянной скоростью то давление постоянное но с увеличением скорости растет.


Сгибание — разгибание

Сгибание позволяет преодолевать неровности рельефа и различные состояния снежного покрова. Кроме того что сгибание поддерживает баланс, оно также дает возможность делать вращательные движения более мощными. Сгибание может быть активным (сокращение мышц, сгибание коленей) и пассивным (при наезде на бугор ноги взлетают вверх)

При увеличении угла закантовки лыжи наклоняются в сторону горы, площадь опоры уменьшается, давление увеличивается. При уменьшении угла закантовки (лыжи касаются снега всей поверхностью, площадь опоры увеличивается) давление уменьшается.

Давление перераспределяется при смене опорной ноги. в конце поворота Вы переносите вес с нижней лыжи на верхнюю (со старой опорной лыжи на новую опорную лыжу). Во время переноса веса с одной внешней ноги на другую, новая опорная нога (внешняя) распрямляется в то время как новая внутренняя нога сгибается. Эта постоянная работа ног лыжника влечет боковые смещения центра тяжести с одной лыжи на другую. Чем плавнее и мягче Вы производите весь этот комплекс движений тем элегантнее дуга поворота и тем большее Вы получаете удовольствия от катания на горных лыжах


Теперь когда мы разобрали все типы движений, давайте посмотрим динамику их развития в процессе совершенствования лыжника.

Начинающий — основной тип движений вращательный. Лыжник очень часто находиться в задней стойке, лыжи ведутся плоско, закантовка практически отсутствует. Ваша основная задача как инструктора: поставить лыжника в среднюю стойку. Обращайте особое внимание на положение рук и давление голеностопом на язык ботинка. Склоны — только зеленые.

Совершенствующийся — или так называемый средний лыжник. К средним лыжникам относятся те кто может вести поворот проскальзыванием. Этот тип лыжника старается уменьшить величину упора, начинается вертикальная работа (сгибание — разгибание) при этом уменьшается роль вращательных движений, лыжник все больше и чаще ставит лыжу на кант применяя закантовку. Передне — задняя загрузка лыжи (перецентровка) улучшается в процессе совершенствования. Лыжи ведутся узко. Склоны голубые

Хорошо катающийся — лыжник у которого достигается гармония между всеми типами движений. Ширина стойки постепенно увеличивается, поворот боковым соскальзыванием заменяется динамичным резаным поворотом. В этих поворотах вращательное движение практически отсутствует. Основной тип движений передне — заднее равновесие (перецентровка) с заклоном и закантовкой. Величина заклона и соответственно закантовки зависят от крутизны склона, скорости и типа поворота. Склоны любые.

Почему я указываю на тип склонов? В моей практике я неоднократно видел как лыжники с недостаточным уровнем подготовки в силу разных причин лезут на черные, красные и бугристые трассы. Стоит такой торопыга посреди склона и боится пошевелиться. Не обладая необходимым количеством двигательных навыков, не умея контролировать скорость такие лыжники опасны как для себя так и для окружающих. Очень часто лыжник пытающийся проехать по склону который ему явно «не по зубам» натерпится такого страху что дальнейшие попытки постановки на лыжи становятся весьма и весьма проблематичными. Кроме того такой лыжник можете нанести травму окружающим. В США несколько лет назад 17 летний лыжник получил три года тюрьмы за непреднамеренное убийство другого лыжника в результате столкновения. Пожалуйста помните об этом и выбирайте склон соответствующий уровню технической подготовки Ваших студентов.

Всем желаю удачи в освоении горнолыжной техники.

Эта статья – мое мнение по поводу обучения современной горнолыжной технике, отзыв на статью государственного тренера СССР Ю.С. Преображенского «Резаный поворот, обучение и современные лыжи»

Методика обучения

Методика обучения любителей развивается на основе техники чемпионов спортивных соревнований, включая могул и фрирайд. Так происходит и в Альпийских странах и в России.

Мы стараемся быстро воспринимать новое и, основываясь на разработках наших коллег из Франции и других стран, адаптируем методику обучения к нашей, удивительно разнообразной российской действительности.

Правильный выбор склона – основа успешного освоения техники. Если на начальном этапе обучения есть возможность постепенно увеличивать крутизну склона, а протяженность и качество подготовки склона позволяют, то мы рекомендуем использовать последовательности упражнений для прямого обучения параллельному, резаному ведению лыж.

В этом - идеальном случае, с самого начала в упражнениях используется резаный направляющий эффект современных лыж. Контроль скорости и торможение, на начальном этапе, осуществляется поворотом к склону до остановки или торможением плугом. Различные типы соскальзывания служат для выработки навыков закантовки - раскантовки лыж и торможения, и не изучаются, в данном контексте, как способ поворота.

На втором этапе обучения, когда лыжник совершенствуется, большое значение приобретают упражнения для выработки правильной переднезадней загрузки лыж, упражнения на боковой баланс и на особенности вертикальной работы в случае резаного ведения на современных лыжах. На страницах журнала последнее время появились статьи, посвященные таким упражнениям.

Методика обучения резаному повороту разработана довольно давно. Это отмечено в постановлении Коллегии центрального совета по туризму и экскурсиям (от 28 марта 1990 г № 4-15 и от 09 апреля 1990 г. № 5-32а) “О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации кадров для горнолыжного туризма, спорта и отдыха”. Конечной целью обучения там принимается резаное ведение лыж, коньковый поворот и шаг-жим. С тех пор, конечно, многое изменилось, и, благодаря развитию снаряжения, резаному повороту теперь можно и нужно обучать не только продвинутых, но и начинающих горнолыжников.

В самое последнее время, спортсмены, на этапах Кубка Мира, активно используют внутреннюю лыжу в повороте. Этот элемент будет включен в методику обучения в ближайшее время.

К сожалению, схему прямого обучения параллельному резаному ведению тяжело использовать напрямую на горнолыжных курортах России.

Карвинг, но не только

За последние несколько лет качество подготовки склонов на известных горнолыжных курортах нашей страны заметно улучшилось. Теперь основным их недостатком является малое разнообразие склонов. Часто, практически невозможно подобрать необходимую последовательность склонов, где горнолыжника сразу можно было бы учить только резаному повороту. К концу дня на насыщенных, узких участках трасс нарываются бугры, и состояние склона ухудшается. Всего, в России, от Камчатки до Центральных районов насчитывается более восьмидесяти горнолыжных центров. Многие из них не обладают снегоуплотнительной техникой или, из-за проблем с финансированием, не используют ее в необходимом объеме. Для начального этапа обучения необходимы протяженные склоны крутизной до семи градусов, которых крайне мало в России.

С другой стороны, практически во всех горнолыжных центрах России присутствуют склоны с пологими участками, где можно и нужно изучать элементы резаного ведения. В то же время для контроля скорости на крутых участках и маневров на узких частях склона мы рекомендуем изучать упражнения с проскальзыванием лыж в повороте. В этом случае, на начальном этапе обучения известная последовательность упражнений – плуг, упор внешней лыжей, шаг-поворот, основной поворот на параллельных лыжах по-прежнему востребованы. Инструкторам необходимо помнить, что упоровая техника – не самоцель, большинство лыжников способны пройти путь до шага поворота – за одно, максимум два занятия. С другой стороны любители горных лыж приезжают на курорт отдыхать, а не бороться за технику, поэтому обучение должно быть не только эффективным, но и комфортным.

Как только лыжник освоил простые упражнения – переходите к более сложным, не останавливайтесь на достигнутом. При плохой подготовке трасс следует использовать упражнения на разгрузку лыж сгибанием-разгибанием, различные гирлянды соскальзываний с разгрузкой лыж, использовать выпуклые участки склона и бугры для отработки разгрузки лыж и входа в поворот.

На этапе совершенствования следует обращать внимание на вертикальную работу и положение корпуса относительно нижней части тела. Как и в случае резаного ведения, важным элементом является независимая работа ног - баланс на внешней лыже, а в глубоком снегу - равномерное распределение загрузки лыж в повороте.

О горнолыжниках - любителях, инструкторах, и платных школах.

Мне кажется, что на сегодняшний день, в России, резаный поворот применяют те, кто посвятил его изучению и тренировкам определенное время. Это спортсмены, настоящие и бывшие, владеющие резаным поворотом и любители, посвятившие время его отработке.

К сожалению, в наше стране большинство любителей обучаются катанию сами, у родителей и друзей, а не у инструктора. В нашей стране только создается система платных школ, где любой мог бы научиться катанию на горных лыжах. Их мало, и мало из тех, кто уже научился основам продолжает заниматься с инструктором. Из за этого, общая культура горнолыжной техники в нашей стране оставляет желать лучшего.

Основная причина такого положения дел - в недостаточной подготовке инструкторов. Единицы из тех, кто работает инструктором, имеют высокую инструкторскую квалификацию. Пройдя обучение в школах инструкторов однажды, и получив удостоверение кандидата-инструктора, многие считают, что обрели багаж знаний для полноценной работы, и что им нечему больше учиться. За двух-недельную школу стать инструктором просто невозможно. Начальная подготовка инструктора дает лишь возможность работать, и не является достаточной. Необходимый объем знаний, требующийся для работы инструктором очень велик, и даже спортсменам и техничным любителям необходимо время для его изучения.

Вот что представляет собой программа школ повышения квалификации инструкторов: основы физического воспитания и спортивной тренировки, физиологические основы занятий горнолыжным спортом, организация горнолыжного спорта в России, горнолыжная техника, методика обучения, прикладная педагогика, тренировка, спортивный инвентарь и снаряжение, горы и опасности в горах, лавинная опасность, обеспечение безопасности и первая доврачебная помощь, работа горнолыжного центра и его инфраструктура, горнолыжные трассы, канатные дороги, функции ПСС, соревнования, правово-экономические вопросы работы инструктора и т.д.

Постепенно накапливая опыт, и, что обязательно, проходя школы повышения квалификации, инструктор может стать тем человеком, который способен привлечь любителей горных лыж.

В этой связи, хочется обратиться к руководителям горнолыжных центров и призвать их больше внимания уделять квалификации инструкторов, принимаемых на работу. Инструктор – лицо горнолыжного центра. Высококвалифицированные, техничные инструкторы привлекают внимание не только начинающих, но и продвинутых лыжников, создавая имидж курорта, где всё призвано удовлетворять потребности отдыхающих. Инструкторы, работающие по сопровождению групп в другие страны, также должны иметь высокую квалификацию, ведь они представляют лицо туристической компании отправляющей любителей в горы.

Инструкторы, обучающие любителей и продвинутых лыжников, подготавливают почву для прогресса Российских спортивных школ. С одной стороны общий уровень горнолыжной культуры повышается. С другой стороны, система платных школ сможет создать рабочие места для спортсменов, которые, по тем или иным причинам, заканчивают выступать в профессиональном спорте. Если молодые спортсмены будут уверены в завтрашнем дне, то они будут тренироваться с большей охотой и настойчивостью. Надеюсь, что создание системы платных школ и высокая квалификация инструкторов, приведет в будущем, наших спортсменов к победам в спортивных соревнованиях самого высокого уровня.

До встречи на склонах.

«Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера Гуршман Грег

2.1. Основы обучения современной горнолыжной технике

Общий подход к обучению технике выполнения поворотов

Описанию техники выполнения поворотов посвящено немало книг и статей. Однако ни в одной из них я не нашёл простых и понятных объяснений того, что происходит в современном резаном повороте. Тренер, работающий с юниорами, должен уметь объяснить все элементы техники предельно просто и доходчиво. А это значит, что он должен и для себя понимать современную технику в рамках отдельных простых элементов. О конкретных элементах техники разговор пойдёт ниже. Здесь я бы хотел остановиться на выведенном мною определении выполнения поворота, которое, как мне кажется, существенно помогает при обучении элементам техники.

Итак, выполнение поворота - это создание условий, необходимых для того, чтобы поворот произошел, вместо приложения усилий для поворота лыж.

В этом незамысловатом определении кроется суть подхода к обучению современной технике. Обучение должно быть направлено только на отработку тех элементов, которые создают условия для резания максимально чистой дуги поворота. На это должны быть направлены все прогрессии упражнений, как в свободном катании, так и на трассе. О том, что конкретно создаёт условия для выполнения технически идеального поворота, разговор пойдёт в последующих разделах этой главы.

При работе над отдельными элементами техники очень важно создавать правильный биомеханический рисунок (последовательность движений) на каждой стадии обучения. Весьма распространённой ошибкой неопытных тренеров является создание так называемых антирисунков.

Создание биомеханического рисунка движений. Антирисунки и как их избегать

Как уже было сказано выше, биомеханический рисунок - это определённая последовательность движений. Многократное повторение конкретной последовательности движений вырабатывает так называемую мышечную память. Не буду вдаваться в детали этого сложного и не до конца изученного нейромышечного процесса. Нам, тренерам, нужно знать лишь основной принцип: мышечная память позволяет спортсмену воспроизводить биомеханический рисунок. Именно поэтому тренерам очень важно создавать прогрессии упражнений, ведущие к тому же рисунку движений, что и в настоящем повороте. Иными словами, результатом любой прогрессии или совокупности прогрессий всегда должен являться поворот в полной законченной форме. Очень часто я наблюдаю за работой тренеров, подопечные которых бесцельно выполняют различные, не связанные между собой упражнения. Как правило, подобная работа приводит к созданию как нужных, так и ненужных навыков, вырабатывая неправильную мышечную память и, соответственно, создавая биомеханический антирисунок. Антирисунок содержит в себе определённые движения или последовательности движений, которые идут вразрез с правильной техникой выполнения поворотов. Не стоит забывать, что избавляться от антирисунков значительно труднее, чем изначально развивать правильный рисунок.

Для большей ясности приведу пример весьма популярного упражнения, создающего, на мой взгляд, биомеханический антирисунок. Заключается оно в следующем: спортсмена просят взять одну лыжную палку и держать её горизонтально перед собой на уровне плеч, при этом выполняя повороты слалома (вне трассы). Нетрудно догадаться, что данное упражнение преследует своей целью улучшение дисциплины рук в слаломных поворотах. Цель, безусловно, неплохая, но посмотрим, достигается ли она и к каким последствиям на самом деле приводит предложенное тренером упражнение. Мой опыт показывает, что при выполнении юниорами данного упражнения на склоне средней крутизны происходит следующее: баланс спортсменов смещается назад, к пяткам лыж; буквально после пары поворотов ухудшается и совершенно пропадает перецентровка; сужается ведение лыж и появляется статичность; в ряде случаев резаный поворот просто пропадает и заменяется толканием лыж вбок. Это лишь самые очевидные побочные явления, сразу бросающиеся в глаза. Уверен, что подобных эффектов не будет наблюдаться у слаломистов высокого класса просто потому, что их биомеханический рисунок находится на таком уровне, что его весьма сложно изменить несколькими поворотами. Тем не менее для юниоров с ещё не сложившейся техникой повторение этого упражнения может принести гораздо больше вреда, чем пользы. Даже если это упражнение и дисциплинирует положение корпуса и рук в повороте, оно полностью нарушает баланс и работу ног. Более того, положение корпуса и рук, развиваемые этим упражнением, тоже гораздо более статичны и создают ощущения, которые далеки от тех, что испытывает спортсмен в настоящем повороте слалома.

Итак, на этом весьма простом примере видно, как легко при самых правильных намерениях создать антирисунок. Конечно, всё это познаётся лишь на практике. Например, то же самое упражнение, выполненное без палок (просто с вытянутыми впереди на уровне груди руками) или с палками, взятыми не за рукоятку, а посередине, гораздо реже создаёт антирисунок и действительно положительно влияет на положение корпуса и рук в повороте. Порой трудно предсказать, принесет ли упражнение должный результат, не увидев его в исполнении конкретного спортсмена. Иногда тренер может почувствовать возможность создания антирисунка, выполняя упражнение сам. Однако не стоит сравнивать баланс и технические навыки хорошего тренера с возможностями юниоров. То, что порой ощущается тренером как полезное упражнение, не всегда может привести к нужному результату у юниоров. Мы все делаем ошибки и порой предлагаем спортсменам упражнения, при многократном повторении имеющие потенциальную возможность создания антирисунка.

Ещё одной причиной создания антирисунков является прямое копирование техники старших спортсменов и даже звёзд с Кубка мира. Безусловно, наблюдая видеозаписи лучших в мире горнолыжников, можно лучше понять и проанализировать определённые элементы техники. Однако тренер должен чётко доносить до спортсмена разницу между грамотным анализом и слепым копированием. Вот что сказал об этом отец и первый тренер неоднократного обладателя Кубка мира норвежца Кьетиля Андре Аамодта: «Копирование юниорами техники спортсменов высокого класса очень вредно и порой опасно. Ни в коем случае не стоит копировать конечный результат, не зная и не понимая того, как тот или иной спортсмен пришёл к этому. Гораздо лучше повторять все те шаги, что привели данного спортсмена к успехам...» Я полностью разделяю данную точку зрения. Именно повторение системы подготовки великих спортсменов может привести юниоров к овладению такой же техникой.

Тренерам важно внимательно следить за спортсменами, выполняющими прогрессии упражнений, и задаваться вопросом - а не развиваем ли мы очередной антирисунок в ходе усвоения навыков? Тренеры, не задающиеся этим вопросом, как правило, в своей работе сражаются с многоголовой гидрой. Они с усилиями отрубают одну голову, в то время как непонятно откуда появляется другая. Этот бесполезный бой может продолжаться бесконечно и победного конца ожидать не приходится. Зато внимательный, вдумчивый тренер, избегающий антирисунков, почти всегда добьётся определённых результатов в рамках физических данных спортсмена.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

Часть II. Методические основы обучения

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

7.1. Общие основы методики обучения спортивной борьбе (Основу параграфа составляет материал учебника «Спортивная борьба», 1978) Если рассматривать обучение не только с точки зрения овладения техникой какого-либо движения, но и с позиций обучения всей системы организма

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

Глава 6. Планирование обучения технике и тактике тхэквондо Содержание настоящей главы не должно преследовать цели предоставления исчерпывающего учебного материала для организации многолетней технико-тактической подготовки тхэквондистов, поскольку этому служит

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

9.1. Общие основы методики обучения в видах спортивной борьбы (Основу параграфа составляет материал из учебника «Спортивная борьба», 1978)Если рассматривать обучение не только с точки зрения овладения техникой какого-либо движения, но и с позиций обучения всех систем

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Школа бокса в 10 уроках автора Атилов Аман

Из книги Основы рукопашного боя автора Бурцев Г. А.

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Основы методики обучения боксу Необходимость при обучении боксу не только овладения техникой приемов, но и развития широкого комплекса специальных двигательных качеств и тактических способностей значительно осложняет процесс обучения и требует соблюдения

Из книги «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера автора Гуршман Грег

Глава 1. Общие основы методики обучения рукопашному бою Базово-кустовой метод обучения рукопашному боюИсторически сложившиеся системы спортивных и боевых единоборств ориентируют обучаемых, как правило, на определенный способ ведения боя: каратэ и бокс - применение

Из книги Своды Славянской гимнастики автора Мешалкин Владислав Эдуардович

Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Теория и методика тренировки автора Махов Станислав Юрьевич

2.2. Особенности современной техники Эволюция горнолыжной техники идёт постоянно. Достаточно бегло взглянуть на видеозапись кумира поколения тренеров 80-х Ингемара Стенмарка и сравнить её с записями звёзд нашего времени, Майера и фон Грюнигена в гиганте и Костелича в

Из книги Бегайте быстрее, дольше и без травм автора Брунгардт Курт

7. Взгляд современной медицины В развитом технократическом обществе парадоксальность жизни человека состоит в том, что его технические возможности резко возросли, по сравнению даже с недавними предками, благодаря компьютерам, современному телевидению, транспорту,

Из книги Техническая подготовка хоккеиста автора Мельников Илья Валерьевич

Тема 1 Основы методики обучения Характеристика двигательных навыков. Обучение штурмовому бою ГРОМ представляет собой процесс овладения целой системой двигательных навыков и широким спектром специализированных качеств и умений. Двигательные навыки в штурмовом бою

Из книги автора

Часть II Курс обучения позной технике бега Введение Совершенствование беговых навыков Забудьте об идиллии райского сада, где мы бегали босые и голые, пока Адам не сорвал с древа бега кроссовки с высокой пяткой. Когда-то давно (а в некоторых культурах и до сих пор так)

Из книги автора

Последовательность обучения технике владения коньками 1. основная стойка хоккеиста (высокая, средняя, низкая); 2. скольжение на двух ногах без отрыва коньков ото льда. Выполнение упражнения можно начинать с помощью с дополнительной подвижной опоры или с помощью партнера

Горные лыжи.Техника катания

Горные лыжи-ошибки в технике катания и обучении.
Коррекция ошибок и устранение причин ошибок инструктором.


Причины ошибок:

Технические причины - незнание, неумение, закатанные привычные ошибки.
Психологические причины - страх. Может иметь различные причины, иногда и объективные.
Физиологические причины - возраст и физподготовка человека будет влиять на технику.
Неправильный инвентарь - параметры лыж могут помочь или помешать обучению.
Неправильный выбор склона - параметры склона могут сделать невозможным изучение конкретного приема или помочь освоить его.
Ошибки переноса - опыт других видов спорта неправильно влияет.

Технические причины ошибок

Стойка

Стойка горнолыжника является важным элементом техники катания - она закладывает фундамент Вашей техники.

Неправильная стойка:

"Чаще всего, это поза с напряженной спиной, стесняющая движения, утомительная и неустойчивая. Иногда в таком положении руки лыжника оказываются блокированными, и он не может эффективно пользоваться палками, утрированно отводя их в стороны или опуская во время поворотов. Иногда оказываются блокированными и ноги лыжника.
Еще одно следствие напряженной спины - непроизвольное смещение назад при увеличении крутизны склона. В этом случае, попадая на более крутой участок, лыжник сталкивается с резким ухудшением управляемости лыж, и единственное, что он может предпринять - это перейти в низкую стойку и спускаться по прямой до выезда на пологий участок.

Напомним, что основная стойка индивидуальна и зависит от особенностей телосложения конкретного лыжника, однако, во всех случаях:
. центр тяжести тела должен проецироваться примерно на уровне середины стопы, что обеспечивает продольное равновесие;
. все отделы тела должны сгибаться и разгибаться пропорционально, принимая равное участие в формировании более или менее низкой стойки;


Желание СТОЯТЬ прямо и вертикально НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО: . при спусках по склонам разной крутизны положение тела относительно лыж не меняется, как будто склон наклоняют вместе со стоящим на нем лыжником.



Ошибочные стойки трудно исправлять, поскольку они осваиваются на самых первых этапах обучения, и их принятие быстро доводится до автоматизма. Заставлять лыжника следить за своей позой обычно малоэффективно, особенно, если он занят изучением каких-либо новых приемов. По-видимому, лучшим выходом является подбор упражнений , связанных с изменением стоек, например, преодоление перегибов и бугров. Кроме того, можно выполнять прыжки с естественных трамплинов, заканчивающиеся мягким приземлением, пологие плавные повороты на достаточно большой скорости в низкой стойке и т.д. Эти упражнения можно выполнять в начале каждого дня занятий или чередовать с другими. " (справочник горнолыжника)

Как проиллюстрировать этот фрагмент справочника горнолыжника? Достаточно полно можно отрывком из книги Ж.Жубера. С момента выхода книги прошло немало лет, техника катания изменилась, но взгляды на правильность горнолыжной стойки по-крупному не изменить. Картинки нарисованы достаточно давно, но вполне нормально, хотя на сегодня здесь уже не 100% все так.
Правильная стойка и ошибки стойки на видео

По материалам книги Ж.Жубера "Самоучитель горнолыжника"
СМОТРЕТЬ НА НОСКИ ЛЫЖ ПРИ СПУСКЕ — СЕРЬЕЗНАЯ ОШИБКА
Эта ошибка очень сильно распространена среди лыжников и, к сожалению, трудно поддается исправлению. Тем не менее вам следует набраться терпения, чтобы избавиться от нее. Это нужно не только для того, чтобы освоить правильную технику, но и чтобы испытать наибольшее удовлетворение от спусков по трассам, окруженным чудесным снежным пейзажем. Только восприятие обстановки во время спуска, просмотр трассы могут дать нужные ориентиры для поддержания равновесия. Если же ваше поле зрения ограничивается двумя носками лыж и небольшим участком снега, по которому они скользят, то вам явно недостает нужных ориентиров.
Чтобы избавиться от недостатка, сосредоточьте взгляд на каком-нибудь предмете, расположенном в 100 или 200 м ниже по склону, и спускайтесь частыми поворотами, не уводя от него взгляд. Поначалу вы будете периодически смотреть то на ориентир, то на носки лыж. Но проявите настойчивость, и вы быстро добьетесь успеха.Другой способ: катайтесь в 10 м позади своего друга и непрерывно смотрите на него. Попробуйте, и вы скоро почувствуете своего рода высвобождение. Лыжи перестанут быть для вас тем самым предметом, о котором надо все время думать, а превратятся как бы в продолжение ног, и только тогда вы сможете держать равновесие так же непринужденно, как хороший горнолыжник.
ПРАВИЛЬНАЯ ЛИ У ВАС СТОЙКА?
Возможно, вы относитесь к той части лыжников, которые привыкли к неправильной стойке все время катаются в ней. И тогда исполнение всех приемов в этой стойке становится сомнительным и в зависимости от случая в большей или меньшей степени теряет свою действенность. Наиболее типичны и серьезны две ошибки—постоянный наклон тела вперед или назад (но о них мы будем говорить в другой раз), А сейчас рассмотрим «безобидные» ошибки, которые вполне могут быть причиной неустойчивости вашего равновесия.
Слишком выпрямленная стойка, особенно для лыжника или лыжницы высокого роста, становится очень неудобной при превышении некоторой скорости, во-первых, потому, что при этом легче нарушается равновесие, и, во-вторых, потому, что движения в суставах мешают восстановлению нарушенного равновесия. Таким образом, высокая стойка мешает удержанию равновесия и ограничивает возможности быстрых и точных реакций, которые отличают хорошего лыжника.
Слишком согнутое и скованное положение приседа.
Чтобы сохранять низкое положение приседа, надо напрягать мышцы. Для хорошо тренированного спортсмена это, быть может, и нетрудно. У других такое сильное приседание сковывает мышцы, и это очень мешает перегруппировкам усилий в мышцах, которые обеспечивают равновесие.
Чересчур «сломленное» положение туловища
ведет к сбоям в равновесии. Наиболее часто такая стойка сочетается с недостаточно согнутыми и иногда даже напряженными ногами.

Болтание «сломленного» туловища.
На ровных склонах это не очень мешает устойчивости, но на бугристых участках и в частых поворотах ведет к сильным наклонам туловища вперед. Это опасно особенно при падениях вперед. Такой недостаток можно исправить только косвенным путем: попробуйте сильнее сгибать ноги, сохраняя гибкость их движений для амортизации при прохождении бугров и смягчения перегрузок в поворотах. Следите также за правильным положением таза (см. далее). Другое эффективное средство: постоянно держите кисти впереди на уровне груди, никогда не опускайте их — так стабилизируется положение туловища.

Прогнутая или напряженная спина —также большой недостаток

Впалая спина.

Его не всегда бывает легко определить как у других лыжников, так и у себя. К характерным признакам такой стойки, которая может быть следствием особенностей телосложения, относятся: слишком вертикальное положение туловища и его некоторая упругость, незначительное отведение плеч назад, положение; предплечий и кистей примерно в одной плоскости с туловищем, выпячивание груди. Движения туловища становятся монолитными; вместе с ним в движение вовлекаются плечи, руки и даже голова. Уколы палками чаще всего поверхностны и неэффективны. В этом случае не только нарушается равновесие, но и наверняка вырабатываются существенные ошибки в технике исполнения движений. Исправить этот недостаток непросто, на это потребуется много времени. Старайтесь впредь кататься держа кисти рук как можно больше впереди и вобрав в себя грудь, при таком положении спина прогнется назад. Таким путем вы сможете добиться расслабления мышц спины и свободы действий рук и плечевого пояса.

Закрепощенное положение рук сзади, прижатые с боков туловища или позади него локти, крестообразное положение рук наблюдаются большей частью у лыжников с выгнутой вперед грудью или ровной, чаще всего напряженной спиной

Выпячивание локтей, примкнутое положение локтей и нормальная стойка.

Приподнятое положение локтей, округлое очертание рук обусловлено скованностью плечевого пояса и шеи и наиболее часто встречается у лыжников с привычным для них «вобранным» положением таза, которые используют вращательный бросок для входа в поворот и ведения его. Высокие взмахи руками перед нанесением уколов характерны для лыжников, привыкших к задней стойке. Выбрасывание рук вперед-вниз при исполнении поворотов наблюдается у лыжников, которые чересчур сильно наклоняются вперед. Округленное, крабообразное положение рук характерно в основном для лыжников, предпочитающих размашистые движения бедер в поворотах.

Для понимания правильной стойки посмотрите на человечка справа ->

В вашей стойке сильно подобран таз

Это обычно связано с особенностью телосложения, и недостаток во время катания на лыжах обычно довольно заметен. Подобранное положение таза ведет к прогибу в пояснице. Стоя, вы можете легко почувствовать такое положение за счет разворота в тазобедренных суставах: втяните сильно живот и прогнитесь в пояснице — опустятся ягодицы, и таз будто бы подберется. Теперь выдвиньте таз назад-вверх, и он развернется в противоположном направлении, как бы выпятится. Это другая ошибка, о которой я скоро буду говорить. Если вы подберете таз, то каждый раз при попытке согнуть ноги вынуждены будете выдвигать колени вперед; при этом очень сильно сгибаются голеностопы, что приводит к наклону тела вперед.

Выпяченное положение таза.
Однако вы, наверное, уже заметили, что при такой; стойке ухудшается качество сцепления лыж со снегом. Вы должны, с одной стороны, сильно наклонять колено нижней ноги внутрь в траверсах на крутых и леденистых склонах, а с другой стороны, вам не удаются резкие динамичные закантовки. Тазобедренные суставы как бы чересчур подвижны и смягчают тем самым вертикальные нагрузки на лыжи. Кроме того, при продолжительном катании в такой стойке легко могут возникнуть болезненные ощущения в пояснице.
Как же избавиться от этого недостатка? Просто: катаясь, убирайте таз, особенно в те моменты, когда необходимо обеспечить сцепление кантов со снегом. Упорство и настойчивость помогут вам изменить навыки и исправить стойку во время катания, даже если это укоренившийся недостаток вашей осанки.
СИЛЬНО ОТКЛОНЯЕТЕСЬ НАЗАД! В наши дни хорошие лыжники никогда не злоупотребляют задней стойкой.

Правильная стойка и ошибки стойки на видео

Горные лыжи. Ошибки в катании

1)скованность движений
2) размашистые движения
3) задняя стойка
4) наклон в сторону поворота
5) внешняя нога прямая
6) вращение корпуса и многие другие

Горные лыжи - выявление ошибок

Главным оружием для выявления ошибок является видеосъемка. Постарайтесь двигаться максимально медленно, при этом все ошибочные движения вылезут наружу.


Виды ошибок:

Опять таки хочу сослаться на два наиболее доступно излагающих этот вопрос сайта - "справочник горнолыжника" и youcanski.com:

Непроизвольный упор

"Это случается, в частности, в тех случаях, когда лыжник, обучающийся поворотам на параллельных лыжах, прекращает занятия на этапе изучения техники плуга или упора. Оба этих приема настолько просты и эффективны, что быстро доводятся до автоматизма и в дальнейшем могут стать серьезной помехой в совершенствовании техники.
Как правило, лыжник, в общем овладевший классическим поворотом на параллельных лыжах, делает кратковременный упор верхней лыжей при входе в поворот вниз, что особенно заметно на крутых склонах.
При использовании резаного ведения также может проявляться непроизвольный упор верхней лыжей, особенно, если лыжник перешел на карвинговые лыжи, уже владея основами классической техники.
В обоих случаях эта ошибка сравнительно легко исправляется, поскольку применение упора, вообще говоря, усложняет вход в поворот.
Напомним, что при входе в классический поворот обычно выполняется разгрузка лыж, которая обязательно должна быть направлена перпендикулярно к склону, в то время как использование упора заставляет лыжника сохранять вертикальное положение или даже наклоняться к склону. В результате, для начального разворота лыж требуются большие усилия, и поворот становится слишком резким и энергичным. Для исправления этой ошибки можно начать осваивать плавные повороты на высокой скорости, что уже было рекомендовано выше для исправления ошибочных стоек. При этом необходимо следить за плавностью входа в поворот и добиваться как можно более узкого следа от проскальзывания задников, который должен иметь вид узкого и ровного полумесяца без изломов.
При входе в резаный поворот тело лыжника может быть не только перпендикулярным к склону, но и иметь наклон вниз, что позволяет добиться начального прогиба лыж, направленного в обратную сторону, т.е. вверх. Использование кратковременного упора заставляет лыжника входить в поворот с сильным опозданием, причем его корпус оказывается развернутым относительно лыж в наружную от поворота сторону. Для исправления этой ошибки рекомендуют то же самое упражнение - плавные повороты на высокой скорости, но с использованием резаного ведения. При этом следует добиваться как можно более раннего входа в поворот за счет возможно более сильного наклона тела вниз - лыжник должен "ложиться под склон", оказываясь на какое-то время "вверх ногами".
Для большей наглядности можно выполнять это упражнение (с классическим или резаным ведением) на склоне, размеченном флагами наподобие трассы слалома-гиганта. Можно также выполнять повороты при подъеме на контруклон, что похоже на хаф-пайп, любимый сноубордистами и сторонниками "новой школы".
Некоторые современные авторы рекомендуют весьма эффективное, но, до некоторой степени, опасное упражнение - выполнение сопряженных поворотов в расстегнутых ботинках. Регулярное повторение этого упражнения на ровном пологом (до 10°-15°) склоне способствует развитию тонкой координации и дозировки усилий при входе в поворот, что, в свою очередь, позволяет достаточно быстро устранить и непроизвольный упор.

Резкий разворот лыж

Эта ошибка характерна для лыжников, изучающих классическую технику на достаточно крутых склонах (более 15°). С увеличением крутизны начинающему лыжнику сложно освоить разгрузку, направленную перпендикулярно к склону, и он пытается преодолевать сцепление лыж со снегом за счет чрезмерно сильного разгибания вертикально вверх (как при подскоке). В результате, лыжи разворачиваются на месте, после чего скользят боком, сильно тормозят и практически не управляются.
Иногда слишком сильный начальный разворот лыж связан с неправильной стойкой или с психологическим дискомфортом, возникающим при развороте лыж точно вниз и заставляющим лыжника как можно быстрее переходить в косой спуск. Обычно после резкого разворота лыжник непроизвольно переносит вес на внутреннюю (верхнюю) лыжу, давление на внешнюю уменьшается, и ее задник сильно проскальзывает под действием непогашенной инерции вращения корпуса.
Для исправления этой ошибки можно воспользоваться упражнениями, уже описанными выше - выполнять повороты на высокой скорости, осваивать вход в поворот разгибанием верхней ноги, добиваясь, чтобы разгрузка всегда была направлена перпендикулярно к склону.
Кроме того, при изменении крутизны склона положение лыжника относительно лыж должно оставаться неизменным, как будто землю наклоняют вместе с движущимся лыжником. В частности, это значит, что непосредственно перед входом в поворот вниз по склону лыжник должен перенести свой центр тяжести в том же направлении. Для исправления ошибок, связанных с перемещением центра тяжести при изменении крутизны склона, можно рекомендовать эффективное упражнение, обычно называемое "гирляндой". Оно состоит в выполнении серий сопряженных поворотов наискосок склона, так, что один поворот приводит лыжника на линию ската (точно вниз по склону), а следующий - возвращает в косой спуск. Конечно, необходимо освоить гирлянду как вправо, так и влево.

Длинные траверсы

Многие лыжники, в том числе - достаточно опытные, иногда не могут плавно сопрягать повороты и делают между ними длинные косые спуски (траверсы). Чаще это проявляется на крутых или бугристых склонах.
Эта ошибка может быть связана с предыдущей, поскольку подготовка к кратковременному упору верхней лыжей отвлекает внимание лыжника и требует времени. В некоторых случаях отсутствие сопряжения поворотов может быть обусловлено отсутствием отдачи у слишком мягких лыж или плохим чувством равновесия.
Для исправления этой ошибки можно рекомендовать выполнение одиночных поворотов с предповоротами, добиваясь, чтобы разгрузка точно совпадала по времени с отдачей лыж после предповорота. При этом необходимо следить, чтобы предповорот каждый раз заканчивался короткой резкой закантовкой. В дальнейшем можно переходить к сериям поворотов с предповоротами, постепенно увеличивая скорость.
Еще одно эффективное упражнение - спуски по склонам средней крутизны, покрытым глубоким мягким снегом. В этом случае плавное сопряжение поворотов обычно оказывается единственно возможным способом спуска, и даже первый поворот вниз по склону может быть выполнен только после предповорота, обеспечивающего некоторую свободу для начального разворота лыж и позволяющего высвободить их носки из снега. Конечно, это упражнение предназначено не для начинающих лыжников, и мы рекомендуем его тем, кто уже имеет опыт катания, уверенно выполняет повороты, но испытывает трудности с их плавным сопряжением.
Хорошим упражнением является также выполнение серий сопряженных классических поворотов на очень пологом склоне и на предельно низкой скорости (3-5 км/ч, скорость пешехода). Как и в предыдущем случае, плавное сопряжение оказывается единственно возможным, поскольку только отдача лыж может обеспечить усилие, необходимое для начала поворота на малой скорости. При этом можно считать про себя, выполняя повороты в едином ритме на три счета:
. раз - вход в поворот (разгрузка, укол палкой и начальный разворот лыж);
. два - скольжение по дуге с проскальзыванием задников;
. три - закантовка для выхода из поворота и подготовка к следующему.

Понятно, что это упражнение не предусматривает резаного ведения лыж, требующего гораздо большей скорости.
Очень эффективное упражнение, позволяющее освоить плавное сопряжение поворотов (как классических, так и резаных) - катание по "узкой" трассе - отмеченному флагами коридору шириной 1.5-2 м. Обычно "узкие" трассы устанавливают на пологих склонах (10°-15°), длина поворотов может составлять 10-15 м.

Ошибки и их устранение (видео)

Горные лыжи. Ошибки в катании

источник таблицы: http://www.youcanski.com/russian/instruktorskaya/xorosho_i_ploxo.htm

Плохо

Опережающий поворот корпуса. Эта ошибка также весьма и весьма популярна Поворот плеч и бедер при их большой мышечной массе является очень мощным и более естественным, но при этом очень легко загрузить внутреннюю лыжу вместо внешней и невозможно создать большой угол закантовки. Это приводит к падению, особенно на крутых склонах, а закрутка корпуса к склону в конце поворота, ведет к позиции когда начать следующий поворот весьма затруднительно.

Плохо

Наклон корпуса к склону. Если мы побаиваемся, и пытаемся как - бы отстраниться от нырка вниз, а кроме этого боимся упасть, то результат происходит обратный т к в результате мы оказываясь на верхней лыже, теряем угол закантовки на нижней, и падаем на верхнее бедро. Стараясь отклониться от того, чего мы боимся - линии падения склона - мы только усугубляем положение.

Плохо

Опора на внутреннюю лыжу. На свете нету лыжника который бы этого не совершал. Это основная причина всех падений от новичков до олимпийских чемпионов.

Плохо

Отставание внешней руки. Встречается очень часто. Когда наша внешняя половина повернута назад, происходит отклонение корпуса от направления движения лыж, запаздывание входа в следующий поворот и в результате потеря равновесия.

Плохо

Поворот на современных лыжах не требуют никаких вращательных усилий. Несмотря на это, мы продолжаем стараться повернуть их для изменения направления движения. Для этого лыжи ставятся плоско (чего современные лыжи не любят) но, несмотря на это, мы продолжаем их вращать пока не поставим на кант. В результате пятки начинают проскальзывать, а мы продолжаем пихать их пока носки не станут поперек склона, что останавливает проскальзывание и замедляет движение. Люди которые поворачивают таким образом говорят, что они ненавидят современные лыжи. На самом деле они просто работают против их конструкции

Плохо

Старайтесь не делать лишних движений корпусом. не размахивайте руками. Ваш корпус должен смотреть в направлении вашего движения.

Плохо

Не сжимайте ручки палок, как бы стараясь их раздавить. Таким образом вы закрепощаете корпус и плечи и теряете возможность произвести правильный укол палкой.

Плохо

Раньше мы должны были делать мощные вертикальные движения (сгибания - разгибания) для облегчения входа в поворот. Сейчас это не нужно. Чересчур высокая стойка закрепощает суставы и лишает гибкости, а мощное сгибание пружинит лыжи в результате чего очень легко оказаться в задней стойке и потерять контроль над происходящим.

Разножка

В чем вредность разножки. Дело даже не в том, что она приводит к неправильному положению корпуса . Дело в том, что человек привыкает поворачивать только за счет разножки. Начинает поворот с нее. Это входит в привычку. Пока со склоном все в порядке, это прокатывает, но посмотрим, что произойдет в минимальный расколбас. Смотрим это видео на 0:25-0:49 мин

Именно так и происходят уборки из-за разножки. По пухляку такая техника катания не прокатывает вообще - загруженная сильнее внешняя лыжа тонет глубже и начинает отставать, а она уже и так отстает из-за разножки. Смотрим еще одно видео, снятое GO PRO и смотрим внимательно на носки лыж http://youtu.be/Hcoc9euI0tk

Психологические причины ошибок

Что именно должен учитывать инструктор при обучении:
Были выявлены следующие группы опасений и страхов:
. бытовые - боязнь травм, ушибов, холода и т.д., опасение сломать лыжу или палку;
. фобийные - страх скорости, высоты, края, прикосновения к холодному снегу и т.д.;
. "детские" - боязнь собственной неловкости, ожидание насмешек или поучений;
. социальные - некорректности инструктора, опасение потерять авторитет.
Эти страхи по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного возраста, пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать инструктор, чтобы уменьшить их влияние на учеников:
1.Выдать защитное снаряжение (шлем, наколенники и т п)
2.Выбрать безопасный склон.
3.Продемонстрировать безопасность изучаемого приема.
4.Страховать (за руку или другим методом) при обучении.
5.Застенчивого человека учить индивидуально, а не в группе.
6.Выявить причину стойкой фобии
Стойкий страх достаточно часто имеет под собой реальное основание. Пара примеров:У ученика на сноуборде не получается поворот с переходом с переднего канта на задний, стойко не получается. Пробуем выяснить причину - рассказывает, что в детстве упал в колодец, сидел на краю и упал спиной вниз. После выяснения истинной причины дела пошли лучше, начал поворачивать.
Противоположная ситуация - девушка не может стоять на заднем канте, т е спиной к склону. Выяснилось, что занимается скалолазанием и для нее только положение "лицом к горе" является нормальным.


роить исходя из склона, состояния снежного покрова, загруженности самого склона в это время, уровня техники ученика и многих других факторов.

На сегодняшний день одним из популярных видов спорта является горнолыжный. Этот активный вид отдыха не только укрепляет здоровье, но и дарит массу острых ощущений, заряжая позитивом. Техника катания на горных лыжах достаточно сложна. Но усвоив основные её правила, любой новичок станет настоящим профессионалом .

Умение правильно стоять

Для тех, кто совсем не знает, как кататься , следует начать с изучения стойки. Стойка является динамическим элементом катания. Находясь в постоянном движении, изменяя форму и размер поворотов, необходимо постоянно балансировать, сохраняя равновесие, отсюда меняется и стойка. Она должна быть простой и функциональной, чтобы сохранять энергетическую эффективность и силу.

По мнению инструкторов и профессиональных горнолыжников, правильная стойка должна быть высокой. Именно в таком положении вся нагрузка ложится на скелет, ему придаётся удлинённая и более устойчивая форма, это снижает мышечную усталость и придаёт силы лыжнику. При слегка согнутых ногах и расслабленных мышцах у лыжника увеличивается диапазон движений и обостряется мышечная реакция.

Говоря о правильной стойке, инструкторы используют такое понятие, как центрирование в продольном направлении. Когда находишься в центрированной стойке, давление тела распределяется по всей длине лыж, что позволяет использовать их целиком и поддерживает устойчивость.

Следует помнить о расстоянии между лыжами. Оно не должно затруднять контроль, в то же время должно быть достаточным для свободной работы ног. Правильным считается расстояние чуть меньше, чем ширина плеч.

Руки должны находиться перед телом. Это позволит не отклоняться назад и сохранять контроль в движении.

Основы движения

После усвоения основ правильной стойки можно смело переходить к обучению элементарным движениям на лыжах. Основным из них является коньковый ход. Этот классический способ передвижения используется для езды по ровным поверхностям, подъёма на невысокие склоны и . Если лыжник чувствует равновесие и спокойно балансирует, то освоение этого стиля катания, заключающегося в одноопорном скольжении, не составит никакого труда. Залогом успеха для начинающих служит умение правильно занимать базовую стойку:

  • в меру согнуты колени;
  • небольшой наклон вперёд;
  • пятки сведены под нужным углом;
  • носки разведены.

Техника движения заключается в движении одной ногой вперёд с одновременным отталкиванием другой ноги от поверхности. Ноги меняются с переносом баланса тела.

Для начинающих горнолыжников эта техника кажется сложной. Облегчить её изучение поможет чёткое понимание элементарных правил:

  • правильная изначальная стойка;
  • выполнение толчка опорной ногой;
  • сохранение жёсткого корпуса;
  • невысокое поднимание лыж при смене ног.

Есть несколько способов конькового хода (полуконьковый одновременный, коньковый одновременный двушажный, коньковый одновременный одношажный, коньковый попеременный). Разница этих способов имеет значение только . Для новичков важно освоить основные принципы этого стиля передвижения.

Основы торможения

Для тех, кто усвоил азы катания, следует изучать умение правильно тормозить. Новичкам кажется, что в этом нет ничего сложного. Но, главное, не просто затормозить, а суметь сориентироваться в конкретной ситуации, чтобы сделать это торможение безопасным. Существует три техники торможения, каждая из которых хороша в конкретных случаях.

Техника «плуг»

Это самый простой способ для снижения скорости и возможности остановиться. Суть его состоит в том, что при спуске передние части лыж сводятся близко, а задники разводятся максимально широко. При этом ноги должны быть согнуты в коленях и давление тела направлено на пятки. Минусом этого способа является длинный тормозной путь и низкая возможность управления. Подходит для торможения при небольших скоростях на плоских склонах.

Торможение упором

Основой этого стиля является перенос веса тела на вышерасположенную лыжу. Одновременно с этим нога, находящаяся снизу, ставится на внутреннее ребро так, что угол с ней и направлением спуска составлял 90 градусов. Вместе с тем, упор нужно сделать на ногу, которая находится выше. Плюсом этого вида торможения является короткий тормозной путь и быстрое снижение скорости. Этот способ используют профессионалы, и для усвоения его новичками нужна определённая практика.

Остановка с разворотом

Суть этого способа состоит в синхронном развороте перпендикулярно направлению движения. При этом основное давление тела направлено на лыжу, находящуюся сверху. Этот вид торможения подходит для профессионалов, способных полностью контролировать движение, и чувствовать момент необходимости быстрого погашения скорости.

При торможении основное давление тела необходимо перенести на верхнюю лыжу

Основы падения

Как бы смешно это ни звучало, но начинающему лыжнику, наравне с основными принципами горнолыжного катания, необходимо научиться правильно и безопасно падать. Чтобы уберечь себя от последствий падения, нужно:

  1. Снизить скорость при ощущении неизбежного падения;
  2. Прижать руки к корпусу;
  3. Постараться упасть на бок или ягодицы;
  4. При падении избавиться от палок.

Описанные выше правила не делают новичка продвинутым горнолыжником, но объясняют, как научиться кататься на горных лыжах. Усвоив эти главные , и постоянно совершенствуя их, можно добиться высоких результатов за короткое время.