Олимпийские велосипедисты. Шоссейный велоспорт. Как все начиналось

В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно - в конце XIX века. Велосипедный спорт (велоспорт) включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах - велополо и велобол и др. Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон. Основная цель гоночных дисциплин - наиболее быстрое преодоление дистанции.

Как вид спорта, велосипедный спорт управляется Международным союзом велосипедистов, находящимся в Швейцарии. В России аналогичные функции выполняет Федерация велосипедного спорта России.

Международный союз велосипедистов (УСИ) основан в 1900 году. В его составе (до 1992 года) - Международная любительская федерация велосипедного спорта (ФИАК), основанная в 1965 году, и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (ФИКП), с 1993 года разделение на любительскую и профессиональную федерации признано нецелесообразным, и был образован единый Международный союз велосипедистов, объединяющий 160 национальных федераций (2002 год).

В программе Олимпийских игр с 1896 года среди мужчин, с 1984 года - среди женщин. На Олимпийских играх 1896-1924 годах программа состязаний составлялась произвольно: в ряде случаев включались гонки только на треке (1900 год и 1904 год) либо только на шоссе (1912 год). Вначале соревновались только мужчины. Женщины допущены к участию в шоссейных гонках в 1984 году, в гонках на треке - с 1988 года.

Федерация велосипедного спорта России учреждена в 1990 году, объединяет спортивные организации 51 субъекта Российской Федерации. Федерация велосипедного спорта России (ФВСР) признана Олимпийским Комитетом России, Федеральным Агентством по физической культуре и спорту, Международным Союзом Велосипедистов (UCI), Европейским Союзом Велосипедистов (UEC) в качестве единственной организации, обладающей исключительными полномочиями по управлению развитием велосипедного спорта в стране, проведению связанных с велосипедным спортом национальных и международных соревнований на территории РФ, представлению данного вида спорта в субъектах международных спортивных отношений: осуществлению связей и контактов с Международным Союзом Велосипедистов, национальными союзами и федерациями велосипедистов в других странах, а также иными иностранными, российскими и международными объединениями. Основные направления деятельности ФВСР: подготовка сборных команд России к основным соревнованиям года и Олимпийским Играм, развитие и популяризация велосипедного спорта в стране.

Дисциплины велоспорта:
Шоссейный велоспорт - одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. Олимпийские виды: групповая гонка, индивидуальная гонка. Не олимпийские виды: командная гонка, многодневная гонка, гонка в гору, критериум.
Велокросс - кросс на велосипедах специфической конструкции. Технически это одна из самых сложных и «тихоходных» велогоночных дисциплин (средняя скорость кроссменов составляет около 20 км/ч). Подразделяется: групповая гонка, индивидуальная гонка.
Велотрековые гонки - вид велоспорта, проходящий на велотреках или велодромах. Гонки на треке входили в программу всех Олимпийских игр, за исключением Игр 1912 года. Подразделяется: спринт, командный спринт, индивидуальная гонка преследования, командная гонка преследования, гонка по очкам, гит, мэдисон, кейрин, скретч, омниум.
Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike) - велосипед, предназначенный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Подразделяется: кросс-кантри XC (XCO, XCM, XCP, XCC,XCT, XCR, XCS), даунхилл, байкер-кросс, фрирайд.
Велотриал (англ. bike trials) - велосипедный вид триального спорта, заключающийся в преодолении препятствий на велосипедe (см. Приёмы велотриала). Препятствия могут быть самыми разными, естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и т. д. Главной целью является преодоление серии препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела.
BMX (Modified Bike X-treme) - это зрелищный экстремальный вид спорта, представляет собой трюковую езду на специальном велосипеде с прыжками, скоростными заездами на площадках с горками, препятствиями и трамплинами. Подразделяется: BMX-рейс, BMX-дёрт, BMX-верт,Флэтленд.

Реферат

по дисциплине:

На тему: Олимпийские виды спорта. Велоспорт.

Выполнила студентка

2 курса 1831/9 группы

юридического факультета

очного отделения

Заббарова З.И.

Проверила:

ассистент

Чурбанова А.Н.

Чистополь 2015


Введение

1. История велоспорта

2. Отечественный велоспорт

3. Велоспорт на Олимпийских играх

4. Строение современного спортивного велосипеда

5. Влияние велоспорта на организм

Заключение

Литература


Введение

Все большее количество людей в настоящее время ведут борьбу за здоровый образ жизни, поскольку физическая культура укрепляет здоровье, развивает физические силы и двигательные способности человека. Большое разнообразие физических упражнений, применяемых в процессе физического воспитания, позволяют человеку быть в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни. Такие виды спорта как бег, ходьба на лыжах, плавание, велосипед не только развивают мышцы, но и укрепляют позвоночник, что позволяет с большой долей вероятности избежать многих заболеваний в будущем. Можно заниматься любым видом спорта только в целях активного отдыха, развлечения и укрепления здоровья и не ставить перед собой задачи достижения высоких результатов и участия в соревнованиях.

Спортивные развлечения - прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. Езда на велосипеде, равно как и ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля, относятся к таким упражнениям. Но сначала необходимо рассмотреть историю создания самого велосипеда и историю велоспорта.

История велоспорта

В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно - в конце XIX века. Но прежде, чем рассказать о зарождение и развитии велосипедного спорта, уместно будет вспомнить историю возникновения самого велосипеда. Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на 4, 3 и 2 колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах. Не остались в стороне и российские умельцы. Первый год XIX столетия ознаменовался созданием первого двухколесного цельнометаллического велосипеда. Сотворил его на нижнетагильском заводе крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов. Он "в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга", а в 1801г. добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5тыс. км. В столице он показал свое детище во время коронации царя, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весил "новорожденный" больше 40кг. Но мастеровому не помогли. Патент на изобретение не выдали. Летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца лесничего Карла фон Драйса из Мангейма. В 1814г. он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону.

В 1817 г. Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение велосипеда. Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке.

Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2 000м. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на велосипеде Париж-Руан на 120км. Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 час 45 мин, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30км/ч. Изобретатели увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Эти машины получили название "пауков". Однако езда на них была не безопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок через руль. В 1885г. на таком велосипеде Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60км в день. Одновременно с "пауками" стала распространяться другая модель велосипеда, названная "кенгуру". Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен. Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро. Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Пневматические шины были тем новшеством, которого нахватало велосипеду для окончательного признания его удобным способом передвижения.

Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство треков. В 1890г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, но и на шоссе. В 1891г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600км). Первый чемпион мира по треку для спортсменов любителей был организован в Чикаго в 1893г. С 1895г. начинают разыгрываться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896г. в Америке. А первые чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться в 1921г. на 190км; для гонщиков-профессионалов - в 1927г. на 185км; среди женщин в 1958г. Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции - "Тур де Франс". Впервые она состоялась в 1903г., общая протяженность - 5.000км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.

Велосипедный спорт - одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам.8 апреля 1896г. были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе. Уникально достижение французского спортсмена П. Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом. Во время проведения этой I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900г., но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов "Солидарность". Долгое время организаторы игр составляли программу соревнований по своему усмотрению иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900г., 1904г. (результаты состязаний 1904г., в которых участвовали лишь спортсмены США, не вошли в официальные протоколы олимпийских игр), или только на шоссе, как в 1912г. В 1908-1972г. г. проводились трековые гонки на тандемах. Современный регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые участвовали в Олимпиаде 1984г. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР. На Олимпийских играх в Атланте в 1996г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Впервые в истории Олимпийских игр присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.

Горный велосипед изобрели около 20 лет назад хиппи из северной Калифорнии, и в прошлом американцы были лучшими в этом виде спорта. Гонка по пересеченной местности прошла по холмам и рощам парка для верховой езды. Впервые к участию в Играх допущены профессионалы. В каждом виде соревнований используются разные типы велосипедов, а цена моделей для трековых и шоссейных гонок может достигать 4 500 долларов.

Шоссейный велосипед может иметь до 14 передач и снабжены первоклассными тормозами. Трековый велосипед имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5км в час. В Атланте построен первый переносной трек "Стоун маунтин". Борьба за первое место всегда очень напряженная: в 1964 году, например, только 0,16 секунд отделяло победителя от спортсмена, занявшего 51 место; а в 1976 году команда из Западной Германии выиграла гонку - преследование на 4км, потому что спортсмены заполнили шины своих велосипедов более легким гелием, а не воздухом. Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта - маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований. Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000г. программа соревнований по велосипедному спорту расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыгрывались между женщинами.

Отечественный велоспорт

Велосипедный первенец родился в нашей стране. Но изобретение крепостного мастера Артамонова не нашло применения. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х годов XIX в., были продукцией заводов Англии и Германии. В 1880г. Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были мало пригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.

Первое официальное состязание было проведено в Москве 24 июля 1883г. на двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. Фактически они носили международный характер. В состязаниях участвовали американский, австрийский и английские спортсмены.1883 год и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России. Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884г. на Царском Лугу (Марсовом поле) в Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей.

Уже в 1882г. в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Вскоре возникло и Московское общество велосипедистов-любителей и Московский клуб велосипедистов. Уже к концу 80-х г. г. велосипедные общества созданы в других городах России, а велосипедные кружки были во многих губернских и уездных городах. В 1896г. среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого.70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели подарили ему велосипед с серебряными спицами.

В 1886г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891г. в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360м.

Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891г. звания "Первый ездок России". Его назвали первым "Всероссийским чемпионатом". В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892-1894г. г. в Москве. В 1894г. впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.

В 1895г. зарождается самая тяжелая и длительная гонка Петербург - Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М. Дзевочко. Так, с первенства мира 1896 г., состоявшегося в Копенгагене, он вернулся вторым призером в лидерской гонке на 100км и занял первые места в гонках на 1 и 10миль.А. Панкратову принадлежит приоритет первого русского велосипедиста, свершившего в 1911-1913г. г. кругосветное путешествие по маршруту, который официально утвердил Международный Союз велосипедистов. А. Бутылкин, Г. Вашкевич, П. Ипполитов, С. Уточкин - все эти спортсмены стали гордостью нашего велоспорта.

Велосипедная лихорадка гонок, охватившая в конце XIX века Западную Европу и Америку, перекинулась в Россию. Зритель охотно шел на велогонки. Велосипедный спорт был в расцвете славы. Но тут в прибыльное дело вмешались крупные торговые фирмы. Они скупали лучших гонщиков и превратили велосипедные соревнования в чисто коммерческое предприятие, торговые махинации целиком переносятся на спортивную арену. Пропадает спортивный интерес, гонки перестают привлекать зрителей.

После Октябрьского переворота (1917г) Тульский трек оставался единственным в стране действующим "велосипедным островком". В 1918г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР. В 20-х годах прошли: первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923г. на Московском ипподроме: соревнования на треке, а на шоссе - в 1928г. Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928г. (Победитель спринтерской гонки А. Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК).12 августа 1937г. в Москве стартовала первая советская многодневная гонка. На олимпийской трассе впервые русские велосипедисты выступили в Стокгольме в 1912г. Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м. В 1926г. российские гонщики впервые участвовали в матчах с зарубежными спортсменами - членами рабочих спортивных организаций. Тогда наши велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50-е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952г. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР вошел в 1965г. Первым советским рекордсменом мира в гонке на треке на 1км с ходу был Р. Варгашкин. Олимпийский дебют советских гонщиков состоялся в 1952г., но был неудачным. За горечью первых неудач пришла радость первых побед. Первым советским олимпийским чемпионом по велосипедному спорту стал В. Капитонов. В 1976 и 1980г. г. сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189км победу праздновал С. Сухорученков. На Олимпийских играх 1988г. советские велосипедисты завоевали 4 золотые медали, причем А. Кириченко победил в гите - номере программы, в котором наши мастера никогда прежде не поднимались на верхнюю ступень олимпийского пьедестала почета. Надо отметить и победу Эрики Салумяэ из Таллинна, которая выступала за команду СССР, в спринтерской гонке для женщин, впервые включенной в олимпийскую программу. В 1996г. золото России завоевала Зульфия Забирова (фото) в индивидуальной гонке на время.

В настоящее время, чтобы на равных бороться с ведущими велосипедными странами необходимо, по мнению специалистов, делегировать как можно больше российских велосипедистов в зарубежные профессиональные команды или создавать собственные профессиональные команды, решая вопросы финансирования на государственном уровне. Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге "велосипедист", даже не скажут "спортсмен". Непременно произнесут слово "гонщик", ибо для них гонщик - синоним слова "боец". Этот титул - большая честь, его надо заслужить.

Велоспорт на Олимпийских играх

Велоспорт был включен в программу первых Олимпийских игр в Афинах 1986 года и с тех пор присутствовал на всех последующих Играх. Сейчас соревнования по велоспорту проходят в четырёх дисциплинах – шоссейные гонки, трековые гонки, маунтинбайк и BMX. Женские шоссейные гонки впервые появились на Играх в 1984 году в Лос-Анджелесе, а гонки на велотреке – в Сеуле в 1988 году. Маунтинбайк и BMX – самые новые участники Игр, они приобрели (в мужском и женском зачетах) официальный олимпийский статус в 1996 году в Атланте и в 2008 году в Пекине соответственно.

Наша первая золотая медаль в велоспорте была выиграна в 1960 году на Олимпийских играх в Риме на шоссе. Чемпионом тогда стал Виктор Капитонов. Самыми успешными для советских велогонщиков считаются Игры 1972–го года в Мюнхене, где было завоевано 2 золотые и 1 бронзовая медали. (В 2004 г. Вячеслав Екимов получил серебряную медаль, и, несмотря на то, что американец Т. Хэмилтон, занявший 1-е место и уличенный в допинге, вернул свою медаль, Екимову ее не вручили. И он считается двукратным чемпионом, а не трехкратным).

Олимпийский Велодром Рио (Rio Olympic Velodrome)

Велодром расположен в Олимпийском парке Барра. Возведён специально к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро и предназначен для проведения соревнований по велоспорту в трековых дисциплинах. Стоимость строительства - 143 млн $, вместимость трибун - 5000 зрителей.

После проведения Олимпийских и Паралимпийских игр Велодром станет центром подготовки национальной команды.

Соревнования: Велоспорт

Олимпийский центр BMX (Olympic BMX Centre)

Олимпийский центр BMX построен специально к Олимпийским играм «Рио-2016» и предназначен для проведения соревнований в вело-дисциплинах ВМХ у мужчин и женщин. Центр расположен в Х-Парке, который также примет соревнований в мунтинбайке и гребном слаломе. Сам Х-Парк находится в границах кластера «Олимпийский парк Деодоро».

Центр BMX включает в себя трек длиной 400 метров и всю необходимую инфраструктуру. Первые тестовые соревнования - «International BMX Cycling Challenge» - пройдут в октябре 2015 года.

Начало строительства: июль 2014 года;

Открытие объекта: сентябрь 2015 года;

Стоимость объекта: $12.3 млн;

Трек: 400 метров (350 м для женщин);

Количество зрителей: до 7500 человек;

Соревнования: Велоспорт

Маунтинбайк Центр (Mountain Bike Centre)

Маунтинбайк Центр расположен в Олимпийском парке Деодоро. Предназначен для проведения в рамках программы Олимпиады-2016 соревнований по маунтинбайку в дисциплине кросс. Протяжённость трассы - 5400 метров. Вместимость временных трибун - 5000 зрителей.

Соревнования: Велоспорт

Понтал (Pontal)

Понтал - название небольшого полуостров и пляжной зоны на западе Рио-де-Жанейро, территориально расположенные в Олимпийском кластере Барра. В рамках программы Олимпиады-2016 Понтал станет местом проведения велогонок с раздельным стартом, а также соревнований по спортивной ходьбе.

Протяженность дистанции в мужской гонке с раздельным стартом - 54.5 км (2 круга), женской - 29.8 км. На время проведения соревнований в местах финиша будут возведены временные трибуны для зрителей. Наблюдать за перипетиями борьбы болельщики также смогут расположившись вдоль трасс.

Соревнования: Велоспорт, Легкая атлетика

Форт Копакабана (Fort Copacabana)

Форт Копакабана - форт береговой обороны в Рио-де-Жанейро, построенный в начале XX века для прикрытия бухты Рио-де-Жанейро и городского берега в районе Копакабана. С 1987 года в форте располагается музей бразильской армии и артиллерии. В 2013 году на территории форта начато строительство пляжного клуба.

Во время проведения Олимпийских игр 2016 года форт и прилегающие окрестности станут местом проведения групповых шоссейных гонок (велоспорт), соревнований по триатлону и плаванию в открытой воде, а на Паралимпийских играх 2016 года - по паратриатлону.

Соревнования: Велоспорт, Плавание, Триатлон

Летние Олимпийские игры 1980 года проходили в Москве, столице СССР, с 19 июля по 3 августа 1980 года. Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые Игры, проведённые в социалистической стране. Для проведения соревнований по велотреку в январе 1977 года начали строить знаменитый велотрек в Крылатском. Материалом для полотна трека послужила сибирская лиственница, которая является самым прочным и прямослойным деревом из хвойных пород, поэтому снижается вероятность отщипа и откола. В прочности она уступает лишь дубу и некоторым африканским породам деревьев. Велотрек интересен еще и тем, что это первый в мире закрытый трек, имеющий длину 333 метра 33 сантиметра. До этого времени рекорды устанавливались на треках, имеющих длину 250-280 метров. Результатом стало то, что в первый день - 22 июля 1980 года - было внесено 13 поправок в мировые рекорды по велосипедному спорту.

В честь олимпиады был выпущен альбом формата А4 "Москва 80" с очень красивыми и интересными фотографиями тех соревнований. Как раз эти фотографии я и хотел бы вам показать, заодно вспомнить то отличное время (завидую тем, кому удалось побывать на соревнованиях).

Антон Ткач, спортсмен из Чехословакии

Соревнования по велоспорту на летних Олимпийских играх 1980 года проводились по двум дисциплинам: трековым гонкам и шоссейным гонкам. Всего было разыграно 6 комплектов наград. Это была последняя Олимпиада, на которой в велоспорте соревновались только мужчины.Все 4 соревнования по трековым гонкам проводились на велотреке Крылатское. Командная шоссейная гонка на 100 км проводилась на шоссе Москва-Минск. Индивидуальная гонка протяжённостью 189 км., которая состояла из 14 кругов по велокольцу в Крылатско.

Роберт Дилл-Бунди (Швейцария) - победитель гонки преследования

Лутц Хесслих (ГДР) и его тренер Дитер Германн. Лутц выйграл золото в спринте

Лотар Томас (ГДР) - золотой медалист в гонке на 1000м. Никому неудалось превзойти его время в 1:02.955 мин.

Командная гонка преследования на 4 км. На фотографии "золотой" состав в лице: Владимир Осокин, Валерий Мовчан, Виталий Петраков, Виктор Манаков. Также, олимпийским чемпионом является Александр Краснов, который принимал участие в предварительных заездах и согласно регламента соревнований имеет на это право. Второе место осталось за командой ГДР, а бронза досталась команде Чехословакии

Лутц Хесслих

Лотар Томас после гонки

Еще один "золотой" состав СССР по шоссейным велогонкам. На фото Юрий Каширин, Олег Логвин, Сергей Шелпаков, Анатолий Яркин. Результат советской сборной: 2ч 01мин 21сек

Велодром в Крылатском

Шоссейная велогонка 189 км

Роберт Дилл-Бунди (Швейцария)

Великий тренер шоссейной сборной СССР Виктор Капитонов

И его подопечный - Сергей Сухорученков, победивший в шоссейной гонке. На второй позиции Чеслав Ланг, ПНР.

Alain Bondue (Франция). Обратите внимание на велосипед - никакого карбона и гонки за аэродинамикой. Не удивлюсь, если где-то на свалках ржавеет то, что когда-то позволяло людям завоевывать золотые медали на Олимпийских Играх.

Роберт Дилл-Бунди (Швейцария) благодарит трек, подаривший ему золотую медаль в гонке преследования

Anders Adamsson (Швеция)


И еще раз велотрек в Крылатском, подаривший огромное число моментов радости и борьбы.

Велотрек на олимпийской монете СССР

Подготовка и разминка перед гонкой

Велоспорт получил свое развитие во второй половине XIX века, а вошел в программу Олимпийских игр в 1896 году. Однако велосипед изобрели раньше и регулярно использовали в Европе. В Германии, Франции, Великобритании стали сооружаться модели на двух, трех и четырех колесах, которые работали исключительно на мускульной силе человека. Считается, что в России первый велосипед построили в начале XIX века.

Велоспорт для детей и взрослых стал важной частью спорта. Проводятся соревнования различных квалификаций, как местного, так и международного уровня. Виды велоспорта: гонки на трассе и шоссе, езда на пересеченной местности, фигурная езда, передвижение по горной местности, входит в соревнования по триатлону. В России работает Федерация велоспорта. Чемпионат мира по велоспорту проходит по отдельным категориям.

Развитие велоспорта

Первый цельнометаллический велосипед повился в начале XIX века. Понадобилась сотня лет для того, чтобы транспортное средство завоевало сердца людей и вывело его на мировой уровень. Олимпийский велоспорт стал развиваться в конце XIX века.

Направления велоспорта формировались медленно, но людям нравился новый вид транспорта. Прилагая исключительно мышечные усилия можно было отказаться от другого транспорта и исключить расходы на топливо или лошадей. Полагаясь на свои силы, люди ездили по городу и за его пределами, как по работе, так и для личного удовольствия.

Фото 1. Джон Бойд Данлоп, изобретатель пневматических шин, которые по сей день применяются в различных спортивных дисциплинах

Первый шаг в формировании велоспорта - гонки на велосипедах, которые прошли в мае 1868 года в пригороде Парижа. Дистанция заезда составляла 2000 метров. После гонок парижане задались вопросом модернизации велосипеда, чтобы облегчить его управление. В результате появились «пауки», велосипеды с огромным передним колесом и мелким задним. На этой модели велосипеда спортсмен передвигался со скоростью до 30 км/ч.

Рывок в конструкции велосипеда сделал в 1887 году ветеринар из Шотландии по фамилии Данлоп. Он решил модернизировать велосипед для своего сына, чтобы тому было комфортно на нем кататься. В это время только стали появляться велосипеды с цепью и системой передач. Врач заполнил водой шланг для поливки цветов и присоединил его к велосипеду, сделав подобие шин. Изобретение оказалось неудачным, ведь снизилась скорость езды и увеличилась нагрузка. Изобретатель попытался заполнить прообраз шины воздухом, для этого он изобрел специальный клапан, который закрывался при полной накачке. Именно это изобретение позволило снизить уровень тряски и увеличить скорость. Велосипедные шины, которые наполнялись воздухом, поспособствовали развитию видов велоспорта.

Страна

Количество золотых медалей

Количество серебряных медалей

Количество бронзовых медалей

Общее количество медалей

Великобритания

США

Швейцария

ЮАР

Всего

В таблице - страны с наибольшим количеством медалей по триатлону, полученных на летних Олимпийских играх 2016

С 1870 года В Европе началось строительство велотреков для соревнований. В это же время стали делить спортсменов по соревновательным категориям. С появлением пневматических шин, которые изобрел Джон Бойд Данлоп, удалось перенести соревнования с треков на обычные дороги. Любовь к велоспорту захлестнула мир. Стали проводиться заезды на короткие и внушительные дистанции. До сегодняшнего дня проводятся заезды «Тур де Франс», который появился в 1903 году. Групповая гонка пользовалась огромной популярностью среди начинающих спортсменов, позже их стали называть критериумом.

Виды велоспорта

Фото 2. Участники гонки "Тур-де-Франс" на завершающем 21 этапе гонки в Париже 24 июля 2011 года

Между Олимпийскими и неолимпийскими соревнованиями существует разница. Виды гонок на Олимпийских соревнованиях делятся на групповые и индивидуальные, а неолимпийские состязания включают в себя дисциплины:

  • Парную гонку;
  • Критериум - групповую гонку по улицам города на скорость;
  • Гонку, которая продолжается больше двух дней, начинающей с общего старта;
  • Командную гонку.

Отдельной категорией выделяется велокросс, он включает в себя групповую гонку и заезд с индивидуальным стартом. В список дисциплин велосипедного спорта входит и езда на шоссейном велосипеде. Заезды происходят на обычных междугородних трассах, на специальных шоссейных велосипедах, которые предназначаются для поездок по гладкой поверхности.

Фото 3. Гонщики кейрина осуществляют заезды на специальных велосипедах, полностью собранных вручную из стали

  • Спринт - на треке находится до четырех участников, главная цель которых раньше остальных пересечь финишную черту, проехав необходимое количество кругов.
  • Командный спринт - соревнуются между собой команды спортсменов. Победителем считается команда, которая лидировала при пересечении круга. Учитываются показатели всех членов группы.
  • Индивидуальная гонка преследования - в заезде участвует два игрока, которые соревнуются за первенство. Стартуют они с противоположных концов площадки.
  • Командная гонка преследования.
  • Гонка по очкам - входит в перечень Олимпийских игр. Представляет собой общий старт, где спортсмены борются за свою победу. На гонке перед спортсменом стоит цель набрать наибольшее количество очков и доехать до финиша.
  • Гит на расстояние 200 метров, 500 метров и 1 километр. Заезд индивидуальный.
  • Мэдисон - парные соревнования на треке для выявления самого выносливого спортсмена.
  • Кейрин - впервые появился в Японии и считается разновидностью велосипедных гонок. Вначале игроки едут два круга с одинаковой скоростью, и только потом начинается спринт.
  • Скретч - разновидность групповой гонки.
  • Омниум - представляет собой многоборье, которое включает в себя шесть дисциплин велоспорта: круг с хода, гонку на очки, гонку с выбыванием, индивидуальную гонку с преследованием, скретч и гит с места.
  • Гонка с выбыванием.

Соревнования в омниуме включают шесть дисциплин, которые проводятся в следующем порядке: 1) круг с хода (на время), 2) гонка по очкам, 3) гонка с выбыванием, 4) индивидуальная гонка преследования, 5) скретч, 6) гит с места.

Фото 4. В даунхилле используется маунтинбайк с широкими колесами и качественной амортизацией для прыжков по грунтовым дорогам

Направления, связанные с горным велосипедом:

  • Кросс-кантри - подразумевает преодоление трассы на пересеченной местности. За минимальное время спортсмен преодолевает ухабистую местность с множеством неожиданных спуском и препятствий. Направление насчитывает порядка восьми подкатегорий, в зависимости от уровня сложности. Кросс-кантри пользуется популярностью в городской и загородной среде, молодежь оборудует трассы в городских парках.
  • Даунхил - скоростной спуск с горы по пересеченной местности. Соревнование проходит на необорудованных трассах. Причисляется к экстремальным видам спорта.
  • Байкер-кросс - дистанция напоминает трассу даунхила, в гонке соревнуется по скоростному спуску и преодолению препятствий, любые умышленные и не умышленные контакты между гонщиками считаются нарушением правил.
  • Фрирайд или свободная езда - её используют любители велоспорта на начальном уровне своего становления в велоспорте. Спортсмен преодолевает трассу, на которай располагаются естественные препятствия и преграды.
  • BMX- рейс - это гонки, главная цель которых за минимальное время преодолеть трассу и добраться до финиша первым.
  • BMX-дёрт - так называется направление, где спортсмены разгоняются на грунтовой трассе и делают трюки и прыжки на трамплинах из грунта.
  • BMX-верт - вид экстремального спорта, где велосипедист использует U-образную рампу в качестве трамплина, делает фристайл, прыжки в воздухе на трамплине. Ряд трюков выполняется в воздухе, что представляет опасность для спортсмена.
  • Флэтленд.

Фото 5. BMX-верт - очень эффектная и травмоопасная велосипедная дисциплина

Направление BMX пользуется популярностью у молодежи, они проводят соревнования местного и областного уровня для того, чтобы определить самого искусного спортсмена, который умеет совершать опасные и головокружительные трюки. Работают специальные школы, клубы по интересам, в которых предлагают обучить всем азам мастерства. Клубы, секции любителей велоезды берут свое начало еще со времен Советского Союза.

Вам также будет интересно:

Знаменитые мировые велосоревнования

Помимо Олимпийских игр, спортсмены демонстрируют свое мастерство и выносливость, участвуя и побеждая в международных велосоревнованиях. Самые популярных их них:

  1. Тур де Франс. В этом соревновании спортсмены едут на шоссейных велосипедах . Особенность гонки заключается в том, что ей более ста лет и, несмотря на изменения правил, общий принцип остается неизменным. Соревнование делится на 21 этап, подразумевая, что один этап включает в себя один день. Спортсмены, которые не успеют финишировать до завершения этапа, не смогут суммировать общее время прохождения трассы. Общая продолжительность гонки достигает 4 000 километров. В итоге победа достается гонщику, суммарное время за этапы которого меньше, чем у других участников. По итогам гонки определяется тройка победителей в номинациях: лучший горный гонщик, лучший спринтер, лучший молодой гонщик.
  2. Джиро д’Италия - входит в список популярных и крупных гонок, раз в год проводится на территории Италии. Стартует в мае и продолжается на протяжении 3 недель. Главная цель соревнования достигнуть финиша с минимальным количеством времени. За историю проведения соревнований произошли четыре смерти спортсменов и огромное количество травм. Велосипедисты страдают от переутомления или получают травмы при падении в толпе. Возникновение ситуации опасно, поскольку падающий спортсмен по принципу домино задевает еще нескольких велосипедистов, из-за чего на трассе возникает массовая авария.
  3. Париж — Рубе - соревнование для шоссейных велосипедов, которое обладает одной характерной особенностью. Часть трассы пролегает через брусчатку, что причиняет огромный дискомфорт спортсменов и мотивирует разработчиков велосипедов совершать новые открытия в области велосипедостроения. Для них важно разработать конструкцию колеса шоссейного велосипеда, которое не причиняло бы дискомфорта при езде велосипедисту, как на ровной трассе, так и на брусчатке, в условиях старого города. Трасса отличается повышенной сложностью, а спортсмены-победители получают двойное количество очков от рейтинга UCI World Ranking. С 1977 года кроме денежных призов и очков рейтинга, участники и победители берут на память камень с дороги по которой ехали.
  4. Льеж — Бастонь — Льеж - входит в список старейших шоссейных гонок, которые проводятся на территории Европы. Вид гонки включает в себя преодоление одного сплошного участка трассы длиной порядка 95 километров от Либержа до Бостони и дороги до Анс длинной в 163 километра. На трассе множество уклонов и горных участков. Преодоление этой гонки - серьезное испытание для спортсмена.

Фото 6. Международные соревнования по велокроссу Джиро д"Италия 2014 года, стартовавшие 9 мая в Белфасте, Великобритания

Это лишь малая часть соревнований, которые получили известность на мировом уровне, однако они входят в перечень наиболее популярных, старых и признанных. Во всех странах проводят бреветы, марафоны и другие соревнования, которые дают возможность посоревноваться любителям и профессионалам, показать уровень своего мастерства и начать карьеру в большом спорте.

Велоспорт в Олимпийских играх

В Олимпийских играх первые соревнования по велосипедному спорту прошли в 1896 году. Спортсмены соревновались в дисциплинах:

  • спринт;
  • гит на 333,3 метра;
  • заезд на 10 километров;
  • заезд на 100 километров;
  • велокросс продолжительностью 12 часов;
  • шоссейная гонка.

Фото 7. Победитель Летних Олимпийских игр в спринте по велогонкам Николь Кук

Побороться за первые места прибыли порядка девятнадцати спортсменов из пяти стран мира. План соревнований, который используется до сих пор, утвердили еще в 1928 году. Женщины стали соревноваться за первенство на гонках начиная с 1984 года. Спортсмены готовятся к Олимпийским играм, как физически, так и комплектуя велосипед, ведь каждый вид соревнований требует определенной модели транспортного средства.

Фото 8. Шоссейный велогонщик Денис Меньшов, двухкратный победитель Гранд Туров Вуэльта Испании (2005, 2007) и Джиро д"Италия (2009)

Олимпийские игры продолжают расширять уровень категорий и вводит новые соревновательные дисциплины:

  • Маунтинбайк (езда на горных велосипедах);
  • Триатлон;
  • Гонки на треке.

Фото 9. Четырёхкратный чемпион мира в индивидуальной шоссейной гонке на время с раздельным стартом Фабиан Канчеллара

В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее спортсмены соревновались в восемнадцати дисциплинах, связанных с велосипедной ездой. Этот вид спорта становится популярнее и доступнее для людей в отдаленных регионах.

Знаменитые велоспортсмены

На профессиональном уровне езда на велосипеде требует не только физических усилий, тренировок и нагрузок, но и финансовых расходов. Главная расходная категория - транспортное средство, которое отвечает всем требованиям направления. Но приходится тратить средства и на форму для велосипедиста , защиту и обувь. Спортсменах , которые получили признание общественности, достигли результатов в спорте и благодаря тренировкам и основательной физической подготовке.

Фото 10. Шестикратная чемпионка мира по шоссейным и трековым велогонкам, заслуженный мастер спорта Ольга Слюсарева

Популярность во всем мире получил шоссейный велосипедист Альберто Контадор Веласко. Несмотря на юный возраст и спортивный образ жизни, ему поставили диагноз кровяного сгустка в мозге в 22 года. Во время гонки он упал и долго бился в конвульсиях, после чего попал в больницу. Заболевание не сбило спортсмена с толку и не заставило отказаться от цели, он продолжал тренировки. Через год он вернулся на трассу и принял участие в гонке Тур Даун Андер, одержал победу. На текущий момент спортсмена лишили части титулов за использование допинга.

Уроженец Испании Хоаким Родригес Оливер также специализируется на шоссейных гонках. С 2010 года он представляет российскую команду под названием «Катюша». Он продолжает участвовать в гонках и получать победы. В 2010 году он получил звание велосипедиста года за то, что отлично справлялся со сложными участками трассы на гонках, которые было не просто преодолеть другим участникам. За хронологический период с 2012 по 2016 года он получил множество побед в различных соревнованиях.

Известный российский спортсмен - Денис Меньшов, который победил в известной многодневной гонке «Тур Басконии». При этом ему удалось обойти на трассе фаворитов соревнования и местных знаменитостей. После этого он стал расти по карьерной лестнице и завоевывать одну победу за другой. В период своей спортивной карьеры стал известным российским спортсменом в области велосипедных соревнований. В 2013 году был вынужден оставить спорт.

Фото 11. Школы и клубы экстремального спорта становятся все популярнее среди молодежи (на фото - BMX-клуб для детей и подростков в городе Лилидэйл, Австралия)

Многие будущие звезды увлекаются ездой на велосипеде в спортивных целях, они посещают велосипедные секции. Специальные занятия закладывает основу для становления в мире спорта. Добиваясь успеха спортсмены показывают, что им доступны любые высоты. Ярким примером служит Кэдел Ли Эванс, который в свои 34 года занял первое место на гонке «Тур де Франс», хотя раньше не получал высоких наград. Спустя еще четыре года в его послужном списке появилась еще одна победа в гонке «Тур Даун Андер». В 2009 году ему присудили звание велосипедиста года. До сих пор он продолжает участвовать в соревнованиях.

Фабиан Канчеллара. Его имя попадает в списки лучших велосипедистов от именитых мировых изданий. Всю жизнь он посвятил шоссейному велоспорту. Карьеру Фабиан начал в 1998 году и с того времени ни одного года не обходилось без призовых мест и побед. В удачные года ему удавалось ухватить удачу за хвост и завоевать несколько кубков в важных гонках. Посчастливилось ему поучаствовать и в Олимпийских играх 2008 года в трековой индивидуальной гонке, в которой он получил золотую медаль, первое место и признание мировой общественности. Пресса и судьи подозревали его в обмане, так как в 2010 году он оторвался от других участников гонки на солидное расстояние. На это обратили внимание СМИ, обвинив его в наличии моторчика где-то в транспортном средстве. Этот человек обладает исключительной силой воли и выносливостью, что помогало ему в прохождении тяжелых и опасных трасс. В 2016 году спортсмен официально завершил карьеру.

Фото 12. Официальный символ Федерации Триатлона России, куда входят такие дисциплины, как триатлон, дуатлон и зимний триатлон

Есть среди спортсменов есть и представительницы прекрасного пола - российская шоссейная велогонщица Ольга Слюсарева. Среди ее заслуг участие в Олимпийских играх в заездах на треке. Она участвовала в заездах «Тур де Франс», где преодолевала сотни километров на скорость. Женщина не забывает о семье и воспитании детей, продолжая участвовать в соревнованиях.

Велосипед как транспортное средство все время своего существования дорабатывался и усовершенствовался, чтобы дарить спортсмену комфорт при передвижении и возможность набирать большую на скорость. Менее чем за сотню лет с момента своего основания он вошел в список Олимпийских видов спорта, и до сих пор остаётся популярным.

Будь первым!

Средняя оценка: 0 из 5 .
Оценили: 0 читателей .