Особенности методики и специфика лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе с использованием персонального тренинга в домашних условиях


ЛФК при гемипарезе наиболее эффективный на всех стадиях заболевания!

Гемипарез – это частичный паралич одной или нескольких мышц в виде ослабления функций, вызванных отклонениями в головном или спинном мозге.

Гемипарез бывает врожденный и приобретенный. Врожденный гемипарез, развивается у детей с отклонениями спинного и головного мозга. Приобретенный гемипарез вызван травмами головы и позвоночника, опухоли и абсцессы, защемление нервных окончаний, кровоизлияния, эпилептическими припадками.

Для определения характера гемипареза и провоцирующие его заболевания определит врач, назначив комплексное обширное обследование. Только по результатам врач поставит точный и правильный диагноз и назначит лечение.

Как ЛФК влияет на гемипарез

Лечение проводится комплексной терапией, в которую включено: медикаментозное лечение, ЛФК при гемипарезе, массаж и в некоторых случаях назначают иглотерапию.

ЛФК при гемипарезе на поздних стадиях заболевания также не исключают, а наоборот считают эффективным методом.

Ежедневное выполнение ЛФК при гемипарезе позволяет усилить и , развить координацию, а также улучшить состояние больного. С помощью ЛФК при гемипарезе наблюдается перевоспитание нервно-мышечного аппарата; упражнения помогают развивать способность больного, как напрягать мышцы, так и расслаблять их; вырабатывать дифференцированные движения паретичной рукой и ногой.

В комплекс ЛФК при гемипарезе включены упражнения: упражнения с использованием стула на сгибание и разгибание суставов верхних и нижних конечностей, как здоровой, так и паретичной конечности; упражнения при гемипарезе стоя у гимнастической стенки в сочетании с дыхательными элементами и ходьба с препятствиями; упражнения, сидя на стуле для сгибания и разгибания кисти и пальцев рук в сочетании с дыхательной гимнастикой, а также развитие навыков расслабления рук.

ЛФК при гемипарезе в поздний период

Прежде чем начать выполнение упражнений при гемипарезе, необходимо подсчитать пульс и измерить артериальное давление.

Первый комплекс упражнений будет проходить сидя на стуле:

  1. Согните ноги в коленных суставах под углом 90 градусов, руки прямые вдоль туловища. На вдохе сводим лопатки, на усиленном выдохе – возвращаемся обратно, и так 4-6 раз.
  2. Аналогичное положение упражнению №1. Рекомендовано начать упражнение здоровой рукой, без напряжения по неполной амплитуде. Темп оптимальный, поочередное, активное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
  3. Упражнение на сгибание и разгибание стоп. Согните ноги под углом 120 градусов в коленных суставах, руки в упоре сзади ладонями на стул. Попеременно сгибам и разгибаем стопы. От 10 до 12 раз.
  4. Ноги в том же положении, руки опущены. Не поднимая плеч, попеременно отводим плечевые суставы рук, 8-10 раз.
  5. Ноги так же, руки в упоре сзади ладонями на стул. При упражнении чередуем здоровую ногу и паретичную. Скользя стопами по полу, сгибаем и разгибаем голени, 10-12 раз.
  6. Руки свободные, опущены вниз, ноги, как в предыдущем упражнении, выполнить от 6 до 8 раз:
  • поднимаем здоровую руку вперед;
  • опускаем;
  • покачиваем, расслабляя,
  • повторяем такие же движения паретичной рукой, (можно помогать здоровой).
  1. Ноги согнуть в коленях под углом 90 градусов, руки на коленях, ладони прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены, один палец отведен. Поднимаем руки вверх и возвращаем обратно, 15-20 раз.

Темп упражнения медленный, амплитуда движений максимальная, разгибание рук в локтевых суставах максимальное. При появлении содружественных движений в ноге оказывать противодействие волевым усилием или с помощью здоровой руки.


Второй комплекс упражнений будем выполнять стоя:

  1. Ноги сомкните, к гимнастической стенке встаем лицом, паретическая рука параллельно туловища, здоровая зафиксирована на уровне груди - на рейке. Начинаем сгибать и разгибать коленные суставы со здоровой ноги. Упражнение повторить по 6-8 раз.
  2. Дыхание не задерживаем, делаем упражнение сначала закрытыми глазами, а затем открытыми. Паретическая рука параллельно туловища, здоровым боком встаем к гимнастической стенке. Отводим максимально плечевой сустав паретичсеской руки на 3 счета, на 6 счетов, на 12 счетов. Сделать упражнение 3-4 раза.
  3. Зафиксируйте руки на поясе, делаем углубленное дыхание 3-4 раза.
  4. Руки за спиной, ходьба с элементами:
  • перешагивание через предметы в течение 1 минуты;
  • ходьба по полу по линии в течение 1 минуты;
  • с поворотом 180 градусов, 360 градусов, 30 секунд;
  • в сочетании с движениями разноименных конечностей, 30 секунд;

Следите за сгибанием в коленном суставе, разгибанием стопы и правильной постановкой стопы на опору.

Третий заключительный этап упражнений выполняем сидя на стуле:

  1. Предплечья на столе в среднем положении, ладони сложите, пальцы выпрямите. С помощью здоровой руки начинаем сгибать и разгибать кисти и пальцы по максимальной амплитуде, 10-15 раз.
  2. Паретическую руку укладываем на стол, ладонью книзу, пальцы выпрямите, а валик положите под лучезапястный сустав. Выполняем разгибательные и сгибательные движения кистями и пальцами рук, до 8-10 раз.
  3. Руки параллельно туловища. Волевое расслабление руки, до 15-20 сек.
  4. Руку укладываем на стол ладонью вниз, резиновый петля бинта расположена на пястно-фаланговых суставов паретичной руки, а другой конец фиксируется здоровой рукой на столе. До утомления разгибаем кисть с растягиванием резинового бинта.
  5. Паретичная рука ладонью вверх. С помощью здоровой руки сгибаем и разгибаем пальцы, 10-15 раз.
  6. Теперь паретичную руку укладываем ладонью вниз. Если есть необходимость упражнение можно выполнять с помощью здоровой руки. Поочередное разгибание пальцев, затем одновременно, 8-10 раз.
  7. Спина в упоре о спинку стула, руки уложены на колени. Глубокое дыхание с удлиненным выдохом, 3-4 раза.
  8. Укладываем паретическую руку ладонью вниз, пальцы приведены к III пальцу, под пястно-фаланговый сустав подложите небольшой валик. Выполнять упражнение можно с помощью здоровой руки. К III пальцу приводим и отводим остальные пальцы, 6-8 раз.
  9. Ладонь паретической руки укладываем на стол, пальцы выпрямите. Упражнение на приведение и отведение I пальца, 8-10 раз.
  10. Положение аналогично упражнению №9. Супинация и пронация предплечья, 6-8 раз.
  11. Руки параллельно туловища, упражнение на волевое расслабление руки, 15-30 сек.
  12. Расположите паретическую руку так, чтобы локоть руки находился на краю стола, щелчковый палец пассивно согнут, и удерживается I пальцем. Делаем щелчковые движения пальцем и возвращаем обратно пассивно, по 3-4 раза каждым пальцем.
  13. Предплечья на столе ладонями книзу, кисть здоровой руки разогнута. Одновременно меняем положение кистей. Упражнение выполнять разными темпами: от медленного к быстрому, по 8-10 раз.
  14. Руки заведите за спину, Упражнение, свободная ходьба в течение 30-60 секунд, медленным темпом, дыхание спокойное.
  15. Усаживаемся на стул, руки опустили вдоль туловища. Упражнение на расслабление мышц рук и лица в течение 1-1,5 мин.
  16. Упражнение с опорой спины о спинку стула, руки уложены на коленях. Глубокое дыхание, 3-4 раза.

После выполнения всех упражнений, проведите подсчет пульса и измерьте артериальное давление.

Процесс самореабилитации осуществляется на основе персонального тренинга. Персональный тренинг представляет собой совместную деятельность инструктора-методиста и больного. Этот процесс состоит из следующих фаз: подготовка, диагностика, планирование действий, реализация, завершение. Каждая фаза имеет конкретное содержание (рис. 3).

Методика применения лечебной гимнастики в сочетании с самомассажом в процессе двигательной самореабилитации для больных после выписки из стационара осуществляется с использованием специальных физических упражнений, методов (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения) и приемов, способствующих овладению методическими, двигательными, бытовыми, профессиональными умениями и навыками, их восстановлению и укреплению.

Лечебная гимнастика включает целенаправленные физические упражнения: дыхательные и силовые упражнения; упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки, координацию движений парализованных конечностей, из которых формируются комплексы физических упражнений.

Важным дополнением к лечебной гимнастике является выполнение самомассажа с применением следующих приемов: поглаживание, растирание, разминание, потряхивание. Самомассаж выполняется после лечебной гимнастики .

Рис. 3. Содержание персонального тренинга

Особенность методики заключается в постепенном переходе от специальных упражнений, применяемых в лечебной гимнастике, к упражнениям на блоках, разработанным В.И. Дикулем . Тренировочные занятия на блоках основываются на принципах построения силовой тренировки с отягощениями на начальном этапе для лиц с низким уровнем физической подготовленности:

    а) развить общие физические качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость) при помощи физических упражнений;

    б) усвоить отдельные детали выполнения техники упражнений, сформировать новые или восстановить ранее имевшиеся специальные навыки;

    в) увеличить силу отдельных мышечных групп, особенно отстающих в развитии;

    г) повысить уровень специальной выносливости посредством постепенного увеличения общего количества подъемов на занятиях .

В разработанной нами методике двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара комплексы упражнений В.И. Дикуля динамического характера дополняются статическими упражнениями (удержание определенной позы или положения). Исключаются физические упражнения, способные вызвать повторение травмы. К ним мы относим упражнения, при выполнении которых происходит значительная вертикальная нагрузка на позвоночник (травмированные позвонки). Содержание лечебной гимнастики предполагает последовательное выполнение комплексов физических упражнений в конкретном периоде и этапе с определением цели.

При выполнении упражнений на координацию не допускается значительное утомление парализованных конечностей.

Продолжительность занятия 20-25 минут: 1 подход по 5-6 повторений в каждом упражнении, темп средний. Содержание разработанной методики направлено на повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, восстановление основных физических качеств, формирование навыков правильной осанки больного после полученной травмы с помощью комплексов физических упражнений лечебной гимнастики и силовых упражнений на блоках. Направленность упражнений и компоненты физической нагрузки зависят от цели периода и задачи конкретного этапа (табл. 7).

Первый период (восстановительный-постстационарный). Все упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и животе. Частота занятий - 3 раза в неделю.

Первый этап (до 30 дней)

На данном этапе выполняются упражнения лечебной гимнастики (общеразвивающие, специальные дыхательные упражнения, упражнения на осанку). Продолжительность занятия на первом этапе курса реабилитации составляет 10-15 минут: 1 подход по 2-4 раза в каждом упражнении, темп медленный.

Большое внимание уделяется обучению больных правильному дыханию: грудному и брюшному для устранения изменений, связанных с длительным нахождением больного в положении лежа. Не допускается подъем ног выше 45 °.

Таблица 7. Содержание лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе конечностей

Второй этап (31-60 дней)

К упражнениям первого этапа добавляются упражнения на развитие координации поврежденных конечностей: ходьба с сохранением правильной осанки (ходьба с высоким подыманием бедра, поворотами на 90°, прохождение по прямой линии и т.д.); выполнение двигательных действий на развитие моторики рук (ловля и броски предметов, лепка из пластилина, поделки из бумаги и т. д.).

Второй период (переходный). Упражнения выполняются в исходных положениях: лежа на спине, животе, коленно-кистевое, на коленях, стоя. При выполнении упражнений в исходном положении коленно-кистевое спина должна быть прогнута, т. к. в этом положении происходит разгрузка позвоночника.

Частота занятий - 3 раза в неделю. Характеризуются возрастанием продолжительности занятия до 45 минут. Упражнения лечебной гимнастики, используемые в предыдущих этапах выполняются по 2 подхода в среднем темпе, на блоках - по 1-3 подхода в медленном темпе.

Третий этап (61-120 дней)

К упражнениям первых двух этапов добавляются 7 упражнений на блоках, которые выполняются в положении стоя. Упражнения на блоках необходимо начинать с 1 подхода и постепенно доводить до 3-х к концу этапа. Отдых между подходами 2-3 минуты. Упражнения выполняются с опорой о стену, стул, вес подбирается так, чтобы больной не испытывал значительного напряжения. Не рекомендуется допускать болевых ощущений в месте травмы во время выполнения упражнений.

При работе на блоках обратить внимание на правильность осанки (при осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и сер едину стопы) .

Продолжительность занятия 30-35 минут. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз. Темп медленный и средний.

Четвертый этап (121-180 дней)

К упражнениям на блоках, кроме выполнения в исходном положении стоя, добавляются 2-3 упражнения в положении лежа. Они выполняются по той же схеме третьего этапа.Продолжительность занятия 40-45 минут. Упражнения выполняются по 810 раз. Темп медленный и средний.

Во втором периоде упражнения лечебной гимнастики по мере адаптации к нагрузкам необходимо усложнять. Некоторые упражнения можно усложнять путем соединения различных простых упражнений в одно, другие упражнения выполняются с гантелями разного веса, утяжелителями, с сопротивлением, создаваемым инструктором.

В восстановительный и переходный периоды выполнение лечебной гимнастики в процессе тренировочных занятий осуществляется в следующей последовательности:

  1. комплекс целенаправленных физических упражнений;
  2. комплекс упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
  3. комплекс упражнений на восстановление координации движений в поврежденных конечностях.

Направленность физических упражнений в занятиях в течение недели распределяется следующим образом: занятие 1 - мышцы ноги; занятие 2 - мышцы руки; занятие 3 - мышцы спины.

Третий период (тренировочный). Исходные положения для выполнения упражнений усложняются. Увеличивается объем нагрузки до 10-12 повторений в каждом упражнении. Частота занятий (3 раза в неделю) и продолжительность занятия (40-45 минут) остаются такими же, как и на 4 этапе.

Пятый этап (181-240 дней)

Вводятся упражнения, выполняемые в положении сидя, при выполнении упражнений лежа ноги рекомендуется поднимать до 90°.

Комплексы упражнений лечебной гимнастики выполняются по 2 подхода, а на блоках - в исходном положении стоя и лежа - 3 похода, сидя - 1-3 подхода. Темп медленный и средний.

Шестой этап (241-360 дней)

В процессе рассматриваемого этапа выполняются упражнения только на блоках и количество подходов увеличивается до 5. Темп средний.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному из предложенных вариантов:

  1. понедельник, среда, пятница;
  2. понедельник, вторник - выполнение упражнений на блоках; среда - отдых;
  3. четверг, пятница - выполнение упражнений на блоках; суббота - отдых.

Для снижения физической нагрузки необходимо все упражнения одного занятия разделить на два комплекса по воздействию на группы мышц: мышцы ног и спины; мышцы живота и рук.

При занятиях по предложенной методике вес отягощений необходимо подбирать так, чтобы упражнение не вызывало трудности при выполнении и не было болевых ощущений в области травмы; не допускается вертикальная нагрузка на позвоночник, т. к. велика вероятность повторения полученной травмы; по мере тренированности организма необходимо увеличивать долю выполняемых упражнений, а в дальнейшем полностью перейти на блочные упражнения, потому что упражнения, применяемые на начальных этапах методики, становятся малоэффективными.

Комплексы упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки необходимо выполнять не реже 3 раз в неделю, выполнение данных упражнений менее 3 раз в неделю снижает приобретенный оздоровительный эффект.

Комплексы упражнений на восстановление координации парализованных конечностей применяются со 2 этапа реабилитации и после упражнений на осанку.

Если движения выполняются со значительным усилием и практически не контролируются больным, то используются на парализованную конечность пассивные, изометрические упражнения и добавляются дыхательные упражнения.

После того как больной начинает контролировать выполняемые действия больной конечности, применяются упражнения со скольжением конечности по гладкой поверхности, а также упражнения, выполнение которых облегчается путем сгибания конечностей.

При самостоятельном передвижении больного используются упражнения, направленные на улучшение координации движений (упражнения на осанку с постепенным усложнением: ходьба с остановками, выполнение полуприседов ссохранением правильной осанки), на восстановление координации парализованной руки, эффективны упражнения с ловлей и метанием предметов (клубок ниток или мячик). Обязательное условие усложнения - выполнение бросков, увеличение веса предмета и уменьшение его размеров по мере выздоровления больного (прил. 2).

Анализ научно-методической литературы и исследования констатирующего эксперимента позволили выявить, что практически все упражнения, воздействующие на мышцы спины и брюшного пресса, должны выполняться с задержкой положения в крайней точке движения . Время задержки по мере тренированности возрастает с 1-2 секунд до 15-20 секунд.

Организационно-педагогические условия:

    самопознание (стимулирование и развитие у больного опыта самодиагностики);

    формирование внутренней и внешней мотивации к восстановлению профессионально-важных способностей;

    учет индивидуальных особенностей полученной травмы, возможных затруднений и способов их преодоления;

    наличие четко заданной цели и программы ее достижения;

    обучение больного теоретическим знаниям, практическим умениям и навыкам самоконтроля в области физической реабилитации.

При составлении комплексов физических упражнений по возможности не включать упражнения, способствующие развитию силы мышц рук. Таким путем устраняется возможность развития заместительной функции рук и ног.

При выполнении пассивных упражнений: пассивная разработка проводится по направлению от центра к периферии (тазобедренный, коленный, голеностопный, пальцы - это для нижней конечности). В последующем, кроме проработки суставов от центра к периферии, присоединяется проработка и от периферии к центру. Темп выполнения медленный. Обязательное условие при выполнении пассивных упражнений - следить за дыханием . При выполнении движений необходимо проговаривание выполняемых действии.

Прежде чем рассмотреть особенности организации двигательной самореа- билитации больных пожилого возраста после выписки из стационара необходимо определить возрастные рамки и особенности организма данного периода жизни. Пожилой возраст: 55-60 до 75 лет у женщин и мужчин. Характеристикой данного возраста является неуклонное снижение возможностей организма, таких как физиологические качества, работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25-35 лет, даже если он оставался всё время здоровым .

Методика двигательной самореабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения включает трудотерапию, комплексы целенаправленных физических упражнений в комплексе с самомассажем и специальным питанием.

При составлении комплексов физических упражнений необходимо учитывать не только особенности травмы и нарушения функций организма вследствие ее получения, но и происходящие возрастные изменения в организме в данном возрасте. Одним из серьезных осложнений, возникающих при двигательной само- реабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга, является развитие такого заболевания как остеопороз. Необходимо включить в рацион питания больных продукты богатые витаминами и микроэлементами. Особое внимание следует уделить восстановлению потребности организма в кальции и витамина D . В молоке кальций находится в наилучшей форме для усвоения .

Как указано выше, одной из особенностей данного возраста является снижение работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в результате травмы наблюдается резкое снижение ЖЕЛ вследствие нахождения больного в условиях гиподинамии. Это способствует еще большему негативному влиянию на организм больного. Поэтому необходимо в течение дня выполнять дыхательные упражнения . Для увеличения эффекта от выполнения дыхательных упражнений необходимо перед ними выполнить самомассаж груди и живота. Кроме этого самомассаж живота способствует нормализации деятельности внутренних органов.

Важным дополнением к вышеуказанным средствам двигательной самореа- билитации является применение солнечных и воздушных ванн. Особенно полезны занятия на свежем воздухе. Некоторые авторы рекомендуют проводить больному весь день на свежем воздухе. Воздух и солнечное излучение благотворно влияют на организм больного. Солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина D, вследствие чего происходит заживление ран (пролежней). Кроме этого, солнечные и воздушные ванны способствуют повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Во избежание ожогов от воздействия солнечных лучей то можно надевать на больного легкую одежду, через которую может проходить до 50-70 % солнечных лучей, особенно хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи ткани из капрона и нейлона. Необходимо учитывать следующие условия комфортного применения воздушных ванн: температура воздуха летом + 23-25 ° C, скорость движения воздуха 0,2-0,4 м/с. относительная влажность воздуха 50 % .

Не рекомендуются перерывы в занятиях, если нет особых противопоказаний: высокая температура, давление, невыносимые боли и т.д. В случае, если тяжело справиться с нагрузкой, можно снизить интенсивность занятий, количество повторений, но ни в коем случае не прекращать заниматься ни на один день. Также необходимо рациональное лечебное питание. Только такое отношение к процессу двигательной самореабилитации позволит в максимально короткие сроки восстановить утраченные функции.

Таким образом, разработанная методика лечебной гимнастики, включающая комплексы физических упражнений, позволяет эффективней восстановить ослабленные функции организма, устранить побочные явления травмы: снижение мышечного тонуса, сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, чувствительности и нарушения трофики; укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную систем.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации...

ВВЕДЕНИЕ ………………………………...…………………………...….3

1. Понятие детский церебральный паралич, причины, классификация…………………………………………………………………….4

2. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе……………………………………………………………………….…..8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…………………..33

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.

  1. Понятие детский церебральный паралич, классификация

ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые - у 75% и психические у 50% детей.

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, парали­чей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нару­шения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических реф­лексов и несформированностью цепных установочных выпрямитель­ных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и дефор­мации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамма­тическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки пси­хического развития или умственной отсталости всех степеней тяже­сти. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегета­тивно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр.

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности - от минимальных до максимальных.

Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения и речь.

Лобная доля коры имеет переднюю центральную извилину, в которой находится двигательная зона со строго определенной про­екцией участков тела. Она является центром произвольных движе­ний. B передней центральной извилине начинается пирамидный путь, который идет к стволу мозга, частично перекрещиваясь и спускаясь в спинной мозг. По пирамидному пути передаются импульсы произ­вольного движения. B задних отделах лобной доли располагается эк­страпирамидный центр коры. Экстрапирамидная система обеспечива­ет автоматическую регуляцию двигательных актов, поддерживает общий мышечный тонус, перераспределяет его при движениях, уча­ствует в поддержании оптимальной позы.

B средней лобной извилине находится глазодвигательный центр, осуществляющий контроль содружественного поворота головы и глаз, что особенно важно в формировании ориентировочных рефлексов.

B теменной доле расположены центры праксиса. Праксис - автоматизированные целенаправленные движения, которые вырабатыва­ются в процессе обучения и постоянной практики в течение жизни, например ходьба, еда, одевание, письмо, труд. Праксис - высшее проявление свойственных человеку двигательных функций.

Мозжечок связан с другими отделами центральной нервной сис­темы тремя парами ножек, в которых проходят проводящие пути. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, коор­динирует деятельность мышц, регулирует мышечный тонус, поддер­живает равновесие. Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппара­том, ретикулярной формацией и корой. При этом кора выполняет главную регулирующую функцию, так как в кору головного мозга поступает и обрабатывается вся информация от проводников и орга­нов чувств.

По данным К.А. Семеновой (1999), заболеваемость ДЦП состав­ляла в России в 1962 г. - 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 г. - 1,72, в 1982 г. - 5,6, а в 1992 г. - 9 на 1000 чел. детского населения.

ДЦП описан еще в трудах Гиппократа и K. Галена. Однако основоположником изучения проблемы церебральных параличей являет­ся английский хирург-ортопед Литтль (1862). В дальнейшем подроб­но описанную им спастическую диплегию стали называть болезнью Литтля.

B нашей стране пользуются классификацией К.А. Семеновой (1978); выделяются следующие формы:

Спастическая диплегия;

Двойная гемиплегия;

Гиперкинетическая форма;

Гемипаретическая форма;

Атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия - самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20% детей передвигаются самостоятельно, 50% - с помо­щью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.

Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «стра­дают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные реф­лексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% случаев умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы.

Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашис­тые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. B 20-25% случаев поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.

Гемипаретическая форма - поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правосто­роннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при лево­стороннем - правого).

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Атонически-астатическая форма возникает при нарушении функ­ции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, на­рушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено само­обслуживание, письмо. B 50% случаев отмечаются речевые и психи­ческие нарушения различной степени тяжести.

Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздей­ствие на центральную нервную систему, но особенно опасно это вли­яние до 3-4-го месяца беременности. Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывая кислород­ное голодание плода - хроническую гипоксию. Развитие центральной нервной системы в условиях хронической гипоксии нарушено. Таково влияние внутриутробных факторов. B родах причиной поврежде­ния центральной нервной системы (ЦНС) является асфиксия и нарушение мозгового кровообраще­ния. После родов причиной повреждения ЦНС является чаще всего нейроинфекция (менингит, энцефалит) и травмы головы. Таким об­разом, ДЦП является полиэтиологическим заболеванием инфекци­онного, интоксикационного, воспалительного, токсического, радиаци­онного, экологического, травматического и другого происхождения.

ЛФК при параличе.

Паралич - это утрата или нарушение движений в одной или нескольких частях тела, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, а также проводящих путей центральной или переферической нервной системы.
Паралич не является отдельным заболеванием и не возникает по причине какого-то одного фактора, он является симптомом многих органических заболеваний нервной системы. Таким образом, любое повреждение нервной системы может стать причиной нарушения двигательной функции организма.
Причиной паралича могут стать: нарушения кровообращения, воспалительные процессы, травмы, опухоли нервной системы. Также особый вид паралича можно наблюдать при истерии.

Причины паралича.
Паралич следует отличать от двигательных расстройств, возникающих при воспалении мышц, поражении костно-суставного аппарата, которые механически ограничивают объём движений. Паралич может наблюдаться в одной мышце, одной конечности (моноплегия), в руке и ноге на одной стороне (гемиплегия), в обеих руках или обеих ногах (параплегия) и др.
Травмы, рассеянный склероз, инфекции, интоксикации, метаболические расстройства, нарушения питания, сосудистые поражения, злокачественные новообразования, врожденные или наследственные факторы - все это относится к органическим причинам паралича. Также паралич часто развивается при таких инфекционных болезнях, как сифилис, туберкулез, полиомиелит, вирусный энцефалит, менингит. Токсические или алиментарные причины включают болезнь бери-бери (дефицит витамина В1), пеллагру (дефицит никотиновой кислоты), алкогольный неврит, отравление тяжелыми металлами (в частности свинцом). Врожденные, наследственные и дегенеративные заболевания центральной нервной системы тоже, как правило, сопровождаются нарушением движений.
Также паралич может произойти вследствие родовой травмы - это и паралич вследствие поражения плечевого сплетения. Помимо этого, ряд заболеваний неизвестной этиологии (к примеру, рассеянный склероз) характеризуется двигательными нарушениями различной степени. Такие же последствия могут иметь и травмы, такие, как ранения и переломы, если они связаны с повреждением двигательных проводящих путей или непосредственно двигательных центров. Надо сказать, что во многих случаях паралич имеет психогенную природу и бывает проявлением истерии - таким больным может помочь лечение у психиат ра.
Многообразие причинных факторов не может не отражаться на патоморфологических изменениях, которые в свою очередь могут иметь самые разные характер и локализацию. Такие патологические изменения нервной ткани, как разрушение, дегенерация, воспаление, образование очагов (бляшек), склероз, демиелинизация – являются наиболее типичными вариантами, выявляющимися при параличе. С анатомической точки зрения различают параличи, вызванные поражением центральной нервной системы (головного или спинного мозга)- спастический паралич, и параличи, связанные с поражением периферических нервов (вялый паралич). Первые в свою очередь делятся на церебральный и спинальный типы. Параличи церебрального типа могут иметь корковое, подкорковое, капсулярное или бульбарное происхождение. Параличи спинального типа являются следствием заболеваний, поражающих центральные и/или периферические двигательные нейроны. Периферические параличи могут возникать при поражении нервных корешков, сплетений, нервов или мышц.
Для центрального паралича характерно не полное выпадение двигательных функций, а их диссоциация - утрата одних и усиление других. При центральном параличе обычно страдает двигательная функция организма в целом, но не отдельных мышц. Парализованные мышцы спастичны (судорожно напряжены), но не подвергаются атрофии (она может быть лишь следствием бездействия), и в них отсутствуют электрофизиологические признаки перерождения. В парализованных конечностях сохранены или усилены глубокие сухожильные рефлексы, часто выявляются клонусы (быстрые спастические сокращения). Брюшные рефлексы на парализованной стороне снижены или отсутствуют. При параличе нижних конечностей наблюдается такой признак повреждения головного или спинного мозга, как рефлекс Бабинского (тыльное сгибание большого пальца стопы в ответ на раздражение наружного края подошвы).
При периферическом параличе наблюдается полное отсутствие движений, вместо повышения мышечного тонуса происходит его снижение. Поражаются отдельные мышцы, в которых выявляются атрофия и электрофизиологическая реакция перерождения. В парализованной конечности глубокие рефлексы снижаются или совсем выпадают, клонусы отсутствуют. Брюшные рефлексы сохранены, не вызывается и рефлекс Бабинского. Также при поражении периферического нерва или сплетения, которые содержат как двигательные, так и чувствительные волокна, выявляются и расстройства чувствительности.
Главная причина параличей центрального типа - это инсульт . Поэтому лечение инсульта будет одновременно являться и лечением паралича. Надо заметить, что плотность нервных проводников в различных участках головного мозга неодинакова: где-то они предельно сконцентрированы, а где-то их плотность достаточно мала. Поэтому нередки случаи, когда дефект мозговой ткани значительных размеров приводит к небольшим двигательным расстройствам (параличам и парезам), а небольшой дефект служит причиной глубокой инвалидизации человека. Во внутренней капсуле содержатся в концентрированном виде все двигательные проводники и поражение этой капсулы приводит к параличу всей противоположной половины тела.
Паралич может проявляться в виде отсутствия или нарушения спонтанных движений или снижения мышечной силы, которое выявляется при осмотре. Также паралич характеризуется невозможностью выполнять движение против сопротивления врача или длительно удерживать определенную позу, сопротивляясь силе тяжести, например вытянутые руки или поднятые ноги (проба Барре).
В результате поражения подкорковых структур мозга возникает экстрапирамидный паралич, исчезают содружественные и автоматизированные движения, двигательная инициатива отсутствует (акинез). Тонус мышц характеризуется пластичностью - конечность удерживается в пассивно приданном ей положении.
Диагностика паралича включает в себя осмотр невролога, рентген, миографию, неросонографию. Также проводится проверка рефлексов с нижних конечностей: коленный рефлекс, ахиллов рефлекс, прием Ендрашека, подошвенный рефлекс.
Что касается лечения паралича, то прежде чем его рассматривать, необходимо подчеркнуть тот факт, что параличи не являются самостоятельными заболеваниями, это отражение других болезней и патологических процессов. Поэтому лечение должно прежде всего причинным, то есть должно быть направлено против основного заболевания: сшивание периферического нерва при его травматическом повреждении, восстановительная терапия при инсульте, оперативное удаление опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но наряду с причинной терапией необходимо проведение и симптоматической терапии, так как это является существенным дополнительным и необходимым профилактическим мероприятием, потому что без движения мышечная ткань атрофируется. Применяют специальные методы восстановления функций конечности, такие, как массаж при параличе, ЛФК при параличе, лечебная гимнастика при параличе и др.

Главенствующую роль при симптоматическом лечении играет лечебная физкультура , которая способствует восстановлению движения и предупреждает появление контрактур и деформаций.
Комплекс ЛФК при параличе состоит из следующих элементов:
- укладывание парализованной конечности в правильное положение
- массаж
- пассивные движения
- активные движения.

При центральном параличе конечностям необходимо придавать специальное положение, которое препятствует образованию контрактур. Начиная со второй недели больному назначают массаж. Мышцы с повышенным тонусом, слегка поглаживают. Остальные же мышцы массируются обычными приемами, конечно же, при этом необходимо учитывать состояние парализованного. Совместно с этими мероприятиями проводится лечебная гимнастика , которая должна включать активные и пассивные упражнения при параличе.
Пассивные движения следует начинать в зависимости от состояния больного, лучше в конце первой недели. Вначале упражнения ограничиваются несколькими минутами. Упражнения производятся в медленном темпе и в полном объеме во всех суставах парализованных конечностей. С помощью этих упражнений стараются также предотвратить неправильные положения конечностей - чрезмерное сгибание, приведение или разгибание.

Лечебная гимнастика при центральных параличах:
1. Пассивные движения плеча
2. Пассивное отведение плеча вперед, вверх и в сторону
3. Разгибание руки в локтевом суставе с отведением выпрямленной руки в сторону
4. Разгибание локтевого сустава в положении супинации и ротации плеча кнаружи
5. Супинация и пронация предплечья
6. Вращение бедра в тазобедренном суставе
7. Приведение и отведение бедра
8. Сгибание коленного сустава при разогнутом бедре лежа на боку
9. Пассивное сгибание и разгибание ноги в коленном суставе
10. Пассивные движения в голеностопном суставе
11. Удержание пораженной кисти в приданном ей положении
12. Удержание пораженной стопы в приданном ей положении
13. Облегченное поднимание и опускание пораженной руки здоровой рукой при помощи шнура и блока (упражнение можно сочетать с отведением и приведением руки в приподнятом положении)
14. Облегченное поднимание и опускание пораженной ноги рукой при помощи шнура и блока


Что касается активных упражнений, то их выбор в каждом отдельном случае зависит от группы пораженных мышц.
Начиная со 2 – 3-й недели (для слабых и пожилых больных это должно быть произведено более постепенно) больного нужно переводить в полусидячее положение на 1–2 часа в день.
К концу 3 – 4-й недели большую часть дня можно проводить в удобном кресле.
При обучении ходьбе необходимо в первую очередь научить больного наступать на парализованную ногу. При этом нужно обращать внимание на исправление ненормального положения сгибателей и мышц, поворачивающих ногу к наружи.
При ходьбе необходимо высоко поднимать парализованную ногу за счет мышц таза, чтобы не задевать носком пол. Вначале больной может ходить с посторонней помощью, а затем - опираясь на палку.

При периферических параличах в первые дни конечностям и туловищу также придают положение, которое в дальнейшем препятствует развитию контрактур. Возможно немного раньше начинают массаж, который также должен носить избирательный характер. Паретичные мышцы массируются всеми приемами, тогда как мышцы-антагонисты лишь поглаживают. Одновременно с массажем начинают выполнять пассивные движения. При появлении движений постепенно добавляются активные упражнения. Очень полезна гимнастика в бассейне, а также в ванне с теплой водой.

Медикаментозное лечение проводится по назначению и под наблюдением врача-невропатолога. Из лекарственных средств при параличах применяют: прозерин, дибазол, внутримышечные инъекции тиамина хлорида. При параличах с повышением тонуса мышц – мелликтин.

Надо отметить, что сейчас в западной медицине набирает обороты следующий метод лечения паралича: путём мобилизации внутренней воли пациента, с помощью зеркала или видеороликов пациенту проводят "зеркальную терапию" , которая состоит в том, что перед пациентом, страдающим частичным или полным параличом одной из рук, ставится зеркало ребром к вертикальной оси туловища, а отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Пациент смотрит в зеркало в сторону своей больной руки, а видит в нём свою здоровую руку. В таком положении по команде врача больной старается выполнить синхронные движения обоими руками. В том случае, если пациент страдает полным и частичным параличом, врач, стоящий за зеркалом, помогает параличной руке исполнять синхронные движения по отношению к здоровой руке. Таким образом, у пациента создаётся иллюзия здоровой руки, и это помогает ему активизировать свои внутренние силы на управление больной рукой.
Другой подобный метод состоит из просмотра видеороликов, на котором записаны движения рук больного перед зеркалом, которое располагается так же как и в опыте, описанном выше. При просмотре такого видеоролика, благодаря здоровой зеркальной руке, у больного создаётся впечатление синхронного движения обеих рук. Пациент смотрит на себя в `телевизоре как бы со стороны, и пробует представить, что его обе руки здоровы. После просмотра видеоролика пациент пытается повторить увиденные в телевизоре собственные движения. Потом опять смотрит ролик, и снова пытается проделать увиденные движения. То есть, в данном случае, как и в "зеркальном методе", врачи пытаются мобилизовать силу самовнушения пациента - самогипноз. А самогипноз является очень действенным методом при лечении паралича. Главное - верить в свои силы, работать над собой и тогда, рано или поздно, выздоровление все-таки наступит.

При наличии болевых точек Корнелиуса – Миллера как в поверхностных, так и в глубоких слоях паретичных мышц необходимо применять пальпаторный вибрационный массаж. Эти приемы в общей процедуре лечебного массажа сочетают с общепринятыми в массаже манипуляциями и пассивными движениями. При сохранении механической возбудимости мышц рекомендуется использовать метод постукивания молоточком с резиновой насадкой или концами пальцев по паретичным мышцам. Такое постукивание часто вызывает сокращение мышц и способствует проявлению, двигательной реакции.

Пассивные движения при вялых параличах сочетают с массажем или с активными общеукрепляющими движениями, а при парезах комбинируют с активными движениями для паретичных конечностей. При ограничении движений в суставах вследствие образования вторичных изменений в связках, капсуле сустава и в мышцах необходимо выполнять пассивные движения в пределах физиологических норм подвижности. Пассивные движения должны вызывать сближение точек прикрепления паретичных мышечных групп с целью их постепенного укрепления и укорочения. Способствуя сохранению нормальной длины мышц, пассивные движения предохраняют суставы от деформации подвывихов и вывихов, наблюдаемых при вялых параличах. Пассивные упражнения при вялых формах параличей, так же как и массаж, способствуют восстановлению активных движений. Это свойство пассивных упражнений является особенно ценным в тех случаях, когда отсутствуют произвольные движения.

Наиболее важное практическое значение для восстановления функции движения и опоры имеют активные упражнения. Предварительное применение массажа и пассивных упражнений является подготовительной мерой для выявления активного импульса к движениям. При появлении последнего необходимо все внимание обратить на условия, способствующие его выявлению, и всячески стремиться систематически его вызывать, постепенно увеличивая двигательную реакцию. С этой целью используется посылка импульсов к сокращению паретичных мышечных групп.

При наличии двигательной реакции следует назначать наиболее элементарные упражнения в оптимальных исходных положениях, облегчающих осуществление движения. Одним из условий, способствующих выявлению ограниченной двигательной функции, является исключение трения и собственной тяжести паретичной конечности. Для этого упражняемую конечность методист поддерживает рукой, лямкой, гамаком. Движение ее осуществляется в горизонтальной плоскости. При нарастании двигательной функции, упражнения выполняют в вертикальной плоскости, что позволяет включить отягощающий фактор – тяжесть упражняемой конечности.

При выполнении активных движений от больного необходимо настоятельно требовать волевого напряжения, стимулирующего проявление двигательной реакции в паретичных мышечных группах.

При вялых парезах верхних конечностей целесообразно применять маховые движения всей конечностью в разных направлениях, причем стремиться на один момент удержать руку в положении максимального подъема. Облегчающим условием является исходное положение стоя с наклоном корпуса вперед. Для усложнения упражнений паретичной кистью захватывают (или привязывают к ней при отсутствии способности хватания) легкую гантель, булаву или другой предмет. При помощи дополнительного груза на конце рычага можно увеличить объем движений.

При упражнениях кисти и пальцев все предплечье должно иметь устойчивую опору (лучше всего выполнять их сидя за столом). В этом положении применяют разнообразные общепринятые упражнения для кисти и пальцев, используя мелкий инвентарь: лестницы, валики и полувалики, мячи, пронаторы, боковые и настольные аппараты и др.

Очень полезны лепка, застегивание, расстегивание, захватывание и другие разнообразные движения.

При вялых моно- и параплегиях нижних конечностей показаны движения, способствующие развитию опорной функции. Забота о постепенном укреплении опоры должна быть основой методики лечебной гимнастики при парезах нижних конечностей.

При выполнении физических упражнений необходимо учитывать и расстройства функции тазовых органов (недержание мочи, частые позывы, задержка мочеиспускания и др.). При занятиях лечебной гимнастикой необходимо включать упражнения, активизирующие крово- и лимфообращение в области малого таза и укрепляющие мышцы тазового дна и сфинктера. К специальным упражнениям относятся движения бедер в разных направлениях с максимальной амплитудой и упражнения со втягиванием заднего прохода. Постепенное форсирование физического напряжения в паретичных конечностях позволяет использовать упражнения с силовым напряжением. Упражнения вводят постепенно в зависимости от двигательной реакции паретичной конечности. Отягощение снарядом или движение с сопротивлением нужно подбирать такое, чтобы больной мог его преодолеть напряжением паретичной мускулатуры.

На фоне специальных движений для паретичных конечностей большое значение приобретает при вялых формах общеукрепляющая гимнастика. Особенно необходимо обращать внимание на компенсаторное развитие мышц верхних конечностей и плечевого пояса, на которые падает основная нагрузка при передвижении больного на костылях.

Процесс восстановления движений в конечностях при развившихся вялых параличах и парезах протекает медленно, и поэтому настойчивое выполнение физических упражнений в течение всего курса лечения по нескольку раз в день является обязательным элементом методики.