Построение тренировочных занятий по легкой атлетике. Учебно-тренировочное занятие по легкой атлетике. План тренировочного занятия по легкой атлетике


  1. Пояснительная записка……………………………………………… . 3

  2. Режим учебно-тренировочной работы……………………………… 4

    1. Формы занятий……………………………………………………. .5

    2. Условия реализации программы…………………………………5

    3. Ожидаемые результаты…………………………………………....5

  3. Учебный план по программе «легкая атлетика……………………..6

    1. Распределение программного материала……………………… .6

  4. Содержание программы………………………………………........ 7
4.1. Общая физическая подготовка……………………………………8

4.2 Специальная физическая подготовка……………………………...9

4.3 Теоретическая подготовка………………………………………...10

5. Зачетные требования для групп начальной подготовки……………...11

6. Организация и планирование в учебно-тренировочных группах… .. 13

6.1Классификация тренировочных заданий………………………….14

7. Специально-тренировочные средства для бегунов на короткие и средние дистанции……………………………………………………………………..15

7.1 Теоретическая подготовка для учебно-тренировочных групп…..17

7.2 Зачетные требования для учебно-тренировочных групп………....18


  1. Воспитательная работа…………………………………………….. 19

  2. Список литературы……………………………………….………… 22

  3. Приложение…………………………………………………………..23
1. Пояснительная записка

Человечество на протяжении своего существования искало пути укрепления здоровья и продления активной жизни. С давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия - физическая культура, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе появления той жизненной и гражданской активности, которая возникает у людей, занимающихся физической культурой и спортом. В настоящее время по результатам медицинского обследования у большинства детей отмечается ярко выраженное нарушение осанки, отсутствие пластичности и культуры движений. Решить эту проблему в условиях дополнительного образования помогают занятия легкой атлетикой.

Эта программа создана для детей 7-18 лет на основе обобщения передового опыта работы тренеров – преподавателей, опираясь на теоретические основы физического воспитания и программу по легкой атлетике в ДЮСШ, включающую группы начальной подготовки 1-2 – го года обучения и учебно-тренировочные группы 1-5 го года обучения.

В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанных на 46 недель.

Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Настоящая программа по легкой атлетике предусматривает несколько этапов: этап начальной подготовки (НП) – 2 года, учебно-тренировочный этап (УТ) – 5лет и реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а именно:

Непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

Учёта интересов всех граждан при разработке в реализации всех программ развития физической культуры и спорта;

Признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;

Создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных объединений и организаций.

Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение легкой атлетике, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.

Задачи программы: на этапе начальной подготовки:

Укрепление здоровья;

Улучшение физического развития;

Овладение основами техники выполнения упражнений;

Разносторонняя физическая подготовленность;

Выявление задатков; и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;

Воспитание морально волевых и физических качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества и взаимоуважения.

На учебно-тренировочном этапе:

Дальнейшее укрепление здоровья;

Гармоничное физическое развитие;

Укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами ОФП и СФП

Повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;

Обучение основам техники спринтерского бега и других видов легкой атлетики;

Приобретение соревновательного опыта;

Приобретение теоретических знаний, ведение спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.

2. Режим учебно-тренировочной работы


Этап

Год обучения

Минимальное число учащихся

в группе


Максимальное

кол-во учебных часов в неделю


Количество часов в год

ГНП-1

1-й год

15

6

276

ГНП-2

2-й год

14

8

368

УТГ-1

3-й год

12

10

460

УТГ-2

4-й год

10

12

552

УТГ-3

5-й год

10

14

644

УТГ-4

6 -й год

8

16

736

УТГ-5

7 –й год

8

18

828

ГСС

8 -й год

8

18

828

2.1 Формы занятий:

Групповые и индивидуальные;

Теоретические и учебно–тренировочные занятия;

Игровые, проверочные и другие.

2.2 Условия реализации программы:

наличие беговой дорожки, секторов для прыжков и метаний, спортивного зала, инвентаря для силовых тренировок, тренажеров, перекладины, мячей для спортивных и подвижных игр, видеоматериалов соревнований, обучающих роликов.

2.3 Ожидаемые результаты:

Основная форма отслеживания результатов - выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, участие в соревнованиях различного уровня - от классификационных до соревнований Всероссийского уровня. В результате педагогического и воспитательного воздействия на личность ребенка к началу занятий в группах УТГ, будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушений среди них.

По общей физической подготовке : в течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

По специальной физической подготовке : выполнение на оценку специальных упражнений и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По теоретической подготовке : знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.


3. Учебный план по программе лёгкая атлетика срок реализации 8 лет

средства

ГНП-1

ГНП-2

УТГ-1

УТГ-2

УТГ-3

УТГ-4

УТГ-5

ГСС

Теоретическая подготовка

6

19

20

20

23

27

30

30

Общая физическая подготовка

62

75

128

140

140

154

160

160

Специально- физическая подготовка

51

57

70

98

115

128

150

150

Техническая подготовка

56

93

95

114

129

136

140

140

Тактическая подготовка

56

56

67

90

115

138

130

130

Восстановительные мероприятия

4

6

18

20

20

30

44

44

Интегральная подготовка

33

54

54

62

70

90

140

140

Углублённое медицинское обследование

4

4

4

4

4

4

4

4

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

-

24

25

26

26

Контрольно-переводные нормативы

4

4

4

4

4

4

4

4

Итого часов:

276

368

460

552

644

736

828

828

Распределение программного материала по возрастным группам на основе программы по легкой атлетике


Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочные группы

1 год обучения

2 год обучения

1 год обуч.

2 год обуч.

3 год обуч.

4 год обучения

5год обучения

ГСС

Сюжетно- ролевые игры, сценарии спортивных праздников по типу сказки с элементами развития координационных способностей, с использованием предметов, кувырков, прыжков, метания. В основезаложено наглядно-образное, наглядно-действенноемышление, направлены на развитие образно-представленного мышления

Игры, направленные на развитие быстроты реакции, скоростных качеств, на совершенствование бега, прыжков, метаний. Игры, направленные на подготовку к легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных».

В основе игр заложено образно-представленное, словесно-логическое, воспроизводящее мышление, направленное на формирование и развитие творческого и тактического мышления.



Игры на совершенствование двигательных качеств с элементами, приближенными к специализации, направленные на совершенствование творческого и тактического мышления.

Переход на специализацию.

Моделирование отдельных аспектов в технике и тактике данного вида спорта. Проявление самостоятельности, инициативы, творчества



ОФП

1.Разминка

2.Общеразвивающие упражнения

3. Ускорения от 3-х до 5 раз.

4. Спортивные игры


1.Беговые упражнения

2.Прыжковые

3.Силовые

4.Имитационные упражнения

Баскетбол, футбол.


Общеподготовительный этап

кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барьерный бег).

Специально-подготовительный этап

1. Участвоыать в 4- х соревнованиях сезона

2.

3. Выполнить 3спортивный разряд


ОФП

  1. Дальнейшее повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата.

  2. Дальнейшее развитие общей и специальной выносливости.

  3. Дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности, развития скоростных и скоростно-силовых качеств
СФП

  1. Участвовать в 4-6 соревнованиях зимнего соревновательного периода

  2. Улучшить спортивный результат на основной и смежной дистанции прошлого сезона

  3. Выполнить контрольно-переводные нормативы.

  4. Выполнить 2-1 спортивный разряд

Организация и планирование в группах начальной подготовки

На первом и втором году обучения в группах начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений. В зависимости от задачи занятия, которую ставит тренер, спортсмены выполняют ту или иную работу. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые задания, спортивные игры.

В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики. С началом соревновательного периода проводятся соревнования на дистанции 30, 60, 200м, 400 м, 600м прыжки в длину, сдаются контрольные и переводные нормативы по программе общей физической подготовки.

Следующим этапом в подготовке юных спортсменов является этап начальной спортивной специализации. Спортсмены обучаются в учебно-тренировочных группах.

Годичный цикл подготовки юных бегунов на короткие и средние дистанции делится на осенне-зимний подготовительный сезон, осенне-зимний соревновательный сезон, переходный период и весенний подготовительный период, весенне-летний соревновательный сезон и восстановительный период. Для достижения наивысшей специальной работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки. Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа – общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные бегуны принимают участие в 4-6 соревнованиях.

Второй подготовительный период также делится на 2 этапа – общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 недели). Второй, более продолжительный соревновательный период (22 недели), следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9 недель).

Для юных бегунов на короткие дистанции и длинные дистанции 1-го и 2-го годов обучения в группах начальной подготовки такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер. Для юных бегунов, обучающихся в группах начальной подготовки, подготовительный период начинается с сентября в соответствии с началом учебного года в общеобразовательной школе, летний соревновательный период заканчивается в июне в спортивно-оздоровительном лагере.

В первые 2 года обучения тренировочные нагрузки у девушек будут такими же, как и у юношей, в последующие годы – на 5-8% меньше.

4.1 Общая физическая подготовка

Строевые и порядковые упражнения : общее понятие о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построения, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.

Ходьба : обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с выпадами, приставным шагом, скрёстным шагом.

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий, по песку, воде, спиной вперед, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления движения и т.д.

Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с вращением, через скакалку, через партнера, выпрыгивания на разные высоты и т.д.

Метания: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д.

Гимнастические упражнения без предметов : упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.

Упражнения на гимнастических снарядах : на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.

Подвижные игры и эстафеты : с элементами бега, прыжков, метания, кувырков, с сохранением равновесия, с предметами, элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты, лапта.

Спортивные игры : баскетбол, футбол, волейбол - ознакомление с основными элементами техники и тактики игры, правилами соревнований, двусторонние игры.

4.2 Специальная физическая подготовка

Беговые упражнения : бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег.

Прыжковые упражнения : ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу, на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину (соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге.

Силовые упражнения : упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими снарядами, с легкоатлетическим снарядами и др.

Имитационные упражнения : имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений, отталкиваний, низкого старта.

4.3 Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки. Она во многом определяет качество реализации на практике методического принципа физического воспитания – сознательности и активности, позволяет тренеру в ходе многолетних занятий приобрести в лице занимающихся не исполнителей, а единомышленников в достижении намеченных целей, рациональном использовании тренировочных методов и средств.

Теоретическая подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической, технико-тактической и морально-волевой подготовкой. В процессе теоретических занятий целесообразно шире использовать активные методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучение.

Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях учебно-тренировочного занятия.

Учебный материал распределяется на весь учебный год. При проведении теоретических занятий в группах начальной подготовки следует учитывать возраст занимающихся и излагать теоретический материал в доступной им форме, без сложных специальных терминов. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В содержании учебного материала для групп НП выделено 6 основных тем:

Тема № 1. Как стать сильным, быстрым, ловким

Конкретные примеры улучшения показателей быстроты, силы, ловкости у спортсменов, приступившим к тренировкам в прошлом году. Реальные перспективы роста этих показателей у новичков через год занятий. Характеристика отстающих сторон подготовленности подростков, возможных дефектов осанки; планы их ликвидации при регулярных тренировках.

Тема № 2. Личная и общественная гигиена

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта, зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Поддержание чистоты, гигиены в транспорте, школе, на улице, в спортивных сооружениях.

Тема № 3. Режим для школьников, занимающихся спортом

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирования правильной осанки, гармоничного телосложения, повышение умственной и физической работоспособности. Рекомендации по построению режима дня. Рекомендации по режиму, рациону питания.

Тема № 4. Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного занятия.

Основные сведения о функциональном состоянии организма в период врабатывания, основной и заключительной частей занятия, подборе общеразвивающих, специально-подготовительных и специальных упражнений и их дозировке в соответствии с задачами занятия. Самоконтроль степени утомления во время тренировки.

Тема № 5. Особенности техники низкого старта и стартового разгона.

Анализ общих основ техники низкого старта и стартового разгона, характеристика типичных ошибок и специальных упражнений для их исправлений. Подбор упражнений для исправления выявленных погрешностей техники с обязательным учетом индивидуальных особенностей.

Тема № 6. Техника бега спринтера по дистанции и техника финиширования

Рассмотрение вопросов по этим темам проводится аналогично и в такой же последовательности, как и при изучении особенностей техники низкого старта и стартового разгона.


  1. Зачетные требования для групп начальной подготовки

Контрольные упражнения



Этапы тестирования

НП-1

НП-2

Балл

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Бег на 100 м, с высокого старта

19,0
19.4
19.8

20.0
20.4
20.8

16,5
16.9
17.3

18,5
18.9
19.3

5

5

Бег на 20 м, с/х, с

2,7
3,1
3,5

2,9
3,2
3,6

2,6
3,0
3,4

2,8
3,2
3,6

5

5

Бег на 500 м, с

2.50.0
3.00.0
3.10.0

3.00.0
3.10.0
3.20.0

2.40.0
2.50.0
3.00.0

2.50.0
3.00.0
3.10.0

5

5

Бег на 300 м, с

48,6
49,2
49,8

55,0
55,6
56,3

47,6
48,2
48,9

54,6
55,2
55.8

5

5

Прыжок в длину с места, см

130
120
110

130
120
110

140
130
120

140
130
120

5

5

Тройной прыжок в длину с места, см

3.50
3.40
3.30

3.50
3.40
3.30

4.30
4.20
4.10

4.30
4.20
4.10

5

5

Бег 30м с высокого старта

6,0
6,4
6,8

6,5
6,9
7,3

5,5
5,9
6,3

6,0
6,4
6,8

5

5

Бег 60м с высокого старта

11.0
11.4
11.8

11.5
11.9
12.3

10.8
11.2
11.6

11.0
11.4
11.8

5

5

Кросс 1000 м

5.00.0
5.10.0
5.20.0

5.40.0
5.50.0
6.00.0

4.50.0
5.00.0
5.10.0

5.20.0
5.30.0
5.40.0

5

5

Бег 400м

1.30.0
1.40.0
1.45.0

1.40.0
1.45.0
1.50.0

1.20.0
1.25.0
1.30.0

1.30.0
1.35.0
1.40.0

5

5

Бег 800м

4.10.0
4.15.0
4.20.0

4.20.0
4.25.0
4.30.0

3.40.0
3.45.0
3.50.0

4.10.0
4.20.0
4.25.5

5

5

Перевод обучающегося из группы в группу производится по сдаче им 6 видов контрольных тесов. Сумма набранных баллов делится на 6 видов и получается средний проходной балл. Проходной балл равен 3. Набравший, не менее 3 баллов считается сдавшим контрольные нормативы и переведенным в другую группу.
Организация и планирование в группах учебно-тренировочной подготовки

При планировании подготовки юных спринтеров в учебно-тренировочных группах в годичном цикле необходимо придерживаться следующей периодизации. С началом подготовительного периода на общеподготовительном этапе должны решаться нижеприведенные задачи:


  1. Повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности занимающихся.

  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном средствами ОФП.
В ОФП входят: кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барьерный бег).

Следующий этап – специально-подготовительный – включает задачи:


  1. Дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности.

  2. Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
В первом соревновательном периоде ставятся такие задачи:

  1. Совершенствование техники спринтерского бега.

  2. Улучшение спортивного результата прошлого сезона в беге на 60 и 100 м на 1-2%.
Для решения этих задач спортсмен участвует в 5-6 соревнованиях при значительном снижении общего объема тренировочных нагрузок.

В системе программно-методического обеспечения подготовки резервов тренировочные задания сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование как структурная единица многолетнего процесса. Сейчас можно говорить, что тренировочные задания являются исходным элементом структуры тренировки.

Ряд специалистов в области спорта понимают нагрузку и тренировочное задание как одно и то же. Однако эти два понятия следует различать.

Исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать конкретную педагогическую задачу занятия, а тренировочное занятие – это как бы определенная последовательность тренировочных заданий.

Тренировочное задание – это часть плана тренировочного занятия, состоящее из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса. Оно рассматривается как первичное звено в реализации целенаправленного и четкого управления тренировкой. Тренировочное задание в процессе его выполнения оказывает педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена.

Построение учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:

Единообразие методики многоборной подготовки;

Дифференцированное и целенаправленное воздействие на юный организм для лучшего воспитания основных физических качеств;

Применение заданий методом вариативных упражнений – снижение монотонности;

Увеличение диапазона целенаправленных вариаций основного двигательного действия;

Создание условий для оптимального соотношения повторяемости и вариативности;

Значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах многолетних занятий спортом.

Тренировочные задания делятся на три группы: аэробного, смешанного аэробно-анаэробного и анаэробного воздействия.

При этом учитывается оценка различных сторон индивидуальной физической подготовленности юных спортсменов, в которой можно выделить три уровня: средний, выше среднего, ниже среднего. Это способствует дифференцированному подбору и применению тренировочных заданий с учетом необходимости избирательного воздействия на конкретные звенья индивидуальной физической подготовленности.

Можно полагать, что отбор и классификация тренерами тренировочных заданий для решения конкретных задач, выполняемых в процессе спортивной подготовки юных легкоатлетов-спринтеров, и средневиков позволит систематизировать задания различной направленности и создать свой каталог наиболее часто применяемых в процессе тренировки заданий, упростить планирование, учет и контроль тренировочной нагрузки. Это даст возможность тренеру и спортсмену получать четкую количественную и качественную характеристику, проделанной за определенный период времени тренировочной работы, повысить надежность управления тренировочным процессом.

План- конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для

группы начальной подготовки 3-его года обучения

Тренер-преподаватель

Короткова М.А.

Тема: Обучение техники барьерного бега

Дата проведения : 23.09.2015

Период: Подготовительный

Цель: Способствовать развитию скоростно-силовых способностей

Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, игровой

Задачи :

Образовательные: совершенствование техники барьерного бега, перехода через барьеры с ходьбы, наклона туловища при преодолении барьера

Воспитательные: Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, самостоятельности; воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.

Оздоровительные: Развитие скоростно-силовых качеств, взрывной силы, точности движений, ловкости с помощью общеразвивающих упражнений; формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Продолжительность: 90 мин.

Место проведения: стадион

Оборудование и инвентарь: свисток; барьеры; рулетка

Часть занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1 . Вводно-подготовительная – 35 мин

1. Построение, сообщение задач занятия,

2. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике

3. Объяснить современную технику б/бега. Показ преподавателем двигательного действия

Шагом марш! - Бегом марш!

4.Бег в умеренном равномерном темпе с сохранением дистанции.

5. Комплекс ОРУ и подводящих упражнений поточным методом до фишки, возвращаясь шагом на исходную.

Бег с высоким подниманием бедра

Многоскоки

Бег с захлёстыванием голени

Бег змейкой

Прыжки на левой ноге

-поточные прыжки с ноги на ногу за счет преимущественного отталкивания стопой с небольшим продвижением вперед (25-30 см)

Многоскоки

Прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через1-3 беговых шага с приземлением на маховую ногу

Бег с максимальным ускорением

5 мин

3 мин

5 мин

6 мин

16 мин

Построение в шеренгу, выполнение команд «Смирно!», «Вольно!» Обеспечить конкретность задач, доступность формулировок. Содействовать активизации внимания и организованности учащихся.

Способствовать формированию у обучающихся представления о технике барьерного бега

Дистанция 2 шага. Обратить внимание на сохранение правильной осанки.

Поднимать колено выше 90°

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

Корпус слегка наклонен, поднимая бедро-носок на себя

Приземление на носок, стопы держать мягко

Руки согнуты в локтях, кулак слегка сжат

Поддерживать максимальную скорость за счет темпа и длины шагов

2. Основная- 45 мин

1.1 Раздельное обучение бегу с барьерами:

1 ) С обычной ходьбы преодолеть барьерным шагом 3-4 препятствия высотой 76 см. поставленных на расстоянии 3,5м

2) То же, но с разбега 10 м

3) Стоя верхом над низким барьером, изучить переход через барьер каждой ногой.

4) Стоя у стенки поднимать согнутую маховую ногу, быстро выпрямиться в колене.

5) Стоя сбоку барьера, переносить толчковую ногу через барьер, опираясь руками о какой – либо предмет.

6) Перешагивание через барьер из положения, стоя верхом над барьером высотой 76см на месте.

2.1 Научить наклону туловища при преодолении барьера в сочетании с правильными движениями руками и ногами.

1). Медленный бег через барьеры поставленных на расстоянии 4-6-8 беговых шагов разбега.

2). Сидя в положении перехода через барьер на грунте, наклоны туловища в сочетании с движениями руками и толчковой ногой.

3). Сидя верхом в широком шаге на гимнастической скамейке, наклоны туловища вперед с одновременным движением толчковой ногой и руками как при преодолении барьера.

4). Бег через барьеры 3-4 м один от другого, проходя препятствие только через одну ногу.

3.1 Бег со старта до 1 барьера и между ними в требуемом ритме. Бег с высокого старта за 8 шагов до 1 барьера в сочетании с преодолением двух барьеров, поставленных на укороченном расстоянии (8м-8,50) в 3м между барьерами.

4.1 Совершенствование техники в целостном упражнении.

1). Бег через разное кол-во барьеров с высокого и низкого старта с различной скоростью.

2). Бег через барьеры, расставленные на уменьшенном и увеличенном расстоянии.

10 мин

10 мин

10 мин

15 мин

Анализ техники. В практическом выполнении упр. обратить внимание на смелое под хождение к барьеру в стиле гладкого бега, бросок на барьер и связь ритма преодоления барьера с бегом между препятствиями.

Следить за непрерывным и активным движением обеими ногами (особенно толчковой) при преодолении барьера, ходьбу или разбег до барьера совершить на передней части стопы. Движение руками выполнять без рывков.

Особенно не желательно отводить напряженную прямую руку, одноименную толковой ноге во время приземления и выполнения первого шага. Для лучшего овладения согласованным движением конечностей следует, стоя верхом над барьером, освоить движение ногами, а затем согласовать их с движениями руками.

Следить за тем, чтобы не было преждевременного наклона туловища при входе на барьер.

Нормальный «беговой» наклон следует возможно больше увеличить лишь в конце отталкивания, чтобы преодолеть барьер - это упражнение выполняется разгибания маховой ноги с выносом разноименной руки вперед.

Со старта следует уверенно и смело подбежать к препятствию, не наклоняя туловище назад. Туловище все время удерживать в «беговом» наклоне, который увеличивается при входе на барьер. Движения должны быть не принужденными и свободными, чтобы ритм бега сочетался с преодолением его.

Овладевая техникой б/бега добиваться непрерывности всех движений над барьером и такого ритма бега между препятствиями, который сочетался бы с их преодолением, избегая лишних колебаний ОЦТ.

Продолжить бег даже после сбивания барьера сохраняя ритм.

Заключительная – 10 мин

1. Медленный заминочный бег

2. Комплекс восстанавливающих и релаксирующих упражнений

3.Подведение итогов занятия

4 мин

3 мин

3 мин

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности работы на занятии.

Оценить степень решения задач учебно-тренировочного занятия.

Спортивная тренировка это многолетний, круглогодичный, систематический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Тренировка предусматривает достижения физического совершенства, воспитания спортсмена, обучение его рациональной технике, повышение его функциональных возможностей.

Основы тренировки составляют общие закономерности и положения, на которых базируются тренировочный процесс во всех видах лёгкой атлетики. Это цель и задачи тренировки, принципы, основные средства и методы, виды подготовки, методика развития физических качеств, построение тренировочных занятий, планирование, основные принципы управления тренировочным процессом, многолетняя подготовка.

Главная цель тренировки легкоатлета - хорошее здоровье, всестороннее развитие достижение высоких результатов

Основной организационной формой тренировочного процесса легкоатлетов являются групповые или индивидуальные тренировочные занятия продолжительностью 2 часа и более. Основные тренировочные занятия могут дополнятся утренней зарядкой, подвижными играми, одной из форм тренировочного занятия являются соревнования
Независимо от формы проведения занятий необходимо соблюдать следующее правило: нагрузка постепенно возрастает, достигая максимума примерно в середине занятия, а затем снова снижается.

Тренировочное занятие по лёгкой атлетике состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной

Подготовительная часть (разминка) способствует повышению работоспособности организма, настраивает на предстоящую работу. Она состоит из комплекса специально подобранных упражнений, выполняемых с постепенным повышением нагрузки. Обычно разминка состоит из двух частей - общей и специальной. В общей спортсмен разогревается и поднимает работоспособность организма, в специальной - готовится к выполнению предстоящей специфической тренировочной работе.

Первую часть разминки составляет бег в спокойном темпе, иногда с лёгкими ускорениями, затем выполняются 8-12 . общеразвивающих упражнений с 10- 14 повторениями.

Во вторую часть разминки входят специальные упражнения, подготовляющие спортсмена к совершенствованию техники и развитию физических качеств применительно к избранному виду лёгкой атлетики

Длительность разминки 30-40 минут. Даже в сильно жаркую погоду её не следует сильно сокращать, так как внешнее тепло не может заменить пользу упражнений
В основной части занятия решаются задачи повышения всесторонней и специальной подготовленности занимающихся, совершенствование техники тактики избранного вида спорта лёгкой атлетики, воспитание волевых качеств. Здесь целесообразна следующая последовательность упражнений.

I) - для обучения техники и совершенствования в ней.
II) - для развития быстроты и ловкости.
III) - для развития силовых и скоростно - силовых качеств.
IV) - для развития выносливости.

Параллельно решаются задачи тактической, теоретической и психологической подготовки
Не все указанные упражнения обязательно включаются в каждое занятие лёгкоатлета. Не рекомендуется всегда последовательность. Все средства и методы тренировки применяются в занятиях творчески, исходя из наилучшего решения конкретной задачи.
Заключительная часть занятия необходима для постепенного снижения нагрузки и приведения организма в состояние, близкое к норме. В заключительной части обычно выполняется в течении 4 - 8 минут медленного бега в равномерном темпе, переходящий затем в ходьбу продолжительностью 3 - 7 минут. можно выполнить несколько упражнений на расслабление.

Для достижения высоких спортивных результатов необходимо в занятиях применять большие нагрузки, к которым следует подходить постепенно, повышать нагрузку можно различными способами: увеличением плотности и продолжительности занятий, а также за счёт количества повторений упражнений, повышения их интенсивности, сокращения интервалов отдыха.

В настоящее время лёгкоатлеты высокой квалификации тренируются 6 - 14 раз в неделю, эффективность воздействия тренировочных упражнений определяется их дозировкой т. е. Объёмом, интенсивностью, сложностью, психической напряжённостью.

Страница 20 из 23


Учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике

В каждом учебном занятии по легкой атлетике можно выделить три части (три структурных элемента): подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия

Задачами подготовительной части (10–25 мин.) являются:

1) организация занимающихся;

2) подготовка организма обучаемых к работе в основной части занятия.

Основные средства для решения первой задачи : построение, проверка по списку, краткое объяснение содержания и задач занятия, проверка домашнего задания, упражнения на внимание.

Построение и проверка придают определенную направленность занятию, дисциплинируют занимающихся, а объяснение содержания и упражнения на внимание повышают их сознатель-ность и активность. Все это способствует созданию у занимающихся устойчивой заинтересо-ванности к выполнению упражнений, подаваемым сигналам, распоряжениям и командам. Проверка домашнего задания является важным элементом не только для уяснения готовности обучаемых к занятию, но и как логическое звено, позволяющее наглядно соединить все занятия данного раздела в единую взаимосвязанную цепочку.

Основные средства для решения второй задачи :

Ввиду достаточной объемности и важности второй задачи, целесообразно разделить ее решение на три последовательных этапа:

1) "разогревание" организма обучаемых;

2) развитие гибкости (подвижности суставов, повышение эластичности мышц и связок);

3) подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам основной части занятия.

"разогревание" организма обучаемых. «Разогревание» организма – это процесс перестро-ения всех систем организма для выполнения длительной и напряженной физической работы в основной части занятия. В первую очередь, это относится к сердечно-сосудистой и дыхательной системам, обеспечивающим доставку к работающим органам кислорода и питательных веществ. под влиянием разминки в десятки раз увеличивается количество и суммарный просвет капил-ляров, дополнительно в систему кровоснабжения мышц поступает резервная депонированная кровь, изменяется ее состав. Существенные изменения происходят в системах пищеварения, выделения. В два раза уменьшается количество притекающей крови к органам пищеварения, значительно увеличивается объем крови, циркулирующей в кожных покровах, обеспечивающей за счет теплообмена стабильность температуры тела, активизируется система нейрогуморальной регуляции и т.д.

Для полной перестройки всех систем организма здорового человека в нормальных условиях требуется до 15 мин. непрерывной циклической работы. На учебном занятии, проводимом со школьниками (студентами), как правило, бывает достаточно 6–8 мин. беговой нагрузки. Этот отрезок времени – величина относительно условная и во многом определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

Температура воздуха (оптимальная температура – 18–20°C, чем ниже температура, тем больше времени потребуется для "разогревания" обучаемых, и наоборот);

Содержание основной части занятия (чем больше доля сложных упражнений скоростно-силового характера, тем продолжительнее разогревание);

Состояние обучаемых на момент начала занятия (после работы в аудитории или после практического занятия, связанного с физической нагрузкой);

Уровень подготовленности обучаемых (для обучаемых с низким уровнем физической подготовленности бывает достаточно 5–6 мин. бега).

Основным средством "разогревания" являются ходьба и бег. Кроме этого, можно исполь-зовать любые другие циклические упражнения (велосипед, гимнастические упражнения, бег на месте и т.п.), массаж, и т.п. однако только ходьба и бег на сегодняшний день являются самыми доступными и эффективными средствами для разминки практически для всех категорий спортсменов. Они не требуют никаких дополнительных затрат и приспособлений, позволяют точно дозировать и контролировать величину нагрузки, оперативно вносить при необходимости изменения.

Главным критерием достижения поставленной задачи "разогревания" является легкое потоот-деление, румянец на лице, глубокое размеренное дыхание. Для достижения данного состояния требуется не только соблюдение временных параметров ходьбы и бега, но и соблюдение требований к скорости бега. Оптимальная скорость бега – 400 м (один круг на стандартном стадионе) за 2 мин. – 2 мин. 15 с. С такой скоростью подготовленным спортсменам необходимо преодолеть 1500–1600 м, менее подготовленным – 1000–1200 м.

Перед началом бега необходима ходьба на дистанцию 15–30 м, что позволит обеспечить плавное повышение нагрузки. По окончании разминочного бега частота пульса у обучаемых должна быть на уровне 130–140 уд./мин.

Развитие гибкости (подвижности суставов, эластичности мышц, связок). Ввиду того, что основная масса упражнений легкой атлетики требует выполнения движений по максимальной амплитуде, развитие гибкости является важным моментом, обеспечивающим правильную технику выполнения упражнений. Ограничение подвижности суставов зачастую приводит к резкому ухуд-шению эффективности двигательного действия, способствует чрезмерному закрепощению, нера-циональному использованию двигательного потенциала. Выполнение движений на предельной амплитуде в значительной степени повышает вероятность возникновения травм связок и мышц.

Вышесказанное определяет одну из особенностей построения разминки на занятиях по легкой атлетике, которая проявляется в обязательном выполнении упражнений на гибкость. В основу подбора упражнений для развития гибкости закладываются следующие принципы:

Упражнения должны последовательно воздействовать на опорно-двигательный аппарат обучаемых "сверху вниз" (руки, туловище, ноги);

Повышение нагрузки постепенное – от минимальной до предельной;

Чем крупнее группы мышц, на которые направлено действие упражнения, тем больше затра-чивается времени – в среднем для одного упражнения, выполняемого на месте, требуется 30–45 с;

Подбор упражнений на гибкость должен соответствовать уровню подготовленности обучаемых, их форме одежды;

После выполнения сложных, нагрузочных упражнений необходимо провести упражнения на расслабление мышц (встряхивание, махи, ходьба на месте и т.п.).

Основным средством развития гибкости (подвижности суставов, эластичности мышц, связок) являются упражнения на месте. Для учебно-тренировочного занятия рекомендуется использовать набор из 10 упражнений (рис. 41), позволяющих наиболее полно (насколько это возможно в рамках учебного занятия) обеспечить подготовку обучаемых:

Два упражнения для рук и плечевого пояса;

Три упражнения для мышц туловища;

Пять упражнений для мышц ног.

Правильное выполнение упражнений на месте обуславливается соблюдением следующих требований:

1) кинематическая структура исходного положения должна обеспечить максимальное растяжение тех мышечных групп, на которые направлено данное упражнение;

2) динамическая структура выполняемого упражнения должна характеризоваться посте-пенным увеличением нагрузки на выбранную группу мышц вплоть до максимальной;

3) ритмическая структура выполняемого упражнения должна обеспечить наиболее эффек-тивный ритм выполнения движений (чем шире амплитуда и сильнее воздействие, тем реже ритм).

Рис. 41. Последовательность выполнения упражнений подготовительной

Части учебно-тренировочного занятия для развития гибкости

На выполнение упражнений для развития гибкости в учебно-тренировочном занятии плани-руется до 8 мин. По окончании выполнения названных упражнений приступают к проведению завершающей части разминки – выполнению специальных прыжково-беговых упражнений.

подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам основной части занятия. Хорошее разогревание организма, выполнение упражнений на гибкость создают необходимые предпосылки для выполнения упражнений, направленных на подготовку опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам в основной части занятия. Как уже отмечалось выше, для упражнений легкой атлетики характерен жесткий скоростно-силовой режим. Даже бег на длинные дистанции, кроссовый бег обязательно предполагают выполнение на отдельных участках дистанции движений с повышенной скоростью и с резким изменением усилий. Это происходит в случаях, когда нужно перепрыгнуть лужу, резко изменить направление бега на повороте или при обгоне другого бегуна, при изменении характера работы отдельных групп мышц опорной ноги, а также при беге по неровной поверхности и т.п.

Как показывает практика, выполнение подобных действий без специальной подготовки зачастую заканчивается травмами. Основная причина возникновения травм – неподготовленность отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата к возникающим нагрузкам (перегрузкам).

Исследования показали, что даже в обычном беге со средней скоростью ударная нагрузка в момент постановки стопы достигает 160 кг, а максимальная нагрузка на ногу в момент отталкивания в тройном прыжке – свыше 900 кгс. Большие напряжения наблюдаются при выполнении прыжков, метаний, действий при преодолении внезапно возникающих препятствий на дистанции кросса, в других упражнениях, особенно когда они выполняются в условиях естественного рельефа местности, т.е. на неровной поверхности. В этих случаях перегрузки на отдельные группы связок и мышц могут достигать критических величин. При отсутствии должной специальной подготовки данные ситуации зачастую приводят к травмам.

Основным средством подготовки опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам в основной части занятия являются специальные прыжково-беговые упражнения. В зависимости от содержания основной части занятия в качестве специальных упражнений могут использоваться любые прыжковые и беговые упражнения. критерием отбора должно быть соответствие главных параметров выполняемых специальных упражнений (кинематической, динамической и ритми-ческой структур) основному упражнению, к выполнению которого приступают в начале основной части занятия. Если после разминки приступают к изучению прыжков, большее внимание уделяется прыжковым упражнениям. Если готовятся к бегу – беговым упражнениям и т.д. Вместе с тем подбор упражнений должен обеспечить постепенное повышение нагрузки от минимальной до максимальной (соревновательной). Например, для подготовки к выполнению упражнений по бегу на короткие дистанции и прыжкам в длину можно рекомендовать следующие упражнения:
1) бег с высоким подниманием бедра; 2) многоскоки – «с ноги на ногу»; 3) «ускорение».

В зависимости от уровня подготовленности обучаемых прыжковые упражнения рекомен-дуется выполнять на отрезках 25–60 м, ускорения – 30–80 м. Количество повторений – 2–3 раза.

Кроме названной выше задачи выполнение специальных прыжково-беговых упражнений обеспечивает:

а) совершенствование элементов техники основных упражнений;

б) развитие специальных физических качеств.

В ряде случаев, когда время для проведения разминки ограничено, количество специальных упражнений сокращается, однако в любом случае завершается выполнение разминки упраж-нением на «ускорение».

Предварительная разминка не только повышает дееспособность организма занимающихся, но и является важнейшей мерой предупреждения травматизма на занятиях по легкой атлетике.

Ниже приведен примерный вариант подготовительной части в плане учебно-тренировочного занятия (50 мин.) с группой (табл. 1).

Таблица 1

Вариант подготовительной части учебно-тренировочного занятия с учебной группой

Содержание

Время, мин

Организационно-методические указания

Подготовительная часть занятия (15 мин.)

Организация обучаемых

Прием учебной группы

Группа в двухшереножном строю; проверить наличие личного состава, форму одежды и внешний вид обучаемых

сообщение темы, задач занятия

обратить внимание на значимость данного занятия для изучения последующего материала

проверка домашнего задания

Провести краткий опрос:

а) какие упражнения используются для проверки уровня развития быстроты;

б) какие нормативы в беге на 1000 м

упражнение на внимание: (повороты на месте)

добиться четкости выполнения команды, слажен-ности действия подразделения

Общая разминка

перестроить группу в колонну по три

ходьба, бег 1000 м

выполнить 15–20 м ходьбы и ускоренной ходьбы, после чего перейти на бег. Бежать каждый круг
(400 м) за 2 мин. Бежать в ногу. обратить внимание на постановку стопы на грунт (по прямой, носки не разворачивать)

упражнения на месте:

Интервал и дистанция 2 шага

"рывки руками"

И.П. – руки прямые, правая вверху. выполнять на
2 счета, энергичная смена положения рук

"повороты туловища"

Интервал, дистанция 3 шага, проверить равнение

И.П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы в кулак. добиваться энергичных поворотов всем корпусом

"наклоны в сторону"

И.П. – ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая вверху, пальцы в кулак. активная работа руки, расположенной вверху. Выполнять на 4 счета

"наклоны вперед"

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Три наклона вперед, на счет 4 – прогиб назад, ноги не гнуть

"полушпагат"

И.П. – выпад левой ногой вперед, руки на колено. на 3 счета упругие покачивания вниз, на счет 4 – поворот кругом; туловище держать прямо

План тренировочного занятия по легкой атлетике

Период: подготовительный

Тема занятия: Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание».

Задачи занятия:

    ознакомление с техникой прыжка в высоту способом «перешагивание»

    обучение технике отталкивания и перехода планки

    совершенствование техники бега с низкого старта

Спортивный инвентарь: свисток, секундомер, маты, стойки, планка, гимнастическая скамейка, волейбольный мяч.

Место проведения: спортивный зал.

I . Разминка .

Дозиров-ка (мин)

1. Построение, приветствие.
Сообщение задач занятия

2. Медленный бег

Бег равномерный, без рывков

3. Общеразвивающие упражнения

Наклоны головы в сторону

Повороты головы вправо, влево

Круговые движения руками в одну, затем в другую сторону

Рывки руками с поворотом туловища

Наклоны вперёд, вниз

Прогибы назад

Вращение корпуса в одну, затем в другую сторону

Выпад вперёд, смена ноги прыжком

Присед на левую ногу правая в сторону, противоположная рука на стопе, выход на прямую левую ногу без отрыва руки от стопы

Упор присев, левая нога прямая, смена ног под счёт

Упор присев, упор лёжа, упор присев, встать

приседание (руки на полу), разогнуть ноги, не отрывая рук от пола

Сохранять равновесие

Руки держать прямыми

Спину держать прямо

Колени не гибать

Голову не запрокидывать назад

Постараться полностью разогнуть ноги

4.Специальные беговые упражнения:
– бег с высоким подниманием бедра
– бег с захлестыванием голени назад

-«ножницы»

– многоскоки

– бег с ускорением

Корпус наклонен слегка, поднимая бедро-носок вниз

Приземление на носок, стопы держать мягко

Руки согнуты в локтях, кулак слегка сжат

Не поднимать высоко подбородок

II .Основная часть.

Дозиров-ка (мин)

Организационно-методические указания

1. Прыжки через препятствие:

Прыжок в беге

Прыжок с отталкиванием двумя ногами

Прыжок в беге с поворотом

Прыжок с отталкиванием двумя ногами с поворотом

Скорость движения вперед перевести в скорость полёта

2 Маховые движения ногой

Выполнение махов свободной ногой, слегка поднимаясь на толчковой ноге (стоя боком у стены и держась за неё)

3. Имитация техники постановки ноги и отталкивания в сочетании с маховыми движениями ногой и руками

Встать на маховую ногу, толчковую отставить назад. Сделать шаг толчковой вперёд, вывести на неё таз. Рука согнута в локте, одновременный мах ноги и руки, с отталкиванием вверх.

4. Прыжки с 3-х шагов разбега через гимнастическую.скамейку с выполнением «ухода» от неё.

Отталкивание энергичное с выносом маховой ноги до горизонт. положения

5. Прыжки через планку:

Преодоление планки в шаге

Прыжок через планку без разбега

Выполнение прыжка в целом

Подход к планке под углом 35 о -45 о. Приземление на маховую ногу. Носок маховой ноги и колено должны быть немного повёрнуты в сторону планки. Это способствует быстрому уведению таза от планки. При разучивании отдельных элементов прыжка обратить внимание на умение сохранять при приземлении равновесие и мягко гасить силу тяжести тела в случае падения.

6.Бег с низкого старта

Повторение исходного положения низкого старта. После команды «Внимание!» спринтер отрывает колено от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. При этом ноги несколько выпрямляются, тяжесть тела переходит на руки. После команды «Марш!» бегун отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается ногами. При выполнении стартового разгона следить за наклоном туловища и головы.

8.Передача волейбольного мяча через сетку

Разделить детей на две команды.

9.Игра «пионербол»

Отметить лучших игроков.

III . Заключительная часть.

Дозиров-ка (мин)

Организационно-методические указания

1.Медленный бег

2.Упражнения на расслабление.

3.Подведение итогов занятия.

Назвать характерные ошибки. Отметить лучших учеников.