Шахматные комбинации для начинающих. Что нужно знать о шахматах Количество возможных вариантов шахматных партий

1. Шахматы произошли от древнеиндийской игры VI века чатуранга, чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер").

2. В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.
Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы - это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе. В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске". Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры ферзь забрал 11 фигур.


6. Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры.


9. Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули". После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.


10. Один из турецких султанов имел привычку, играя в шахматы, задумчиво тереть босую ногу о валик дивана. Напрасно он это делал: его отравили, пропитав диванный валик ядом.


11. Индийский раджа Акбар, живший в XIX веке, любил созывать в свой сад несколько десятков танцовщиц, а сам забирался на высокую мраморную башню. Так он играл в шахматы, где фигурами были танцовщицы. Постепенно раджа отпускал девушек по мере удаления фигур с поля.


12. В древних и средневековых шахматах имелось немало экзотических модификаций фигур: драконы, кентавры, епископы, всадники и т.д. С развитием цивилизации их набор пополнялся, в том числе гренадерами, саперами и другими военными специалистами, а XX век обогатил шахматы танками, самолетами, и даже атомной бомбой, в которую превращается пешка, добравшись до последней горизонтали.


13. В Древней Индии в шахматы играли на пальцы. Побежденному отрубали палец на руке.


14. По личному указанию Хуана Антонио Самаранча в 1997 году один из бельгийских институтов провел исследование, из которого следовало, что игра в шахматы — труднейшее занятие с точки зрения стрессового воздействия. Человек, занимающийся этим, должен быть физически выносливым и иметь крепкую нервную систему. Говорят, что именно во время игры в шахматы скончались Иван Грозный и королева Бельгии Мария Генриетта Анна.


15. Именно в эту, страшно неприличную игру, предложила сыграть Робеспьеру жена Томаса Пейна, гражданина Франции, осужденного к гильотине за то, что он предложил не казнить Людовика XVI, а просто выслать его из страны. Жена Пейна выиграла жизнь своего мужа в шахматы. Пейн уехал в Америку и стал одним из отцов американской демократии.


16. Писательница конца XIX века Роза Майредер была теоретиком феминизма и постоянно возмущала современников своим шокирующим поведением. Мало того, что она демонстративно не носила корсет, она еще и не стеснялась заявлять, что ей нравится играть в шахматы. В те времена играть в шахматы для женщины считалось совершенно неприличным.


17. Положение игроков в обществе нередко влияло на стиль их игры. Например, и Наполеон, и Карл XII считали, что королю позорно прятаться, а потому в шахматы они никогда не делали рокировки. Карл при этом безбожно проигрывал.


18. Множество великих людей любили шахматы: Карл Великий, Спиноза, кардинал Ришелье, Пушкин, Стефан Цвейг, Толстой, Тургенев и Тамерлан. По одной из легенд, Гвиневра соблазнила Ланселота во время шахматной партии.


19. Семь искусств, которым обучались будущие рыцари, назывались «Семью рыцарскими добродетелями». Это фехтование, плавание, соколиная охота, сложение стихов в честь дамы сердца, владение копьем, верховая езда и игра в шахматы.


20. Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За тысячи лет до нашей эры жил да был царь по имени Махараджа Ранвир, который правил в древнем городе Магадхе, на берегах священной реки Ганги. Он так любил сражения, что всегда либо готовил войну, либо возвращался из похода. Но не все в его царстве разделяли это увлечение, и министры устали от его непрерывных военных кампаний. Надо было что-то придумать, чтобы избавить царя от его одержимости. И вот, первый министр призвал к себе Анантху, брамина-затворника, знаменитого астролога и математика, и попросил его помочь. Через неделю Анантха сообщил, что нашел лекарство, которое он продемонстрирует при дворе на следующее же утро. Наутро Анантха явился с доской в черно-белую клетку и 64 фигурами и научил махараджу Ранвира игре в шахматы. В те времена, собираясь на войну, владыка брал с собой слонов, верблюдов, коней и пеших ратников. Возглавлял войско первый министр. Таким образом, игра походила на настоящую битву. Она так понравилась махарадже Ранвиру, что он пообещал дать Анантхе все, что тот пожелает. Просьба Анантхи выглядела очень скромной: одно рисовое зернышко, положенное на первую клетку, два - на вторую, четыре - на третью, и так далее, пока не будут заполнены все клетки шахматной доски. Царь сначала подумал, что Анантха впал в маразм, пока не осознал, что с каждой клеткой количество зерен удваивается и уже к концу третьего ряда требуется 17 миллионов зерен (и 27 недель, чтобы их пересчитать). Если были бы заполнены все клетки, то очень много времени понадобилось бы, чтобы насчитать 18 446 744 073 709 551 615 зерен риса, приходящихся на последнюю клетку… Подсчитано, что общий вес риса при этом составит более 460 миллиардов тонн. Дело кончилось тем, что махараджа назначил Анантху министром финансов и больше никогда не ходил на войну, наслаждаясь игрой в шахматы.


21. Состав сборной США (!) на XXX шахматной олимпиаде в Маниле: Ирина Левитина, Елена Ахмыловская, Анна Ахшарумова, Эсфирь Эпштейн. Тренер - Александр Иванов.


22. Шашки старше шахмат.


23. Сколько шахматных коней можно разместить на шахматной доске так, чтобы они не находились под боем друг у друга? Ответ: 32.

Научные исследования и разработки последних десятилетий создали вычислители и программное обеспечение которые знают сколько всего ходов в шахматах существует вообще.

Эти программы способны на перебор огромного количества вариантов, и определить сколько вариантов ходов в шахматах можно сделать.
Сейчас шахматы являются моделью научных исследований в технике, психологии, педагогике. При решении шахматных задач используется так называемый переборный тип, когда из возможных элементов решения выбирается наилучший.

Шахматная игра, с самых общих позиций, представляет из себя перебор громадного (10 в 120 степени) числа вариантов.

Если рассматривать начало игры то сначала есть только 20 ходов: 16 пешками, 4 конями. После второго 20*20 =400 позиций, третьего уже 8902 позиций и лавинообразно количество позиций или дерево перебора от хода к ходу увеличивается. Всего подсчитано сколько ходов в шахматах то это огромная цифра 10 в 120 степени.

Таким образом, доказывается теорема о том, что суперсовременный компьютер, в принципе, может: «белые начинают и выигрывают».

Что может компьютер в шахматах

О том, что компьютер принципиально может выиграть у человека необходимо рассмотреть «вычислительные мощности» оппонента: человеческого мозга.
Мозг самое сложное мироздание, то 100 миллиардов нейронов и почти в 10 000 раз больше соединений нейронов – квадриллион вариантов. Если компьютерная скорость обработки превысит квадриллион операций плюс надо учитывать запутанность связей между нейронами, то чтобы перебрать все варианты нужен . Как видно компьютер способный перебрать сколько ходов в шахматах таких мощностей пока не придумали. Учитывая различную локализацию функций мозга вообще у разных людей, можно сделать вывод о большой вероятности выигрыша имеющимся программным обеспечением. С другой стороны профессиональный шахматист смотрит на позиции фигур на доске в целостной картине. Он видит потенциально выигрышные и проигрышные ходы с предугадыванием действий соперника. У компьютера нет внутренней интуиции и поэтому он вынужден анализировать все возможные ходы, но по мере роста возможностей компьютерной техники и совершенствования программного обеспечения человеку не угнаться за кремниевым, или силиконовым чипом.

Всем известен официальный турнир в 1997 году, когда компьютер компании IBM с программой Deep Blue, выиграл партию у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
В 2003 году программа Deep Junior свела турнир с Каспаровым вничью. С тех пор было доказано, что шахматы навсегда оказались вычеркнуты из первенства человеческого интеллекта над машинным. Кроме того, человек-игрок подвержен бременем усталости, эмоций, грубых ошибок в отличие от машины.

Таким образом, компьютер сможет рано или поздно просчитать эту игру до конца и определить точно сколько ходов в шахматах, но это ни в коей мере не значит, что шахматы потеряют свой интерес.

Наоборот компьютеры пусть соревнуются между собой, а люди между собой. Так будет не только с шахматами, а и с другими играми.

Да это и понятно, спринтеры не соревнуются по скорости с автомобилями, а математики с калькулятором.

На вопрос Сколько всего различных вариантов партий в шахматы возможно? заданный автором скопидомствовать лучший ответ это Ответ PawnMaster, начиная с 3-ей строки уже не верен. Число вариантов на 2-м ходу зависит от конкретного сделанного первого хода, и общее число вариантов уже на 2-м ходу больше.
Далее цитаты:
Вначале иррациональные осложнения!
Почему?
Ответ: потому, что иррациональные осложнения и – добавлю – сопутствующие иррациональным осложнениям атаки материальных мишеней всего ближе предстоят к истинной и неискаженной природе шахматной игры. Последняя же отождествляется мною с природой шахматного хаоса.
Хаос первичен. В шахматах же хаос – это бесконечное и первозданное множество всех возможных, то есть всех разрешенных правилами игры шахматных партий. Повторяю: всех шахматных партий без исключений. В том числе и бессмысленных партий!
Важно то, что хаос способен к самоупорядочению. Порядок вторичен. Добавлю: переход от хаоса к порядку происходит сам по себе, то есть спонтанно, происходит без внешнего воздействия на сложную динамическую систему. Работают внутренние параметры системы. Они – эти параметры – отвечают за «все без исключения» !
...
По моим самым осторожным арифметическим подсчетам, позиция на диаграмме – это всего лишь одна «реальная» шахматная позиция из... десятков тысяч возможных и несостоявшихся финальных шахматных позиций. Тех позиций, в которых шахматист прерывает расчет вариантов и приступает к оценке ситуации на доске. Одна точная позиция на сотни, тысячи позиций неточных!
...В только что приведенных мною красивых вариантах воедино переплелись и атака, и контратака противника (с точки зрения белых – защита) , и стратегическая игра. Все вместе они определяют, так называемый, перемешивающий слой – центральное понятие теории динамических систем. В перемешивающем слое царит хаос, господствуют неопределенность и Его Величество Случай. При этом нам – шахматистам – необходимо абсолютно точно осознать прозрачную истину: Его Величество Случай – это не результат нашей с вами некомпетентности или недобросовестности. Он – Его Величество Случай – есть всего лишь символ нашего истинного незнания, символ принципиальной невозможности абсолютно точно оценить шахматную позицию. Порядок в шахматах – это островки знания в океане хаоса. Мы обречены блуждать в дебрях шахматных вариантов. Шахматы – практически неисчерпаемая игра.
...
1. Модель шахматной игры станет динамической моделью тогда, когда мы догадаемся «впрыснуть» в модель хорошо известный науке принцип «lineaminorisresistentiae» (принцип «линии наименьшего сопротивления»). Отмечу тот факт, что этот важнейший для любой солидной теории принцип ввел в теорию шахматной игры еще Эм. Ласкер – второй чемпион мира по шахматам.
2. Шахматный хаос первичен. Он представляет собой бесконечное множество всех возможных шахматных партий. Или иначе: шахматный хаос – это совокупность всех без исключений шахматных «траекторий» (шахматное дерево). Физический аналог – термодинамические хаотические системы в Природе. «Законы» - правила шахматной игры.
Важнейший нюанс: ценности всех без исключений шахматных фигур равны нулю. В том числе – короля!
3. Постулируя бесконечную шахматную ценность короля, мы мгновенно частично упорядочим шахматную систему. Возникнет собственно шахматная игра (цель игры – мат неприятельскому королю). Для нас важно то, что при переходе от хаотической шахматной игры к игре частично упорядоченной элементы хаоса в системе останутся. Они – эти элементы хаоса – неуничтожимы.
4. Динамической системе, если она достаточно сложна, не нужен «надзиратель». Система сама «принимает» решения. «Принимает» решения случайным образом.
...
Отвечу коротко и недвусмысленно: шахматная игра не вмещается в узкое для нее ложе классических научных представлений. Добавлю: при описании нами шахматной системы нам будет необходимо дополнить традиционную двузначную логику, с ее классическими «да» и «нет» , новой, третьей по
Источник:

Ответ от умопомрачение [гуру]
неизвестно. их бесконечное множество!


Ответ от Качественный [гуру]
ШАХМАТЫ– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару) , а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья) , конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника] , а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» , в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеаз


Ответ от Вещество [новичек]
Если вы играете в шахматы, то вам может показаться, что количество разных партий, возможных в этой игре – бесконечно. Тем не менее, оно вполне поддаётся подсчёту.
Вначале игрок, получивший право первого хода, обладает набором из 20-ти возможных ходов. Затем второй игрок также делает свой выбор из 20-ти вариантов. Это значит, что после первого обмена ходами, количество возможных комбинаций на доске равняется 400.
Ещё через один круг это число возрастёт до 20 тысяч.
Американский математик Клод Шеннон подсчитал точное количество всех возможных комбинаций. Выяснилось, что число разных шахматных партий, которые можно сыграть, равняется 10-ти в 120-ой степени. И это число значительно превышает количество атомов во Вселенной, которое составляет всего 10 в 80-ой степени.


Ответ от форвард [новичек]
Расчет за одну сторону:
1 ход - 20 вариантов
2 ход - всего 40 вариантов, но существует 12 блокировочных ходов (например, ход конем блокирует 2 варианта хода пешки на 2 ходе) в итоге, при определенном варианте 1 хода, на 2м ходе остается либо 39, либо 38 вариантов, до 3го не считали.

День добрый, дорогой друг!

При слове «комбинация» в сознании автора этих строк возникает образ Великого Комбинатора. Однако мы знаем, что в шахматах успехи Остапа Ибрагимовича оставляли желать лучшего. Шахматные комбинации получались у него значительно хуже, нежели в повседневной жизни.

Причина очень проста: комбинация в шахматах – инструмент. А инструмент, как известно, работает в умелых руках.

Должен заметить, что научиться хорошо играть в шахматы не так уж и сложно при правильном подходе. Отличным подспорьем для вас станут Программы подготовки шахматистов .

Что такое комбинация в шахматах?

Слово «комбинация» в словаре означает соединение, сочетание.

Комбинацией в шахматах принято считать сочетание ходов с применением жертвы, которые объединены определенной идеей или целью . Используя специальную шахматную терминологию, – форсированный вариант.

Википедия предлагает нам достаточно разветвленную классификацию шахматных комбинаций: по мотивам, по объектам, по приемам, на отвлечение, завлечение и так далее.

Можно классифицировать комбинации и по-проще: быстрые, матовые, лучшие, интересные, выигрышные.

С точки зрения практической пользы, из всего этого многообразия, интерес представляет разве что классификация по результату.

Шахматист – практик, когда обдумывает ход или серию ходов, никогда не задумывается, как следует классифицировать его задумку.

То есть, он хочет добиться определенного результата, используя комбинацию. Шахматист никогда не думает так: «Я хочу провести комбинацию на завлечение». Он думает по другому: «Я хочу достичь выигрышной позиции. И вижу для этого путь — провести комбинацию.»

Он хочет с помощью комбинации:

  • Добиться выигранной позиции
  • Добиться ничейной позиции
  • Поставить мат
  • «Залезть» в пат
  • Кардинально изменить ситуацию на доске

Это неполный перечень целей для проведения комбинаций. Давайте не будем мудрствовать лукаво и посмотрим интересные примеры комбинаций.

Примеры комбинаций

Комбинации далеко не всегда игра на мат.

1. Проходная пешка


Как использовать проходную пешку, когда ее намертво стережет белая ладья с поля g4?

2...Лh4!!

Правильно, ее можно отвлечь, пожертвовав свою собственную ладью. А заодно и связать, чтобы уж никуда не делась. Черные выигрывают.

2. И гра на пат

Черный король в положении пата. Отсюда идея комбинации.

1...Лf6! 2.Кр:b2 Лf2+

Ладья шахует по линии f до бесконечности. А если король подходит и бьет ладью, — на доске пат.

3. Игра на мат

Черные фигуры занимают неудачные позиции и перегружены защитой.

1.Лb8!!

Жертва ладьи и позиция черных разваливается, как карточный домик. При любом взятии ладьи следует мат.

4. Рентген


Притаившийся слон на g7 нередко выполняет роль «рентгена». Эта позиция — типичный пример.

1...ef 2.gf K:e4! 3.de d3!

И белые несут материальные потери.

Что такое комбинационное зрение?

Комбинационное зрение – способность замечать комбинационные возможности в той или иной позиции.

Отчасти эта способность врожденная. Что-то вроде музыкального слуха. Он может быть абсолютным, хорошим или так себе.

Если способность так себе, ее можно развить до хорошего уровня с помощью тренировок. Решения комбинаций, анализа партий, наблюдением на игрой сильных шахматистов.

В шахматах комбинационное зрение улучшается вместе с повышением вашего мастерства и накоплением опыты.

Как развивать комбинационное зрение?

Изучать названия и классификации – занятие познавательное, но по большей части бесполезное. Изучать и знать нужно другое:

Точные позиции

Когда мы точно знаем, как оценивается позиция, которая может получиться в результате хода, комбинации или варианта, — мы можем к ней стремиться.

Например:

Надо ли белым разменивать ферзей ходом 1.Фd5+? Смогут ли они выиграть партию?

Все зависит от того, как мы оцениваем позицию после форсированного 2…Ф:d5 3.Кр:d5


Эта позиция выигрышная для белых. Мы это ТОЧНО знаем и можем к ней стремиться. В том числе применяя различные комбинации, жертвы и прочие технические приемы.

Типичные приемы

Двойные удары. Есть и другие приемы, мы их разбирали в отдельных статьях. Все эти приемы — спутники комбинаций.

Не важно, как называть комбинацию – отвлечением, завлечением или еще как. Важно, чтобы вы знали, как это делается и помнили об этом во время партии. Когда партия завершится вашей победой, — честь вам, хвала и очко в таблицу.

Победителем становится не тот, кто знает названия, а тот, кто умеет хорошо играть.

Задачи

1.Белые начинают и дают мат в 4 хода:

2.Белые начинают и выигрывают:

3.Белые начинают и дают мат в 2 хода:

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

День добрый, дорогой друг!

Классифицировать возможные варианты партий в шахматах можно по-разному. Было бы желание. Что и попытаемся сделать в сегодняшней статье.

Скорее в познавательных целях, нежели практических. Хотя как знать… известно, что математические расчеты (об этот чуть ниже) легли в основу современных компьютерных шахмат. Предлагаю несколько способов классификации:

По количеству

По количеству возможных партий в шахматы и по количеству возможных позиций. Эти цифры отличаются.

Изобретать велосипед не будем. Для этого есть «специально обученные люди»). Например американский ученый-математик Клод Шеннон.

По количеству партий

Количество возможных неповторяющихся партий составляет 10 120

Это так называемое число Шеннона . Для вычисления использовались следущие предположения:

  1. каждая партия среднем продолжается 40 ходов
  2. при каждом ходе шахматист делает сой выбор из 30 альтернативных ходов.

Число 10 120 вряд ли можно как-то осмыслить разумом. Прибегнем к сравнению: число атомов о вселенной колеблется по различным оценкам от 4*10 79 до 10 81 . Иными словами меньше числа Шеннона в 10 40 раз.

По количеству позиций

Тот же Клод Шеннон сделал расчет и по количеству возможных возможных позиций шахматах. Это число составляет 10 43

Тоже немало, согласитесь. Хотя и меньше, чем атомов во вселенной.) Здесь вселенские масштабы оказались значительнее шахмат. Что, впрочем, лично меня не сильно расстраивает.

По формату

Существует дольно большое количество различных вариаций шахматных партий существовавших как ранее, так и сейчас. Остановлюсь на самых известных и знакомых автору этих строк.

Классическая партия

Это те шахматы, которые подавляющее большинство из нас играет. Классические правила, 2 игрока.


По переписке

Все то же самое, только удаленно и растянуто во времени. Иногда .

Ходы передаются с помощью почты, интернета, ранее для передачи ходов иногда пользовались телеграфом или телефоном. С развитием компьютеризации шахмат этот вид постепенно теряет популярность по понятным причинам.

В слепую

То есть, не глядя на доску. Вернее доска перед глазами игрока может присутствовать, по договоренности, — но фигур на ней нет. Ходы передаются с помощью шахматной нотации.

В слепую может играть один игрок или оба.

В первом случае, как правило, сильный шахматист играет против более слабого, чтобы как-то уравнять шансы. Или дает сеанс нескольким игрокам. В свое время такие сеансы, на 30 и более досках, давал Александр Алехин .


Консультационная

Такие партии практиковались в прошлом. Обычно, сильный шахматист играл против менее искушенных игроков, которые могли консультироваться и советоваться между собой.

Шахматы Фишера

Отличие этого вида шахматах от классики – начальная расстановка. Фигуры располагаются также на первых и последних дух горизонталях, но произвольно. Например, король может стоять на b1.

Живые шахматы

В роли фигур ыступают живые люди и перемещаются по доске по команде играющих. Понятно, что и доска должна быть соответствующих размеров и одеяние «фигур» должно быть таким, чтобы отличить короля от ферзя к примеру.


Обычно живые шахматы – публичное декоративное мероприятие, которое используют на праздниках.

Это неполный перечень конечно. Но мы договорились, что объять необъятное» — не наш метод)

По контролю времени

Классика

При классическом контроле время на обдумывание каждому игроку дается не менее часа на партию. Наиболее популярный контроль 1.30 часа на 40 ходов . Далее возможны варианты: 30 минут до конца, 20 минут с добавлением секунд за каждый сделанный ход и некоторые другие.

Рапид

Рапид или быстрые шахматы – такой формат игры, в котором каждому из игроков дается ремя на обдумывания более 10, но менее 60 минут .

Контроль может быть как с добалением секунд на каждый сделанный ход, так и без добавления. Сегодня самый популярный контроль времени в рапиде – 15 минут +10 секунд добавления на каждый ход.