Сравнение пользы оздоровительного бега и спортивной ходьбы. Основные виды ходьбы

Меры безопасности при проведении тренировочных занятий по легкой атлетике.

Общие меры безопасности . Не начинайте тренировку без предварительной подготовки к ней (разминка). Внимательно осмотрите место и условия, где будет проходить тренировка, и если есть помехи, то устраните их. Изучите упражнение, соразмерьте его со своими возможностя­ми, и если возможности не позволяют, то лучше выбрать по­легче упражнение, чтобы выполнить его на высоком уровне. Контролируйте свои действия во время тренировки, особенно, когда начинает наступать утомле­ние и при разучивании новых, сложных по тех­нике упражнений.

Спортивная ходьба . В спортивной ходьбе наибольшая нагрузка падает на мышцы задней поверхности бедра и стопы, поэтому при помощи упражнений разогрейте и растяните их. Смотрите всегда на 4 -5 шагов вперед, особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы вовремя заметить неровности и ямки, дабы не поставить на это место ногу. Контролируйте свои движения, при монотонной работе длительное время можно расслабиться и получить травму. Особое внимание обратите на удобную обувь и одежду, чтобы не было потертостей - это основная беда ходоков.

Бег .1) Не бегать против движения.2) Не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут). 3) Обгонять всегда справа. 4) При обгоне нельзя резко принимать влево. 5) Помнить, что первая дорожка для всех бегунов.

Прыжки . Яма с песком должна быть вскопана, в прыжках в высоту толщина поролоновых матов должна соответ­ствовать правилам соревнований, маты должны плотно состыко­вываться друг с другом. Не начинайте разбег, пока в месте приземления находится другой прыгун. Шесты для прыжков должны соответствовать нормам и стандартам. Чтобы не получить травму при приземлении, научите прыгуна сначала правильно призем­ляться.

Метания . 1) В секторе не должно быть посторонних; 2) В поле для метаний нельзя стоять или идти спиной по на­правлению к метателю; 3) Нельзя стоять со стороны метающей руки метателя (если правша, то справа и наоборот); 4) При метаниях группой-шеренгой (граната, мяч), метать надо поочередно справа налево, если все метают правой рукой.

Причины возникновения травм : 1) Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепенности в увеличении нагрузок и сложности упражнений. 2) Недочеты в организации занятий, перегрузка мест занятий, слишком большое количество занимающихся в одной группе, проведение занятий без преподавателя и т. п. 3) Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудова­ния, инвентаря, одежды и обуви спортсменов. 4) Неблагоприятные метеорологические условия. 5) Нарушение правил врачебного контроля, допуск к занятиям без разрешения врача. 6) Нарушение спортсменами дисциплины и установленных пра­вил во время тренировок и соревнований.

Основы техники ходьбы и бега.

Ходьбы и бег имеют общие основы и свои специфические особенности. Основой является шаг и связанные с ним движения рук и туловища. Двойной шаг (шаг с правой ноги с левой) составляет один повторяющийся цикл движений. Движения рук и ног в спортивной ходьбе и беге согласованы, и строго перекрестны. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения: сгибание, разгибание, скручивание, боковые наклоны. Движения позвоночника, которые обусловливают встречные движения таза и верхней части туловища, зависят от согласованной работы многих мышечных групп. Отталкивание и в беге и в ходьбе выполняется преодолевающей работой мышц.

Спортивная ходьба . Длительность опоры каждой ноги больше чем длительность переноса, поэтому в двойном шаге имеются периоды двойной опоры и одиночной, которые непрерывно чередуются. Но двойная опора в спортивной ходьбе мала.

* Задний шаг (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

* Передний шаг (граница фазы - момент постановки ноги на опору);

* Переход опоры (с левой ноги на правую).

Полный цикл содержит 6 фаз по два периода одиночной и двойной опоры.

Источником движущих сил при спортивной ходьбе служит работа мышц, которые выполняют перенос ноги и отталкивание от опоры. Разгибанием бедра опорной ноги (преодолевающая работа разгибателей тазобедренного сустава) спортсмен делает «активный перекат», способствует продвижению тела вперед над опорой. Перенос другой ноги перемещает ЦТ тела вперед от места опоры и придает ему некоторую скорость (преодолевающая работа сгибателей тазобедренного сустава). Таким образом, при спортивной ходьбе спортсмен выталкивает тело впереди вверх на выпрямленную в коленном суставе ногу. От быстроты переноса ноги при ходьбе зависит частота шагов, тем выше темп. Чрезмерное учащение шагов уменьшает их длину и скорость больше не нарастает.

Бег . Время переноса ноги в беге дольше, чем время опоры, поэтому двойной опоры в беге не бывает. Имеется безопорное положение – полет. В двойном шаге имеются два периода опоры (на одной ноге) и два периода полета. Размах и быстрота движений в беге больше чем в ходьбе:

* На короткие дистанции размах и быстрота движений наибольшие;

* На длинные – наименьшие.

* Вынос ноги в полете (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

* Их разделяет момент наибольшего выноса стопы (относительно таза);

* Опускание ноги к опоре (граница фазы – момент постановки ноги на опору);

* Подседание на опорной ноге;

* Отталкивание с выпрямлением ноги.

По мере увеличения скорости бегущего спортсмена потери энергии (при амортизации) и их восстановление (при отталкивании) за время опоры становятся меньше. Дело в том, что повышается частота шагов и, следовательно, сокращается их длительность.

Виды бега: бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, бег на сверхдлинные дистанции, барьерный бег, стипль-чез.


Основы техники прыжков.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) Вертикальные. 2) Горизонтальные.

Прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.

Составные части: 1) Разбег и подготовка к отталкиванию. 2) Отталкивание. 3) Полет. 4) Приземление – с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

Разбег и подготовка к отталкиванию . Основные задачи – придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания.

Можно выделить два варианта разбега: 1) Равноускоренный разбег. 2) Разбег с поддержанием скорости. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.

Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.

Отталкивание - основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую. Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат. Одним из факторов, определяющих эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол постановки толчковой ноги.

Угол, образующийся вектором начальной скорости вылета тела прыгуна и горизонтом, называется углом вылета. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания.

Основные факторы, определяющие результативность прыжков, - начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета.

Полет . Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную. Траекторию движения ОЦМ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦМ.

Приземление . Цель – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. В прыжках в высоту сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбери-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.

В прыжках в длину прыгают в яму с песком.

Мягкое приземление происходит за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути и за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела.

Основы техники метаний.

Основной целью спортивных метаний является дальность полета снарядов, однако падения снаряда должно быть в зоне, установленной правилами соревнований. Скорость снаряду сообщается на различных по длине отрезков, расположенных пространственно отдельно один от другого. Вначале скорость сообщается снаряду в процессе разбега (копье – 7,8 м/с), скачка (ядро – 2-3 м/с, диска- 7,8 м/с) или нескольких поворотов (молот 20-23 м/с) – это предварительная скорость. Затем скорость сообщается снаряду в финальном усилии – заключительная скорость. Они возрастают по сравнению с предварительной скорость при метании копья и толкании ядра примерно в 4-5 раз, при метании диска – в 2 раза. Предварительная скорость сообщается снаряду за счет работы ног и туловища, заключительная – за счет включения мышц плечевого пояса и рук (копье, ядро, диск). Оптимальный угол вылета для всех снарядов меньше 45°. Ядро – 38-41°, копье – 27-30°, диск (ж) – 33-35°, диск (м) – 36-39°, молот - 44°. Технику метаний можно разделить на части в соответствии с их задачами: 1) Держание снаряда. 2) Подготовка к разбегу и разбег. 3) Подготовка к фин.усилию. 4) Фин.усилие. 5) Вылет и полет снаряда.


Похожая информация.


Бег, несмотря на кажущуюся простоту в плане техники своего выполнения, является одним из тех видов спорта, который насчитывает в себе одно из самых больших количеств дисциплин и разновидностей, начиная , и заканчивая кроссовым .

Более того, бег является неразделимой частью многих видов спорта, таких как баскетбол, акробатика и других дисциплин, где требуется , скорость и отточенная . О том к какому виду спорта относится бег, какие есть виды бега, дистанции , а также базовые нормативы, обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Бег, какие виды существуют и в чем их отличия?

Виды бега в легкой атлетике можно разделить на основные дисциплины и беговые виды спорта, такие как:

Спринт

Данная беговая дисциплина отличается преодолением от до , по ровной поверхности, с максимальным разгоном. Стоит иметь в виду, что требует огромных энергетических затрат , здоровой и дыхательной системы, что делает его актуальным лишь для соревнующихся спортсменов, и различных любителей активного образа жизни. Однако категорически не рекомендован людям, желающим и наработать выносливость, а также , в независимости от триместра беременности!

Бег с преодолением препятствий

Также располагает короткими беговыми дистанциями, как правило не превышающими 400-500 метров, с расположением , высота которых может варьироваться от 35 до 95 и более см, в зависимости от пола спортсменов, их мастерства, возраста, а также погодных условий. Бег с преодолением препятствий является травмоопасной дисциплиной , так как нередки случаи столкновения бегуна с препятствием, либо неудачным его преодолением, что ведет к падениям, которые усугубляются , приближенной к спринту!

Кроссовый бег

Довольно противоречивая беговая дисциплина, которая несмотря на всю свою зрелищность, не является олимпийским видом спорта. предполагает преодоление до 12 км, по труднопроходимой местности, такой как лесные тропинки, грунтовая дорога, и даже пустыни. Кроссовый бег требует преодоления дистанций на низких скоростях , с редкими для прохождения крутых подъемов и перепрыгиванию дорожных неровностей. Занятия кроссовым бегом показаны как новичкам, так и опытным спортсменам в период подготовки к выступлениям, так как при соблюдении всех правил безопасности, пробежки отлично тренируют выносливость, силу и дыхание, при этом фактически не нагружая за счет отсутствия жесткого .

Марафонский бег

Беговая дисциплина, требующая от спортсменов максимально возможной выносливости в следствии невероятно длинных трасс , продолжительность которых может доходить до 42 км. Для преодоления таких экстремально длинных дистанций, бегуны придерживаются низких скоростей, приближенных к . Марафонский бег довольно популярная дисциплина, заслужившая почет не только на олимпийских играх, но и в среде любителей-энтузиастов, а также на масштабных мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни, где огромное число добровольцев преодолевают марафонские и в городских условиях, тем самым неся спортивную идеологию в широкие массы!

Бег на средние и длинные дистанции

Весьма распространенные разновидности бега, получившие особую популярность на уроках физкультуры в различных учебных заведениях, а также среди обычных любителей здорового образа жизни . Данная дисциплина предполагает прохождение трасс длинной от до , что является оптимальным вариантом как для людей, желающих сбросить , так и для опытных спортсменов, желающих поддерживать свое е.

Интервальный бег


Довольно своеобразная беговая разновидность, которая требует от спортсменов периодического изменения скоростного режима от медленно до быстрого, в условиях одного забега. Благодаря такой смене скоростей, эффективно улучшает не только выносливость, но и , однако в силу своей спецификации, подобный бег рекомендован лишь профессиональным спортсменам, умеющим контролировать дыхательный ритм. Новички и любители также могут постараться освоить интервальный бег, виды и разновидности которого не имеют принципиального значения, однако без должной подготовки дыхательной системы, они будут довольно быстро уставать, не реализуя при этом всей необходимой нагрузки на нижние конечности.

Виды спорта непосредственно связанные с бегом

Различные виды бега, является одной из тренировок большинства видов спорта, кроме наверное шахмат, пауэрлифтинга, сумо и бальных танцев.


Однако если в некоторых видах спортивных состязаний, тренировка по бегу несет лишь вспомогательную функцию по общему укреплению организма, в некоторых других видах спорта, бег является их неотъемлемой составляющей , к таким спортивным дисциплинам относятся такие категории как:

  • Прыжки с разбега в длину . Тут бег играет ключевую роль в достижении максимального результата, и спортсмены месяцами оттачивают технику с максимальным разгоном на короткий промежуток времени.
  • Прыжки с шестом . Невероятно зрелищный вид спорта, который также требует от спортсмена досконально владеть техникой бега, сохраняя при этом правильный дыхательный ритм для произведения мощного толчка с помощью шеста.
  • Прыжки через перекладину . Для осуществления правильного и безопасного прыжка, необходимо произвести выверенный разгон, где без отработанной техники бега простой не обойтись.
  • Различные эстафеты . являются одной из немногих командных дисциплин в легкой атлетике, где важен бег на дистанции в 5- . Кроме того, эстафеты являются неотъемлемой составляющей многих школьных соревнований на более короткие дистанции, где главным залогом победы является бег.
  • Футбол . Данный вид спорта также напрямую зависит от способности футболиста преодолевать длинные расстояния с сохранением при этом правильного дыхания. Стоит отметить, что именно для футболистов весьма актуальным является интервальный бег, который позволяет быстро ускорятся, замедлятся и при этом сохранять четкий самоконтроль относительно ситуации на поле, с наименьшими затратами физических сил.

Какой вид бега для вас лучше?


Утверждающего ответа на подобный вопрос не сыскать, так как каждая из беговых дисциплин подходит людям с определенными целями. Однако существуют категории людей, которым следует отдавать предпочтение лишь одной из вышеописанных разновидностей бега, что полезно для таких групп населения как:

  • Люди, желающие поддерживать тело в тонусе, а также ставящие перед собой . Данной категории спортсменов следует отдавать предпочтение пробежкам на в умеренном темпе.
  • , желающие увеличить общую выносливость в целом и укрепить дыхательную систему в частности. Таким людям необходимо делать акцент на марафонский бег, с плавным увеличением преодолеваемых расстояний.
  • Новички желающие комплексно увеличить как выносливость так и силу ног, с легкостью могут освоить технику кроссового бега, которая к тому же является наименее травмоопасной в плане износа коленных суставов. Также таким людям подойдут любые другие разновидности, физкультура в легком режиме и прочие общеукрепляющие мероприятия.
  • Спортсменам играющим в футбол, хоккей, баскетбол, необходимо делать акцент на интервальном беге.

Довольно часто по утрам или в вечернее время можно увидеть людей, занимающихся ходьбой. Есть множество разновидностей ходьбы: обычная, спортивная, оздоровительная, а также ходьба с палками. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие бывают виды ходьбы, их характеристики, а также пользу и вред, которые они могут принести организму человека.

Влияние на организм человека

Техника человеческой ходьбы называется «двойным маятником». Во время движения вперёд нога, которая покидает землю, делает движение (качается) вперёд от бедра. Это - первое движение «маятника». Затем нога соприкасается пяткой с землёй и перекатывается на носок - это возвратное движение «маятника». Движение обеих ног координируется так, что одна или другая нога всегда находятся в контакте с землёй. Этим ходьба отличается от бега - в беге есть баллистическая фаза, где обе ноги бегуна находятся в воздухе.

Знаете ли вы? По подсчёту учёных, ещё в начале прошлого века обычный человек за жизнь преодолевал пешком путь в 75 тысяч километров. Для наших современников пешеходный «жизненный путь» сократился почти на треть, его длина равна 24 тысячам километров.

Человечество применяет на практике много видов ходьбы (спортивную, оздоровительную, лечебную, скандинавскую и прочее), и все они очень полезны для здоровья.

Занятия ходьбой в течение даже минимального периода от тридцати до шестидесяти минут в день, пять дней в неделю, значительно снижает риски для здоровья и шанс возникновения онкологических заболеваний, диабета типа 2, кардиологических заболеваний, тревожных расстройств и депрессии.

Ожидаемая продолжительность жизни увеличивается даже у людей, страдающих ожирением или высоким кровяным давлением. Ходьба также улучшает здоровье костей, особенно усиливая бедренные кости, а также снижает в организме уровень холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) и повышает полезный холестерин липопротеинов высокой плотности (ЛПВП).

Важно! Научные исследования показали, что регулярная ходьба может также помочь предотвратить возникновение приобретённого слабоумия и болезни Альцгеймера.

Польза

Регулярные пешеходные занятия снижают риск возникновения таких болезней:

  • ишемической болезни сердца;
  • инсультов;
  • диабета;
  • высокого кровяного давления;
  • рака кишечника;
  • остеопороза.


Общее воздействие ходьбы на организм человека:

  • повышает силу и выносливость;
  • тренирует и развивает мышцы тела;
  • укрепляет суставы нижних конечностей, что является профилактикой артрита;
  • способствует контролю веса;
  • снижает артериальное давление;
  • значительно улучшает состояние сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
  • увеличивает объём лёгких;
  • увеличивает продолжительность жизни;
  • уменьшает стресс;
  • улучшает память;
  • концентрирует внимание;
  • увеличивает способности к обучению;
  • повышает продолжительность жизни;
  • улучшает настроение.

Вред

Так как ходить можно по-разному, некоторые разновидности этой физкультуры требуют от спортсменов довольно больших затрат энергии, что может плохо сказаться на состоянии здоровья определённых людей.
К группе риска можно отнести пациентов:

  • с кардиологическими заболеваниями;
  • имеющих болезни сосудов;
  • после перенесённых инфарктов или инсультов;
  • с высоким артериальным давлением;
  • при любом обострении хронических болезней;
  • с офтальмологическими проблемами (глаукомой);
  • с большим весом;
  • с болезнью лёгких.

Важно! Людям с вышеперечисленными заболеваниями противопоказано заниматься даже ходьбой на месте, поэтому любые физические нагрузки должны обсуждаться с лечащим врачом.

Возможный вред:

  1. Если занятия бывают нерегулярными, или же человек совершает пешие прогулки исключительно по гладкому асфальту, в процессе тренинга принимает участие не вся мускулатура, а значит, в некоторые мышцы не поступает кровь. Это становится причиной увеличения сердечной нагрузки, и как следствие - возникновения болезней. Наиболее известной из них является варикозное расширение вен. Чтобы предотвратить варикоз, ходите по неровной поверхности (по булыжникам, гальке, брусчатке). Такой «горбатый» маршрут является отличной профилактикой гипертонических заболеваний.
  2. Боли при ходьбе могут появиться в поясничном отделе, в бёдрах или в икрах ног. Такая неприятность может произойти в том случае, если во время прогулки человек держит неправильную осанку, имеет большой лишний вес, задаёт слишком высокий темп или обут в неудобную обувь.


Разновидности ходьбы

Ходьба разделяется на несколько подвидов:

  1. Нормальная или обычная - присущая всем людям, но, тем не менее, хорошо влияющая на метаболизм, а также на сосуды и сердечную деятельность. Нормальный пешеходный темп способствует полноценной нагрузке на лёгкие.
  2. Быстрая или скоростная - такое передвижение положительно влияет на развитие мышц, так как этот вид пешеходных занятий предполагает перемещение мелкими шагами. Быстрое передвижение прекрасно подходит людям, перенёсшим инфаркт, но не бросающим спорт.
  3. Для оздоровления - такой разновидностью можно заниматься как вечером, так и утром, ежедневно по 30–60 минут. Эти занятия не требуют высоких физических нагрузок, но поднимают настроение и тонус, увеличивают работоспособность.

Важно! При оздоровительной ходьбе желательно не разговаривать, чтобы не сбить дыхание, а также необходимо контролировать сердечный ритм. Нормальный пульс на оздоровительных пешеходных занятиях - 95 ударов в минуту.

Техники ходьбы

Техника передвижения по-разному влияет на работу различных групп мышц:


Знаете ли вы? Крупнейшим в мире многодневным пешеходным мероприятием является Международный четырёхдневный марш Nijmegen в Нидерландах. Родина этого движения - город Неймеген, первое мероприятие проведено в 1916 году. В зависимости от возрастной группы и категории здоровья, пешеходы должны проходить 30, 40 или 50 километров каждый день в течение четырёх дней.

Оздоровительная

Оздоровительная ходьба - при этом виде человек двигается уже со скоростью от 6 до 7 километров в час. Во время движения у пешехода пульс становится чаще, ускоряется движение крови в кровеносной системе и увеличивается расход энергии.

В движении участвуют мускулатура тазобедренного сустава и голеностопа. Лёгкие полнее наполняются кислородом, так как оздоровительная ходьба является аэробным тренингом, она также улучшает тонус мышц. Кровеносные сосуды и сердечная мышца становятся крепче, происходит сжигание лишнего жира. Медики рекомендуют гулять при такой скорости в течение 30 минут или часа.
Ещё одна разновидность оздоровительной ходьбы - прогулки пешком. Обычно новички начинают именно так, особенно если их физическая форма не слишком хороша (долгий перерыв в занятиях, перенесённые травмы или болезни). Гуляя, пешеходы двигаются умеренно, их скорость не превышает полтора или два километра в час. Для примера: такая скорость позволяет во время движения спокойно, не запыхавшись, беседовать.

Спортивная

Спортивная ходьба предполагает, что пешеход движется со скоростью не менее 7 километров в час, а профессиональные спортсмены держат скорость не менее 15 км в час, при движении применяя специально разработанные технические движения.

Эта разновидность принадлежит к легкоатлетическим олимпийским видам спорта. Отличие спортивной ходьбы от других видов в том, что одна из ног спортсмена постоянно контактирует с грунтом (существенное отличие от бега), а нижняя конечность, находящаяся в процессе движения впереди, остаётся выпрямленной.
Спортивный стиль оздоровительных прогулок подходит только для физически развитых людей, для новичков он довольно сложен.

Внутривидовые спортивные различия:

  • 20-километровая - дистанция для спортсменов мужского и женского пола, для испытания спортсмена на выносливость;
  • мужская ходьба на дистанцию в 50 километров;
  • преодоление расстояния на 400, 10 000 и 20 000 метров;
  • соревнования на дистанции в 200 метров и 5 километров.

Скандинавская

Скандинавская ходьба или Nordic walking - это вид физической активности, который выполняется с помощью специально разработанных для пешеходов длинных упоров, похожих на лыжные палки. По сравнению с обычной ходьбой, скандинавская ходьба предполагает упор на опорную палку при каждом шаге и отличается большей интенсивностью. При скандинавской ходьбе потребление энергии организмом увеличивается на 46% по сравнению с ходьбой без палок.
Польза скандинавской ходьбы:

  • стимуляция здорового образа жизни;
  • разработка трицепсов и бицепсов;
  • развитие плечевого и брюшного пресса;
  • участие в процессе сердечных мышц, что приводит к значительному увеличению скорости сердечного ритма.

Знаете ли вы? В московских парках, таких как «Кузьминки», «Фили» и парк 850-летия Москвы, постоянно проходят занятия скандинавской ходьбой для пожилых людей. Эти занятия абсолютно бесплатны, доступны для всех желающих и курируются инструктором.

Скандинавская ходьба разделяется на два течения: занятия с телескопическими палками и с опорами фиксированной длины.


Энергетическая

Энергетическая ходьба требует, чтобы занимающийся человек обязательно сосредоточился на этом виде деятельности. Смысл энергетической ходьбы отражается в цветовой палитре, где степень расходуемой энергии определяется представляемым цветом, то есть чем теплее цвет (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный), тем больше энергии потребляется организмом спортсмена.

Начиная идти, человек должен мысленно произносить название выбранного цвета и визуализировать, как цветовая волна проходит по телу, от пяток до макушки и в обратном направлении. Обычно энергетическая пешеходная прогулка начинается с визуализации холодных цветов, в дальнейшем понемногу перетекая к тёплой палитре оттенков. Знатоки утверждают, что спортсмен, занимающийся энергетической ходьбой, физически ощущает воздействие каждого нового оттенка и его энергию.
При энергетических прогулках нельзя забывать, что им нужно посвящать ежедневно не менее 30 минут, а также уделять внимание тому, чтобы передвигаться правильно, с хорошим дыхательным ритмом и контролем частоты ударов сердца. Ни в коем случае нельзя допускать возникновения одышки. Занятия проходят при пешеходной скорости от 6 до 7 километров за час, то есть один километр будет пройден за 15 минут.

Полезные советы людям, занимающимся ходьбой:


Знаете ли вы? Чтобы человек шаг за шагом становился всё более здоровым физически и психически, Всемирная организация здоровья (ВОЗ) рекомендует людям ежедневно делать не менее 10 000 шагов, что соответствует расстоянию от 6,3 до 7,3 километров.

Важное о спортивной обуви

Производители придают лучшую конструкцию и технологию обуви, предназначенной для бега, в то время как для ходоков обувь в первую очередь делают привлекательной внешне.
Чтобы определить, подходит ли эта обувь для ходьбы, полезно помнить три основных качества обуви для ходоков:

  1. Гибкая - спортивная обувь должна свободно сгибаться и скручиваться. Если обувь слишком жёсткая, у пешехода может произойти онемение пальцев, спазмы икроножной мышцы, или другие проблемы со здоровьем.
  2. Плоская - обувь для ходьбы должна иметь относительно плоский каблук, хотя об этом нельзя судить по её внешнему виду. Внутри обуви могут быть высокие перепады между пяткой и носком. Для пешехода наиболее подходящей (в туфлях или кроссовках) является высота пятки менее 8 миллиметров.
  3. Мягкая пятка - так как пешеходы сначала ударяются о грунт пяткой, им не нужен твёрдый каблук. Мягкий и низкий каблук придаёт обуви дополнительные стабилизационные свойства. Обувь с жёсткой пяткой пригодится только для ходьбы по неровным и твёрдым поверхностям.

Расчёт оптимальной нагрузки для пешехода

Вычисление происходит по формуле: «максимальное значение пульса во время прогулки» минус «возраст спортсмена», полученный результат умножается на коэффициент 0,65. Итоговая цифра вычислений и будет необходимым значением разрешённых нагрузок.
По истечении 10 минут после ходьбы пульс спортсмена должен успокоиться и принять значение, которое было до прогулки. Рассмотрим на примере: спортсмену пятьдесят лет, в его возрасте пульс не должен увеличиваться выше 110 ударов за одну минуту. А для 35-летнего спортсмена нормой будет 120 ударов за одну минуту.

Человеку свойственно беспокоиться о собственном здоровье, именно поэтому множество людей занимаются спортом. Одним из массовых и популярных видов спорта являются пешеходные прогулки, которые можно выполнять в различных техниках и с различной скоростью. Для ходьбы необязательны безукоризненно ровные дорожки стадионов, этим спортом с успехом можно заниматься как на тротуарах, так и на просёлочных дорогах.

Самые простые и дешевые из всех видов упражнений. Зато сосредоточив внимание на интенсивности или пройденном расстоянии, можно значительно улучшить свою физическую форму.

Ходьба - самый простой и эффективный вид упражнений

Большинство из нас делает это каждый день, но мы ходим гораздо меньше, чем раньше - более чем на 20 процентов меньше, сравнивая с серединой 1980-х годов. Ходьба улучшает состояние сердца и легких (сердечно-сосудистой системы) и укрепляет мышцы нижней части тела. Ходьба увеличивает плотность костной ткани. Но благодаря тому, что это воздействие низкой интенсивности, она дает меньшую нагрузку на суставы, чем некоторые другие виды физических упражнений. Помимо пользы для здоровья, ходьба дает возможность наслаждаться красивыми пейзажами.

Прогулка в гору дает возможность расходовать больше энергии - даже при спуске вы используете больше энергии, чем когда ходите у себя по квартире. Но если вы думаете, что еще не готовы к холмам, повысить свою физическую форму можно практически везде. Вы можете попробовать совершать прогулки в парке, например, занимаясь ходьбой в очень быстром темпе, почти бегом. Вы сжигаете больше калорий с помощью ходьбы на такой скорости, чем когда вы бегаете в том же темпе.

Если у вас мало физической активности на данный момент, следующие советы помогут вам начать свою спортивную программу:

  • Ходите, а не приезжайте в местный магазин. Если у вас много покупок, возьмите рюкзак.
  • Если у вас есть дети, ходите с ними в школу и со школы так быстро, как можете.
  • Выходите из автобуса на остановку раньше. Это даст вам дополнительные ежедневные упражнения.
  • Совершайте прогулку во время обеденного перерыва. Прогулка через полчаса после еды позволит сократить количество жира, используя его в качестве топлива для упражнений.
  • Раз в неделю меняйте маршрут прогулки - идите по совершенно другому пути, чтобы было интереснее.

Бег может быть просто лучшим способом быть в форме: это дешево, можно сделать в любом месте, в любое время и, самое главное, это очень эффективно. На самом деле нет никакой разницы между бегом и бегом трусцой, хотя последний часто используется для описания бега в медленном темпе. Как его ни называй, все что вам нужно - это хорошая пара кроссовок и немного энтузиазма.

  • Если у вас есть диабет, боли в груди, стенокардия, бронхиальная астма, эпилепсия, повышенное кровяное давление, вы недавно перенесли операцию или беременны, проконсультируйтесь с врачом.
  • Как высокоинтенсивная деятельность, бег поддерживает или увеличивает плотность костной ткани. Но он может также дать большую нагрузку на суставы, чем деятельность меньшего воздействия, такая как ходьба и езда на велосипеде, особенно если у вас избыточный вес. Опять же, если вас это беспокоит, обратитесь к врачу.

Бег - залог здоровья

Как и в случае всех упражнений, вы должны разогреться в первую очередь. Начните с ходьбы в быстром темпе, затем постепенно начинайте бежать медленной трусцой. Бежите на скорости, при которой вы еще можете вести разговор, но определенно быстрее, чем при ходьбе. Если вы слишком задыхаетесь, замедлите бег или походите некоторое время, чтобы начать дышать легче.

Начните с того,чтобы стремиться бегать и ходить в течение десяти минут в общей сложности. Делайте это каждый второй или третий день, постепенно уменьшая время ходьбы и увеличение время бега, пока не сможете только бегать целых десять минут. В конце каждой сессии совершайте прогулку.

Затем начинайте увеличивать общую продолжительность бега на минуту или две, пока вы не сможете бегать по 30 минут три раза в неделю. Даже если вы чувствуете себя хорошо, не поддавайтесь искушению увеличить время более чем на десять процентов в неделю.

Многие люди перестают бегать, потому что им скучно. По этой причине важно вносить немного разнообразия. Есть много различных видов бега – бег по дороге, бег по пересеченной местности, бег в гору. Вы можете также бегать на беговой дорожке в тренажерном зале (хотя при беге на движущейся беговой дорожке используется меньше энергии).

Почему именно художественная гимнастика?

Как отмечают многие исследователи, уровень двигательной активности школьников по мере взросления снижается. Особенно это касается девушек 10–11-х классов. Одной из причин такого положения дел является то, что программы физического воспитания в большей мере ориентированы на юношей: быть сильными, выносливыми, защитниками Отечества. Включение в программу уроков упражнений художественной гимнастики предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности и приведение содержания физического воспитания в соответствие с естественными потребностями школьниц.

В программе по физической культуре (Матвеев А.П., 2004–2005 гг.) имеются предложения по содержанию раздела художественной гимнастики для школьниц 10–11-х классов. Однако там дано лишь примерное содержание, которое требует уточнения и конкретизации. Кроме того, такое содержание разработано только для учениц старших классов. Мы же считаем, что использование упражнений художественной гимнастики целесообразно значительно раньше, начиная с 5-го класса.

Занятия проводятся в одном зале с мальчиками, которые в это время занимаются спортивной гимнастикой. Для ведения такого урока преподавателю следует иметь помощников. Ими назначаются наиболее одаренные в двигательном отношении ученицы.

Девочек следует приучать к домашним заданиям и ведению дневника по учету своей самостоятельной работы. Содержание домашних занятий составляется учителем для каждого класса и индивидуализируется в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся.

Музыкальное сопровождение

В зависимости от целей каждой части урока заранее подбирается и соответствующая по ритму музыка. Пользуясь на уроках магнитофоном, следует соблюдать некоторые правила. Перед записью музыки на пленку записывается команда преподавателя к исполнению того или иного упражнения. После объяснения упражнения и опробования его без музыки преподаватель предупреждает детей о выполнении задания под музыку. В конце музыкального отрывка должна быть также записана на пленку команда «Стой!». Во время выполнения упражнения преподаватель делает короткие замечания, иногда подсчитывает, помогая уточнить темп и ритм движения.

Запись на магнитофон музыкальных отрывков для разучивания различных комбинаций, с предметами и без предметов, должна быть сделана в двух вариантах. Первый раз отрывок записывается по частям (по 4–8 тактов с интервалами 8–10 сек.). Паузы в записях дают возможность напомнить учащимся следующие после нее движения или повторить только что выполненные. Второй вариант – это запись музыкального отрывка целиком для исполнения всей комбинации.

В любом музыкальном произведении обычно чередуются звуки разной длительности. За единицу счета принимается какая-то определенная длительность, чаще всего это одна четверть, соответствующая одному целому счету «раз», или «два», или «три» и т. д.

В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения, т.е. звучат более громко и отчетливо. Для ведения правильного счета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении. На ударные звуки в марше приходится шаг левой ноги, в общеразвивающих упражнениях – фаза главного действия.

Для ходьбы и бега обычно подбирается музыкальный материал двух- и четырехдольного размера: марш, песня, полька и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения. Произведения типа польки можно рекомендовать в тех случаях, когда ходьба чередуется с подскоками.

Спортивный зал и оборудование

Местом проведения занятий может быть спортивный зал школы, асфальтированная площадка, спортивное поле. Часто используется специализированное оборудование: станок для хореографии, зеркала, гимнастическая стенка. В спортивном зале необходимы вспомогательные помещения для снарядов. На занятиях используются различные предметы.

Мяч. Размеры резиновых мячей, используемых в художественной гимнастике, различны. Для начальной школы целесообразно использовать мячи диаметром 8–12 см, в среднем звене – 15–20 см, в старшем звене – более 20 см.

Скакалка. Изготавливается из пеньковой веревки. Концы ее завязываются в узелки и обматываются изоляционной лентой. Длина веревки должна соответствовать росту занимающихся. Проверить длину скакалки можно так: встать на середину скакалки (ноги на ширине плеч) и потянуть ее кверху. Кисти должны касаться подмышечных впадин.

Лента. Длина ленты 3–4 м – для среднего звена (5–9-е классы), 3–5 м – для девушек 10–11-х классов. Наиболее удобны легкие палочки из бамбука сечением от 5 мм до 1 см. Для ленты длиной 3–4 м требуется палочка длиной 40–50 см, для ленты длиной 5 м – палочка длиной 50–60 см. На конце палочки крепится рыболовный карабинчик, колечко и ниткой крепится к ленте. Используется атласная лента без синтетических волокон (синтетическая лента прилипает к полу и телу). Начало ленты должно быть сложено в два слоя. Один конец (длиной 1 м) загибается и прострачивается по краям. Ленту следует накрахмалить. При выполнении упражнений палочку свободно держать большим, указательным и средним пальцами так, чтобы конец упирался в ладонь у основания большого пальца.

Перечень основных средств, применяемых на уроках хореографии в гимнастике

    полуприседание – деми плие (demi plie);

    приседание – гран плие (grand plie);

    выставление ноги на носок – батманы тандю (battement tendu);

    махи на высоту 45° – батман тандю жэтэ (battement tendu jete);

    полуприседание с выставлением ноги на носок – батман тандю сутеню (battement tendu soutenu);

    приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке – батман фондю (battement fondu);

    нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) – сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pie);

    нога согнута, колено вывернуто, носок у колена опорной – пассэ (passe);

    резкое сгибание ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибание на 45° – батман фраппэ (battement frappe);

    круги ногой по полу – рои де жамб пар терр (rond de jambe par terre);

    круги голенью из положения нога в сторону на высоте 45° – рон де жамб ан лэр (rond de jambe en lair);

    медленно – адажио (adagio);

    подъем на полупальцы – релеве (releve);

    махи ногами на 90° и выше – гран батман жэтэ (grand battement jete);

    махи ногами вперед-назад – гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balanse)

    двойной – дубль (double);

    движение ногой вперед, в сторону, назад, в сторону – «крестом» вперед (en dehors);

    движение ногой назад, в сторону, вперед, в сторону – «крестом» назад (en dedans);

    поднимание ноги вперед, в сторону, назад – батман девлоппэ (battement developpe).

Упражнения без предметов

Разновидности ходьбы и бега

Использование ходьбы и бега на занятиях художественной гимнастикой способствует развитию силы мышц ног, формирует осанку. Применяются следующие виды ходьбы:

    на полупальцах, на пятках;

    в полуприседе, в приседе;

    острым шагом (с перекатом с носка на всю стопу);

    пружинным шагом (с резким подъемом на полупальцы после небольшого приседа);

    высоким шагом (высоко поднимая колени);

    выпадами;

    переменным шагом.

Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующее терминологическое определение. Например:

    пружинный бег;

    высокий бег;

    бег на носках с продвижением вперед;

    бег спиной с поворотами;

    бег боком со сменой ног скрестно.

Движения с расслаблением

Применяются для устранения излишней координационной и тонической напряженности мышц, воспитания навыка свободного, незакрепощенного движения.

Волны и взмахи

В волнах и взмахах проявляется способность занимающихся к слитности движений, переключению напряжении расслаблений мышечного аппарата:

    пружинное движение руками в сторону, вперед;

    волна руками;

    волна туловищем (сидя на коленях, руки за спину).

Равновесие

Под равновесием в художественной гимнастике понимаются по преимуществу разновидности стоек на ногах. Принято различать статическое и динамическое равновесие.

Статическое – равновесные позы на одной или обеих ногах без какого-либо движения тела в целом относительно опоры.

Динамическое – выполнение поворотов (вращений) в движении.

Повороты

Эти упражнения выполняются у опоры (лицом, боком), затем на середине зала. В структуре поворотов можно выделить четыре характерные фазы: подготовительная, фаза разгона, фаза поворота, завершающая.

Повороты выполняются учениками на месте, с продвижением по диагонали, дуге, кругу. Более сложные повороты выполняются на одной ноге.

Прежде чем приступать к изучению различных поворотов, занимающимся следует овладеть стойкой на высоких полупальцах, сохраняя подтянутое положение ног и туловища. Повороты выполняются на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением. Положение рук, туловища и свободной от опоры ноги во время поворота бывает различным и изучается предварительно. Повороты выполняются вперед и назад. Поворот вперед, т. е. одноименный, выполняется на правой ноге направо. Поворот назад, т. е. разноименный, выполняется на правой ноге налево.

Виды поворотов:

1. Повороты переступанием выполняются на высоких полупальцах, руки в стороны, плечи развернуты, голова слегка приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими шажками поворачиваться вокруг своей оси, сохраняя правильную осанку и прямые ноги. Повороты переступанием можно сочетать с танцевальными шагами, например, полькой.

2. Скрестные повороты на 180° и 360°.

Поставив одну ногу скрестно вперед, надо подняться на носки, выполнить поворот на 180° или на 360°, затем опуститься на всю стопу, приняв и.п. Скрестные повороты можно выполнить с различными движениями рук: лицевыми кругами кверху и книзу. Для тренировки вестибулярного аппарата скрестные повороты полезно выполнять поточно.

Прыжки

Прыжки на уроках с элементами художественной гимнастики – эффективное средство развития силы, выносливости, координации движений. На схеме показаны основные виды прыжков. Простейшие из них – подскоки, для которых характерны малая высота и небольшая амплитуда движений.

Прыжки в гимнастике характеризуются разнообразием поз, принимаемых в фазе полета. Изучению прыжка всегда предшествует освоение соответствующей позы. Перед толчком в прыжке обычно выполняется полуприсед. Приземление перекатом с носков в мягкий полуприсед на всю стопу делает его бесшумным и мягким.

Виды прыжков:

1. Прыжок толчком с разведением двух ног в полете и с последующим приземлением на две ноги. Прыжок выполняется у опоры, затем на середине зала.

2. Прыжок толчком двух ног с приземлением в вертикальное равновесие на одной ноге.

3. Подбивной прыжок. Все формы подбивных прыжков требуют высокого вылета вверх, чтобы успеть в воздухе подбить толчковой ногой маховую.

4. Прыжок шагом. Выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад.

Упражнения с предметами

Упражнения с мячом

На занятиях по художественной гимнастике мы применяем мяч. Для упражнений с мячом характерна мягкость движений, округлость форм, слитность и плавность перехода от одного движения к другому. В упражнениях с мячом во избежание отскока исключается жесткий хват, поэтому все приемы мяча сопровождаются фазой амортизации. Основные упражнения с мячом рекомендуются в следующей последовательности:

1. Изучение правильного удерживания мяча двумя руками, одной рукой на тыльной стороной кисти, между кистями, скрестно.

2. Отбивание мяча о пол: перед собой, сбоку, меняя высоту отбивания.

3. Махи руками с удерживанием мяча на ладони; круги кистью вокруг мяча с ударом о пол; без удара о пол; без удара о пол; выкруты перед телом, над головой.

4. Броски и ловля мяча обеими руками с ударом о пол, без удара о пол.

5. Броски и ловля мяча одной рукой с ударом о пол, без удара о пол, броски по дуге над головой, перед телом, броски под плечо.

6. Перекаты по полу, по телу (по двум рукам, по одной), по спине, по руке – груди.

7. Выполнение перебросок, перекатов, передач в парах, тройках, четверках.

Упражнения со скакалкой

Упражнения способствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакалка – мягкий предмет, что определяет специфику работы с ней. Наиболее характерными движениями со скакалкой являются прыжки через нее, махи и круги. Использование пеньковой веревки позволяет выполнять броски и ловлю, обкрутки, обводки.

Последовательность изучения упражнений со скакалкой:

1. Освоение правильных хватов одной, двумя руками.

2. Махи скакалкой вперед-назад перед телом, сбоку, с перескоком через нее; махи и круги во всех направлениях сложенной вдвое скакалкой хватом за концы одной рукой.

3. Прыжки через скакалку с вращением вперед-назад, со скрестным вращением, одинарные, с двойным подскоком.

4. Переводы скакалки, обмотки.

5. Броски скакалки с последующей ловлей за концы двумя руками.

Изучение упражнений без предмета и с предметами строится на принципах симметричного обучения правой и левой стороны. Необходимо помнить, что изучению упражнений с предметами предшествует освоение простейших движений без предметов. На следующем этапе, одновременно с изучением более сложных движений без предметов (прыжков, поворотов), осваиваются основные навыки владения предметами, а именно: хваты, махи, круги, вращения, ловля. В дальнейшем осваиваются отдельные элементы, соединения, комбинации, в которых движения с предметами сочетаются с элементами без предметов.

Упражнения с лентой

Выполняя различные рисунки лентой, не следует прерывать ее движение в воздухе. В комбинациях ленту рекомендуется передавать из одной руки в другую. Передавать палку надо быстро и слитно, без нарушения рисунка.

В процессе обучения упражнения с лентой разучиваются раздельно, а затем соединяются. Трудность упражнений зависит не только от сложности рисунков лентой и их сочетаний, но и от длины ленты. Для учащихся 7–9-х классов длина ленты рекомендуется 3–4 м. Комбинации упражнений с лентой повторяются несколько раз подряд, являются средством выработки выносливости. Лентой выполняются махи и круги, «змейки», спирали, «восьмерки», броски. Начинать обучение рекомендуется с махов и кругов в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. При выполнении кругов палочка с лентой должна быть продолжением руки. В зависимости от радиуса вращения круги могут быть большими, средними и малыми. Большие круги выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем, малые – кистью.

Дугой вперед мах лентой влево и вправо. Движение выполняется прямой рукой.

Круги – выполняются в боковой плоскости, горизонтальные круги под головой.

«Змейки» бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Рисунок ленты (зубцы) по отношению к полу определяет ее название. В вертикальной «змейке» зубцы обращены вверх. «Змейки» выполняются движением в лучезапястном суставе; локоть слегка согнут, хват палочки свободный. Горизонтальная «змейка» за головой выполняется с продвижением вперед на шаг, бег или танцевальным шагом.

Спирали бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Спираль лентой образуется круговым движением предплечья и кисти при согнутом локте. В вертикальной спирали витки лентой располагаются вертикально полу, палочка – горизонтально. В горизонтальной спирали, наоборот, палочка находится вертикально к полу, а витки ленты – горизонтальны.
Начинать обучение следует со спиралей по полу, добиваясь равной величины и частоты витков.
Вальс: и.п. – руки влево, лента в правой.
1–4 – четыре вальсовых шага вперед с левой, вертикальная спираль по полу слева в боковой плоскости, вращая ленту наружу.
5–7 – поворот переступанием на носках на 360° направо, вертикальная спираль по воздуху наружу.
8 – мах лентой назад-вправо, передавая ее в левую руку; и.п.

«Восьмерки» – бывают вертикальные и горизонтальные, большие, средние и малые. Большие выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем и кистью, малые – кистью. «Восьмерки» выполняются последовательными поворотами руки внутрь и наружу. При выполнении горизонтальной «восьмерки» в боковой плоскости круги располагаются впереди и сзади относительно тела.

Хореографическое обеспечение уроков с элементами художественной гимнастики

Правильная постановка ног и рук, красивая осанка, изящество и выразительность исполнения упражнений достигаются с помощью классического экзерсиса. Без него невозможно представить современную методику художественной гимнастики.

Классический экзерсис включают в занятия уже на первых этапах обучения. В него входят комплекс общеразвивающих упражнений и основные элементы балетного экзерсиса, выполняемые из облегченных исходных положений, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на костно-связочный аппарат.

Позиции ног

1-я позиция: пятки вместе, носки в стороны (ступни развернуты под углом 180°), тяжесть тела равномерно распределена по всей стопе, живот и таз подтянуты, плечи слегка опущены.

2-я позиция: то же, что 1-я позиция, но между пятками расстояние, равное одной ступне.

3-я позиция: пятка передней ноги плотно прижата к середине ступни задней ноги, носки развернуты.

4-я позиция: ступни развернуты горизонтально, пятка передней ноги точно на уровне носка задней ноги, расстояние между ступнями равно одной ступне, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.

5-я позиция: то же, что 4-я позиция, но пальцы передней ноги плотно прилегают к пятке задней ноги, и наоборот.

Методические указания. В начальный период обучения разворот ног в тазобедренных суставах должен определяться индивидуальными возможностями. Движения перехода от одной позиции к другой должны выполняться точно, с необходимым мышечным напряжением. Давать упражнения в основном из 1-й, 2-й и 3-й позиций.

Позиции рук

Подготовительная: руки внизу, слегка скруглены (венцом), ладони развернуты к телу и вверх, концы пальцев «смотрят» друг на друга на расстоянии 10–15 см, плечи слегка развернуты.

1-я позиция: руки вперед (на уровне диафрагмы), локти скруглены, ладони обращены к туловищу.

2-я позиция : руки в стороны, несколько ниже линии плеч, округлены, ладони вперед-внутрь.

3-я позиция: руки вперед-вверх так, чтобы видеть кисти рук, не поднимая головы, ладони обращены вниз, концы пальцев сближены.

Методические указания. Добиваться мягкой округлой линии рук и минимального мышечного напряжения (движения рук осваиваются труднее, так как требуют тонкой координации); необходим постоянный самоконтроль за плавностью и выразительностью движений рук при смене позиций, следить за осанкой, движениями головы, направлением взгляда.

Урок

Урок с элементами хореографии

I. Подготовительная часть.

1. Разновидности ходьбы.
2. Разновидности бега.
3. Танцевальные шаги, комбинации.
4. Общеразвивающие упражнения.

II. Основная часть.

1. Деми плие, гран плие с различными движениями руками – в сочетании с волнами, выпадами, наклонами.
2. Различные варианты батман тандю.
3. Различные варианты батман жэтэ.
4. Рон де жамб пар терр, различные варианты рон де жамб пар терр с волнами, взмахами, наклонами, выпадами.
5. Гран плие.
6. Различные варианты батман фраппэ.
7. Различные варианты батман фондю.
8. Рон де жамб ан лэр.
9. Батман девлоппэ; сочетания батман девлоппэ с равновесиями, наклонами, поворотами, элементами акробатики (медленные перевороты).
10. Упражнения на растягивание.
11. Разновидности гран батман жэтэ. Различные сочетания гран батман жэтэ, батман жэтэ с равновесиями, выпадами, поворотами, наклонами, прыжками.
12. Адажио.
13. Прыжки.

III. Заключительная часть.

1. Упражнения для рук.
2. Волны, наклоны.
3. Упражнения на растягивание умеренной интенсивности.
4. Различные танцевальные элементы и соединения.
5. Упражнения на расслабление.

Примеры упражнений с лентой (для учащихся 10–11-х классов)

1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке.

1 – шаг правой вперед, левую назад, круг лентой справа книзу-вперед в боковой плоскости.
2–4 – держать высокое равновесие, три круга лентой справа.
5–7 – наклоняясь вперед, перейти в горизонтальное равновесие, три малых горизонтальных «восьмерки» по полу.
8 – выпрямляясь, левую ногу к правой, мах лентой влево.

2. И.п. – правая рука с лентой влево.

1 – круг лентой справа в боковой плоскости книзу-назад, толчком левой прыжок через ленту вправо на правую ногу с последующим приставлением левой и махом ленты влево, ноги слегка сгибаются вперед.
2–4 – повторить движения такта 1, продвигаясь вправо.
5–6 – скрещиванием левой перед правой поворот на 360° направо, два горизонтальных круга лентой над головой вправо.
7 – передавая ленту в левую руку, мах ею влево по ходу движения ленты.
8 – руки в стороны. Прыжки через ленту выполняются в момент прохождения ее по полу.

3. Соединить упражнения №№ 1, 2 в одну комбинацию, выполняя правой и левой рукой.

Таблица 1

Зачетная комбинация с лентой

Такт

Счет

Описание движений

21–23

1-я часть

Шагом правой выпад вправо, левая в сторону на носок, вертикальная «змейка» лентой слева направо по воздуху (на уровне плеч).

Опускаясь на левое колено, перейти в сед на левое бедро, правую вытянуть в сторону, левая рука упором в пол слева, вертикальная «змейка» по полу справа налево в лицевой плоскости.

Подтянув правую ногу к левой, встать на колени, правая рука с лентой вверх с последующим кругом лентой в боковой плоскости справа-книзу.

Сесть на пятки, круг лентой в боковой плоскости слева.

Встать на колени, правая рука вверх за головой.

Шагом левой легкий бег вперед, горизонтальная «змейка» лентой за головой, закончить движение стойкой на носках, руки вправо, передать ленту в левую руку.

Шагом левой прыжок, правую согнуть вперед (голень параллельно опорной ноге), горизонтальный круг лентой над головой влево.

Повторить движение такта 9.

Поворот на 360° налево скрещением правой перед левой, вертикальная спираль лентой по воздуху справа, правая рука в сторону-назад, поворот головы направо.

Спружинив, встать на носки, мах лентой снизу вверх.

Опускаясь в полуприсед, горизонтальная «змейка» сверху вниз.

Бег спиной назад, вертикальная спираль по полу наружу с передачей ленты в правую руку, перестроение в две шеренги на левой и правой половине зала лицом к центру (в шахматном порядке).

2-я часть

Три прыжка шагом, три круга лентой справа в боковой плоскости книзу-вперед, левая рука в сторону (шеренги меняются местами, проходя мимо идущего навстречу партнера с правого бока).

Приставляя левую в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в левую руку.

Шагом левой назад, правая вперед на носок, наклон назад (плечи параллельно полу), три круга лентой слева в боковой плоскости кверху-назад (по ходу ленты).

Выпрямляясь, приставить левую к правой в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в правую руку.

С поворотом налево, лицом к основному направлению, приставной шаг левой влево, лицевой круг лентой влево-книзу.

Шаг левой влево, правая в сторону на носок, мах лентой влево (по ходу ленты). (Вторая шеренга выполняет движения тактов 25–26 с поворотом направо, круг лентой вправо).

Повторить движения тактов 25–26 в другую сторону.

С поворотом налево, правым плечом к основному направлению, шагом левой два прыжка со сменой ног сзади, два лицевых круга лентой книзу-влево. (Вторая шеренга выполняет такты 29–30 с поворотом направо, левым плечом к основному направлению, шагом правой прыжки со сменой ног назад, лицевые круги лентой книзу-вправо).

Приставляя левую, полуприсед, лицевой круг лентой влево.

Встать на носки, поймать свободный конец ленты левой рукой, прогнуться

Технология оценивания качества выполнения двигательных действий

Сдачу зачетных комбинаций на оценку можно проводить в форме соревнований. Это повышает интерес школьников к урокам физической культуры. Для проведения таких соревнований необходимо создать судейскую коллегию из самих учащихся. Большую помощь преподавателю могут оказать гимнастки, занимающиеся в ДЮСШ.

Целесообразно привлекать детей к выставлению оценок своим товарищам за выполнение различных упражнений. Выслушав мнение ребят, преподаватель называет свою оценку и объясняет недостатки и достоинства выполнения упражнения тем или иным учеником.

Преподаватель может определить в баллах «стоимость» различных элементов, входящих в разучиваемые учебные комбинации. Рекомендуется заранее и в процессе работы сообщить учащимся «стоимость» элемента и ошибки, за которые будет снижаться оценка.

Таким образом, учащиеся уже в процессе урока будут готовы к выполнению своих судейских обязанностей. Кроме того, зная предъявляемые к ним требования, они смогут сознательно добиваться устранения ошибок.

Оценивая выполнение упражнений по десятибалльной системе, ошибки следует классифицировать как мелкие, значительные и грубые.

Таблица 2

Прежде всего учащиеся должны разобраться, как оценивать выполнение упражнений без предмета, состоящих из наклонов, поворотов, равновесий и прыжков. В этих упражнениях надо обращать внимание на амплитуду движения при наклонах и махах, высоту вылета в прыжках, устойчивость в равновесиях. Если все упражнение выполнено легко и грациозно, то оценку повышают.

Невытянутые носки, расслабленные ноги, небольшие колебания туловища при выполнении различных равновесий, неточное выполнение поворота (недовернулась на 45°), недостаточно мягкое приземление после прыжков и т.п. считаются мелкими ошибками. Эти же недочеты в выполнении упражнений, выраженные в большей степени, например, угловатые движения, потеря равновесия, сопровождающаяся шагом в каком-либо направлении, подпрыгивание, касание руками пола, рассматриваются как значительные ошибки. Подскоки на опорной ноге во время поворота, опускание на пятку, неточное выполнение поворота (в пределах 90°), жесткое приземление, маленький вылет, сильно согнутые ноги в прыжках тоже считаются значительными ошибками.

К грубым ошибкам относятся: 1) опора руками о пол при выполнении различных равновесий; 2) вращение на всей стопе или неоднократные подскоки на опорной ноге во время поворота; 3) приземление на прямые ноги; 4) очень маленькая амплитуда движения ног в полете, сильно согнутые ноги при выполнении прыжков.

Ошибки в выполнении упражнения с лентой

К мелким ошибкам относятся:

1) волнистость ленты и прерывистость движения при выполнении махов и кругов;
2) неодинаковые по высоте зигзаги ленты при выполнении «змеек» и выпрямленный ее конец;
3) выполнение «змейки» не кистью, а всей рукой;
4) при выполнении спиралей: круги неодинакового размера, конец ленты не участвует в движении, спираль выполняется с помощью плеча;
5) при выполнении «восьмерок» обе ее части неодинаковы по величине.

К значительным ошибкам относятся:

1) при перемене направления движения лентой часть ее падает на пол;
2) запутывание лентой тела с потерей темпа до 4 счетов;
3) завязывание узла или петли;
4) потеря ленты с падением палочки на пол до 4 счетов;
5) большая часть ленты не участвует в движении «змейки» или спирали;
6) нет полной «восьмерки» (только одна половина).

К грубым ошибкам относятся:

1) потеря ленты с остановкой движения больше 4 счетов;
2) продолжительное запутывание ленты вокруг тела, рук или ног, влекущее за собой пропуск элемента.

Все упражнения с предметами сочетаются с элементами равновесий, наклонов, прыжков и поворотов. Снижение оценки за ошибки в выполнении последних определяется по правилам судейства упражнений без предметов.

Светлана МИХЕЕВА