Корригирующая гимнастика: комплексы упражнений и их действие. Как подобрать корригирующие упражнения при дефектах осанки ребенка Особенности выполнения упражнений детьми

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые направлены на коррекцию патологической деформации позвоночника. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными.

В основе симметрических упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорнодвигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся физиологически несбалансированном состоянии.

Преимущество симметричных упражнений состоит, вопервых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить, и, вовторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.

При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе -- нелегкая задача для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.

Примеры симметричных корригирующих упражнений.

Исходное положение: лежа на животе.

Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу 37 счетов, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.

Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.

Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

  • 1. Принять правильное положение тела, проверить его, приподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку, вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.
  • 2. «Велосипед»: круговые движения ногами.
  • 3. Приподнять прямые ноги под углом 3045°,развести их в стороны, соединить, опустить (выдох),расслабить мышцы (вдох).

Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне.

Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Например, из исходного положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение:

  • а) на стороне грудного сколиоза опускается предплечье, плечо поворачивается наружу, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбухания;
  • б) на противоположной стороне грудного сколиоза поднимается предплечье, и плечо поворачивается вперед и внутрь, лопатка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении участвуют предплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не допускается. При выполнении этого асимметричного упражнения происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растягивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения предплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.

Дата добавления: 2011-04-12

Несколько слов о том, что такое корригирующие упражнения.

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.

Главная задача корригирующих упражнений?

Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.

Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?

В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание родителям надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.
Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.

На что надо обратить внимание?

Детям с ослабленной мышечной системой и увеличенным поясничным лордозом нельзя давать упражнения, которые еще больше увеличивают поясничный лордоз и еще растягивают сильно ослабленные мышцы живота.
Именно поэтому детям с ослабленной мышечной ситемой противопоказаны следующие упражнения:

«Мостик»,
Наклон назад до пола до положения сидя,
Лежа на животе, наклониться назад, сгибая ноги в коленях и обхватывая руками голеностопные суставы,
Сидя на пятках, наклоняться назад и касаться головой пола.

При выполнении таких упражнений резко разгибается поясничная часть позвоночника.

Что надо учитывать при проведении корригирующих упражнений?

Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».
Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.

В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.

Если есть небольшие сколиотические изгибы, то надо использовать симметричные упражнения, т.е. одинаковое количество повторов упражнений вправо-влево и упражнения для развития силы мышц.

Какое воздействие оказывают корригирующие упражнения на осанку ребенка?

Упражнения надо подбирать так, чтобы воздействие было направлено главным образом на область наибольшего отклонения позвоночника, т.е. на вершину искривления. К примеру, при вогнутой спине лордоз поясничного отдела позвоночника надо кифозировать, при вогнутой спине – лордозировать. Здесь важно обратит внимание на то, что наибольшее воздействие оказывается на позвонок, который находится в вершине искривления.

Большое внимание при выполнении корригирующих упражнений, надо уделить тем упражнениям, которые увеличивают гибкость суставов.
Гибкость суставов – это увеличение амплитуды движения. Поэтому рекомендуется выполнять махи, круговые махи и выполнять упражнения на дозированное вытяжение позвоночника.
По воздействию корригирующие упражнения можно разделить на несколько больших групп:

Упражнения на гибкость,
Упражнения на вытяжение,
Упражнения на силу,
Упражнения на коррекцию.

Об этом в следующей статье…

Корригирующие упражнения при нарушении осанки в саггитальной плоскости.

Сутулая и круглая спина

1.И. п. - основная стойка, в руках гимнастическая палка: 1-2 - палку завести за лопатки, подтянуть живот;
3-4 - и. п.

2.И. п. - основная стойка: 1-4 - «крылышки» руками.

3.И. п. - лежа на животе: 1-2 - руки в «крылышки»; 3-4 - держать.

4.И. п.-лежа на животе:1-2 - ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 - и. п.

5.И п. - лежа на животе, в руках гимнастическая палка: 1-4 - прокатывание палки по спине от плечевого пояса до
ягодиц и обратно.

6.И. п. - лежа на спине:1-2 - приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 - держать.

7.И. п. - лежа на спине, под область грудного кифоза подло-
жить небольшой валик:1-4 - приподняться на предплечьях над валиком; 5-8 - вернуться в и. п.

8..И. п. - лежа на спине:1-4 - круговые движения ногами по часовой и против ча­совой стрелки.

9..И. п. - на четвереньках:1-4 - прогнуться в грудном и поясничном отделах позво­ночника, голову приподнять; 5-8 - вернуться в и. п.
То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.

10.И. п. - на четвереньках:1-2 - поднять правую руку и левую ногу одновременно,
прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3-4 - вернуться в и. п.;
5-6 - поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись; 7-8 -и. п.

11..И. п. - тоже:1-2 - поднять правую руку и правую ногу одновременно; 3-4 - и. п.;
5-6 - поднять левую руку и левую ногу; 7-8-и. п.





3-4 - «Кошечка сердитая» (согнув грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).

Кругловогнутая спина

1. И. п. - лежа на животе, под живот подложен валик: 1-2 - поднимание головы; 3-4 - возврат в и. п.

2. И. п. - то же:1-2 - поднять голову, локти согнутых рук отвести назад,лопатки приблизить к позвоночнику («крылышки»); 3-4 - держать.

3.И. п. - то же: 1-2 - поднять голову, вытянуть руки вперед; 3-4 - поднять голову, руки в стороны; 5-6 - поднять голову, руки на пояс; 7-8 - вернуться в и. п.

4.И. п. - лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка:1-2 - вытянуть палку вперед;
3-4 - согнуть руки с палкой перед грудью.

5.И. п. - то же, палка в вытянутых руках, руки на середине палки:1-4 - перехват рук к концам палки и обратно до середи­ны.

6.И. п. - то же, гимнастическая палка в горизонтально вытя­нутых вперед руках:1-4- палку за голову на лопатки, с переносом обратно через голову вперед.

7.И. п.-лежа на спине: 1-2 - поднять голову, носки на себя; 3-4 - вернуться в и. п.

8.И. п. - то же: 1-2 - поднять голову, потянуться руками влево; 3-4 - поднять голову, потянуться руками вправо.

9.И. п. - тоже: 1-4 - согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах,
прижать к груди; 5-8 - медленно вернуться в и. п.

10.И. п. - лежа на спине:1-2 - согнуть в колене правую ногу, прижать к груди; 3-4 - согнуть к колене левую ногу, прижать к груди.

11.И. п. - тоже:1 -4 - поочередно поднимать прямые ноги под углом более 45° с возвратом в и. п.
12.И. п. - тоже:- сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».

13.И. п. - лежа на спине, ноги, согнутые в коленных суставах, в опоре на полу:1-2 - сесть, руки на пояс; 3-4 - вернуться в и. п.

14.И. п. - лежа на спине, под грудным отделом валик:1-4 - приподнять над валиком грудной отдел позвоночни­ка, прижимая при этом поясницу к полу.

Плоская спина.

1.И. п. - лежа на животе:1-2 - поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запро­кидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии); 3-4 - вернуться в и. п.

2.И. п. - то же:1-2 - поднять голову, руки вперед, хлопки руками; 3-4 - и. п.

3.- И. п. - то же:1-4 - «брасс» руками.

4.И. п. - тоже:1-4 - «бокс » руками.

5.И. п. - то же:1-2 - поднять руки и прямые ноги одновременно; 3-4 - держать.

6.И. п. - тоже:1-2 - поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 - держать ноги, руки в «крылышки»; 5-6 - держать ноги, руки на поясе; 7-8 - возврат в и. п.

7.И. п. - то же:1-4 - руки в замок, поднять руки и прямые ноги; 5-8 - ползание на животе путем бокового движения туло­вища.

8.И. п.-лежа на спине:1-2 - поднять голову и руки, носки ног на себя; 3-4 - вернуться в и. п.

9.И. п. - то же:1-2 - поднять голову, потянуться руками влево; 3-4 - поднять голову, потянуться руками вправо.

10.И. п. - тоже:1-4 - поднять ноги под углом менее 45°; 5-8 - медленно вернуться в и. п.

11.И. п. - тоже:1-4 - велосипедные движения ногами.

12.И. п. - тоже:1-4 - горизонтальные «ножницы» ногами (ноги поднимать под углом не выше 45°).

13.И. п. - тоже:1-4 - вертикальные «ножницы» ногами (не выше 45°).

14.И. п. - на четвереньках:1-2 - «Кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и пояс­ничном отделах позвоночника, голову поднять);
3-4 -«Кошечка сердитая» (согнув грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).

15.И. п. - тоже:1-4 - «Кошечка под забором» (поочередно медленно про­гнуться от шейного до поясничного отделов позвоночни­ка, перейдя в и. п. - лежа в опоре на кисти, а затем вер­нуться обратным порядком в и. п.).

Плосковогнутая спина.

1.И. п. - лежа на животе, под животом небольшой валик:1 -2 - приподнять голову, руки вперед, сжимать и разжимать пальцы рук.

2.И. п. - то же:1-2 - приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.

3.И. п. - тоже:1-4 - «брасс» руками.

4.И. п. - тоже:1-4 - «брасс» руками с выдержкой.

5.И. п. - тоже:1-4 - «Рыбка» (поднять руки, поднять прямые ноги и дер­жать одновременно).
И. п. - тоже:1-2 - ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»; 3-4 - ноги держать, руки в стороны; 5-6 - ноги держать, руки вперед; 7-8 - и. п.

6.И. п. - лежа на спине:1-2 - приподнять голову, носки на себя; 3-4 - и. п.

7.И. п. - тоже:1-2 - согнуть правую ногу в колене, прижать к груди; 3-4 - согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.

8.И. п. - то же:1-4 - согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно, прижать к груди, голову согнуть.

9.И. п. - тоже:1-2 - поднять прямые ноги вверх выше угла 45°; 3-4 - вернуться в и. п.

10.И. п. - лежа на спине:1-4 - велосипедные движения ногами (поясница прижата к полу).

11.И. п. - тоже:1-4 - горизонтальные «ножницы» ногами под углом выше 45°.

12.И. п. - тоже:1-4 - вертикальные «ножницы» ногами (поясница прижа-| та к полу).
И. п. - тоже: 1-4 - сесть с махом рук вперед; 5-8 - вернуться в и. п.

Понравилась эта статья?

Многие болезни и патологии можно победить при помощи специальных физических упражнений. Это особый вид терапии. Если неправильно подобрать методику, занятия могут и навредить. Поэтому назначает врач после постановки соответствующего диагноза. В целях профилактики можно выполнять разные комплексы. Они позволят избежать появления патологий в будущем. Особого внимания заслуживают корригирующие упражнения. О них пойдет речь далее.

Общая характеристика

Применяются в медицине уже достаточно давно. Это один из действенных методов восстановления осанки. Гимнастика влияет на все системы организма. Она позволяет укрепить мышцы, сухожилия, а также кости. При этом усиливается кровообращение. Это ведет к нормализации обменных процессов, улучшению работы внутренних органов.

От того, какая у человека осанка, зависит здоровье всего опорно-двигательного аппарата. Это, в свою очередь, влияет на работу всех прочих систем. Поэтому так важно уделять вопросам здоровой осанки много внимания. Особенно этот вопрос важен для детей. В процессе их роста и развития постоянно меняется и их опорно-двигательный аппарат. В этом возрасте гораздо проще откорректировать осанку, чем при достижении совершеннолетия.

Стоит учесть, что проблемы с позвоночником могут возникнуть и во взрослом возрасте. Корригирующие упражнения назначают как детям, так и взрослым. Конечно, исправить осанку будет сложнее после 18 лет, чем при занятиях с малышами. Однако нет ничего невозможного. Для достижения поставленной цели потребуется потратить немного больше времени и усилий. Однако это с лихвой окупится в будущем. Правильная постановка позвоночника, укрепление мышц спины позволит избежать ряда серьезных заболеваний, например, развития межпозвоночной грыжи, остеохондроза и т. д.

Цель проведения гимнастики

Целью корригирующих упражнений является восстановление баланса напряжения мышц. Если они слишком зажаты, их потребуется расслабить. Если их тонус слишком слабый, потребуется их укрепить. Именно мышцы поддерживают позвоночник, позволяя ему занимать правильное положение.

Упражнения корригирующего типа могут быть самыми разными. Они выполняются как со снарядами (фитбол, гантели, жгуты, гимнастические палки и т. д.), так и без них. Если у пациента нет противопоказаний или упражнения проводятся в качестве профилактики, он может выполнять их дома самостоятельно. В других же случаях комплекс ЛФК назначает врач. В некоторых случаях его можно проводить только под наблюдением специалиста.

Представленный подход позволяет выровнять разные искривления, придать осанке правильный вид. Мышцы становятся крепкими. Они, словно каркас, поддерживают позвоночный столб. Это позволяет избежать развития разных недугов. Если не предпринимать никаких действий по устранению патологий в области позвоночника, это может привести к снижению подвижности опорно-двигательного аппарата. Со временем человек может стать инвалидом. Помочь ему сможет только сложная, дорогостоящая операция.

Чтобы не допустить подобных негативных воздействий, нужно уделять осанке должное внимание. Чем больше следит человек за положением своего тела, тем быстрее получается избавиться от патологий.

Воздействие гимнастики на организм

Целью корригирующих упражнений является создание таких условий в организме, при которых все системы будут работать гармонично. Они позволяют исправить разные патологии позвоночника. Мышцы в процессе выполнения гимнастических упражнений претерпевают ряд изменений.

Гимнастика стимулирует усиление кровоснабжения в тканях. Это приводит к усилению мышц и костей, а также сухожилий, которые были задействованы в ходе того или иного движения. Ученые установили, что во время сна в организме человека протекает 12 л крови через каждый килограмм мышц. А во время тренировки этот показатель увеличивается до 56 л. При этом в момент физической активности мышцы поглощают в 20 раз больше кислорода.

Это приводит к увеличению силы, выносливости, а также массы мышц. Сухожилия также укрепляются. Утолщаются ткани костей и связок. В процессе активной работы мышц продвижение лимфы и крови по сосудам становится быстрее.

Целым комплексом положительных воздействий характеризуется корригирующая гимнастика. Упражнения позволяют усилить работу сердечно-сосудистой системы и легких. Это приводит к увеличению крови, которое циркулирует в организме. Вместе с этим питание всех клеток становится более полным, активным. Это активизирует процессы регенерации, развития всех тканей.

Глубокое дыхание положительно влияет на легкие. Альвеолы расправляются. Газообмен в легких улучшается. Укрепляются все мышцы скелета, сердца, обменные процессы ускоряются. Жиры активнее сгорают. Пищеварение, железы внутренней секреции работают активнее. Это ведет к положительным изменениям во всем организме.

Приемы ЛФК могут быть назначены в комплексе с другими методиками лечения. Во многих случаях это может быть самостоятельная терапия. Она позволяет избежать применения медикаментов, прочих небезопасных для организма методов лечения.

Корригирующие упражнения применяют при разных нарушениях осанки. Так как в каждом случае патологии сугубо индивидуальные, гимнастика подбирается в соответствии с типом отклонений от нормы, стадией развития болезни. Также учитываются особенности организма пациента.

Упражнения потребуется выполнять каждый день. При этом их проводят утром и вечером. Это может быть простой комплекс, который состоит всего из нескольких упражнений. Его можно выполнять в качестве утренней зарядки. Нужно придерживаться установленной последовательности движений. Их выполняют определенное количество раз.

Занятие длится 15-30 минут. В него входят не только корригирующие, но и Особое внимание уделяется большим мышцам спины, а также брюшному прессу.

Особого темпа нужно придерживаться при выполнении корригирующей гимнастики. Упражнения делают медленно или в среднем темпе. Нужно избегать резких рывков. В процессе тренировки обязательно следят за дыханием. Оно должно быть глубоким. Тренировка начинается с легких, разогревающих упражнений. Только после того, как мышцы будут подготовлены к физическим нагрузкам, выполняют силовые упражнения.

Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Самые первые занятия должны быть короткими. Количество повторений движений должно увеличиваться постепенно. Если человек нетренированный, нужно выбрать упражнения легкие. Постепенно нагрузку увеличивают.

Выбор нагрузки

Корригирующие гимнастические упражнения нужно выполнять с постепенно возрастающей нагрузкой. От этого зависит эффективность воздействий. Число повторений выбирают в зависимости от упражнения. Для каждого из них предусмотрено минимальное и максимальное количество.

Каждое упражнение влияет на ту или иную группу мышц. В зависимости от состояния здоровья, а также физиологических особенностей подбирают не только тип движений, но и их количество. Воздействие при наличии патологии должно быть целенаправленным.

Врач, который назначает процедуры, точно знает строение мышц, устанавливает причины нарушений. После этого он может подобрать комплекс процедур, которые требуются в конкретном случае. Подход всегда индивидуален. Это позволяет проработать нужные мышцы с требуемой силой воздействия.

В процессе выполнения корригирующих физических упражнений нужно постепенно переходить от легких движений к более сложным. Нагрузка должна быть рассеянной. Поэтому движения для разных групп мышц чередуют. Сначала выполняют гимнастику для верхних и нижних конечностей, затем для спины, брюшного пресса. После этого переходят к проработке мышц шеи, грудных мышц.

После проведения интенсивных, силовых движений обязательно уделяют внимание дыхательным процедурам.

Каждый подход включает в себя 8-16 упражнений. Выбор зависит от типа воздействия, подготовленности мышц. Постепенно количество движений в процессе выполнения каждого упражнения увеличивают.

Правила составления комплексов

Корригирующие упражнения для детей и взрослых подбирают в соответствии с определенными правилами. Первым в комплексе должно быть движение, которое направлено на создание правильной осанки. Это положение тела надо ощутить, а затем удерживать в течение всей тренировки. Так мышцы запоминают, как нужно поддерживать спину.

После этого выполняют упражнения, которые позволяют прорабатывать большие группы мышц. Это нагрузка, которая направлена на спину, плечи, пресс, а также ноги. Такая гимнастика оказывает общее укрепляющее воздействие на организм.

После силовых упражнений выполняют движения на ощущение осанки. Это позволяет чередовать нагрузку, а также поддерживать правильное положение спины в течение проведения всего комплекса.

После этого наступает момент, когда проводится коррекция. В комплекс должно быть включено от 4 до 6 таких движений. Специальные корригирующие упражнения проводятся только после правильной подготовки мышц. В противном случае воздействие ЛФК будет недостаточно эффективным.

После выполнения коррекции снова выполняют упражнения на ощущение осанки. Это положение спины нужно сохранять в течение всего дня. За этим нужно следить. Чем больше человек обращает внимание на свою осанку, тем быстрее будут видны первые положительные изменения.

Некоторые из этих упражнений (особенно на ощущение правильного положения спины) нужно выполнять в течение всего дня. и коррекцию проводят только в комплексе с другими движениями.

Формирование правильной осанки

Комплекс упражнений при корригирующей гимнастике обязательно включает в себя движения, которые формируют правильную осанку. Их существует достаточно много. Несколько популярных движений рассмотрено далее.

Сначала нужно встать спиной к стенке. Затылок, пятки и ягодицы должны касаться ее поверхности. Мышцы должны немного напрячься. Это состояние нужно запомнить. Его сохраняют в течение тренировки. Далее человек отходит от стенки и держит такое положение тела еще несколько секунд.

Можно также, отойдя от стены, сделать несколько взмахов руками, ногами и наклонов туловища. После этого снова становятся в правильную стойку. Для этого опять подходят к стене.

В ходе выполнения гимнастики несколько раз после силовых и корригирующих упражнений нужно подходить к стене, проверяя положение тела.

Одним из возможных упражнений может быть следующее. Стоя у стены, нужно поднимать руки через стороны, а затем поочередно сгибать ноги в коленях. После этого несколько раз приседают (также возле стенки). Затем приподнимаются на носках, выдерживая при этом правильную позу. После этого правильную осанку проверяют стоя боком возле зеркала.

Укрепление мышц спины

Комплекс корригирующих упражнений также включает в себя движения, которые позволяют укрепить мышцы спины. Они присутствуют практически в каждом наборе гимнастических движений.

Сначала нужно лечь на спину. Ноги согнуты в коленях, а локти лежат на полу. Делают прогиб в грудном отделе позвоночного столба. В этой позе нужно зафиксироваться на 5 сек. Далее мышцы расслабляют. Такое же упражнение выполняют тазом. Его также приподнимают на 5 сек.

Далее нужно лечь на живот. Пальцы рук скрещены за спиной. Приподнимают плечи и голову. Руки отводят назад и прогибаются. После этого расслабляются. Это упражнение также может быть дополнено поднятием не только плеч и головы, но и ног.

Если человек тренированный, предыдущее упражнение усложняют. Обе руки кладут за голову и в таком положении поднимают руки, ноги и голову от пола. Затем в этом же положении руки разводят в стороны или вытягивают вперед. Можно руками поднимать гантели, мяч или гимнастическую палку.

Упражнения для растягивания мышц поясницы

Корригирующие упражнения для осанки включают в себя движения, которые направлены на растягивание мышц поясницы. Сидя на стуле нужно наклониться вперед. Грудью касаются коленей. После этого выполняют наклоны, но ноги при этом должны быть расставлены максимально широко. Нужно стараться наклониться как можно ниже.

Далее садятся на пол. Выполняют наклоны вперед. Ноги вытянуты. Лбом нужно стараться дотянуться до коленей. Далее в такой же позе нужно согнуть одну ногу в колене. Ее отводят назад. К прямой ноге тянутся, стараясь коснуться лбом. Затем положение меняют.

Укрепление мышц поясницы

Корригирующие упражнения при сколиозе или иных нарушениях положения позвоночника включают в себя несколько движений, которые способны проработать соответствующие группы мышц. Часто в комплексы включают упражнения, которые направлены на укрепление мышц поясницы.

Нужно лечь на спину и согнуть ноги. Таз поднимают и удерживают его в таком положении несколько секунд. При этом нужно подниматься на носки. Таз перемещают в одну и другую сторону.

После этого нужно отдохнуть и снова выполнять подобное движение. Но, приподняв таз, нужно делать приставные шаги в одну и другую стороны.

После этого нужно лечь на живот. Поочередно поднимают прямые ноги. Следующее упражнение делают так же, но ноги поочередно отводят в стороны. После этого нужно немного отдохнуть. Следующее упражнение также выполняют лежа на животе. Руками держатся за голеностопы. Далее делают в спине прогиб. Нужно перекачиваться в такой позе вперед и назад.

Рассмотрев особенности корригирующих упражнений, а также методики назначения ЛФК, можно понять важность применения подобных подходов в процессе лечения и профилактики отклонений в области спины. Это позволяет предотвратить развитие ряда более серьезных заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые постепенно развиваются при наличии неправильного положения позвоночника.

Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника – корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, ассиметричными и деторсионными. В настоящее время разработано много методик ЛГ, но не доказано преимущество какой-либо методики. При составлении комплекса при сколиозе следует учитывать характер сколиотической деформации, создающей грубую ассиметрию всех частей и отделов человеческого тела. Поэтому корригирующие упражнения при сколиозе направлены на исправление этой асимметрии.

Неравномерная тренировка мышц спины при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости, что приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба. Фонарева Т.А. и Фонарев М.И. (1988) указывают, что симметричные упражнения не нарушают возникших компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию противоискривлений. Важным преимуществом этих упражнений является простота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опорно-двигательного аппарата.

Ассиметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально, воздействуют на патологическую деформацию локально и с большей вероятностью обеспечивают более равномерную нагрузку. Они тренируют ослабленные и растянутые мышцы, способствуют выравниванию их тонуса (рис.6, 7).

Сколиоз – это сложная деформация, включающая два основных компонента: боковое искривление и торсию. Торсия также состоит из двух частей. Скручивание позвонка происходит в процессе неправильного роста. Эта деформация не может быть исправлена консервативными методами лечения. Второй частью торсии является вращение одного сегмента позвоночника относительно другого. Этот компонент в значительной степени является функциональным и на него можно воздействовать деторсионными упражнениями.

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии, коррекцию сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника.

Разработку деторсионных упражнений проводят с учётом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем – против часовой стрелки.

Рис. 6. Специальные упражнения, применяемые при сколиозе:

а – упражнение, укрепляющее мышцы живота слева; б – упражнение для укрепления длинных мышц спины; в - упражнение, вытягивающее позвоночник; г – вытягивание руки с вогнутой стороны искривления грудного отдела позвоночника; д – отведение ноги с выпуклой стороны искривления поясничного отдела позвоночника.


Рис. 7. Специальные упражнения (корригирующие) при сколиозе:

е – сочетание вытягивания руки и отведения ноги при S – образном искривлении; ж – упражнение в повороте таза с заведением ноги; з – упражнение в повороте корпуса с заведением руки; и – наклон корпуса влево с противоупором руки; к – упражнение, асимметрично расширяющее грудную клетку; упражнение при правом грудном сколиозе; л – упражнение в балансировании.

При сколиозе используются корригирующие упражнения в балансировании (с грузом на голове). Они помогают больному быстрее и эффективнее овладеть управлением натяжения и расслабления отдельных групп мышц (рис.7).

Лучший корригирующий эффект достигается упражнениями на жестком валике, положенном под выпуклую сторону сколиотической дуги, наклоном корпуса с противоупором руки (рис.7).

После любого хирургического вмешательства ЛГ должна преследовать цель стабилизации позвоночника в новых статических условиях и тем самым способствовать удержанию коррекции, достигнутой хирургическим методом (рис.8). В этих условиях напряжение мышц осуществляется больше в положении лёжа, в поздние сроки после операции упражнения дополняются нагрузкой с гантелями, грузами и другими видами сопротивления. В поздние сроки после операции, если не ожидается прогрессирования сколиоза, то на ЛФК возлагается задача восстановления подвижности позвоночника. В комплекс ЛГ этого периода включаются наклоны, лёгкие вращения и плавание.

Рис. 8. Динамика после хирургического лечения.

На всех этапах лечения в любом возрасте больного и при любой тяжести сколиоза остаётся задача воспитания сознательного отношения к закреплению правильного положения тела.

Помимо ЛФК в комплекс лечения сколиоза входит лечебное плавание, при котором осуществляются оба лечебных момента: естественная нагрузка позвоночника с самовытяжением и укрепление мышц. Основной стиль плавания – брасс с удлиненной паузой скольжения. Первая задача – поставить правильное дыхание, чтобы при вдохе грудная клетка пациента не поднималась над водой (тогда не увеличивается поясничный лордоз и не возрастает мобильность позвоночника), а выдох был в воду.

Полноценному физическому развитию способствует и общая физкультура, из которой исключены висы, упражнения на гибкость, ограничены бег и прыжки. Показана ходьба на лыжах. Значительное место отводится физиотерапевтическим процедурам, и, прежде всего электростимуляции мышц. Ее проводят по методике Я.М. Коца с помощью аппарата «Стимул». Электроды фиксируют на выпуклой стороне дуги искривления. Локализацию электродов определяет врач соответственно началу и окончанию дуги искривления на R-грамме. Электронно-микроскопическое исследование мышц показывает полное восстановление их структуры после курса стимуляции у детей с 1 и 2 степенями сколиоза. При 3 степени сколиоза положительных сдвигов в структуре мышц спины после курса электростимуляции не происходит, поэтому применение ее не целесообразно. После курса электростимуляции целесообразно провести курс массажа мышц спины. Массаж мышц спины и брюшной стенки у больных сколиозом значительно улучшает кровоснабжение и питание мышц, способствует выведению продуктов их деятельности, улучшает их функциональное состояние. В зависимости от состояния мышц с выпуклой и вогнутой стороны используется или расслабляющий, или укрепляющий массаж.

Корригирующая гимнастика Разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему специальных физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника; оказывает и общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника, вырабатывает правильную осанку).

Здоровый позвоночник, правильная осанка, хоро шо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являют ся не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физическо го здоровья и, зачастую, социального и психологи ческого благополучия. К большому сожалению, на сегодняшний день, дос таточно высок процент детей дошкольного возраста, имеющих различные виды нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие.

На фоне безобидных деффектов, развиваются такие серьёзные заболевания как сколиоз, остеохондроз, вегето сосудистая дистония, возникают различные расстройства деятельности и затем заболевания внутренних органов. Наличие нарушения осанки, сколиоза у школьников нередко отражается и на их успеваемости. Такие дети быстрее утомляются, устают от статического напряжения мышц во время уроков, а, следовательно, чаще отвлекаются, что приводит к невнимательности, ухудшению памяти, плохому усвоению материала. Очень часто нарушение осанки сочетается с нарушением зрения.

Виды корригирующих упражнений Симметричные физические упражнения это гимнастические упражнения, при которых сохраняется срединное положение позвонков. Электромиография показывает, что при сколиотическом изгибе активность мышц по обеим сторонам от позвонков неодинакова. Следовательно, сохранение срединного положения позвоночника, сопротивление его отклонению в сторону более сильных мышц будет вызывать более сильное напряжение в ту сторону, где мышцы ослаблены. Таким образом, симметричные по характеру выполнения физические упражнения с точки зрения мышечного тонуса асимметричны. При симметричных корригирующих упражнениях происходит постепенное выравнивание мышечного тонуса, устраняется асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура, возникающая на противоположной стороне сколиотической дуги.

Асимметричные физические упражнения Асимметричные корригирующие упражнения позволяют подобрать исходное положение и мышечную тягу соответствующих мышц конкретно на данный участок позвоночника. Варьируя положение таза и плечевого пояса, угол отведения рук или ног, с учетом биомеханики движений можно довольно точно подобрать асимметричные упражнения для максимального уменьшения деформации во фронтальной плоскости. Следует помнить, что подбор упражнений должен быть строго индивидуален с учетом рекомендаций врачей и показателей рентгенологических снимков. Непродуманное использование асимметричных упражнений может привести к прогрессированию заболевания и дальнейшим деформациям.

Упражнения на равновесие Эта группа упражнений используется при дефектах позвоночника для тренировки вестибулярного аппарата и позных реакций. Они выполняются при уменьшенной плоскости опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т. д. и способствуют формированию и закреплению навыка правильной осанки, тренируют ощущение положения тела в пространстве. В процессе их выполнения вырабатывается схема положения тела, что позволяет в дальнейшем принимать заданную позу. Усложнение упражнений достигается за счет постепенного уменьшения опоры стойка на одной ноге, на носочках, применение снарядов (бревно, бум, узкая часть гимнастической скамейки), а также за счет перемещения центра тяжести – поднимание рук, отведение ноги, использование булав, набивных мячей и т. д.

Упражнения на расслабление Данные упражнения активно выполняются с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка и требует определенного двигательного опыта, умения напрягать мышцы. Обязательным физиологическим условием произвольного расслабления является удобное исходное положение. При необходимости используются валики или другие приспособления, а также дополнительные приемы, облегчающие произвольные расслабления: встряхивание, покачивание, маховые движения в сочетании с массажем. С целью усиления расслабляющего эффекта применяются поглаживание и вибрация.

Упражнения на растягивание Эти гимнастические упражнения применяются для преимущественного воздействия на патологически измененный связочно суставной аппарат с потерей эластичности. Методическая сложность активных упражнений в растягивании заключается в необходимости избегать болевых и неприятных ощущений. К упражнениям в растягивании относятся маховые движения, упражнения с увеличенной амплитудой с помощью специального инвентаря и оборудования круговые упражнения рук, упражнения с булавами, палками и т. д. Разновидностью упражнений в растягивании являются упражнения в самовытяжении при дефектах осанки и сколиозах.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника При проведении корригирующей гимнастики целесообразно по возможности увеличивать подвижность позвоночника. Следует помнить, что выполнение для этой цели физических упражнений возможно лишь при предварительной хорошей подготовке мышечного корсета и активной стабилизации сегментов с нарушением симметрии. Упражнения необходимо применять с крайней осторожностью и под постоянным врачебным контролем. Для мобилизации позвоночника применяют ползание на четвереньках, смешанные висы и упражнения на наклонной плоскости. При выполнении этих упражнений необходимо помнить об опасности перерастяжения связочного аппарата мышц, так как при недостаточной подготовленности мышечного компонента и должной силовой выносливости, помимо активного мышечного компонента, всегда присутствует воздействие веса тела на позвоночник.

Упражнения для укрепления мышечного корсета К этой группе гимнастических упражнений относятся упражнения для развития мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища. Они применяются для восстановления и наращивания общей силовой выносливости указанных мышц. Методика их применения – скоростно силовые или статические напряжения, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимальных возможностей. При скоростных упражнениях напряжение не должно превышать 20% от максимальных значений, но темп их выполнения – быстрый. Для выработки мышечного корсета целесообразно использовать и статические напряжения – работу мышц в изометрическом напряжении, что обеспечивает быстрое наращивание мышечной массы при выраженных дефектах позвоночника.

Общие методические рекомендации к занятиям корригирующими упражнениями Корригирующей гимнастикой желательно заниматься ежедневно, ещё лучше 2 раза в день: утром и вечером. Темп движений при выполнении упражнений должен быть средним или медленным. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание на выдох. Начинать гимнастику надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям.

Профилактические и коррекционные упражнения. Для формирования правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для растягивания мышц спины. Упражнения для укрепления боковых мышц туловища. Упражнения для укрепления задней и передней поверхности бедер. Упражнения для живота и таза. Упражнения для "активного пояса" на суставы конечностей. Упражнения при круглой спине, сутуловатости и крыловидных лопатках.

Упражнения для укрепления свода стопы. Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола. Захватывание стопами предметов и приподнимание их. Максимальное сгибание и разгибание стоп. Катание гимнастической палки ступнями. Ходьба по гимнастической палке и ребристыми поверхностями. Комплексы упражнений для уплощенной и плоской стопы.

Профилактические и специальные дыхательные упражнения. Упражнения на отработку длительного и полного выдоха, имитирующие задувание свечи, с произнесением звуков на выдохе. Диафрагменное дыхание. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

Корригирующая гимнастика для учащихся начальных классов Профилактические и коррекционные упражнения обязательный компонент каждого занятия корригирующей гимнастикой. В программу включены упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы. Эти упражнения позволяют решать следующие задачи: содействовать профилактике заболеваний дыхательных путей, формировать навыки рационального дыхания; развивать умения согласовывать движения различных частей тела; содействовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Комплекс упражнений корригирующей гимнастики для учащихся начальных классов 1. Ходьба на месте 10 15 с. На четыре счета вдох, на четыре – выдох. 2. И. п. – о. с. 1 – руки вперед. 2 – руки в стороны. 3. – руки вверх, встать на носки, потянуться. 4. – и. п. Повторить 3 4 раза. (темп медленный) 3. И. п. – о. с. , руки за спину. 1 – мах правой вперед. 2. – и. п. 3 – мах левой вперед. 4 – и. п. Повторить 5 6 раз. (темп средний) 4. Бег на месте в среднем темпе, 30 с. 5. И. п. – о. с. , руки на пояс. Прыжки: (по 4 прыжка) на левой ноге, на правой, на обеих, четыре шага на месте. Повторить 3 4 раза. ТС. 6. И. п. – о. с. 1 – руки вверх, потянуться, вдох. 2. – руки вниз, выдох. Повторить 5 6 раз. ТМ.

Профилактика нарушений осанки: 7. Принять правильную осанку у стены или гимнастической стенки: затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены удержать с напряжением на 4 6 счета повторить 10 раз. 8. Принять правильную осанку, отойти от стены на 1 2 шага, сохраняя принятое положение с напряжением всех мышц повторить 10 раз. 9. Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением всех мышц повторить 10 раз. 10. Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3 4 секунды. Вернуться в исходное положение повторить 10 раз.

Профилактика плоскостопия: 11. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо. Темп средний. 1 3 мин. 12. Ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо. Темп средний. 2 5 мин. 13. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

Корригирующая гимнастика для учащихся средних классов Специальные физические упражнения для исправления кифоза (сутулая и круглая спина). 1. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтях ладонями к полу медленно приподнять туловище, прогнуться, свести лопатки, удержать положение в напряжении на 4 счета повторить 6 8 раз. 2. И. п. то же, руки вверх «в замок» приподнять руки и прямые ноги, прогнуться в грудном отделе, удержать положение с напряжением на 4 счета повторить 4 6 раз. 3. Исполняем упражнение (2) покачаться вперед, назад 4 6 раз.

4. И. п. коленно кистевое, сгибая локти и опуская грудную клетку, продвинуть корпус вперед (подлазы) с вытяжением, вернуться в И. п. повторить 6 8 раз. 5. И. п. стоя, ноги врозь, в двух шагах перед опорой. Наклон вперед, хват за опору, сделать «круглую» спину, рывком прогнуться, дер жать 3 с. Исходное 5 положение (повторить 4 5 раз).

Профилактика плоскостопия: Упражнения выполняются в исходном положении сидя: 1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно. 2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно. 3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги. 4. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой. 5. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То жедругой ногой.

Корригирующая гимнастика для учащихся старших классов Комплекс упражнений для укрепления мышц при деформациях позвоночника: 1. И. п. лежа на спине, прижать поясницу, слегка втянуть в себя живот (дыхание не задерживать), приподнять обе ноги на угол около 70 градусов, удерживать их на весу 5 7 секунд, вернуться в И. п. Следить за дыханием. 2. И. п. то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги и делать круговые движения выпрямленными ногами «внутрь» . Одно упражнение 8 движений ногами. Вернуться в исходное положение. 3. И. п. лечь на живот, под таз положить валик. Приподнять поочередно правую и левую ноги, удерживая каждую на весу по 5 секунд.

4. И. п. сесть на пятки, руки на пояс. Втянуть в себя живот, соединить лопатки. Наклонить туловище вперед (движение выполнять за счет тазобедренных суставов, а не в поясничном отделе позвоночника), удержав его в горизонтальном положении 5 секунд. 5. И. п. то же. Руки на затылке. Выполнять аналогично упражнению (4). Затем расслабить мышцы.

Профилактика плоскостопия: Упражнения выполняются в движении. 1. Ходьба на носках. 2. Ходьба на наружных краях стоп. 3. Ходьба в положении носки внутрь, пятки наружу. 4. Ходьба в положении носки внутрь, пятки наружу, с поочередным приподниманием на носки. 5. Ходьба на носках полусогнутых ног. 6. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей. 7. Скользящие шаги с одновременным сгибанием пальцев. 8. Ходьба по ребристой доске. 9. Ходьба вниз по наклонной плоскости. 10. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.

Занятия корригирующей гимнастикой проводятся групповым методом. Индивидуализация воздействия при групповом методе достигается комплектованием небольших групп по 8 10 детей, однородных по возрасту и полу, и назначением индивидуальных упражнений и дозировки.

Во время занятия необходимо избегать утомительного однообразия и заботиться об эмоциональной насыщенности занятий. Желательно проводить занятия под музыку. Помещение должно быть светлым, теплым, уютным.

На занятиях корригирующей гимнастикой особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям. Нужно широко использовать дыхательные упражнения с целью выработки глубокого дыхания, усилие выдоха, а также упражнения в сочетании дыхания с различными движениями рук, ног, направленных на улучшение координации движений. Каждое физическое упражнение должно проделываться свободно, без задержки дыхания. В тех случаях, когда она неизбежна, после окончания упражнения надо делать дыхательное упражнение, для восстановления нарушенного дыхания.

Комплекс корригирующей гимнастики для глаз Физические упражнения по профилактике близорукости и при ее прогрессировании не только способствуют общему укреплению организма, но и улучшают деятельность глазных мышц, улучшают кровообращение в тканях глаз.

Нарушения зрения можно предупредить, если периодически давать возможность глазам отдохнуть и заниматься специальной гимнастикой. Каждые 1, 5 2 часа зрительно умственной работы, устраивая физкультпаузу, нужно давать отдых глазам. Можно на 1 2 минуты закрыть их или некоторое время смотреть вдаль. Полезен и своеобразный массаж глаз, для чего нужно кончиками пальцев несколько раз слегка нажать на глазные яблоки, предварительно сомкнув веки. Полезны круговые движения глаз.

1. И. п. сидя. Крепко зажмурить на 3 5 секунд, а затем открыть глаза на 3 5 секунд. Повторить 6 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. 2. И. п. сидя. Быстро моргать в течение 1 2 минут. Способствует улучшению кровообращения. 3. И. п. стоя. Смотреть прямо перед собой 2 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 5 секунд, опустить руку. Повторить 10 12 раз. Упражнение снижает утомляемость, облегчает работу на близком расстоянии. 4. И. п. стоя. Выпрямить руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой рука, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пака палец не начнет двоиться. Повторить 6 8 раз. Упражнение облегчит работу на близком расстоянии.

5. И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. 6. И. п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3 5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 5 секунд, убрать ладонь, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3 5 секунд, поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 30 см от глаз, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3 5 секунд, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3 5 секунд, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3 5 секунд. Повторить 5 6 раз. Укрепляет мышцы обоих глаз. 7. И. п. – стоя, голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону, медленно передвигать указательный палец справа налево и следить глазами за пальцем; то же в другую сторону. Повторить 10 12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

В жизнедеятельности человека осанка имеет огромное значение. Правильная осанка это нормальное, здоровое положение позвоночника, а он, как известно, отвечает за работу всех органов и систем нашего организма. Правильная осанка это не только залог здоровья, но и символ красоты, жизнестойкости и уверенности в себе. Из всех существующих заболеваний, нарушения осанки почему то считаются самыми безобидными заболеваниями и потому долгое время остаются незамеченными родителями и учителями в школе. В студенческом возрасте дефекты осанки исправить уже трудно. Универсального комплекса физических упражнений по исправлению осанки не существует. Здесь нужна каждодневная работа над собой, и выполнять ее надо сознательно и умело.