История вертикальных забегов. Бег под углом. История вертикальных забегов Памятник в виде магнитной подковы

Вы очень устали за будние дни, поэтому решили во что бы то ни стало провести свои законные выходные весело и с пользой для самого себя. А что может больше поднять настроение и расслабить, как ни парк развлечений. У вас в городе как раз недавно открылся огромный развлекательный центр, где можно найти аттракционы по своему вкусу. Если тебя больше тянет к воде, можно забраться на головокружительную огромную горку, протяженностью в несколько миль, и получить неописуемый драйв от соревнований на самый скоростной спуск. А, если больше привлекает сухопутное удовольствие, или просто нет желания измочиться, то всегда можно оседлать гоночный скутер и пуститься во все тяжкие по умопомрачительному виражу из закрученных трасс, где, кстати, сейчас также проводятся соревнования среди посетителей на звание самого безбашенного гонщика. Вот это адреналин, который просто взорвет ваш мозг от перенапряжения. именно такой, сумасшедший отдых необходим после тяжелой рабочей недели!

Да и без него достаточно много беговых стартов проходит по трассам с изобилием спусков и подъёмов. При этом далеко не все осознают, что бег в гору и с горы немного отличается от такового по равнине. Игнорирование этого приводит к повышенному расходу энергии и травматизму опорно-двигательного аппарата. Причём различия в подходе к бегу вверх или вниз имеются как в подготовке, так и в технике бега. В этой статье я хочу коснуться именно вопросов особенностей техники бега.

Итак, что же такого особенного происходит при беге в гору? Сразу скажу, что при беге в гору практически все начинают . Это значит, что почти каждый начинает приземляться на переднюю часть стопы, делая более короткие шаги. Правда, немалый процент бегунов при этом перегибаются в поясе, что уже нарушаете структуру правильного бега. Отсюда первый элемент техники бега в гору:

  • Держите корпус максимально близко к вертикали. Для облегчения этой задачи смотрите вперёди себя на 10-15 метров. Ошибочно считать, что глядя вниз, вы отвлекаете свои мысли от тяжёлого подъёма. Смотрите вперёд, и вам будет легче бежать.
  • Второе, на что следует обратить внимание – это отталкивание. При беге у гору необходимо перемещать массу тела вверх. Это энергетически затратно. Если силы ещё есть и хочется бежать быстро, человек подсознательно увеличивает мощность отталкивания. Однако, этим вы будете тратить много сил. Намного правильнее и существенно экономичнее будет увеличить подъём (вынос вперёд) бедра при сохранении быстрого снятия ноги с опоры. Чтобы убедиться в этом, попробуйте сделать следующее: шагните одной ногой на ступеньку и сделайте второй быстрый шаг вперёд другой ногой. Теперь сделайте то же самое, только сделайте скачок на эту же ступеньку с попробуйте продвинуться вперёд так же быстро, как в первом случае. Сравните свои ощущения и затрачиваемые силы.
  • Чтобы при беге шаги были быстрыми (не затянутыми), после поднятия колена следует опускать ногу, не выхлёстывая голень. Это не так уж сложно сделать, если попрактиковаться.
  • Каденс: частота шагов должна оставаться такой же, как была при беге по равнине и составлять от 175 до 185 шагов/минуту. Лишь их длина немного уменьшится. Совершенно естественно, что ваша скорость тоже снизится. Поэтому если вы участвуете в забеге по холмистой трассе, не следует обращать большое внимание на изменение скорости бега в реальном времени (по GPS-часам). Если вы будете стараться сохранять какой-то целевой темп, это приведёт к тому, что вы будете бежать переменный (по усилиям) темпом, что неизбежно выльется в ухудшение времени на финише.

Бег с горы, или как его чаще называют бегуны – под горку. Первое, что хочу отметить – не думайте, что на спусках вы компенсируете то, что потеряли при беге в подъёмы. Это просто невозможно хотя бы по закону сохранения энергии. Более того, если под гору бежать неправильно, то вы можете усугубить своё состояние. Ухудшение в первую очередь будет заключаться в следующем: поскольку при беге с горы бежать широкими шагами относительно легко, большинство бегунов приземляются далеко впереди себя, зачастую на прямую ногу. При этом кинетическая энергия удара о поверхность больше (вы ведь летите с высоты!), она поглощается суставами (голеностопный, коленный, тазобедренный) и позвоночником, а также так называемой тормозящей группой мышц. Наиболее сильная из них – четырёхглавая мышца бедра. Спросите тех, кто пробежал Бостонский марафон или Comrades Marathon вниз, они подтвердят, что больше всего у них болели именно эти мышцы. Может также обостриться воспаление надкостницы, боли в коленных суставах. Но сиюминутный эффект будет выражен в том, что к концу дистанции ваши ноги буду слушаться вас всё меньше, особенно на марафонской или другой сверхдлинной дистанции. Чтобы это избежать или свести негативный эффект до минимума, следует придерживаться некоторых принципов:

  • Как ни странно, но опять упомяну прямую позу: если вы будете держать корпус прямо, то это будет первым шагом к уменьшению проблем. Будет логично увеличить наклон вперёд, чтобы «поймать» падение. Но наклоняться надо центром тяжести, т.е. низом живота. Если наклониться вперёд плечами, то это спровоцирует ещё больший выхлест голени и, как следствие, увеличение длины шага.
  • Увеличивать длину шага можно, но опять же за счёт выноса вперёд бедра/колена. Если при этом быстро снимать ногу с опоры и ставить её под себя, то абсолютно возможно сохранить такое щадящее приземление.
  • Логичный вывод из вышеупомянутого – сохранение каденса около 180. Если крутизна спуска небольшая, то при частоте в диапазоне 175-185 ваши шаги будут широкими, а приземление – не выходить далеко за проекцию центра тяжести. Если же крутизна спуска заставляет вас делать слишком затянутые шаги, то правильнее будет целенаправленно уменьшить их длину в ущерб скорости бега. Да, скорость бега, возможно, будет чуть меньше, чем у окружающих вас бегунов, но поверьте, вы с лихвой отыграете это на равнине или на подъёмах на более поздних стадиях бега. Ещё более важным моментом станет то, что вы сохраните свои ноги и спину от травматизирующего воздействия приземления перед собой при беге под горку.

Я недавно вернулся из ЮАР, где после участия в , провёл несколько дней у гостях у своих друзей и был очень удивлён, увидев, что местные бегуны не имеют ровных трасс для бега. Точнее, такое место есть, но только на набережной вдоль пляжа города Дурбан. Если отъехать несколько километров вглубь континента, то единственно где можно бегать – это по холмам. Это относится и к младшим школьникам, и взрослым любителям бега. Простой детский забег на 5 км проходит по трассе с такими подъёмами и спусками, которые и не снятся среднему городскому жителю России. Так что эти люди имеют преимущество: они с детства приспособлены бегать вверх и вниз.

Подводя черту под вышесказанным, следует добавить, что при планировании участия в забеге по холмистой трассе, следует уделить внимание укреплению связок и сухожилий, а также силе мышц ног и верхней части туловища. Именно последние обеспечивают поддержание правильной позы во время бега, особенно на последней трети дистанции, когда наступает усталость и степень сознательного контроля позы и техники снижается. Только надо делать «правильные» упражнения на укрепление постуральных (поддерживающих позу) мышц. К ним относятся поперечная и глубокая косая мышцы живота, мелкие мышцы позвоночника (составляющие в сумме длинный разгибатель спины), а также глубокие мышцы области таза.

Надо также применять плиометрические упражнения. Типичный пример плиометрики — спрыгивание с небольшой высоты (15-20см) с быстрым отскоком, как на двух ногах, так и на одной. Только надо помнить, что эти упражнения – довольно «острое» силовое средство подготовки, и его можно применять уже опытным бегунам или в небольшом количестве.

На соревнованиях по трейловому и кроссовому бегу участники бегут по неровным поверхностям, их стопы постоянно ставятся под разным углом. В этом случае компактные контролируемые шаги становятся ещё более актуальными. У большинства трейловых бегунов бытует мнение, что обувь для таких соревнований должна иметь большую толщину подошвы, чтобы обеспечивать максимальную защиту от неровностей, камней и прочих опасностей. Но толстая подошва провоцирует бегунов бежать широкими шагами. Кроме того, увеличение толщины подошвы замедляет время реакции мышц на сигналы от проприорецепторов стоп и голеностопных суставов, а это уже может повлечь получение травмы из-за поздней реакции мышц тела на непредвиденное положение. Каждый решает сам, в какой обуви ему бегать, но я рекомендую протестировать для себя и подобрать кроссовки с минимально комфортной для вас толщиной подошвы.

Желаю счастливого бега по неровным дорогам, тропинкам и всем прочим местам!


Наткнулся в сети на картинку, которая меня заинтересовала. Решил рассмотреть ее поподробнее и, заодно, рассказать о том, что я увидел. Возможно, это уже и не новость, но, все равно, интересно.

На картинке изображен кастом, который называется Black Hills Beast. Вот так он выглядел на дизайнерских скетчах:


Он создан по заказу компании Indian Motorcycles, между прочим, старейшим мотопроизводителем в США. Официально она была основана в 1901 году, а Harley-Davidson – в 1903. Правда, есть одна тонкость: семейный бизнес Harley-Davidson успешно функционирует уже 114 лет, а Indian за это время уже несколько раз загибался, возрождался, переходил из рук в руки. Сегодня от того старого "Индиана" осталась, по большому счету, только марка. Но марка – легендарная. Впрочем, не буду увлекаться историей, не о ней сейчас речь.



Кастом, про который я хочу сегодня рассказать, построен на базе стандартной модели Indian Scout образца 2015 года. "Среднеразмерной", по меркам самой компании.


Вот такой (на фото вверху). Но стараниями кастомайзеров она преобразилась практически до неузнаваемости.


Премьера новинки приурочена к очередной годовщине очередной гонки на очередной кубок очередной колхозной водокачки. Даже не буду испытывать ваше терпение и тратить силы на объяснение того, что это была за гонка и почему она так дорога парням из Indian Motorcycles. Скажу только то, что кастом стилизован под старинные мотоциклы, предназначенные для "подъема на холм".


"Подъем на холм" – это некогда очень популярный вид мотоциклетных гонок. Побеждал в них тот, кто первым поднимался вверх по достаточно крутому склону. Удавалось это далеко не всем, поэтому соревнования считались довольно рискованными, и, соответственно, зрелищными.


Вверх по склону забирались, естественно, по весьма скользкой для мотоцикла грунтовой трассе. Именно поэтому на Black Hills Beast установлена такая "зубастая" задняя покрышка, да еще и с надетыми поверх нее цепями. На рыхлом грунте грести такое колесо должно очень здорово, а вот выезжать в таком виде на обычную дорогу не стоит.


Также у мотоцикла сильно удлиненный задний маятник. Это призвано обеспечить ему дополнительную устойчивость при разгоне по наклонной поверхности.


В этом-то, собственно говоря, и заключалась главная интрига таких соревнований. Стоило гонщику хоть немного переборщить с газом и потерять контроль над разгоном, как мотоцикл вставал на заднее колесо и опрокидывался.


На Black Hills Beast установлен стандартный "скаутовский" V-образный мотор с жидкостям охлаждением. Его рабочий объем 69 кубических дюймов. Это примерно 1, 1 л. "на наши деньги". А мощность сам производитель заявляет, как 100+ л.с. Также на этом фото вы можете видеть тюнинговый глушитель от компании RPW USA. Он существенно короче стандартного и не задевает землю, когда мотоцикл встает на заднее колесо.


Шикарнейшее кожаное седло тоже подобрано из каталога фирменных аксессуаров для тюнинга. Между прочим, $379.99 в розницу и без учета налогов!


Еще видны дорогущие кроссовые амортизаторы Fox и просто куча всевозможных дополнительных ништяков. Видно, что бюджет у ребят был и они особо не скупились. Но получилось красиво! Правда, ничем не прикрытая цепь и ее привод – это на одну гонку, не больше.


Словом, все круто. Тем не менее остается вопрос, а зачем? Сама компания Indian Motorcycles пространно намекает, что нечто похожее пойдет в серию. Возможно, даже уже в следующем году. Но лично я как-то в этом сомневаюсь – уж больно специфическим получился мотоцикл. А почему я решил вам о нем рассказать? Да просто потому, что внешне он мне понравился. Других причин мусолить эту тему я не вижу.

На трассе в Дагестане водитель отпускает ручник, и машина катится сама по себе. В подобном не было бы ничего необычного, если бы не направление движения. Автомобиль с выключенным двигателем и без посторонней помощи — едет в гору, вопреки всем законам физики. Кажется, что его тянет вверх необъяснимая сила.

Аномальное место на одном из участков трассы в Буйнакском районе Дагестана местные жители приметили давно. На протяжении километра этой дороги почти везде, где начинается подъем, можно выключить мотор и наблюдать за удивительным явлением.

…В мире насчитывается немало мест, где законы гравитации, мягко говоря, не действуют. Например, уникальное природное явление зарегистрировано на Среднем Урале. В деревне Галашки, расположенной в Невьянском районе, есть ручей, который, вопреки всем законам природы, течет в гору. Похожая аномалия или, согласно объяснениям ученых, «просто оптический эффект», зафиксирована в горной местности на трассе Челябинск-Уфа (между Златоустом и Саткой). В пригороде Нальчика Кабардино-Балкарии, на одном из участков оживленной трассы, — своя аномальная зона. С виду обычная дорога, а на поверку — место, где, как утверждают местные автомобилисты, давящие на тормоз, когда их авто поднимается в гору, не действуют никакие законы.

Неоднократно упоминалось в прессе о странных явлениях, происходящих близ холма Мегурэ в местечке Бакэу в Румынии. Там в начале 90-х годов прошлого века был обнаружен большой клад — 2000 серебряных монет эпохи римского императора Траяна. После этой находки некая неведомая сила стала выталкивать все посторонние предметы — даже автомобили — с подножия холма. Столичные корреспонденты, отправленные на расследование, рассказали о своем опыте: «Капот машины приподнялся, будто от действия могучей подземной пружины, и автомобиль поехал назад к вершине холма!» Местные старожилы утверждают, что на холме (название которого можно перевести с румынского как «курган») время от времени появляется загадочное синее пламя.

Фактическое повторение аномальных явлений в Румынии наблюдается и в Израиле. Очевидцы утверждают, что недалеко от Бейт-Шемеша вода также поднимается по склону вверх. Один из туристов, наслушавшись рассказов о подобном явлении, решил провести эксперимент: он останавливал на этой горе машину, ставил ее на «нейтралку» и отпускал тормоз. Вопреки ожиданиям, машина катилась вверх. Данная аномалия наблюдается на всем протяжении шоссе, примерно 800 метров, вплоть до пересечения этой дороги с главной магистралью.

Как-то объяснить такие явления очевидцы не могут, но сообщают, что это место необычное — оно связано с потерей ковчега Завета. Именно в этих местах евреи потеряли довольно большой сундук с каменными скрижалями, где были начертаны 10 заповедей.

Другой аномальный участок дороги, окутанный мистическими тайнами, находится в Израиле возле холма Мегидо, там, где, по Откровению Иоанна Богослова, должна состояться последняя битва Света и Тьмы — Армагеддон. И, наконец, третий участок, где неведомая сила тянет предметы вверх, — зафиксирован в долине Кедрон. Отсюда, согласно Библии, начнется страшный суд

Памятник в виде магнитной подковы

Интернет-энциклопедия Wikipedia составила обзор некоторых мест в мире; известных их сверхъестественными аномалиями в области гравитации. На острове Мэн в Ирландском море есть так называемый Магнитный Холм, где съезжающие машины притормаживаются и начинают катиться вверх! Местные жители всерьез говорят, что это проделки «маленького народца», толкающего автомобили вверх по склону текст.

Похожий холм под названием Electric Brae есть на юго-западе Шотландии в Эйршире. Вдоль трассы А719 для автомобилистов, проходящей по холму, поставлены специальные знаки и даже установлена массивная каменная пирамида, на которой высечен предупреждающий об аномальном явлении.

Помимо прочего, из текста на гранитном памятнике можно узнать, что во время Второй мировой войны Electric Brae посетил легендарный генерал Дуайт Эйзенхауэр, пожелавший лично ознакомиться со странным явлением.

На улице Арахисов в бразильском городе Белу-Оризонти автомобили на протяжении четверти мили поднимаются вверх по дороге с выключенным мотором.

У въезда на холм в Бедфорте, штат Пенсильвания, прямо на асфальте трассы несмываемой краской выведены гигантские буквы «GH» (гравитационный холм), так что водитель знает, где нужно остановиться, переключиться на нейтральную передачу и снять ногу с педали тормоза.

Аналогичные феномены наблюдаются около Ньюкасла на острове Уайт, на острове Чеджудо в Южной Корее, на шоссе Рокка ди Папа к югу от Рима, на юге Польши, в Турции и Греции.

В Южной Австралии, неподалеку от Питерборо, 35-летний фермер Джеймс Брефф, только что купивший новенький автомобиль, аккуратно ехал по пустынной дороге и вдруг проколол колесо. Запаски у него с собой, естественно, не было, и он, выйдя из машины, отправился за помощью вверх по склону горы: впереди, километрах в двух, находилась автомастерская. Однако не прошел он и двадцати метров, как заметил, что его обгоняет его же собственный автомобиль! С тех пор аномальную гору стали называть Bruff Hill, а на вершине холма установили памятник в виде магнитной подковы, которая притягивает к себе снизу велосипед.

Парапсихологи объясняют все вышеперечисленные случаи тем, что в аномальных местах глубоко под землёй находятся разломы земной коры, откуда наружу происходит выброс энергии магнитного поля, влияющий на предметы и людей.

Большинство ученых-традиционалистов к такому объяснению относятся однозначно скептически. По их мнению, никакие гравитационные силы на так называемые аномальные участки дороги не действуют, и все дело лишь в несовершенстве человеческого зрения,»цепляющегося» за рельеф местности, скалы, деревья и прочие предметы, стоящие вдоль трассы. За счёт них- то и идёт искажение, то есть зрительный обман. Поэтому при кажущемся глазу подъеме на данном участке дороги на самом деле там имеется небольшой спуск.

В качестве примера ученые приводят гору Спук в городе Лейк- Уэйлс, Флорида. По этой горе проходит шоссе. И если смотреть на него с определенной точки, то ясно виден небольшой уклон, переходящий потом в крутой подъем. В нижней точке уклона стоит уличный знак, разрешающий стоянку машин. Именно в этом месте после выключения тормозов машины начинают двигаться вперед, вверх по склону.

Но оказалось, что это только иллюзия. Она создается окружающими холмами в сочетании с изгибами шоссе. При взгляде сбоку «нижняя точка» возвышается над дорогой. Здесь движение одностороннее, поэтому водители не могут развернуться, чтобы убедиться в своем заблуждении.

Чтобы разоблачить «чудо», геодезисты помещали в нескольких местах на шоссе специальные уровни, которые не показали уклона. Однако на местных жителей «научные экзерсисы» ученых не произвели абсолютно никакого впечатления. «Да хоть вы весь Спук уровнями уставьте, — восклицают они. — Что от этого изменится? Машины все равно, как и раньше, с выключенным двигателем будут катиться не вниз, как хочется ученым, а вверх по склону…»

Обычно под скайраннингом (с англ. высотный бег, бег на уровне неба) понимают способ передвижения в горной местности на высоте выше двух тысяч метров над уровнем моря по рельефу. На данный момент основными видами скайраннинга являются:

  • Высотный марафон (забег с подъёмом от 2000 метров и протяженностью от 30 км до 42 км);
  • Высотная гонка (забеги на высоте от 2000 до 4000 метров, от 20 км до 30 км максимум);
  • Вертикальный километр (забег с перепадом высоты 1000 метров дистанцией не более 5 км);
Существуют международные официальные соревнования федерации скайраннинга: мировая серия, континентальные и национальные чемпионаты. В последнее время в перечень видов стали попадать и так называемые вертикальные забеги. Главным отличием вертикальных забегов от привычных стартов является направление движения – спортсмены бегут вертикально вверх по лестницам высотных зданий или на открытом пространстве, но под большим углом наклона рельефа. Давайте разберемся, в чем суть вертикальных забегов, а также из-за чего они становятся столь популярными.

История возникновения

Вертикальные забеги появились в США. Америка славится высотными зданиями, и уже в 1977 году первый вертикальный забег состоялся на знаменитой Эмпайер Стэйт Билдинг. Затем лихорадка строительства небоскребов захлестнула Азию, данные забеги стали набирать популярность и там. Далее феномен отправился в высотные здания Европы, а в Россию скайраннинг пришел сравнительно недавно.
Основной причиной, почему все больше и больше спортсменов выбирают вертикальные забеги - желание получить новые эмоции. Это вполне естественно, ведь когда марафон в черте города уже взят, трейл по горам и лесам тоже в копилке, а спортивный азарт постоянно подгоняет вперед - многим хочется чего-то нового. Вертикальные забеги становятся и новым видом испытания себя, и развлечением.

Вертикальные забеги - вызов самому себе

Дистанции забегов могут составлять от 100 метров до 160 километров. Однако конкретные условия определяются форматом гонки. Например, на одном из самых известных таких забегов Red Bull 400 бегуны должны преодолеть 400 метров в гору под углом 35 градусов, а рекорд трассы составляет 03:40:01. В беге по лестницам небоскребов угол подъема составляет 90 градусов. Конечно, спортсмены не взбираются на последние этажи непосредственно вертикально вверх, а по лестницам, которые расположены под углом 45-50 градусов. На более длинных дистанциях увеличение высоты идет постепенно.
Каждая такая трасса имеет свои рекорды. Например, в Нью-Йорке главным рекордсменом в вертикальном забеге во Всемирном Торговом центре является поляк Петр Лободзински. В этом году он преодолел 104 этажа башни за 12 минут 5 секунд, поднявшись на высоту 546 метров. А в столице Южной Кореи Сеуле рекорд трассы был установлен в 2017 году австралийцем Марком Борном. Он взобрался на 123 этаж небоскреба Lotte World Tower за 15 минут 44 секунды, достигнув максимальной высоты в 555 метров.
Дополнительные отличия скайраннинга от обычного бега проявляются в биомеханических и метаболических процессах организма. Дело в том, что во время вертикального бега у спортсменов в большем количестве выделяется молочная кислота, нежели при обычном. Кроме того, интенсивный бег по лестницам заставляет работать мышцы с удвоенной силой. В качестве положительного эффекта можно выделить:
  • Тренировка бедер, ягодиц и пресса
  • Активно сжигание жира
  • Укрепление сердечно-сосудистая система
  • Развитие выносливости
  • Разработка суставов и связок, укрепление костей.
Конечно, имеются и противопоказания. Так, например, если индекс массы вашего тела выше 30, то такие забеги вам противопоказаны. Также имеется высокая вероятность рецидива травм голеностопного и тазобедренного суставов, коленей.

Вертикальные забеги в России и мире

У вертикальных забегов уже есть своя мировая серия стартов Vertical World Circuit , входящая в состав Международной ассоциации скайраннинга. Обычно забеги начинаются в мае и заканчиваются в декабре. В этом году серия проходит в 9 городах: Сеул, Париж, Нью-Йорк, Манила, Пекин, Шанхай, Осака, Лондон и Гонконг.
В нашей стране вертикальные забеги тоже набирают популярность. Различные соревнования успели пройти в Екатеринбурге, Новосибирске, Волгограде, Перми, Сочи, Ижевске, Москве и других регионах России. За победу в таких стартах вручаются денежные призы, а также слоты на участие в российских забегах. Нередко вертикальные забеги организовываются в благотворительных целях.
Если у вас есть желание попробовать себя в вертикальном забеге, то отличным способом проверить свои силы будет участие в "Олимпийской Вертикали" - это экстремальный забег на склон горы "Армейка" протяженностью 300 метров. Старт запланирован на 1 июля в Южно-Сахалинске. Зарегистрироваться на мероприятие можно . Фото: redbull.com, gonyctourism.com, telegraph.co, impresspages.lt, dagelan.co, verticalworldcircuit.com, vk.com/zabegvisotsky, mashable.com