Маленькое сообщение о фигурном катании. История фигурного катания. Какова история появления фигурного катания

Фигурное катание считается сложнокоординационным видом спорта и включает в себя определенные дисциплины:

  • мужское и женское одиночное фигурное катание;
  • парное фигурное катание;
  • спортивные танцы;
  • синхронное фигурное катание.

Мужское и женское одиночное катание демонстрирует владение спортсменами всеми группами элементов — шагами, прыжками, вращениями и спиралями. Для оценки смотрят на качество и сложность выполняемых элементов, пластичность, артистизм и связь движений фигуриста с музыкой.

В парном катании важно продемонстрировать единство и синхронность действия двух партнёров. В отличие от одиночного катания, здесь присутствуют также поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения.

В спортивных танцах на льду также выступает пара, мужчина и женщина. Эта дисциплина основана на сложных шагах и вращениях, но поддержки выше плеч, прыжки и другие «акробатические» элементы здесь под запретом.

В танцах на льду большое значение придаётся плавности движений и внешнему виду спортсменов, тщательно прорабатывается эстетический образ партнёров по танцу, музыкальное сопровождение.

Важными для спортсменов по танцам на льду является «хореографичность» и артистизм. Это связано с тем, что, помимо уверенного владения техникой, требуется продемонстрировать целостное музыкальное представление, которое будет оценено судьями.

Ритмы и темы для танцев на льду определяются ежегодно Техническим комитетом по танцам на льду. Предполагается использование спортсменами предписанных элементов из следующих: танцевальные поддержки, вращения, серии твизлов, дорожки шагов.

Четвертая дисциплина — это синхронное фигурное катание , которое предполагает участие от 16 до 20 фигуристов (не важно, мужчин или женщин). Специфика этой дисциплины состоит в наличии таких обязательных элементов, как круг, линия, колесо, пересечения и блоки. Интересно, что синхронное катание на коньках не входит в олимпийскую программу соревнований — по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира.

К слову, считается, что ставшие популярными в последнее время различные ледовые шоу на ТВ частично изменили восприятие понятия танцев на льду, да и термина «фигурное катание» в целом. Большинство зрителей, увлеченных зрелищными шоу, стали ассоциировать происходящее на экране с фигурным катанием как видом спорта. На самом деле выполняемые участниками шоу номера даже с натяжкой нельзя назвать в полной мере спортивными танцами на льду. Как известно, в подобных постановках участвуют не только профессиональные фигуристы, но и приглашенные «звезды» (актеры, певцы, телеведущие и т.д.), и поэтому программа катания имеет, безусловно, облегченный вариант.

Кроме того, существует еще одно разграничение: в основных турнирах, которые проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры), принимают участие спортсмены-любители. В телепроектах и постановочных шоу, наподобие «Ледникового периода», участвуют профессиональные фигуристы, которые получают за свою работу гонорары и заниматься любительским спортом не должны.

Что входит в программу соревнований по каждой из дисциплин?

Для крупных международных соревнований обязательными для исполнения по всем дисциплинам фигурного катания являются короткий и произвольный танцы.

Короткий танец объединил в себе элементы существовавших ранее обязательного и оригинального танцев. Длительность программы — около 3 минут. Сущность танца — в представлении спортсменами единой завершённой композиции с установленным ритмом, предписанными элементами и определённым видом музыки.

Произвольный танец — это заключительный этап соревнований продолжительностью 4 минуты. Спортсмены с помощью тренера самостоятельно подбирают ритм, тему программы, музыку и антураж.

Существует также т. н. паттерн-танец, он исключён из крупных чемпионатов и Олимпийских игр, но может быть исполнен на соревнованиях более локального уровня. Паттерн-танец раньше назывался обязательным танцем — до сезона 2010-2011 обязательный танец являлся первым этапом соревнований в танцах на льду.

Как работает современная система оценок?

Раньше в фигурном катании действовала так называемая «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), но в 2005 году ей на смену пришла новая система судейства. Разобраться в отличиях и тонкостях сложно, но возможно.

Что было раньше? В рамках 6-бальной системы давались 2 общие оценки (техническая и за «представление программы»), и эти оценки носили относительный характер, а не абсолютный. Судьи решали, какие элементы из заявленных выполнены, «предписывали» штрафы за те или иные ошибки, но теперь считается, что в процессе судейства они по сути сравнивали сложности программ нескольких спортсменов, то есть величина оценки зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня его конкурентов.

Для чего ввели новую систему? Чтобы попрощаться с принципом сравнения программ и добиться абсолютной оценки. И чтобы проще было вычислить «предвзятого» судью.

Теперь оцениваются технические элементы и «компоненты программы». Что же изменилось? Начнем с технических элементов.

В Новой системе есть важные основополагающие документы — это таблицы стоимости элементов . В этих таблицах изначально и четко определено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. И эта ценность элемента — величина постоянная , она не подлежит изменению как минимум в течение одного сезона.

Имея перед собой таблицы, судьи определяют уже только уровень исполнения (от −3 до +3). Таким образом, базовая стоимость элементов четко определяет, сколько они «стоят» при нормальном исполнении, а дальше схема проста: если судьям очень понравится исполнение, они добавляют баллы, если же элемент выполнен с ошибкой, баллы могут снять.

Очень важный момент: предельно допустимое количество различных элементов в программе строго регламентируется (это делается для того, чтобы в рамках Новой системы можно было адекватно сравнивать одного фигуриста с другим).

Но несмотря на это, так или иначе у каждого фигуриста все равно есть своя потенциальная «база» : ведь перед выступлениями на турнирах спортсмены и их тренеры заранее подают своего рода «заявки» (относительного того, какие элементы будут в его программе), а судьи ходят на официальные тренировки и могут наблюдать. Поэтому, строго говоря, если спортсмен «умеет» выполнять некий набор элементов, то сумма его базовых оценок изначально потенциально выше.

Но суть остается неизменной: даже если 2 спортсмена выполнили одни и те же элементы, базовая стоимость будет одинаковой, а вот разница в количестве баллов уже будет зависеть от качества выполнения элементов.

При этом отметим еще 2 важных момента: если изначально спортсмен заявлял, к примеру, двойной тулуп, а прыгнул тройной, — оценку ему поставят все-таки за тройной. Кроме того, если во времена «системы 6.0» выполненный с ошибкой элемент (например, прыжок с приземлением на 2 ноги) не засчитывался, то по Новой системе засчитываются все элементы, просто они сначала получают свою базовую стоимость, из которой потом вычитаются штрафы за качество исполнения. По мнению разработчиков системы, такая процедура обеспечивает соблюдение справедливости и непредвзятость при оценивании.

Конечно, у системы есть свои подводные камни. Так, у любителей фигурного катания свежа в памяти ситуация 2010 года, когда на Олимпиаде в Ванкувере Евгений Плющенко уступил «золото» американцу Эвану Лайсачеку. Соль ситуации в том, что последний не включил в свою программу четверной тулуп, в то время как Плющенко исполнил сочетание четверного и тройного тулупа; то есть Лайсачек набрал баллы за счет качественного выполнения менее сложных элементов. Тогда многие зрители и эксперты с досадой сетовали на то, что фигурист с простой программой, не включивший в нее более сложные элементы, теоретически способен победить соперника, владеющего более рискованным «инструментарием».







Но вот то, что произошло дальше, вызывает вопросы и по сей день. Перед Олимпиадой Евгений перенес операцию на позвоночнике, но от участия в Играх не отказался. Почему Федерация не проявила характер – остается загадкой. В итоге, на разминке перед стартом личного турнира среди мужчин Евгений Плющенко не может выполнить прыжок и отказывается от участия в соревнованиях в связи с травмой. Через несколько дней фигурист заявляет о завершении спортивной карьеры, а сборная России остается без представителя в турнире одиночников.

Что касается второго параметра, оценок за компоненты программы, то они выставляются с целью оценить качество скольжения, хореографии и связности программы и т.д. (составляющих — 5). По сути своей это аналог «представления программы» (или «артистизма») старой системы.

Но знатоки этого вида спорта на специализированных форумах отмечают, что в целом заставить «работать» вторую оценку пока не удалось.

Все оценки судей отмечаются в специальных протоколах проката программ.

Что касается схемы определения победителя, то происходит все следующим образом: участники выполняют короткую программу, а затем 24 лучших спортсмена по итогам данной программы выполняют уже произвольную. Результат турнира определяется суммированием баллов за обе программы.

Какова история появления фигурного катания?

Катание на коньках было знакомо людям с древних времён: археологи находили костяные прототипы коньков, сделанные из костей животных, датированные II-I веками до нашей эры. Древним людям такие коньки могли дать преимущество в скорости, однако о фигурном катании тогда речь не шла.

В Голландии в XII-XIV веках нашей эры начали появляться первые железные коньки, которые позволяли катающемуся вычерчивать на льду более или менее изящные пируэты.

В Англии XVIII века появились первые любительские клубы по катанию на коньках, там же был разработан перечень обязательных для исполнения фигуристами фигур и первые правила соревнований.

Из Европы новый вид спорта распространился по всему миру. Создавались свои школы фигурного катания, разрабатывались новые модели коньков, совершенствовалась техническая сторона исполнения элементов катания.

Как вид спорта фигурное катание было официально признано на I Конгрессе конькобежцев в 1871 году. На следующий год в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию среди мужчин.

В России фигурное катание появилось благодаря Петру I , который привёз образцы коньков после путешествия по Европе. В 1865 году в Юсуповском саду на садовой улице был открыт общественный каток, где начали готовить фигуристов. Там же прошло первое состязание русских фигуристов в марте 1878 года. С тех пор русские спортсмены создали свою школу фигурного катания, которая признаётся одной из сильнейших во всём мире.

С 1924 года фигурное катание включено в официальную программу зимних Олимпийских игр. Начиная с 1986 года под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU) проходят такие международные соревнования, как чемпионаты мира и Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие соревнования.

Танцы на льду как таковые впервые появились в Англии в конце 1940-х годов. Тогда конькобежцы попробовали импровизировать на коньках под музыку.

В официальную программу чемпионатов Европы и мира спортивные танцы были включены в 1952 году, причём в течение десяти лет на крупных соревнованиях по этой дисциплине побеждали в основном английские фигуристы. Только в 1962 году их на пьедестале сменили представители Чехословакии — Ева Романова и Павел Роман .

В 1976 году спортивные танцы стали частью программы XII зимних Олимпийских игр. Золото взяли советские фигуристы Александр Горшков и Людмила Пахомова .

Список обязательных элементов для спортивных танцев появился только в 1999 году. Тогда соревнования по танцам на льду были троеборьем и включали в себя обязательный, оригинальный и произвольный танцы. За каждый танец судьи присуждали оценки отдельно, и по сумме баллов в конце определялись места в турнирной таблице. Однако начиная с сезона 2010-2011 крупные турниры по спортивным танцам на льду должны состоять из двух обязательных этапов: короткого и произвольного танцев.

Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы.

древние коньки,найденные в северной Европе


костяные коньки народов Севера

Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII-XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники.В развитии фигурного катания в Европе и, в частности, в России большую роль сыграл фигурист из Америки Джексон Гейнс.

Его гастроли по каткам Европы вызвали восхищение любителей этого вида спорта. Историки единодушно признают его основоположником современного международного стиля фигурного катания.

Спустя 100 лет (с 1742 г.) в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона. Эти книги содержат описания всех восьмерок, троек, крюков и других элементов, которые лежат в основе современного фигурного катания.
На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам - и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования»,так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.
Но подход к соревнованиям изменился после того, как в Санкт-Петербург в 1890 году, на соревнования, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев.

На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг).
Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.
Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель - Гилберт Фукс, Германская империя). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место - швед Ульрих Сальхов, 2-е - Николай Панин-Коломенкин).

Он был первым русским чемпионом, завоевавшим этот титул в 1897-1900гг. Уникальный спортсмен побеждал и на международных соревнованиях. А ведь начал он карьеру фигуриста в 39 лет !

9 февраля 1896г. в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по фигурному катанию на коньках. Он стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжил Н.А.Панин - Коломенкин,ученик А.П.Лебедева. Он участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках, завоевал титул чемпиона России в 1901-1903гг.
На олимпийских играх 1908г. в Лондоне становится первым олимпийским чемпионом России.
Фигуристы сами чертили для себя сложные узоры, а затем с помощью коньков переносили их на лед. Фигуры, предложенные судейской коллегии Олимпийских игр Н. Паниным-Коломенкиным, были настолько оригинальны, красивы и сложны, что их посчитали абсолютно невыполнимыми.И,когда русский фигурист все-таки начертил их, заслуженной наградой ему была золотая медаль - первая в истории отечественного спорта вообще!


Н.А.Панин - Коломенкин,первый олимпийский чемпион России в фигурном катании 1908

Н. А. Панин-Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать секции по фигурному катанию на коньках. В 1920г. были организованы первые соревнования на катке ипподрома Семеновского плаца. С середины 20-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда. В марте 1924г. состоялось первенство СССР. В программе были соревнования мужчин-одиночников и спортивных пар. Выступления проходили под духовой оркестр, в сильные морозы трубы замерзали и умолкали, звучал лишь барабан, под звуки которого и проходили выступления. Чемпионаты страны в те годы проходили не регулярно, они стали постоянными после того, как в 1936г. была создана секция (позднее - федерация) фигурного катания.


Раиса и Александр Гандельсман,чемпионы СССР 1937,1939

Сразу же после войны стали открываться школы фигурного катания в Москве, Ленинграде, Свердловске. В 1955г. в Москве состоялись первые послевоенные международные соревнования фигуристов, в которых приняли участие представители Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР. Через год сильнейшие фигуристы СССР впервые после войны приняли участие в чемпионате Европы, который состоялся в Париже. В следующем году проходил юбилейный чемпионат Европы в Чехословакии. Советская команда впервые приняла участие во всех видах фигурного катания.

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ: КРАСОТА КАЖДОГО МИГА

Сколько себя помню в детстве, все мои знакомые и знакомые знакомых девочки замирали перед голубыми экранами, когда по телевидению транслировали эти соревнования. Ослепительный лед, нарядные изящные фигурки на восхитительных коньках - и неописуемой красоты движения, па, прыжки, поддержки… Фигурное катание я обожаю смотреть по сей день и, наверное, не преувеличу, если скажу, что если уж не каждый мальчик, то каждая девочка - точно! - в душе мечтала о карьере фигуристки.

Фигурное катание по праву пользуется славой одного из самых красивых видов спорта. А еще - одного из самых популярных и самых древних. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему катание - фигурное?

Вы удивитесь, но фигурное катание - это одна из разновидностей конькобежного, а вовсе не танцевального вида спорта. В его основе - движения спортсмена, которые он делает под музыку, скользя на одной или обеих ногах, меняя направление движения, вращаясь, прыгая и демонстрируя комбинации шагов. Если фигуристов пара, к этому комплекту добавляются еще и поддержки разной сложности.

Фигурным конькобежное катание стали называть в связи с предусмотренным правилами обязательным исполнением геометрических фигур, кругов, восьмерок, параграфов, призванным продемонстрирова ть искусство спортсмена.

Минутка истории

Один из самых красивых зимних видов спорта - еще и едва ли не самый древний. Корни его уходят аж в бронзовый век (конец 4-ого - начало 1 тысячелетия до нашей эры)! Такое мнение высказывают археологи, обнаружившие костяные коньки, которые изготовлены из фаланг конечностей, принадлежащих крупным животным. Как спорт катание стало развиваться значительно позже, после появления в 12 веке в Голландии железных коньков. Тогда-то и появились зачатки новой спортивной дисциплины - участники состязались в умении вычерчивать на ледяном зеркале изящные вензеля, сохраняя красивые позы.

Что касается России, к нам коньки пришли в эпоху царствования Петра 1, именно он привез из Европы первые образцы коньков и придумал хитроумный способ крепления лезвий прямо к сапогам. Датой рождения русского фигурного катания как вида спорта считается 1865 год, когда для всех желающих открыли каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Он был самым благоустроенным в России.

В качестве самостоятельного и полноценного вида спорта фигурное катание сформировалось уже в 19 веке, а в 1871 году было официально признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые состязания были организованы среди мужчин, в 1882 году в Вене. Кстати говоря, именно фигурное катание первым из зимних видов спорта попало в олимпийскую программу - прописавшись там в 1924 году, оно неизменно входит в перечень дисциплин Олимпиады.

Фигурное катание - официально

Официальные соревнования по фигурному катанию проводятся с 1986 года: это чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие. Обычно их организуют под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU).

Современные фигуристы катаются в пяти дисциплинах - мужском и женском одиночном катании, парном катании, спортивных танцах и групповом синхронном катании. Отмечу, что последняя дисциплина пока не стала законной частью официальных соревнований, однако, для любителей этого направления в фигурном катании проводится отдельный чемпионат мира.

Пара слов о видах фигурного катания. Итак,

  • женское и мужское одиночное катание

Как понятно уже из названия, спортсмен выступает на льду один. Фигурист должен продемонстрирова ть, насколько хорошо он владеет элементами катания - вращениями (заклон, волчок, либела), прыжками (лутц, флип, тулуп, аксель, сальхов, риттбергер), шагами (дуги, тройки, перетяжки, скобки, выкрюки, петли), спиралями (движения, когда одна нога поднята выше уровня бедра). Уровень спортсмена оценивается по степени сложности и качеству исполнения групп элементов. Но судьи учитывают также и эмоциональную составляющую выступления, эстетику - артистизм, пластику, музыкальность и связь движений со звучащей композицией.

Состязания одиночников традиционно включают два этапа - короткую и произвольную программы.

  • парное фигурное катание

В этой разновидности задача усложняется - спортсмены должны не только продемонстрирова ть мастерство исполнения элементов, но и создать впечатление единства каждого движения.

Фигуристы показывают те же прыжки, спирали, шаги, но есть и особые элементы, которые может исполнить только пара: поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. Судьи оценивают качество и степень сложности исполнения, артистизм, а также синхронность работы фигуристов в паре - это один из очень важных критериев.

Парники катаются также в короткой и произвольной программах.

  • спортивные танцы

Спортивные танцы - весьма любопытная дисциплина с точки зрения технических требований. В отличие от парного фигурного катания, здесь на первый план выходит совместное исполнение танцевальных шагов в различных танцевальных позициях (стандартных и нестандартных). При этом разъединяться партнерам на длительное время нельзя. Программа не включает выбросы, прыжки, поддержки и другие отличительные элементы предыдущей разновидности фигурного катания. Добавлю, что в олимпийскую программу танцы на льду попали лишь в 1976 году.

Спортсмены делают акцент на внешней привлекательност и, красоте и плавности движений, костюмах, потому спортивные танцы очень зрелищны и собирают толпы болельщиков. Соревнуются танцоры в двух танцах - коротком и произвольном (ну, не стали организаторы оригинальничать) .

  • синхронное фигурное катание

Относительно новая разновидность конькобежного спорта. Спортсмены выступают командами, каждая насчитывает 16-20 фигуристов, причем кататься могут и мужчины, и женщины. ISU разграничивает команды следующим образом: новисы (1 и 2 спортивный разряды, возраст до 15 лет), юниоры (кандидаты в мастера спорта, возраст 12-18 лет) и сеньоры (мастера спорта, возраст от 14 лет и старше).

Интересно, что техника скольжения и исполнение отдельных элементов в синхронном фигурном катании ничем не отличаются от классического. Но есть, конечно, и своя специфика - катание в команде вносит коррективы. Задача коллектива - выступить единым целым. Потому у синхронистов есть особенные элементы - линия, круг, колесо, блок, персесечение. А вот прыгать более, чем в один оборот, делать любые поддержки, спирали назад категорически запрещается.

Состязания по синхронному катанию, как и в других разновидностях катания, включают короткую и произвольную программу.

Прелесть этого вида спорта заключается в том, что для получения удовольствия нет необходимости знать все правила. О фигурном катании можно разглагольствова ть долго, но лучше - смотреть и наслаждаться!

Тая Теплая

История фигурного катания насчитывает много веков .

Суть данного вида спорта состоит в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду и выполнении различных элементов , показывающих ловкость и грацию фигуристов.

И хотя первые официальные соревнования по фигурному катанию прошли в позапрошлом веке , историческая наука находит множество куда более ранних свидетельств использования коньков в спортивных целях.

История возникновения фигурного катания

Первые приспособления для передвижения по льду были изобретены во времена бронзового века (IV—I тысячелетия до нашей эры) . Они изготавливались из костей животных, а точнее — из фаланг. Подобные изделия обнаруживают в ходе раскопок во многих местах Европы , в том числе и на Украине , в районе Одессы, там, где обитал кочевой народ киммерийцев.

Фото 1. Первый прототип коньков, изготовленный из кости животного. Изделия фиксируются на обуви при помощи ремешков.

Едва ли такие костяные «коньки» подходили для исполнения элементов во время спортивных состязаний, но они однозначно давали преимущество первобытным людям при передвижении по льду.

Сколько лет данному виду спорта? Зарождение в Европе в XVI—XIX веках

Зарождение этого вида спорта связывают с моментом, когда коньки стали изготавливать не из кости, а из металла. Поначалу их делали из железа или бронзы, а затем — из стали. Впервые такие изделия выпустили в Голландии в двенадцатом веке. Там во время катания на коньках люди передвигались по льду, вычерчивая на нём различные фигуры и сохраняя при этом равновесие и красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в Британской Империи в середине XVII века (Эдинбург, 1742 год) . Там были разработаны правила соревнований, опубликованы списки обязательных для исполнения фигур, согласованы нормативы. В 1772 году Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» , в котором описал все известные на тот момент фигуры.

Появление в США и Канаде

Из Европы фигурное катание быстро пришло на американский континент.

В США и Канаде создавались многочисленные клубы фигуристов , проектировались новые модели коньков, развивались новые стили и направления.

В XIX веке уже были известны почти все современные приёмы и технические аспекты, о чём свидетельствует литература, выпущенная в тот период (Д. Андерсон, «Искусство катания на коньках» ).

В те времена катание было неторопливым и медленным. Житель США Джексон Гейнц объединил чопорный английский стиль с танцевальными элементами, добавил музыку и разнообразные «волчки». Пуританской Америке такое изобретение пришлось не по вкусу, но Гейнц получил популярность в Европе. Коньки, крепящиеся ремнями к обуви, не выдерживали интенсивных нагрузок, и американец впервые соединил обувь и коньки в одно изделие.

Первые чемпионаты, участие женщин и мужчин

Признание фигурного катания как вида спорта произошло в 1871 году в ходе Конгресса конькобежцев.

В 1882 году в Вене прошли первые соревнования. Но по заметкам очевидцев в состязании приняли участие всего лишь несколько спортсменов.

В 1890 году в Санкт-Петербург в честь 25-летия катка в Юсуповском саду были приглашены лучшие фигуристы со всего мира: из США, Австрии, Германии, Швеции, Голландии и других стран.

Соревнование получило статус «неофициального чемпионата мира». Победителем во всех дисциплинах стал член Петербургского общества любителей бега на коньках Алексей Лебедев.

В 1891 году состоялся первый чемпионат Европы по фигурному катанию, где победителем оказался немецкий спортсмен Оскар Улиг.

В 1892 был создан Международный союз конькобежцев.

Через четыре года после создания этой организации в Санкт-Петербурге прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию. В 1903 году в честь 200-летия города Петербургу было предоставлено право вновь принять чемпионат мира, на котором победителем оказался швед Ульрих Сальхов.

Поначалу соревнования проходили лишь среди мужчин, женщины на чемпионаты не допускались. Но в 1901 под давлением общественности было позволено участвовать в мужских соревнованиях женщине: англичанке Медж Сайерс.

Справка. Неизвестно, кто усовершенствовал конструкцию коньков так, чтобы у них был зубец.

Вам также будет интересно:

Дальнейшее развитие: прыжки, парное катание

В 1906 году в Давосе прошёл первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц. Выполнять им приходилось те же фигуры, что и мужчинам.

Важно! Парное фигурное катание было официально включено в список видов спорта в 1897 году, но первые официальные соревнования по нему прошли лишь в 1908 году в Санкт-Петербурге. Первыми чемпионами в парном катании были немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер.

Наиболее титулованным фигуристом первого десятилетия XX века была Соня Хени из Норвегии. Её произвольные программы были очень сложными и напоминали балет. Она выиграла десять чемпионатов и три Олимпиады.

Фото 2. Выступление норвежской фигуристки Сони Хени. Она одна из первых женщин в данном виде спорта.

В 20-е—30-е годы в парном катании шла борьба между школами «трюкистов» и «антитрюкистов» . Первые поражали публику разнообразными поддержками, не требующими от женщины развитых навыков фигурного катания. Вторые настаивали на том, чтобы фигуристы в паре не отставали друг от друга в мастерстве. В конечном счёте победила школа «антитрюкистов».

В довоенное время прыжки считались высшим пилотажем. Самые титулованные спортсмены совершали не более двух-трёх прыжков за время выступления. Революцию в этом направлении произвёл Дик Баттон, который на чемпионате 1948 года представил произвольную программу с большим количеством прыжков, в том числе и с двойным акселем.

Спортивные танцы на льду как отдельная дисциплина возникли в 1930-е годы. Сначала они были признаны в Великобритании, а затем, в 1952 году , были включены в программу всех мировых чемпионатов. Частью зимних Олимпийских игр танцы на льду стали с 1976 года.

Расцвет

В 1960-е годы революцию в танцах на льду совершили чехи Ева Романова и Павел Роман .

Они танцевали не под классическую музыку, а под горячие латиноамериканские мотивы.

Хотя часть общественности была возмущена, паре удалось отстоять свои взгляды, фигуристы стали 4-кратными чемпионами мира.

Важно! В 1961 в ходе авиакатастрофы погибла вся сборная США. Это на долгое время положило конец доминированию американцев в фигурном катании.

Появление телевидения внесло свои коррективы в фигурное катание. Для телезрителей обязательная программа выглядела неинтересной, их внимание больше привлекала произвольная программа . Любимцы публики, хорошо выступавшие в произвольных танцах, проигрывали профессионалам, делавшим упор на обязательную программу. В 1968 году была предпринята мера: стоимость обязательных фигур снизили с 60 до 50% . Позднее добавили ещё одну короткую произвольную программу, дававшую 20%.

Справка. В эпоху расцвета фигурного катания очень быстро повышалась сложность программ. Тройные прыжки и выбросы стали стандартными приёмами. В 1988 Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп.

Во второй половине века в женском катании доминировала школа Ютты Миллер, открывшая миру таких спортсменок, как Зайферт и Витт. В парном катании на пьедестале закрепились представители СССР: Белоусова — Протопопов, Гордеева — Гриньков и другие пары завоёвывали золотые и серебряные медали. В начале 90-х в мужском одиночном катании доминировали вновь американские спортсмены.

Современность

Все более растущая конкуренция между спортсменами приводила к тому, что часто победитель субъективно выбирался одним или двумя судьями.

Такая ситуация предрасполагает к заговорам. Один из заговоров был раскрыт на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002) . Это привело к появлению новой судейской системы: с одной стороны, программы стали более насыщенными техническими элементами, с другой стороны, в выступлениях стало меньше театральности и проявлений творческого начала.

В мужском одиночном катании первые места завоёвывал Евгений Плющенко , на Олимпиаде 2010 года победил американец Эван Лайсачек , в женском катании — Ирина Слуцкая .

Внимание! Фигурное катание на мировом уровне все ещё сохраняет любительский статус. Участие профессионалов на Олимпийских играх и чемпионатах мира запрещено.

История в СССР и России, особенности женского катания

Фигурное катание известно в России со времён Петра I. Царь привёз в страну из Европы первые модели коньков, которые он крепил прямо к сапогам.

Первым учебником для фигуристов были вышедшие в 1838 году «Зимние забавы и искусство бега на коньках» (автор Г. М. Паули, учитель гимнастики).

Как вид спорта русское фигурное катание зародилось в 1865 году. В этом же году был открыт каток в Юсуповском саду. Он был самым благоустроенным в России и сразу стал центром подготовки фигуристов. 5 марта 1878 года на нем состоялось первое в стране состязание фигуристов. К 1881 году Общество любителей бега на коньках насчитывало 30 человек.

После революции фигурное катание начало вновь набирать популярность, но поначалу это происходило в изоляции от остального мира.

В 1924 году прошёл первый чемпионат СССР, где победителями оказались Александра Быковская и Юрий Зельдович.

В 1930—1940-е годы в СССР выступали выдающиеся пары: Новожилова — Гандельсман (победили на чемпионатах 1937 и 1939 ) и Быковская — Зельдович (победили на чемпионатах 1941, 1952 и др.).

60-е годы ознаменовались выходом советского фигурного катания из международной изоляции. На мировой арене первой из отечественных спортсменов выступила пара Белоусова — Протопопов. Вся вторая половина века прошла под знаком доминирования СССР и России в парном катании.

На всех олимпиадах с 1964 до 2006 года российские спортсмены получали «золото» в этой дисциплине. Но в женском катании советские фигуристы были не так сильны, не было выиграно ни одной золотой медали за 1960—1990-е годы . В постсоветской России на женском чемпионате мира победили Мария Бутырская и Ирина Слуцкая.

К концу 2000-х годов Россия начала сдавать позиции, проигрывая Китаю и Японии. Олимпиада 2010 года была позорно проиграна. Но впоследствии оказалось, что это была лишь временная неудача, связанная с перестановкой кадров. На Олимпиаде 2014 заветное золото в женском катании завоёвано Аделиной Сотниковой.

Фото 3. Выступление Аделины Сотниковой на Олимпиаде в 2014 году. Спортсменка завоевала золото.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается об истории развития одиночного фигурного катания в СССР.

Е сть мудрый афоризм: «История - это будущее наоборот». Это выражение сохраняет свой глубокий смысл и применительно к спорту. И действительно. Чем лучше мы будем знать историю фигурного катания, тем точнее и глубже сможем прогнозировать пути развития нашего вида спорта.

ЗАРОЖДЕНИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания, чтобы познакомиться с его первопроходцами. Уже в рукописях XII в. встречаются сообщения о примитивных костяных коньках, на которых катались жители древнего Лондона (рис. 1). Вот что писал кентерберийский монах Стефа-ниус в своей «Хронике знатного города Лондона»: «...целые группы молодых людей идут заняться спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят... Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой же быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты».

О костяных коньках много упоминаний в скандинавском эпосе. Подобные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы, например в Швейцарии. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа. И первое упоминание о таких коньках имеется в исландской саге о Фритьофе, записанной в 1380 г.

В голландской книге «Жизнь Людвины» можно даже увидеть, каким был конек с железным лезвием. На гравюре, запечатлевшей группу конькобежцев у городской стены, мы видим коньки того времени. Нет сомнения, что это комбинированные коньки - деревянная колодка с железными лезвиями (рис. 2, вверху).

Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию скоростного бега на коньках и собственно фигурного катания, которое в то время заключалось главным образом в умений вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу. Именно это привлекало многих людей искусства. Страстным поклонником коньков был, в частности, великий немецкий писатель И. В. Гёте. Сохранились даже картины, которые запечатлели поэта на льду скользящим в изысканной позе- Вообще, ни одному виду спорта, существующему по сей день, не посвящено так много картин, гравюр, рисунков и даже карикатур, как бегу на коньках и фигурному катанию.

Заметный след в истории фигурного катания оставил художник XVIII столетия Бэнджамин Вест из Филадельфии. В 1783 г. он приехал в Европу и продемонстрировал великолепную пластику, грацию и смелость. Выяснилось, что американские фигуристы не только не уступают европейским, но и превосходят их в техничности катания.

К тому времени относится и появление первого учебника по фигурному катанию. Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз, сам отличный мастер катания, издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны. Там уже разбирается техника исполнения внутренних и наружных дуг, спиралей вперед-наружу, внутренних и наружных корабликов, восьмерки вперед-наружу и многих других элементов.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ КАК ВИДА СПОРТА

Понадобилосв около ста лет, чтобы в основном разработать почти все нынешние обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения. Во всяком случае, книга «Искусство катания на коньках», изданная в Глазго и принадлежащая перу Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев этого города, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона уже содержат описания всех восьмерок, троек, крюков и других элементов, без которых немыслимо сегодняшнее фигурное катание. Закономерность того факта, что почти все обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.) и разработаны первые официальные правила соревнований.

Однако и заокеанские фигуристы не дремали. В США и Канаде тоже организовывались многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. И когда в Европу в 60-х гг. прошлого столетия прибыл лучший фигурист США Джексон Гейнц, то выяснилось, что даже самым опытным из хозяев льда есть чему у него поучиться.

Вот что писал о приезде Гейнца в Европу Н. Панин-Коломен-кин: «Еще в 1864 году в Европу прибыл американский фигурист Джексон Гейнц, которому суждено было стать основателем современной нам формы искусства катания на коньках. Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалась, по-видимому, вполне самобытно... Кроме того, в области техники именно он показал впервые в Европе, что ход зависит не только от инерции после толчка, но что при каждом повороте корпуса, связанном с вытягиванием и сгибанием колена опорной ноги, можно получать новое поступательное движение. Этот важный принцип в связи с характером всех приемов Дж. Гейнца оказался фактором неоценимого значения. Но самая большая заслуга Гейнца была в том, что он, как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и естественностью, и сумел поднять свое исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленнь"ш европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела... Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства - к международному стилю...»

Гейнц выступал также в Петербурге, и многочисленные зрители, среди которых были, конечно, и фигуристы, немало взяли из того, что продемонстрировал им этот лучший по тем временам фигурист мира.

Среди зрителей оказался и Алексей Павлович Лебедев - тот русский фигурист, чье мастерство неизменно вызывало уважение-у сильнейших зарубежных спортсменов. Именно Лебедеву суждено было стать победителем нескольких крупных турниров, в том числе и состязаний 1890 г. в Петербурге, где собрались сильнейшие спортсмены мира. Этот турнир проводился в честь 25-летия катка в Юсуповском саду. В нем участвовали чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии. По своему составу это был фактически неофициальный чемпионат мира. Победа в нем досталась А. Лебедеву, показавшему не только каллиграфическую точность в исполнении обязательных фигур, но и превосходное произвольное катание, насыщенное артистическими находками и поразившее всех своей гармоничностью.

А. Лебедев не скрывал, что своим успехом он обязан и дружбе с известными художниками, которые советами, особым видением и пониманием пластики помогли создать необычную произвольную программу.

Победа на этом турнире позволила многим спортивным историкам считать А. Лебедева первым неофициальным чемпионом мира. Успешное завершение состязаний в Петербурге во многом ускорило создание Международного союза конькобежцев (1892 г.) и последующую организацию первых чемпионатов Европы и мира. Для многих зарубежных знатоков успехи русских фигуристов в начале 90-х гг. прошлого столетия стали полной неожиданностью. Но внимательный наблюдатель мог бы отметить тот факт, что фигурное катание в России было - популярным еще со времен Петра I. Именно русский царь после своей поездки в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр I, как об этом писалось не раз, придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал таким образом прамодель сегодняшнего оснащения фигуристов.

Можно, кстати, вспомнить и строки из «Евгения Онегина»: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед», где А. С. Пушкин оставляет нам живое свидетельство того, что потехи на льду в начале XIX в. уже вошли в быт русского народа. К пушкинским временам относится и появление у нас первого учебника для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. де Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

В 1877 г. каток в Юсуповском саду перешел из владения Яхт-ч клуба в собственность небольшого кружка истых поклонников конькобежного искусства. Вот тогда-то и родилось Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии фигурного катания у нас в стране. Именно на катке Юсуповского сада в 1896 г. состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию. Его победителем стал фигурист из Мюнхена Гилберт Фукс.

В чемпионате принимали участие только мужчины. Их было четверо, и среди них два русских спортсмена - Г. Сандерс и Н. Падусков. Очередь женщинам разыгрывать звание чемпионки мира наступила лишь десять лет спустя, да и то официально право проводить свой чемпионат было признано лишь в 1924 г. А первой чемпионкой в 1906 г. была провозглашена М. Сайерс.

Организатором чемпионатов выступил тогда (и сохраняет это право по сей день) Международный союз конькобежцев.

Парное катание и спортивные танцы на льду появились в программе мировых чемпионатов много позже. Только в 1908 г. впервые было разыграно первенство среди спортивных пар. В тот раз чемпионат мира вновь проводился в Петербурге. Немецкие фигуристы А. Хюблер и Г. Бюргер вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании. А танцоры свои награды впервые разыграли лишь в 1952 г. в Париже. Как и следовало ожидать, сильнее всех оказались англичане - Д. Вествуди Л. Дем-ми. Ведь именно фигуристы Великобритании были создателями нового «жанра».

Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Это были своего рода кулуарные соревнования. Но популярность фигурного катания росла с фантастической быстротой, и уже в 1908 г. соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV Олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д. Пиктэ.

Заметим попутно, что в России первый каток с искусственным льдом в закрытом помещении появился накануне первой мировой войны при бывшем театре «Аквариум» в Петербурге. К сожалению, функционировал каток недолго, и фигуристы не смогли использовать его для проведения регулярных тренировок и крупных международных турниров.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 г. стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), спортивная пара А. Хюблер - Г. Бюргер (Германия) и Н. Панин-Коломенкин из России. Русский фигурист, призер чемпионатов мира и Европы, был недосягаем в соревнованиях на лучшее исполнение так называемых специальных фигур - были тогда такие соревнования. Фигуристы сами чертили для себя сложные узоры, а затем с помощью коньков переносили их на лед. Фигуры, предложенные судейской коллегии Олимпийских игр Н. Паниным-Ко-ломенкиным, были настолько оригинальны, красивы и сложны, что их посчитали абсолютно невыполнимыми (рис. 3). И.когда русский фигурист все-таки начертил их, заслуженной наградой ему была золотая медаль - первая в истории отечественного спорта вообще!

Н. Панин успешно выступал не только на олимпийских играх. Его спортивный путь украшен многими достижениями и наградами. Он был обладателем- серебряной медали чемпионата мира 1903 г. в Петербурге, проиграв многократному чемпиону Ульриху

Сальхову из Швеции. В его послужном списке бронзовая награда первенства Европы 1903 г. в Давосе и серебряная медаль европейского чемпионата 1908 г. в Варшаве. Награды доставались ему в напряженнейшей борьбе, в ходе которой приходилось преодолевать и необъективность арбитров (как это случилось на Олимпийских играх в Лондоне) и препятствия, чинимые русскому чемпиону дома чиновниками-бюрократами. По этой причине ему приходилось скрывать свою настоящую фамилию и выступать на международных соревнованиях под псевдонимом Панин. Этот псевдоним так прижился, что впоследствии Н. А. Коломенкин всегда присоединял его к своей фамилии.

РАЗВИТИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ В СССР

Вклад Н. А. Панина-Коломенкина в развитие фигурного катания настолько велик, что еще многие поколения с благодарностью будут вспоминать о нем. Он создал первый в мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные технические, постановочные, воспитательные аспекты современной тренировки и соревнований фигуристов. Он сконструировал свою модель конька, которая будучи модернизированной, остается по сей день на вооружении у фигуристов. Более того, именно Панин-Ко-ломенкин создал и апробировал успешно действующую и поныне систему спортивных разрядов как основу для совершенствования. и роста мастерства.

Большой заслугой Н. А. Панина-Коломенкина стало открытие отделения фигурного катания в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, что положило начало изучению этого вида спорта и подготовке квалифицированных кадров в рамках высшей школы.

В стенах института работали видные специалисты и опытные педагоги, создавшие научно-практическую базу современного советского фигурного катания. Среди них ос.обое место занимает двукратный чемпион страны в парном катании профессор А. Б. Ган-дельман, ученик Н. А. Панина, много сделавший для сохранения и развития богатых научных и- педагогических традиций отечественного фигурного катания.

В институте подготовлена большая группа высококвалифицированных специалистов-тренеров, в разные годы успешно работавших в сборной команде страны: С. А. Жук, И. Б. Москвин, Т. Н. Москвина, А. Н. Мишин и др.

Н. А. Панин кроме научно-педагогической деятельности вел активную "работу по организации массового фигурного катания, видя в нем действенный фактор оздоровления трудящихся и основу для роста высшего спортивного мастерства.

Н. А. Панин-Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать первые секции этого вида спорта. С середины 20-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда.

В Москве к концу 20-х гг. фигурным катанием регулярно занималось уже более 300 человек. Среди них были такие известные мастера, как динамовцы Ю. Зельдович, К- Лихарев, спортивная пара М. Гаскевич - И. Вонзблейн, представители секции Союза металлистов Т. Гранаткина, Ю. Станкевич, М. Станкевич и др. Здоровая конкуренция между двумя ведущими группами московских фигуристов вела к быстрому росту мастерства.

У ленинградцев активными организаторами групп фигурного катания были известные еще с дореволюционных времен спортсмены К- Цезар, Ф. Датлин (до революции они неоднократно выигрывали звания чемпионов России, и оба были учениками Н. А. Панина-Коломенкина), Л. Попова. Однако по уровню мастерства ленинградцы явно уступали своим- московским коллегам, и когда в 1928 г. было решено послать команду советских фигуристов в Норвегию, то в нее попали только москвичи, а в качестве судьи - Н. А. Панин-Коломенкин.

Чемпионат Москвы впервые состоялся в 1923 г. Чемпионами тогда стали Ю. Зельдович, А. Быковская и спортивная пара Н. Быковская - Ю. Зельдович. Ленинградцы же свой первый чемпионат провели тремя годами позже. Среди мужчин победил И. Богоявленский, а в парном катании первенствовали А. Ергина - И. Богоявленский. Среди женщин состязания йе проводились.

Чемпионаты страны в те годы проходили нерегулярно, с боль шими перерывами. 1924, 1927, 1928, 1933 годы были отмечены все союзными турнирами, и лишь затем чемпионаты стали явлениед постоянным, особенно после того, как в 1936 г. была создана Все союзная секция (позднее - федерация) фигурного катания. Пер выми победителями Всесоюзного турнира в 1924 году стал! москвичи Ю. Зельдович и Н. Быковская - Ю. Зельдович. Жен щины-одиночницы первенства не разыгрывали.

В те годы на небосклоне советского фигурного катания восхо дят такие звезды, как Р. и А. Гандельсман, П. Чернышев, П. Ор лов, Р. Новожилова, С. Глязер, К- Лихарев, Т. Гранаткина (Тол мачева), которые затем, уже в послевоенное время, став тренера ми и педагогами, внесли колоссальный вклад в дело развиты: советского фигурного катания.

Чтобы показать, по каким направлениям развивалось фигурное катание в то время, какие страсти подчас бушевали на трибунах и ледовых площадках, приводим небольшой отрывок из книги Н. А. Панина-Коломенкина «Фигурное катание на коньках>,вышедшей в свет в 1938 г. в издательстве «Физкультура и спорт>:

«Не лишена интереса длительная борьба двух течений в нашем парном катании. Под влиянием заграничных иллюстраций, изображавших трюковые номера профессионалов в парном катании, у нас нашлись им подражатели. Но ведь все эти подъемы женщины партнером на себя, вертушки вниз головой и т. п. номера очень не трудны-и вовсе не требуют от женщины никакого умения кататься на коньках - ее роль тут чисто пассивная; твердый на ногах фигурист может с успехом проделать все это даже с неодушевленным предметом вместо партнерши. В 1929 году приверженцы трюков смогли выделиться благодаря новизне трюковых фигур, дающих бьющую в глаза картину. Но уже через год в борьбу с ними вступило противоположное течение, работавшее в другом направлении - по линии чисто фигурного катания и имеющее большое преимущество в более или менее близком уровне общей техники катания у обоих партнеров, позволяющее наилучше осуществить единообразие и общность исполнения. У трюкистов, наоборот, женщина всегда слабее партнера, и в момент раздельного катания это бросается в глаза. Тем не менее борьба была сперва довольно равная и потому интересная, и до 1933 года успех был переменным, но с 1934 года антитрюкисты заняли ведущее место». Отголоски борьбы между этими течениями так или иначе можно наблюдать на протяжении всей истории фигурного катания, в том числе и все последние годы. Борьба за гармоничность, и не только в парном катании, продолжается неустанно, и приятно отметить, что образец здесь показывают именно советские фигуристы. В предвоенные и послевоенные годы у нас в стране была заложена достаточно прочная основа для того, чтобы начать борьбу на международной арене. К началу 50-х гг. лучшие фигуристы страны, успешно выступавшие в 30-40-е гг., стали тренерами. Полные творческих замыслов и энергии, они были преисполнены желанием так подготовить своих учеников, чтобы те с успехом могли бороться за высшие титулы на чемпионатах Европы, мира и олимпийских играх. Среди них следует отметить таких умелых воспитателей, как Т. А. Толмачева и П. П. Орлов - многократные чемпионы Советского Союза. Группы молодых спортсменов, сформировавшиеся вокруг них, и стали лидерами.

В Государственном центральном институте физической культуры выросли и такие отличные тренеры, как Т. А. Тарасова, Н. И. Дубова, Э. Г. Плинер, в Московском областном институте физической культуры - тренер первого чемпиона мира Сергея Волкова В. Н. Кудрявцев. Важную роль в повышении уровня эстетического содержания фигурного катания сыграла выпускница ГИТИСа, экс-чемпионка страны Е. А. Чайковская (Осипова).

Первыми успеха добились ученики Петра Петровича Орлова, многие годы проходившего «курс наук» у Панина-Коломенкина. В течение трех лет - с 1958 по 1960 г. - Нина и Станислав Жук блестяще выступали на европейских первенствах, завоевывая серебряные медали. Их появление на международном горизонте было ошеломляющим, а сложность программ поразила всех специалистов. К сожалению, молодые фигуристы выступали сравнительно недолго, но зато это привело к быстрому рождению нового тренера - Станислава Жука, который на многие годы возглавил советскую школу парного катания.

В 1964 и 1968 гг. советские^ фигуристы покорили олимпийские вершины Инсбрука и Гренобля, а в 1969 г. лидерами в парном катании стали И. Роднина и А. Уланов, ученики С. А. Жука. В течение четырех, лет они собирали весь урожай золотых наград на чемпионатах Европы и мира и закрепили успех отличной победой на Олимпийских играх в Саппоро (1972 г.).

Затем в качестве партнера И. Родниной начал выступать-А. Зайцев (если Роднина - воспитанница московской школы фигурного катания, то Зайцев вырос на ленинградском льду). Вместе они дважды становились олимпийскими чемпионами - в 1976 г. в Инсбруке и в 1980 г. (после того, как в их семье появился ребенок) в Лейк-Плэсиде. В те же годы они семь раз завоевывали звания чемпионов Европы и шесть раз - чемпионов мира. Два года вел их к победам С. Жук, а с осени 1974 г. и до конца спортивной карьеры И. Роднину и А. Зайцева тренировала Т. А. Тарасова.

Отличительными признаками стиля И. Родниной и ее партнеров была высокая спортивность, насыщенность программ сложными элементами: прыжками, уникальными дорожками шагов, поддержками, подкрутками, вращениями. Все это органически сплеталось в программах, которые подчеркивали жизнерадостность, оптимизм, открытый характер советских фигуристов. Именно это и приносило им лавры победителей.

Представители советского парного катания первыми пробились на мировой пьедестал. Были годы, когда сразу пять-шесть наших пар могли бы бороться за право считаться сильнейшими. Т. Жук и А. Горелик, Т. Москвина и А. Мишин, Л. Смирнова и А. Сурай-кин, Л. Смирнова и А. Уланов, Г. Карелина и Г. Проскурин, а позднее М. Черкасова и С. Шахрай, И. Воробьева вначале с А. Власовым, потом с И. Лисовским, М. Пестова и С. Леонович, наконец, Е. Валова и О. Васильев... Какой великолепный список чемпионов и призеров самых крупных международных турниров! Ни одна страна не может ныне похвастаться такими достижениями!

За последние годы только американская пара Т. Бабилония - Р. Гарднер и С. Бэсс - Т. Тирбах из ГДР сумели потеснить, да и то ненадолго, наших спортсменов на мировом и европейском пьедестале.

Если говорить о советской школе парного катания в целом, то ее отличает разнообразие стилей, обращение к нестандартным решениям, постоянное стремление создать запоминающийся сценический образ.

Как это обычно бывает в истории любого вида спорта, появление чемпионов вызывает общий рост спортивных достижений. И в советском фигурном катании вслед за лучшими спортивными парами стали быстро прогрессировать представители и других видов. В первую очередь - танцоры. Они позже всех вышли на международную арену и резко отставали в мастерстве. Но им понадобилось всего три-четыре года, чтобы пройти путь до пьедестала. Первым это удалось сделать ученикам экс-чемпионки СССР в оди--ночном катании балетмейстера Е. Чайковской - Л. Пахомовой и А. Горшкову. В 1969 г. они стали призерами чемпионатов Европы и мира, а в 1970-м - чемпионами.

Л. Пахомовой и А. Горшкову вместе с их тренером пришлось вести тяжелейшую борьбу за укрепление позиций советской танцевальной школы. И в 1976 г. они пришли к самой замечательной победе, завоевав - первыми в истории! - звание олимпийских чемпионов в спортивных танцах на льду.

Победную эстафету подхватили И. Моисеева и А. Миненков - ученики Т. Тарасовой, а затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов, ученики Е. Чайковской. Обе пары по два раза завоевывали звания чемпионов мира и Европы. Н. Линичук и Г. Кар-поносов в Лейк-Плэсиде стали и олимпийскими чемпионами.

В последние годы пальма первенства перешла к родоначальникам спортивных танцев на льду англичанам Д. Торвилл и К- Дину. Но в 1983 г., когда англичане из-за травмы не выступали на чемпионате Европы, на верхнюю ступеньку пьедестала почета взошли Н. Бестемьянова и А. Букин, воспитанники Т. Тарасовой. А серебряными призерами стали О. Воложинская и А. Свинин, которых тренирует Е. Чайковская.

Наши лучшие танцевальные дуэты неизменно характеризует блестящее использование хореографии, умение сочетать достижения в области пластики с техникой владения коньками, нестандартный подход к решению постановочных задач, точный учет индивидуальности исполнителей.

Самая сложная борьба всегда идет в соревнованиях мужчин. Сегодня они овладели сложнейшими техническими приемами, а процесс усложнения программ продолжается. Когда в начале столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки и фигуристы в благодарность за это оставили навсегда их имена в названиях элементов, никто не предполагал, что когда-нибудь все прыжки будут исполняться в три оборота. Действительно, сегодня для победы требуются уже трехоборотные аксели, саль-ховы, лутцы, риттбергеры, тулупы, флипы, и желательно в полном ассортименте. Да еще в комбинациях с другими прыжками. Нужны прыжки в четыре оборота.

Но это еще не все. Фигурист должен выглядеть на льду гармоничным, музыкальным, пластичным - словом, обладать всеми качествами, присущими артистичным спортсменам.

Советским одиночникам долго пришлось догонять своих зарубежных соперников. В 50-60-е гг. в США, Канаде, Франции, Австрии, ФРГ, ЧССР выросла блестящая плеяда мастеров одиночного катания. Р. Баттон, А. Дженкинс, Д. Дженкинс, Т. Вуд (США), Д. Джексон (Канада), К. Дивин (Чехословакия), А. Кальма и A. Жилетти (Франция), М. Шнельдорфер (ФРГ), Э. Данцер, B. Шварц. (Австрия) и многие другие покоряли сердца зрителей и специалистов. К ним присоединились фигуристы новых поколений: О. Непела (Чехословакия), Я. "Хоффман (ГДР), Д. Карри, Р. Ка-зинс (Великобритания), Ч. Тикнер, С. Хамильтон (США), Н. Шрамм (ФРГ). Почетное место среди них заняли и советские мастера. А первопроходцем был С. Четверухин, воспитанник Т. Толмачевой, а затем С. Жука., Именно ему удалось первым среди наших одиночников стать серебряным призером чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр (Саппоро). Четверухин имел в своем арсенале много элементов высшей сложности, но при этом оставался музыкальным, пластичным, умел бороться до конца.

Следующее поколение советских одиночников сумело завоевать высшие награды. На чемпионате Европы-75 это впервые удалось сделать В. Ковалеву, которого готовили Т. Толмачева и Е. Чайковская. А через месяц на чемпионате мира вперед вышел воспитанник В. Кудрявцева С. Волков. В 1977 и 1979 гг. В. Ковалев под руководством Е. Чайковской стал чемпионом мира. Но после этого советским одиночникам лишь однажды удалось завоевать золотую награду на чемпионате Европы - в 1981 г. Сделал это И. Боб-рин, к работе с которым приступил известный в прошлом фигурист Ю. Овчинников.

Советская школа мужского одиночного катания продолжает лучшие традиции, рожденные еще в дореволюционные годы и требующие высокого и гармоничного исполнительского мастерства. Но надо учитывать, что лучших одиночников ряда стран всегда от- . личает особый склад характера, умение вести борьбу сразу с несколькими очень сильными соперниками.

Не случайно много лет подряд чемпионы-мужчины долго на пьедестале не удерживались, а исключения только подтверждали правило.

Дольше всего наград пришлось нам ждать в женском одиночном разряде. Лишь с выходом на международную арену ученицы С. Жука Е. Водорезовой дело сдвинулось с мертвой точки. В течение 1976-1983 гг. Водорезова несколько раз поднималась на европейский пьедестал, несмотря на то, что болезнь заставила ее пропустить несколько турниров. А в 1983 г. Е. Водорезова впервые завоевала бронзовую награду чемпионата мира.

В женском катании прогресс наблюдается не так отчетливо, как в других видах. И хотя чемпионы и призеры последних лет - А. Пётч, К- Эррат, К- Витт (ГДР), Д. Хемелл, Л. Фратиэн, Э. Заяк (США), Д. Билльман (Швейцария), Д. Лурц (ФРГ) и другие фигуристки - обладали довольно внушительным арсеналом разнообразных сложных прыжков и других элементов, борьба всякий раз не отличалась особой остротой и интересом и обычно сопровождалась ошибками, снижавшими впечатление от выступлений спортсменок.

Значит ли это, что так будет всегда? Конечно, нет. Об этом свидетельствует вся история мирового и отечественного фигурного катания.

Новыми творческими достижениями отмечены и последние выступления советских фигуристов. На Олимпийских играх в Сарае-во-84 чемпионами в парном катании стали воспитанники Т. Москвиной Елена Валова и Олег Васильев, а бронзовые медали были завоеваны Ларисой Селезневой и Олегом Макаровым, которых готовил к старту И. Москвин. Два комплекта медалей достались и советским танцорам. Серебряный - Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину (тренер Т. Тарасова), бронзовый - Марине Климовой и Сергею Пономаренко (тренер Н. Дубова). Впервые в истории Олимпийских игр бронзовая медаль была завоевана и советской одиночницей - К- Ивановой, подготовленной двукратным чемпионом мира В. Ковалевым.

Рекорд по количеству завоеванных медалей был установлен нашими мастерами на чемпионате мира 1985 г., который проводился в Токио. Чемпионами стали Е. Валова и О. Васильев, Н. Бестемьянова и А. Букин, одиночник А. Фадеев, серебряными призерами - Л. Селезнева и О. Макаров, М. Климова и С. Поно-маренко, К. Иванова.

Завершая краткий исторический обзор развития фигурного катания, надо еще раз подчеркнуть, что каждый крупный мастер разных поколений обладает теми крупицами драгоценного опыта, который абсолютно необходим для успеха и нынешним и будущим мастерам. Изучение этого опыта обязательно для всех, кто стремится к прогрессу, к развитию нашего вида спорта, кто мечтает внести в него свой вклад. ,